НА РОДИНЕ АБАЯ, ИЛИ ПЬЕСА ДЛИНОЮ В ТРИДЦАТЬ ЛЕТ

0
144

Гюльнар МУКАНОВА,

кандидат исторических наук,

и. о. профессора КазНУ им. аль-Фараби

В далекие 1920-е годы два молодых человека, два друга, Мухтар и Магжан, выехали из Ташкента, где оба преподавали в Среднеазиатском госуниверситете, и направились в родные края Мухтара Ауэзова (то был будущий писатель-академик), чтобы собрать исторические факты и этнографические сведения в местах, связанных с жизнью и творчеством великого Абая. Эта поездка окончательно сдружила их, и в творческом плане утвердила обоюдное решение заняться научно-педагогической деятельностью, для этого продолжив образование в Петрограде либо Москве…

Оба, и Мухтар, и Магжан Жумабаев впоследствии стали известны как авторы театральных постановок, по их произведениям ныне отсняты художественные фильмы (в том числе «Батыр Баян», «Серый Лютый» и др.).

В век глобальных технологических новаций, театральная среда испытывает определенные вызовы: зрителя привлекают глубокие темы, – остальное достаточно представлено на «прилавках» Yotube и социальных сетей…

История Семипалатинского ядерного «очага» и разрушительных последствий его эксплуатации для мирных жителей, в советское время, в год 30-летия с момента его официального закрытия, по Указу Первого Президента РК Н. А. Назарбаева, вновь прозвучала 10 апреля 2019 года, в премьерной постановке пьесы под емким названием «Жан дауысы» («Крик души») на сцене театра «Абай», что в городе Семей (ВКО). Этот край, по праву считающийся малой Родиной выдающихся лидеров Алаш, пережил на последнем веку многое, и полигон – одна из незаживающих ран, планетарного охвата.

Автор пьесы «Жан дауысы» – уроженец этой многострадальной земли, выпускник факультета журналистики КазГУ (1985 г.), ученик академика З. Кабдолова, ныне – сам уже доктор филологических наук, профессор кафедры издательского дела и дизайна КазНУ им. аль-Фараби, заместитель председателя Союза писателей РК, известный поэт и публицист Бауыржан Жакып. Из застенчивого студента, каким помнят его сокурсники, он вырос в добродушного преподавателя, которого обожают студенты и молодые ученые, много времени уделяет общественной работе.

После премьеры Б. Жакып вылетел обратно в Алматы, где мы встретились, ведь работаем на одной кафедре издательского дела и дизайна, и пожелали автору новых творческих удач, расспросили, как родилось произведение. С его слов, замысел произведения (изначально – поэмы) зародился тридцать лет назад, именно в 1989 году, когда был произведен последний ядерный взрыв в Семее, настолько сильно было потрясение от открывшихся тогда, ранее секретных, сведений о полигоне, – и с тех пор поэма эта, признается Бауыржан Омиржанович, все еще пишется и дополняется.

Вывести на большую сцену пьесу, – для автора всегда потрясение, и хотя при беседе на следующий день после возвращения из Семея, Б. Жакып тщательно камуфлирует эмоции, по голосу даже чувствуешь радостный трепет: шутка ли, зал замирает, слышно их, зрителей, дыхание, то ровное, то – учащенное, и ты словно врач, ощущаешь пульс аудитории, и это ведь его самого (!) – премьера, как драматурга, тоже. Первая постановка первой пьесы, кто еще этим может похвастаться в наше стермительное время?! Пусть она будет не последней, желаю автору, и он молчаливо соглашается. Может, уже в нем рождается замысел следующей постановки?! Вдохновение – как дуновение весеннего ветерка, раз! – и вот оно, «находит» и не отпускает, пока не сядешь за письменный стол и поставишь точку в эпилоге.

За спиной у Бауыржана Жакыпа – опыт работы редактором главной редакции литературно-драматических программ Казахского телевидения, далее – редактор в издательстве «Жалын» (1985). Состоялся он и как работник высшей школы: заместитель декана по учебной работе, руководитель пресс-центра КазНУ им. аль-Фараби (1992), заместитель декана по научной работе (1992), заведующий кафедрой журналистского мастерства и литературного редактирования (1995), заведующий кафедрой издательского дела и редактирования, заведующий кафедрой периодической печати (1995-2001), декан факультета журналистики (2001-2008). С 20 января 2009 года был назначен генеральным директором «Қазақ энциклопедиясы», а это весьма ответственное кресло, сколько людей и их судеб изучает глава большой корпорации, формирующей мировоззрение и национальную идентичность, посредством фолиантов главной энциклопедии страны… Вернулся в alma mater, на его столе всегда кипа свежей прессы… неизменно внимателен и расспросит, как дела, какие планы, поделится итогами поездок.

Большая эрудиция, спокойный характер Бауыржана, воспитанность и такт, уважение народных традиций и несомненный артистизм, сдобренный легким юмором, с которым он идет по жизни, как магнитом притягивают к нему таких же трудоголиков от литературного процесса.

Недавно профессор побывал в столице Азербайджана, выступил перед литераторами и издателями, налаживает культурные контакты и прерванные с распадом Союза, переводческие традиции. В общем, человек на своем месте, не свернет с выбранного пути, и премьера пьесы – грань его личностного роста, и радостно за автора, и за зрителя, которому есть над чем размышлять и переживать. Премьерный показ драмы осуществила труппа Северо-Казахстанского музыкально-драматического театра им. С. Муканова (С. Мұқанов атындағы қазақ сазды драма театры), который был открыт с участием Елбасы в торжественной обстановке в 2000 году в г. Петропавловске. За без малого два десятилетия театр достиг хорошего уровня; отсюда стартовала отечественная звезда – лауреат престижного Каннского фестиваля за лучшую женскую роль Самал Еслямова (ставшая в одночасье знаменитой исполнительница главной роли в фильме «Айка») и многие другие дарования.

Руководитель Северо-Казахстанского музыкально-драматического театра Биржан Жалгасбаев, не первый раз вывезший труппу на гастроли, отмечает очень теплую реакцию зала в Семее, и причина понятна: ведь жителям края пьеса о родной земле, вышедшая из-под пера земляка, была дорога вдвойне.

В таких случаях, и артистам желают вдохновения и громких, душевных аплодисментов. Репертуарная афиша для жителей и гостей Семея весьма продумана, на наш взгляд: в исполнении северян, их вниманию представлены были еще две пьесы: Магжана Жумабаева «Шолпан күнәсі / Вина Шолпан» и Мухтара Ауэзова «Қаракөз / Карагоз».

Так переплелись судьбы лучших сыновей Алаш, ведь знаменитый рассказ-шедевр психологической драмы о женщине-степнячке «Шолпанның күнәсі» был опубликован Магжаном в 1923 году в 4-8 номерах журнала «Шолпан», в период работы в Ташкенте; там же М. Жумабаев написал труды об Акан-серэ, Базар-жырау, о современнике-исследователе Абубакире Диваеве. В тот период вместе с М. Ауэзовым, Х. Досмухамедовым, А. Диваевым, Магжан участвовал в работе культурно-просветительского общества «Талап», прочел для слушателей лекцию «О стихотворениях Абая»…

Глубина публицистики А. Кунанбаева, его гражданская лирика привлекли Магжана, тогда же он посетил вместе с Мухтаром Ауэзовым, впервые, земли тобыктинцев…почти столетие назад.

Вот такие удивительные метаморфозы, красивые параллели. Достойный репертуар. Жизнь – театр, как выразился классик. Порадовал Димаш, вот и долгожданное обновление отечественной Мельпомены, глядишь, не за горами.

С премьерой, профессор! Браво, актеры!!! Культурных находок и новых открытий, қарт Семей!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ