ГОСАРХИВЫ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

0
474

Жанагул ТУРСЫНОВА,
к. п. н., директор Государственного архива Карагандинской области

«Новейшая история Казахстана – сравнительно новое направление в исторической науке. В силу этого, она еще не имеет законченного институционального характера, т. е. не выделена в полностью самостоятельную научную дисциплину со своей методологией и учебно-методическим обес­печением. Для нас важно в кратчайшие сроки устранить этот пробел».

Об этом заявил Госсекретарь РК Марат Тажин на прошедшем в ЕНУ им. Гумилева расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории РК, где была рассмотрена программа «Народ в потоке истории». Главная ее цель – создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики, расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации, осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана.


Огромную работу по популяризации отечественной истории, архивного дела, краеведения проводят государственные архивы. Госархивы – это не только учреждения, осуществляющие практическую деятельность по хранению документального богатства Республики Казахстан, но и центр научной работы.
Одной из форм использования документов в архиве является публикация документов в различных формах. Источниками публикаций выступают ретроспективные документы государственных архивов: официальные документы, воспоминания, биографические материалы фондов личного происхождения и т. д.
Целесообразность архивных изданий заключается в перестройке общественного сознания, возвращении традиционных жизненных ценностей, интереса общественности, широких слоев населения к отечественной истории, к истории своего региона, помощи объективному познанию исторического процесса, повышении значения государственных архивов как хранилищ документов, необходимых для воссоздания реальных исторических событий, жизни прошлых поколений.
Важной задачей научно-инфор­мационной деятельности государственной архивной службы является обеспечение общества ретроспективной информацией, доступности документов для достаточно широкого круга исследователей. Эта доступность становится реальной, благодаря публикации документальных источников.
Основной комплекс документов, представленный в работах, публикуется впервые и представляет широкую панораму экономической, политической, культурной и социальной жизни, в частности, Карагандинской области во всем ее разнообразии. Обширный и многоплановый массив архивных документов, представленный в сборниках и других изданиях, дает возможность исследователям осуществлять полный и объективный анализ исторического прошлого нашего региона.
Значение публикаций заключается в том, что они вводят в научный оборот ранее малодоступные для широкого круга читателей документы, многие из которых до недавнего времени проходили под грифом «секретно».
«Нужно прямо сказать о несводимости истории казахов к литературным источникам и архивам. Неужели можно без критического анализа принимать свидетельства насквозь пропитанных европоцентризмом иностранных купцов, разведчиков, военных или географов о казахской истории в качестве истины последней инстанции? Мы должны серьезно переосмыслить все эти источники, понимая с высоты современной науки, что они часто не выдерживают никакой критики по стандартам сегодняшнего дня», – сказал М. Тажин.
В настоящее время, в связи с переменами в политике и экономике, архивы оказались в центре общественно-политической жизни. Внимание историков, публицистов, краеведов привлекает их богатая источниковедческая база.
Существуют разные мнения о том, является ли архивный документ историческим источником или нет, или является им только тогда, когда становится известным и доступным.
Большинство архивистов и источниковедов все же склонны рассматривать архивный документ как исторический источник, независимо от того, востребован он историком или нет. Иначе это бы противоречило всему смыслу и сущности архивной работы.
Между архивоведением и источниковедением существует тесная взаимосвязь. Так, архивисты широко применяют методы источниковедческого анализа в своей работе: при определении ценности документов, их описания и использования.
Марат Тажин предложил «создать современный и, по-настоящему, научный, единый государственный стандарт исторического образования в средней школе и вузах. Стандарт, который базировался бы на самых современных методах исследования и методиках преподавания. Это, конечно, потребует серьезной методической перестройки учебного процесса в сфере гуманитарного образования, вначале в высшей, а затем и в средней школе. В соответствии с новым государственным стандартом исторического образования, необходимо будет пересмотреть распределение учебно-методических планов во всех государственных вузах страны».
Нурсултан Назарбаев в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» дал оценку казахстанской образовательной системе, в которой указывал, что в настоящее время «важной составляющей учебно-воспитательного процесса» являются «исторические знания», изучение истории родного края, введение общеобразовательных учреждениях такого предмета как «Краеведение».
Современное поколение имеет множество источников информации. В настоящее время они могут сопоставить сведения по истории, почерпнуть из учебников и на уроках истории, с многочисленными сведениями, получаемыми в семье, из периодической печати, радио, телевидения интернета. Одним из основных исторических источников являются подлинные архивные документы.
Одна из форм организации использования архивных документов – это проведение нетрадиционных уроков истории. Уроки истории проводятся на основании заключенного договора с образовательным учреждением и в соответствии с учебной программой, как по инициативе архива, так и по инициативе учебного заведения.
Необходимость внедрения в педагогический процесс нетрадиционных форм уроков позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.
Благодаря нестандартности уроков, удается привлечь внимание большинства учащихся к наиболее сложным вопросам истории.
По словам Госсекретаря РК Марата Тажина, исторические исследования перестали замыкаться на изучении исключительно письменных источников и работе в архивах. Исторические исследования интегрировали в себя методы многих смежных научных дисциплин – социологии и социальной психологии, экономики, социальной географии, этнографии, антропологии, культурологии, истории права и т. д.
Объединение усилий специалистов разных профессий в разработке одной проблемной темы поднимет качество исследований на новый, более высокий уровень. Это тем более целесообразно, что ряд актуальных тем, до которых еще «не добрались» профессионалы-историки, уже успешно изучается специалистами других направлений.
Разработка конкретных мер по улучшению координации совместной деятельности историков, социологов, политологов, этнографов, а также специалистов госархивов будет способствовать укреплению их творческого сотрудничества в выполнении задач по эффективному развитию национальной истории.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ