Роль исторической науки в подготовке инженерных кадров

0
548

Галия Сармурзина, 
д. и. н., проф. КазНТУ им. Сатпаева

Камиля Чатыбекова, 
д. и. н., проф. КазНТУ им. Сатпаева

Современный Казахстан переживает период национального возрождения. В связи с этим, возник интерес и появилась необходимость всестороннего, глубокого и подлинного изучения истории Отчества. История – это не только знания о прошлом человечества. История помогает определить гражданскую позицию, воспитать национальную гордость, патриотизм. 

На расширенном заседании историков республики, проходившем в Астане в июне этого года, отмечалось, что без знания исторического прошлого невозможно наше будущее. В процессе формирования новой политической культуры первостепенное значение приобретает знание многовековой истории казахского народа. История также дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время. Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Патриотизм является фундаментом общественного и государственного развития. 


В настоящее время идет процесс обновления содержания воспитания, формирования гуманистических, социально значимых ценностей. Необходима реформа идеологии воспитания и социализации молодого поколения. Происходящие в казахстанском обществе изменения находят отражение в усложнении процессов социализации, в противоречивых тенденциях в сознании и поведении молодежи.
Молодежь современного Казахстана – это наше новое поколение XXI века. В связи с этим, все Послания Президента РК адресованы прежде всего молодежи. Необходимо всегда помнить о том, что основы патриотического воспитания казахстанской молодежи нашли свое отражение в словах Главы государства о том, что патриотизм – это способность идентифицировать себя прежде всего с историей Казахстана, важнейшими жизненными ценностями предыдущих поколений. В свою очередь, патриотизм не возможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общества с его прошлым. Поэтому изучение нашей истории сегодня актуально и важно. 
Мы очень рады, что наконец было заявлено официальное мнение о роли отечественной истории, ее важности и нужности в высших учебных заведениях.  Этот предмет, как никакой, больше всего отвечает принципам образования: преемственности и непрерывности.
Начиная с изучения истории в школе, молодой человек суммирует и упорядочивает свои знания в вузе. И ни одно из уважающих себя государств не убирает из вузовских программ изучение отечественной истории.
Это не только трамплин, пререквизит к любой гуманитарной дисциплине в вузе, но еще и мощное воспитательное средство: здесь учат гуманизму, толерантности, патриотизму, гражданственности. 
Необходимо, на наш взгляд, помнить о том, что в обучении будущих инженеров нужны инновации. Само обучение должно быть нацелено на подготовку специалистов нового типа, которые будут обладать прежде всего навыками креативного поиска. Ведущая  роль в решении этой сложной задачи принадлежит гуманитарным наукам, которые формируют систему мировозрения личности студента, определяют ее интеллектуальное и духовное развитие, способствуют развитию у студента профессиональных качеств, ценностных установок. 
На совещании 5 июня в ЕНУ им. Гумилева отмечалось, что время ставит перед исторической наукой новые задачи. Первостепенной задачей является необходимость выхода на новый качественной уровень учебной литературы по истории Казахстана. Было отмечено, что на книжном рынке появляются книги, написанные   непрофессионалами. Они путают картину прошлого, «засоряют» головы  домыслами, небрежным отношением к историческим фактам, гипотезам и т. д.
Пора уже ставить вопрос о научности и праве на публикацию монографий и брошюр, напечатанных без рекомендаций ученых и Ученых Советов. Также озвучены задачи о внесении нового импульса в развитие профессиональных исторических исследований, о программе Н. А. Назарбаева «Народ в потоке истории…». 
Действительно, чем дальше мы от момента провозглашения суверенитета и независимости Казахстана, тем больше «белых пятен» выявляется в нашей истории.
Взять, к примеру, наших древнейших предков – ариев. Именно они оставили нам «страну городов» и петроглифы урочища Тамгалы. 
Примерно на той же широте, что и Аркаим, только уже на территории Казахстана, находятся остатки еще нескольких городов – обсерваторий, причем измерения, которые получали в них, гораздо точнее, чем в знаменитом Стоунхендже – кстати, расположенном также примерно на той же широте. 
Петроглифы Тамгалы также полны загадок. Их начали рисовать еще арии, а продолжили саки. Они могут дать много информации о менталитете наших предков. 
Об ариях существует множество гипотез, например, что они попали в Индию и принесли сюда одну из самых древних вед – Ригведу, что сказание о Заратуштре  также возникло в их среде и т. д.
«Белыми пятнами» в истории Казахстана являются и исследования о возникновении жузов. В русских летописях первые упоминания о жузах относятся к XVI веку, но это не значит, что жузы появились именно в то время. 
Когда, где, из каких компонентов складывались жузы, какова их история – еще предстоит исследовать. 
История новейшего времени Казахстана тоже таит в себе массу загадок и неисследованных проб­лем. Возьмем, к примеру, страницы гражданской войны. Сейчас, когда происходит переоценка ценностей, к этому явлению нельзя относиться иначе, как к аномалии, коренному политическому, экономическому, культурному, психологическому, этическому и моральному разлому общества. Здесь не может быть «правых» и «виноватых», освободителей и защитников. Но здесь есть жертвы и пострадавшие – простой народ. И задачей историков, по нашему мнению, является обьективное освещение гражданской войны, когда в исследованиях используются не только советские архивы, но и зарубежные, эмигрантские, архивы ВЧК, ОГПУ, НКВД и т. д. 
История Независимости совсем молодая, но и здесь есть слабоосвещенные и неоговоренные вещи. Авторы данной статьи имеют более чем тридцатилетний стаж научно-педагогической работы, и мы должны сказать, что в   студенческой аудитории нужно рассматривать такие факты, как быстрая и зачастую не совсем выгодная, с точки зрения цен, продажа части ресурсов иностранным кампаниям.
Приходится делать экскурс в ситуацию, в которой это проходило. Ведь разрушенные прежние экономические связи, транзитный кризис – все это ставило вопрос о возможности существования нового государства с точек зрения политики, экономики, социальной сферы, и без иностранных инвестиций было не обойтись.
Иностранцы рисковали своими капиталами. Многие из них вчера даже еще не знали, что такое «Казахстан» и «казахи», кроме того, они могли помнить печальную для иностранных предпринимателей историю НЭПа, когда после налаживания и восстановления ими предприятий, сданных в концессию, их просто вытеснили. Они рисковали, т. к. не могли предположить развитие политических событий внутри страны, направление экономической политики, и привлечь к сотрудничеству их могли только выгодные цены и договоры с  гарантиями.
Немало неосвещенного, неоговоренного остается в исследованиях о сильной президентской политике того периода, о заслугах Н. А. Назарбаева как личности, лидера, которому в определенные моменты истории Независимости приходилось практически брать на себя и руководство и ответственность за это. 
Вспомним хотя бы период, когда журналистка Квятковская обнаружила нарушения в избирательной процедуре Парламента, и был поставлен вопрос о его нелигитимности. До момента выбора нового Парламента, Президент принимает и подписывает около 140 указов, имеющих силу закона, которые значительно продвинули страну по пути реформ. В следующий Парламент уже вошли люди, мыслящее реформаторски, грамотные, профессиональные, поддерживавшие положительное движение страны на скорейшие преобразования.
И таких моментов в истории Казахстана найдется немало. Их нужно обозначать и раскрывать. Причем педагоги ставят вопрос и о том, что учебники и учебные материалы должны содержать положительные примеры того, чем можно гордиться, кому можно подражать. Без этого немыслим процесс воспитания, становления гражданственности, казахстанского патриотизма.
Безусловно, в учебной литературе необходимо больше писать также о людях труда, чтобы на них равнялись. Преподавание истории Казахстана должно иметь познавательный характер в связи с тем, что основой инновационного развития и процветания страны является качественное образование.
В период, предшествовавший совещанию, зачастую можно было слышать, особенно от специалистов-не историков: зачем нужна история Казахстана в вузах, ведь она есть в школах? Нам хочется ответить на этот вопрос следующим образом: в высших учебных заведениях история Казахстана изучается на новом качественном уровне, здесь изучаются вопросы, которые еще рано изучать в школе, даются гипотезы, спорные  моменты, да и преподавание в вузах ведется уже по-новому: по возрастному контингенту. Вчерашние школьники взрослеют, и их также нужно воспитывать, учить быть гражданами, патриотами, проводниками лучших традиций и всего самого лучшего, что накопила многовековая история Казахстана.
По-нашему мнению, необходимо усовершенствовать, изменить в качественном плане содержание казахстанских учебников и учебных программ, а также увеличить количество учебных часов по истории Казахстана, как на исторических, так и на инженерных факультетах в вузах страны.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ