Активизация читательской деятельности школьников

0
1409

Шырын КОЖАКЕЕВА,
профессор кафедры русского языка 
и литературы КазНПУ им. Абая

Утверждение гуманистического характера образования, его первостепенной значимости в социальном, экономическом и духовном обновлении общества, поставило новые задачи перед школой и литературой как учебным предметом. Время обострило проблему формирования личности, обладающей высоким уровнем мышления и культуры, могущей найти свое место в решении все более сложных вопросов производства, науки, экологии, человеческих отношений. Эти цели делают особенно актуальной проблему стимулирования читательской активности школьников.

Важнейшим средством образования, гражданского и нравственного становления личности является книга. Именно художественная литература, с ее гражданскими и нравственными идеалами, является лучшим средством воздействия на юную личность. Однако, как тревожно отмечают учителя, методисты, родители и библиотекари, интерес к книге, чтению не растет, каждый третий выпускник школы не становится активным читателем. Сегодня словеснику уже нельзя жить прежними представлениями, что художественная литература сама завоюет ученика, стоит лишь дать чтению разумное направление. Значит, необходимо искать новые пути приобщения к книге, формирования потребности в чтении, построения урока-общения с искусством. И перед учителями литературы стоит задача – дать стимулы и ориентиры чтения, сформировать читательскую культуру, показать ту огромную роль, которую играет книга в жизни общества и в сознании человека, то есть заложить прочные основы полноценной читательской деятельности.


Среди множества идей, направленных на совершенствование обучения, первостепенной является идея изучения и формирования читательских интересов учащихся. Ее реализация предполагает целенаправленное использование учителем объективных и субъективных возможностей обучения и учения. Эта идея, с одной стороны, служит поиску таких путей обучения, которые привлекли бы к себе учащихся, расположили бы их к совместной деятельности с учителем, активизировали бы учение школьников. С другой стороны, опираясь на опыт и интересы самих учащихся, на их устремления, запросы и склонности, учитель приобретет союзников в построении и совершенствовании учебного процесса.
Практика показывает, что развитие читательских интересов учащихся нередко не планируется, а осуществляется стихийно, роль читательских интересов в повышении эффективной мыслительной деятельности недооценивается.
Таким образом, имеет место противоречие между наличием большого объема ценного материала по теории читательских интересов и реализацией развития читательских интересов школьников на практике. В связи с модернизацией образования, особую актуальность в последние годы получили вопросы приобщения школьников к литературе. На страницах газет и журналов завязалась дискуссия между «классицистами», которые ставят под сомнение необходимость изучения современной литературы, говоря о «культурном беспамятстве», «духовном оскудении нации», и «современниками», которые считают, что русская классика «устарела», что она скучна и непонятна современному школьнику, который вообще перестал читать, а если и читает, то, конечно, не классику.
Но еще во второй половине XIX века известные педагоги В. Я. Стоюнин, В. П. Острогорский советовали начинать чтение с произведений, близких к современности, при этом, не забывая и любя произведения классической литературы.
«Совершенствование читательской культуры учащихся предполагает развитие способностей наслаждаться искусством, углубление способности воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости», – пишет О. Ю. Богданова. Отсюда следует ее рекомендация: «Выбор книг для самостоятельного чтения, усвоение нравственного потенциала лучших произведений художественной литературы, восприятие эстетического многообразия мировой литературы – вот основные вопросы, которые волнуют учителя-словесника и которые могут быть решены только в общей системе школьного литературного образования».1
Проблема разработки концепции формирования читательских интересов обусловлена не только ее социальной значимостью, но и наличием теоретических и практических предпосылок. К социальным предпосылкам можно отнести значительный спад уровня читательской активности юношества, объясняемый объективными причинами развития общества. В качестве теоретических предпосылок выступают исследования по возрастной психологии, психологии художественного восприятия и художественного творчества по проблемам роли книги в обучении, по литературному развитию школьников.
Актуальность проблемы формирования читательских интересов в старшем школьном возрасте определяется тем, что именно в 9-11 классах закрепляется эстетическое отношение к искусству, в целом, и литературе, в частности, следовательно, юношеский возраст наиболее благоприятен для сдвигов в литературном развитии.
Психологи, литературоведы, педагоги и методисты рассматривают данную проблему с разных ракурсов, ищут современные и новые пути их решения, экспериментально подтверждают или опровергают свои доводы. Но все они сходятся на одной мысли: формирование круга чтения школьников – это целенаправленный процесс, который должен состоять из нескольких этапов, то есть требуется продуманная и обоснованная система руководства чтением.
Система включает следующие этапы:
– изучение читательских интересов (мониторинг);
– предварительное планирование;
– рекомендация книг; 
– контроль за домашним чтением;
– уроки внеклассного чтения;
– письменные работы на материале внеклассного чтения;
– различные формы внеклассной работы.
Изменившиеся ценностные ориентиры в обществе предопределяют коррекцию списка рекомендуемых произведений. Таким образом, важное значение в формировании новых нравственно-эстетических потребностей приобретает отбор литературы для юношества, при этом необходимо вводить в круг их чтения, наряду с классической, лучшие произведения современной литературы, в том числе и постмодернистской направленности.
Коренным отличием новых условий поиска в современной школе является изменение понимания целей образования, а следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств: социальный заказ современного общества выражен в интеллектуальном развитии человека. Ведущее направление развития мировой педагогики – развивающее обучение не могло не найти своего отражения в развитии отечественной образовательной системы. 
Основными особенностями развивающего обучения являются:
– превращение школьника в субъект познавательной деятельности посредством формирования механизмов мышления, а не эксплуатации памяти; 
– приоритет дедуктивного способа познания;
– доминирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения.
Одним из путей достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс проектной технологии, которая подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций. Введение в обучение проектной технологии позволяет учителю активизировать познавательную деятельность и одновременно, определенно-личностные качества.
Использование новых образовательных технологий в рамках реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся будет способствовать развитию самостоятельного мышления старшеклассников, более глубокому проникновению в выраженные в литературе чувства, мысли, переживания. «В процессе приобщения школьников к чтению на уроках литературы речь должна идти не только о формировании умений, но и о переносе их в сферу самостоятельного чтения, о приобретении читательского опыта, определенного уровня читательской культуры, который делает возможной полноценную читательскую деятельность. Необходимо в системе читательских качеств выделить установку и способность видеть в книге источник саморазвития и самосовершенствования, который заключается не только в приобретении знаний, но и крупиц нравственного, эстетического опыта человечества».2 
Современная методика признает изучение проблем, связанных с чтением школьников необходимой предпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучения литературе. Какие методы изучения чаще всего используются в практике работы учителей-словесников?
В ходе фронтальной, групповой или индивидуальной беседы учителя с учениками возможно выяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе, о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником.
Анализ письменных работ учащихся (сочинений, письменных ответов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитанных книгах и т. д.) поможет учителю определить особенности восприятия литературного произведения как на этапе первоначального самостоятельного чтения, так и после анализа или обсуждения произведения на уроке, проследить рост читательской культуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализировать и оценивать литературные произведения. Сочинения типа «Моя домашняя библиотека», «Что я хотел бы изменить в своем чтении» и т. п. могут дать дополнительный материал о мотивах и характере чтения школьника. Многие проблемы, поднятые в таких сочинениях, могут стать предметом обсуждения на уроках и в индивидуальной беседе.
Читательские биографии, широко использовавшиеся в практике старых словесников, дают учителю интереснейший материал об особенностях эволюции читательских интересов школьников, о становлении читательской индивидуальности, о роли семьи и школы в воспитании читателя. Есть о чем задуматься учителю, получающему в выпускном классе такую информацию о себе: «Преподаватель ведь искренне хочет научить нас. Разумеется, он знает несравненно больше, чем ученики, помнит, что было самому интересно. Но, во-первых, личный опыт не всегда показателен. Во-вторых, учитель ограничен программой и вынужден гнать одно за другим, у него не остается времени просто показать, как читать, а не листать книгу. В результате у ученика в голове чаще вывески, чем произведения».
Читательский дневник, дающий возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием, особенно активно пропагандировался педагогами начала XX века. Однако строго оговоренная структура дневников, формальный подход к работе с ними, не учитывавший возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, во многом способствовали дискредитации данной формы работы.
Между тем известно, что отдельные школьники ведут записи о прочитанном, хотели бы планировать свое чтение, заинтересованы в тактичных советах старшего товарища. Опыт такого сотрудничества описан в методической литературе. В V-VI классах школьники с удовольствием работают с читательскими дневниками, если учитель подходит к этой работе творчески, не сковывает их инициативы. Читательские дневники пятиклассников – это, чаще всего, красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, отрывки из произведений, списки литературы для внеклассного чтения, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения.
Изучение библиотечных формуляров, популярное в прошлом, сегодня менее эффективно, особенно в городских школах. Как показывают наблюдения, большая часть книг, читаемых учащимися, берется ими из домашней библиотеки или у товарищей.
Анкетирование получает все большее распространение. Знакомство с новым классом, планирование системы уроков внеклассного чтения, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов – все эти важные моменты в руководстве внеклассным чтением можно сочетать с проведением небольшой анкеты. Если учащиеся почувствуют, что их мнения и пожелания учителю действительно интересны, и они учитывают их по возможности в своей работе, ответы на вопросы анкеты не будут формальными, как это иногда бывает. Многие учителя-словесники довольно скептично относятся к анкетированию, что отчасти справедливо, ибо оно все-таки не заменит живого общения с читателем-школьником.
Тестирование, особенно популярное в последние годы, поможет выявить уровень литературной эрудиции, начитанности на разных этапах работы с читателем-школьником, однако данные, полученные в результате проведенного тестирования, также должны дополняться, корректироваться при помощи других методов изучения читателя (индивидуальной беседы, изучения письменных работ или др.).
Современный образовательный процесс характеризуется утверждением концепции личностно-ориентированной педагогики, процессами гуманизации и гуманитаризации литературы, идущими параллельно со стремительным развитием информационных технологий, он требует поиска новых подходов к обучению литературе. Мы обратились к проблеме совершенствования читательской деятельности учащихся, т. к. данный тип деятельности является одним из ведущих на уроках литературы, следовательно, определение путей его совершенствования окажет влияние на весь процесс литературного образования школьника.
Активность читателя-школьника зависит от многих условий (отношение к книге в семье, действенность работы школьной и детской библиотеки и др.). Но более всего читательская активность зависит от уровня преподавания литературы. Своими установками и действиями учитель может стимулировать чтение учащихся, но может и тормозить его примитивными разборами произведений, стереотипными заданиями, схоластическим, формальным характером учета читательских интересов школьника. Опыт преподавания и методические исследования показывают, что стимулирующее влияние на читательскую активность школьников могут оказывать все этапы, средства и методы преподавания литературы.

Литература
1. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. Учеб. для студ. пед. вузов. Под ред. О. Ю. Богдановой. М.: «Академия», 2004, с. 133-134.
2. Технологии и методики обучения литературе. Уч. пос. для бакалавров. Под ред. В. А. Кохановой. М.: «Наука», 2011, с. 77

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ