ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ И KZ-ФАКТОР НУРСУЛТАНА НАЗАРБАЕВА

0
423

Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ,
Заслуженный деятель РК, доктор педагогических наук, профессор

Как руководитель главного спортивного вуза страны, я часто бываю на спортивных соревнованиях самого высокого уровня, и когда спортсмен из Казахстана поднимается на пьедестал для награждения, окружающие меня знакомые из Америки, Европы, Азии недоуменно спрашивают: «Кто вы – казахи? Какую страну вы представляете?», и, как обычно, они остаются при своих убеждениях, что мы – либо китайцы, либо русские.

Статья Главы нашего государства Н. А. Назарбаева «Семь граней Великой Степи» все ставит на свои места. Отныне мы везде и всюду с гордостью будем говорить – мы, казахи, народ Великой степи.
Теперь познакомимся поближе с мыслями нашего Президента. Нурсултан Абишевич пишет: «…те выдающиеся культурные достижения, о которых пойдет разговор, не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг». Подтверждают эти слова крупнейшие российские ученые Массон и Мерперт, которые пришли к выводу, что колесо и колесный транспорт впервые были созданы степняками. Историк и философ Древней Греции Диоген Лаэртский приписывает одному из семи мудрецов Эллады, скифу Анахарсису, изобретение плуга, гончарного круга и якоря. Скиф Хирон, учитель Геракла, Ахилла и других героев Древней Греции, первым составил небесный глобус и разделил Зодиак по созвездиям. Еще один скиф – Абар, друг знаменитого математика Пифагора, изобрел средство борьбы с эпидемиями чумы. Геродот упоминал, что Скифия – страна гипербореев, изобрела флейту, свирель и лиру, а англичанин Гордон Чайлд приписывал ариям Турана открытие поэтического слога. Видный европейский ученый Жак Ле Гофф пишет о кочевниках-завоевателях следующее: «Они принесли тонкую технику обработки металлов, ювелирное и кожевенное мастерство, а также восхитительное искусство степей с его стилизованными, животными мотивами».
Шумеры, пришедшие в Месопотамию в четвертом тысячелетии до н. э. с территории Великой степи, придумали письменность, шестидесятеричную систему деления на секунды, минуты и градусы, без чего мы не мыслим цивилизацию XXI века. Эти факты подтверждают слова Елбасы о «неразрывной связи наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории».
Глава государства, развивая свои мысли, продолжает: «…Казахстан, прародина тюрков – священный «қарашаңырақ». Отсюда из наших степей уходили в разные концы света тюркские племена и народы, внесшие значительный вклад в исторические процессы в других странах и регионах». Понятно, что чужеземцев ни один народ добровольно к себе не пускает. В этих осторожных словах Елбасы проявляет себя как тонкий дипломат, выстраивающий добрые отношения с внешним миром. Он пишет: «Вопрос не в том, чтобы показать свое величие за счет принижения роли других народов. Главное, спокойно и объективно понять нашу роль в глобальной истории, опираясь на строгие научные факты». Попытаемся воспроизвести эти факты.
В XIX веке из среды историков Германии выделилась целая плеяда выдающихся ученых, таких как Оппенгеймер, Ратцель, Прицак, Гумпловиц и др., которые выдвинули так называемую «завоевательную концепцию» происхождения государств, классовых обществ и в целом цивилизаций. Они убедительно показали, что эти процессы напрямую связаны с движением скотоводческих племен из евразийских степей. Крупнейшие европейские ученые А. Тойнби и А. Вебер подчеркивали, что в силу их консервативности, ни оседлая, ни земледельческая культуры отдельно взятые, не способны самостоятельно прийти к цивилизованным обществам. Вместе с тем, в соответствии с тенгрианскими канонами, носителем мужского духовного начала является Небо, а женского материального – Земля. С первым связана жизнь кочевого общества, со вторым – земледельческого. Только в результате «осеменения» или завоевания кочевым народом оседлого населения рождалась жизнь или, что одно и то же – цивилизация. Таким образом, европейские ученые однозначно связывают рождение государств и цивилизаций с кочевниками Великой степи.
На вопрос – почему именно так обстояло дело, отвечает наш Президент. Он пишет, что «Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру» и «одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимые на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и в военном деле». Кроме того, Лидер нации говорит и о том, что «…Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров проявления металлургии».
Четыре тысячи лет до нашей эры, сев на лошадь и имея в руке железное оружие, наш предок стал непобедим! Цитированный мной выше европейский ученый Альфред Вебер по этому поводу так сказал: «…мировая история творилась под аккомпанемент топота громадных масс стратегической конницы кочевников». Что касается Казахской земли, как центра первых металлургов, лучше американского ученого XIX века Генриха Моргана не сказал никто. Цитирую его слова: «Когда варвар, продвигаясь вперед, шаг за шагом, открыл самородные металлы и научился плавить их в тигле и отливать их в форме; когда он сплавил самородную медь с оловом и создал бронзу; и, наконец, когда еще большим напряжением мыслей он изобрел горн и добыл из руды железо – девять десятых борьбы за цивилизацию было выиграно».
Как известно, варварами в Древнем Риме и Древней Греции называли кочевников Великой степи. К сожалению, европоцентризм, о котором говорил наш Президент, принижая роль кочевников, скрывал эти факты от мировой общественности. Не только скрывал, но и не догадывался и не знал о роли Великой степи в цивилизационных процессах. К примеру, классический образец научной слепоты приводит Жумажан Байжумин, талантливый историк из Казахстана, когда рассказывает, как советский академик Д. Авдусин, заведовавший кафедрой археологии в МГУ им. Ломоносова, своеобразно интерпретировал резкие перемены, произошедшие в так называемой «белогрудовской культуре» верховьев Буга, носителями которой были фракийские племена (они тоже были тюркскими. – К. З.). «До VIII века до н. э., – пишет он, – в хозяйстве преобладало земледелье, дополняемое домашним скотоводством… В стае много свиней, что не совместимо с кочевым скотоводством. Таким образом, основа этой культуры совершенно не похожа на скифские…» Вместе с тем, продолжает академик: «…с VIII века до н. э. белогрудовско-чернолесские племена становятся воинственными. Оружие начинает часто встречаться в погребеньях, оно принимает скифский облик…» Академик недоумевает, каким образом невоинственные племена земледельцев стали вдруг похожими на кочевых скифов? Лев Гумилев объяснил бы этот феномен своей теорией пассионарности, согласно которой эти племена получили из космоса пучок пассионарной энергии и вдруг стали воинственными. На самом деле «завоевательная теория» происхождения цивилизаций легко объясняет этот феномен и ставит все на свои места. Если бы советский академик знал, что в VIII веке до н. э. скифы-саки, которых наш Президент назвал предками казахских родов, перешли Дон и захватили земледельческие районы юга Европы, он бы свои недоумения не показывал.
Давайте теперь рассмотрим и такой вопрос – почему наши предки покидали свои обжитые места и покоряли оседлые народы? Ответы на эти вопросы можно найти в книгах автора данной статьи и историка Жумажана Байжумина, а также в их совместном труде «Великая степь и Олимпийские игры Древней Греции. Происхождение спорта». Дело в том, что экономика Степи была экстенсивной, главным мерилом богатства был скот, а его количество зависело от размеров пастбищ. Более сильные наши роды для своего обогащения «выдавливали» из родовых пастбищ более слабые роды и превращали их, по выражению древнеримского историка Помпея Трогав «Изгнанников из Скифии». Имея под собой лошадь, а в руке железное оружие, эти самые «изгнанники» легко овладевали территорией оседлых народов.
Рассмотрим это на примере Месопотамии и Древней Греции.
Известно, что в четвертом тысячелетии до н. э. с территории востока Казахстана кочевые племена пришли в междуречье Тигра и Евфрата. На древних картах итальянского путешественника XVII века (1683) Дж. Кантелли вся территория Алтайского края РСФСР и Восточного Казахстана отмечана как «земля Самарская». Крупнейший чешский филолог Борис Грозный считает, что именно с этих земель востока Казахстана самары-шумеры через западное побережье Каспийского моря пришли в Месопотамию. О величии государства Шумер английский исследователь Л. Вулли пишет: «Мы выросли в такое время, когда началом всех начал в искусстве считалась Греция, когда думали, что Греция, словно Паллада, появилась из головы Зевса-олимпийца. Но нам удалось убедиться в том, что сама Греция свои жизненные силы черпала в культуре лидийцев, хеттов, финикийцев, жителей Крита, Вавилона, Египта – им всем она в немалой степени должна своим расцветом, корни ее уходят еще дальше в глубь веков: за всеми этими народами стоят шумеры». Выдающийся гражданин Вселенной, наш соо­течественник, поэт Олжас Сулейменов в своих трудах отстаивает точку зрения, что первыми насельниками Месопотамии были не мифические прототюрки, а носители уже сформировавшихся диалектов огузских, кыпчакских, болгарских языков. К примеру, в шумерском и тюркском языках «йер» означает «земля», «үш» цифру «три», а Тенгри – Бог. В шумерском городе – государстве Урук (с тюркского, казахского языка переводится как «семя», в переносном смысле – «начало всех начал») чтили трех богов: Иннану (в казахском языке «илану» означает «вера, подчинение») – богиню плодородия, плотской любви; богиню Ана (по казахски – мать) и ее брата Уту (по-казахски «от – очаг, огонь»). Немаловажно отметить, что шумеры пришли на Тигр и Евфрат с культурой и письменностью (клинопись. – К. З.), сформировавшимися на территории Великой степи. По этому поводу византийский император Юстиниан со ссылкой на античного историка Помпея Трога утверждает, что клинопись изобретена туранцами еще до прихода в царство Урарту (через Урарту шумеры пришли на территорию современного Ирака. – К. З.). Немецкий ученый К. В. Керам пишет: «Шумеры принесли с собой более высокую, в основном вполне сформировавшуюся культуру, которую они навязали семитам». Далее он продолжает: «Язык шумеров похож на древнетюркский».
Теперь о Древней Греции и ее связях с Великой степью. Сегодня уже установлено, что начиная со второго тысячелетия до н. э. Пелопоннес последовательно подвергался завоеваниям туранцев Великой степи. В начале это были пеласги, создавшие неповторимую «крито-минойскую» культуру, потом ахейцы с их «микенской культурой», потом ионийцы, потом дорийцы и т. д. Все эти завоевания осуществлялись с территории Великой степи. Открывший «крито-минойскую» культуру выдающийся британский археолог XIX века Артур Эванс уже на третий день в своем дневнике записал: «Поразительно! Ничего греческого, ничего римского!» Геродот писал, что не знает на каком языке говорили пеласги, но они говорили на варварском (тюркском. – К. З.) языке. Греческий археолог Ангел, исследовавший черепа микенцев Древней Греции, тоже пришел к сенсационному выводу, что они идентичны аналогичному материалу внутриконтинентальных степей. Пришельцы, дорийцы, в VIII веке до н. э. начали проводить Олимпийские игры. Правом участия на Играх обладали только аристократы – представители верхнего класса завоевателей – тюрков. Здесь надо особо отметить, что, как правило, в покоренных странах наши предки создавали бинарные классовые общества, в которых они являлись верхним, правящим классом, а нижний класс составляли автохтоны – местное население. Для управления покоренным народом создавались институты принуждения: армия, налоговые органы, полиция, суды, прокуратура и т. д. Таким образом, в покоренных странах возникали государственные образования, о чем говорили цитированные выше ученые из Европы, создавшие «завоевательную» теорию происхождения классовых обществ и государств.
Вернемся к Олимпийским играм. Известно, что победителями на этих Играх становились крупнейшие мыслители Древней Греции Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Платон, Сократ, Геродот и др. Если только верхний правящий класс имел право участвовать на Играх, то кем же по крови были эти выдающиеся ученые? Вероятность их родства с номадами очевидна.
Выдающийся российский ученый Ю. Н. Дроздов в своем обстоятельном труде «Тюркоязычный период европейской истории» пишет: «Фонетическая устойчивость тюркоязычных лексических единиц является той уникальной особенностью, которая позволяет по единичным терминам, относящимся к весьма отдаленным временам, в частности, по этнонимам определять тюркоязычность того или иного племени или целого народа…» Диоген Лаэртский пишет, что настоящим именем Платона было Арыстоқыл, а его отца звали Арыстон. Не надо быть лингвистом, чтобы понять, что первая часть Арыс имен Аристотеля и Платона тюркская, казахская и означает «остов, опора». Также известно, что в конце IV века, когда Древняя Греция была завоевана Римом, император Феодосий запретил Олимпийские игры как языческие (читай – тенгрианские. – К. З.). Крупнейший итальянский ученый Франко Кардини был изумлен своим открытием, когда убедился, что обряды жертвоприношений, принятые на Олимпийских играх Древней Грецией, были тюркскими. Так кем же были дорийцы, пришедшие на Пелопоннес с территории Великой степи? Кому же принадлежит право и честь прихода Олимпийских игр в нашу жизнь?
В разделе «Великие имена Великой степи» наш Президент пишет, что «…исторический процесс в массовом сознаний носит преимущественно персонифицированный характер…». И дей­­­ствительно, говоря о Древнем Риме, мы его ассоциируем с Юлием Цезарем; в Древней Греции это Аристотель, Сократ и другие выдающиеся мыслители; в Монголии это Чингисхан; в Америке – Джордж Вашингтон; в Казахстане, конечно же, Абай и Нурсултан Назарбаев. Президент предлагает создать учебно-образовательный Парк – энциклопедию «Великие имена Великой степи», в котором под открытым небом будут представлены скульптурные памятники в честь наших знаменитых исторических деятелей и их достижений». Думаю, мы с полным правом к именам: Аль-Фараби, Яссауи, Культегина, Бейбарса, Тауке, Абылая, Кенесары, обозначенных нашим Президентом, можем добавить также и имена Тутанхамона, Конфуция, Александра Македонского, Томирис, Аттилы, Чингисхана и многих других.
О фараоне Тутанхамоне. В 2011 году биологи из Швейцарского центра генетических исследований IGENIA (руководитель Р. Шольц), расположенного в Цюрихе, получили сенсационные результаты. Их египетские коллеги передали им часть ДНК, извлеченной из мумии фараона Тутанхамона. Образцы ДНК были изъяты из его костной ткани – левого плеча и левой ноги. У Тутанхамона оказалась прототюркская гаплогруппа R1b. Если вспомним, что чуть раньше в XV веке до н. э. Египет покорили другие пришельцы из Великой степи – гиксосы, а их вождя звали Кианом или Киатом, то мы поймем, что Древний Египет всегда был во власти кочевых племен. Кстати, Кианом или Киатом звали и дальнего предка Чингисхана.
Об Александре Македонском. Римский историк Квинт Курций Руф, живший в I веке нашей эры и написавший «Историю Александра Великого Македонского», подробно разбирает его индийский поход, когда его воины-наемники отказались идти в страну Ганга. Тщетно пытаясь уговорить войнов идти на юг, он заявил: «Я найду, кто пойдет со мной, которого вы бросили, со мной будут скифы и бактрийцы…» О скифах-саках Президент говорит, как о предках казахского народа. Что касается бактрийцев, цитированный нами Помпей Трог однозначно писал, что Парфию и Бактрию создавали скифы. Таким образом, мы видим, что великий полководец считал скифов самыми близкими и преданными ему воинами. Марк Юниан Юстин, римский историк II-III вв., изложивший в сокращенном виде несохранившуюся «Историю Филиппа» Помпея Трога, в 9-ой книге пишет: «В то время скифским царем был Атей. Когда он находился в затруднительном положении во время войны с истрианами, то через апполонян попросил помощи у Филиппа (отца Александра Македонского. – К. З.) с тем, чтобы усыновить его и сделать наследником скифского царства». Трудно вообразить, чтобы, к примеру, Владимир Путин после окончания своего президентского срока, пригласил бы в Кремль чужеземца.
Во всех арабских и персидских источниках имя великого завоевателя приводится как Искандер. Понятно, что арабские и персидские историки не имели никаких оснований угождать тюркам и называть Македонского тюркским именем. И, наконец, вспомним великого философа и поэта Низами, который о выдающемся полководце оставил следующие бессмертные строки: «Как бы иначе, турок румийского края взял индийский престол и корону Китая».
О великом «китайском» философе Конфуцие. «Геродот» китайской истории Сыма Цянь пишет в своих «Исторических записях», в главе «Наследственный дом Кун-Цзы – Конфуция», что отец Конфуция вопреки воле своих родителей женился на девушке из гуннского племени Янь. Таким образом, Конфуций рождается из утробы матери-дочери Великой степи. Отец же Конфуция принадлежал к правящему жунскому дому Сун. Жуны или Ди были, в соответствии с исследованиями крупнейшего ученого-востоковеда, профессора А. Бернштама, тюркоязычным племенем. Об этом же говорят ученые Н. Бичурин, Г. Грумм-Гржимайло, Л. Гумилев и другие. Как говорится, No Comment.
О тюркском, казахском происхождении великого завоевателя Чингисхана, автор этих строк подробно изложил в своей книге «Тюркская сага Чингисхана. Сокровенное сказание казахов». Самый крупный авторитет в области тюркологии и востоковедения, персидский ученый Рашид ад-Дин в своем «Сборнике летописей» пишет, что к монголам Чингисхана относились найманы, кереи, қоңыраты и меркиты. Сербский ученый калмыкского происхождения Хара Даван к этому списку добавляет татар и уйгуров. Все эти роды тюркские. Монгольская версия происхождения Чингисхана зиждется на установке, что в XIII веке современные казахские роды найманов, кереев, қоңыратов и меркитов были монгольскими и говорили на древнемонгольском языке. Но монгольские ученые не знают, и, может быть, никогда не знали, что тюркский язык является самым консервативным языком в мире и относится к аглютинативной группе языков. В этой группе корень слова не меняется на протяжении тысячелетий. Поэтому найманы, қоңыраты, кереи и меркиты времен Чингисхана говорили на языке современных казахов. Автор этих строк в своей поездке по Горному Бадахшану Таджикистана встретил найманов и қоңыратов, живущих там со времен Чингисхана и никогда не входивших в государство казахов, но говорящих на чистейшем казахском языке. Поэтому я и не сомневаюсь в том, что Чингисхан был казахом, на что официальная история утверждает, что казахи на мировой исторической арене появились только в XV веке вместе с ханами Жанибеком и Кереем. Нурсултан Абишевич прямо заявляет, что «…названия некоторых казахских племен и родов на многие сотни лет старше этнонима «қазақ», что, бесспорно, свидетельствует о совершенно ином горизонте национальной истории, нежели предполагалось ранее…». Упомянутый выше Рашид ад-Дин пишет об уйсынах, қоңыратах и қораласах, живших и творивших историю еще в IVвеке до н. э. Предки казахских аргынов оставили свои топонимы и гидронимы в Средиземноморье задолго до нашей эры. История упоминает также и роды даев-адаев, крушивших Великий Рим в годы его расцвета.

О KZ-ФАКТОРЕ И KZ-ПОСТУЛАТЕ

В энциклопедиях Бодо Харенберга и Бригитты Байер «Хроника человечества» и «История человечества» говорится, что начиная с третьего тысячелетия до н. э. какие-то неведомые племена евразийских степей, говорившие на неведомых языках, завоевывали территории оседлых народов и создавали там государственные образования. Сегодня имена этих неведомых племен и неведомых языков установлены – они тюркские, казахские! Естественно, у всех этих завоевателей были свои вожди. К примеру, создателя знаменитой Парфии, с которым считался Великий Рим, звали Арсак, а вождя касситов, захвативших в XVII веке до н. э. Вавилон и четыре столетия правившего им, звали Кандаш. По сведениям японского историка Ягами Намио, первое государство Ямото, образовавшееся в III веке нашей эры на Японских островах, создали евразийские кочевники, пришедшие с Алтая, и у первого японского императора было тюркское имя Мейман.
Возникает вполне естественный вопрос – кем же по крови были эти завоеватели? Из статьи нашего Президента вполне обоснованно возникают две философские категории: KZ-фактора и KZ-постулата. Согласно этой теории, для установления тюркской принадлежности великой личности достаточно установить наличие на территории проживания этой личности KZ-фактора, то есть факта завоевания этой территории кочевниками Великой степи. Если этот факт будет установлен то немедленно будет вытекать KZ-постулат, согласно которому все выдающиеся люди данной местности и данного времени проживания будут принадлежать верхнему, правящему классу завоевателей, пришедших из Евразийских степей. И страна фараона Тутанхамона, и Эллада Аристотеля, Македония Искандера Двурогого, «Поднебесная империя» Конфуция были в свое время во власти кочевых племен Великой степи.
Думаю, статья нашего Президента для историков Казахстана станет отправной точкой переосмысления своих взглядов на историю Великой степи и, в целом, истории цивилизаций. И Глава государства после проведения в 2017 году в Алматы Зимней универсиады, в Астане в том же году Всемирной выставки ЭКСПО, съездов мировых религий, а также председательства в ОБСЕ и Совете безопасности ООН выбрал самое нужное время заявить во весь голос и на весь мир, что мы, казахи – народ Великой степи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ