РЕКЛАМА: ОПЫТ ФРАНЦИИ

0
1831

Фабрис МОРЕН,
Иоанна МАРШАЛЕК-КАВА,
Университет Николая Коперника

Пятая Французская республика была создана после периода парламентской нестабильности Четвертой республики. Она зародилась из концепции Шарля де Голля, который представил ее основные идеи в своей знаменитой речи в Байе в 1946 году. 
Как отмечают исследователи, Конституция Пятой республики в 1958 году, после вступления в силу, вызвала волну критики. Некоторые считали это как принятие государством авторитарного режима, другие – как систему, обеспечивающую стабильность и развитие Франции. С того времени Конституцию Франции переписывали несколько раз, но до сих пор ее структура не была оспорена. 
Критика существующих политических договоренностей, которая присутствует в общественной дискуссии, уделяет основное внимание чрезмерной централизации власти в исполнительных органах, а также небольшой роли общественного мнения в формировании политики государства. Следует отметить, что до конституционной реформы 2008 года, референдум был проведен по инициативе исполнительной власти. 

 

Существует мнение, согласно которому Конституция Пятой республики была создана в ответ на потребности органов местного самоуправления. Местные общины включены здесь в специальной, содержавшей пять статей, третьей главе (в 1958 году это была десятая глава). Это прекрасно иллюстрирует роль представителей местных органов власти в ее создании. В мае 1981 года, в связи с выбором Франсуа Миттерана президентом Франции, значительно развились местные органы власти. В то время был принят целый ряд новых законов, определяющих правила местного сообщества (Закон о децентрализации от 1982 года и Закон от 2002 года).  
По оценкам экспертов, пространственная экономика была и остается одной из ключевых задач исполнительной власти. Несомненно, лучшим примером здесь является проект освоения побережья Лангедока Представительством по освоению территорий и регионального действия (DATAR) в 1960-х годах. Интересно, что главным распорядителем агентства DATAR был Оливье Гишар, один из первых сотрудников Шарля де Голля. В начале 1980-х годов эта концепция пространственного развития была подвержена сомнению. Все чаще появлялись требования консультации органов власти с жителями побережья. В результате, этот курс был принят в последующем законодательстве, регулирующем землепользование. 
Закон о государственном участии в природной среде (ENE) от 12 июля 2010 года направлен на реализацию основ, касающихся окружающей среды, в частности, связанных с поиском новых путей для достижения экономического роста органами местного самоуправления. Данный Закон изменяет некоторые статьи Кодекса охраны окружающей среды, городского планирования, а также вносит изменения в решения многих других законодательных актов. Некоторые исследователи критически относятся к новой реформе, утверждая, что она трудоемкая. Следует отметить, что в связи с решениями нового закона, правительство может действовать более гибко, кроме того, появляются большие возможности для проведения свободных дискуссий и консультаций в рамках пространственной экономики.  
Считается, что в 1950 году реклама стала способом продажи продукции. Многие ученые уверены, что она является одним из основных элементов глобальной рыночной экономики, неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, ее можно услышать по радио, увидеть на телевидении, прочитать в газетах и, конечно же, встретить на ландшафте, в виде рекламных вывесок, обычно развернутых вдоль дорог. Как указал Дюпон, наружная реклама, будучи частью нашей повседневной жизни, «является частью городского пейзажа» (Дюпон, 2009). Она предоставляет информацию, консультации и рекламу, но все чаще рассматривается как обременительный фактор в пейзажах, признанных уникальными и ценными. 
В контексте дискуссии о демократии на местном и региональном уровне, во Франции необходимо поднять вопрос о наружной рекламе, потому что с момента, когда появились первые акты от 1943 г. и 1979 г., а затем от 1993 г. и 2010 г., охрана окружающей среды и природного ландшафта значительно изменилась. Можно сказать, что во Франции, в настоящее время существует общественный спрос на ландшафты. В течение тридцати лет местные общины постоянно мотивировали местные власти уделять больше внимания ландшафту в решениях, которые влияют на использование земли. Доминирует точка зрения, согласно которой ландшафт является эстетической ценностью для муниципальных образований и их жителей. Повышение качества ландшафта для местных органов власти важно в такой же степени, как и вопрос экономического развития региона. 
Наличие наружной рекламы долгое время считалось признаком хорошего экономического состояния данной области. Оно также свидетельствовало о ее быстрорастущей экономике. Сегодня статус рекламы все чаще оспаривается рядом общественных структур, в том числе объединением «Ландшафты Франции», которое ставит вопрос об экономической эффективности рекламы, осуждая ее визуальные воздействия на ландшафт. Этот конфликт между охраной ландшафта и бизнесом заставляет местные власти принимать обоснованные и рациональные решения. Таким образом, можно поставить вопрос о том, как совместить проблемы ландшафта и наружной рекламы в текущей городской политике. 

Контекст закона ENE 
и проблема рекламы
Конституция Пятой Французской республики оставляет некоторую автономию территориальных общин (муниципалитетов, департаментов и регионов). В дополнение к традиционным функциям муниципалитетов, децентрализация и законы предоставляют определенные права и обязанности органов на каждом уровне местного сообщества. 
Местные общины могут также принимать в сфере своей юрисдикции определенные политические действия в соответствии с «клаузулой» об их общих полномочиях. Это юридический термин, определяющий способность местных общин брать на себя инициативу в области полномочий, выходящих за рамки тех, которые по праву присуждаются им на основе интересов местных властей. Хотя понятие это достаточно широкое, ни одна статья Конституции или закон не дают определения «общих полномочий», даже если это можно сравнить с одним из элементов свободной администрации местного самоуправления, гарантированных статьями 34 и 72 Конституции.  
Местные органы власти могут вмешиваться в сферу своих полномочий, если они действуют в интересах своей собственной области. Такое понимание концепции преимущества оправдывает действия, выходящие за рамки полномочий, строго определенных действующим законодательством. Таким образом, органы местного самоуправления могут оправдать решения, которые они приняли, например, о создании местных общественных служб, в выделении грантов и материальной помощи или по выполнению тех или иных работ. Тем не менее, концепция общих полномочий не может быть произвольно расширена. Доктрина четко определяет границы. В процессе принятия решения, в частности, не могут быть нарушены следующие правила: 
– Закон ЕС о конкуренции и специальное законодательство по поддержке бизнеса; 
– свободная торговля и промышленность в области создания общественных услуг; 
– принцип нейтралитета, который запрещает правительству вмешиваться в коллективные трудовые споры, финансово поддерживая одну из сторон. 
Однако исследователи полагают, что на практике законодательство не влияет на расширение области эффективного сотрудничества и консультаций с общественностью, потому что законодатель говорит только об территориальных интересах правительства, что не всегда соответствует интересам жителей региона. В результате, прежде всего Закон о городском развитии, а также Закон об окружающей среде мобилизуют местные органы власти провести диалог с жителями во время осуществления проектов землеустройства. В связи с этим, предполагается оценить, насколько закон ENE усилил консультационные процедуры, которые касаются проектов городского развития.  

Дефиниция наружной рекламы
Реклама появляется в различных формах и размерах. Это средство коммуникации, которое меняется и развивается с развитием информационных и коммуникационных технологий (NTIC). Реклама развивается в ответ на ожидания и привычки. Во Франции наружная реклама регулируется местными распоряжениями. Наружная реклама включает в себя публикацию руководства и ассоциации, а также торговые публикации: информацию, советы, рекламу, соответствующие Кодексу охраны окружающей среды. 
Право на публикацию рекламы, относящейся к средствам рекламы, но не содержащей рекламного сообщения, является плодом долгого перехода. Это необходимо было сделать для того, чтобы сегодняшние правила могли быть созданы, начиная с отказа от королевских и императорских режимов, в соответствии с Законом от 29 июля 1881 года о свободе прессы  по Закону от 22 июля 2010 года, известному как «Гренель II», который занимается защитой окружающей среды.  
До вступления в силу Закона от 29 июля 1881 года, экспозиция рекламы в принципе считалась подстрекательством, подлежащим авторизации, независимо от ее цели. Только в ст. 68 настоящего акта есть информация о законности рекламного воздействия, при условии получения согласия собственника рекламных носителей на размещение рекламы. В соответствии с принятым решением, если на стене есть слова «запрет на афиши», то нельзя на ней размещать рекламу. Ученые, анализируя постановления нового закона, обращают внимание на важный аспект свободы выражения мнения. Наружная реклама находится в месте слияния свободы для общественности (мнение торговли и промышленности), экономики и среды жизни человека. Поэтому необходимо подчеркнуть важность статьи L581-1 Кодекса  охраны окружающей среды, в которой говорится о том, что «каждый человек имеет право распространять информацию и идеи, независимо от их природы, через рекламу, советы и рекомендации, в соответствии с действующим законодательством и с учетом положений настоящей главы». 
Право на развешивание плакатов регулируется Законом 79-1150 от 29 декабря 1979 года и соответствующими нормами для индивидуальных муниципалитетов, которые направлены на защиту окружающей человека среды и городской эстетики. 
Муниципальные власти не могут запретить публикацию рекламы, поскольку это нарушает фундаментальный принцип свободы выражения мнения. Это не значит, что они имеют право разрешить рекламу на деградацию ландшафта и окружающей человека среды. Власть должна найти правильный баланс между защитой ландшафтов и окружающей человека средой, а СМИ влияют на развитие экономической деятельности, а также поддерживают предпринимателей, многие из которых считают, что реклама является полезной для их бизнеса. 
Кодекс охраны окружающей среды выделяет три типа рекламных носителей: 
– Информация, то есть все записи, формы или изображения, отображаемые на зданиях и относящиеся к деятельности, осуществляемой в нем. 
– Советы, которые применяются ко всем записям, формам или изображениям, с указанием близости от здания, в котором осуществляется определенная деятельность. 
– Реклама, которая содержит все записи, формы или образы, за исключением информаций и рекомендаций, целью которых является информирование широкой общественности или привлечение внимания. 
Рекламой считаются также устройства, целью которых является ответ на вышеупомянутые отчеты, формы или изображения. 
Закон также устанавливает четыре основные категории: настенные устройства, переносные устройства, световые устройства и элементы уличной мебели. 
Как правило, реклама разрешена в городских районах, за исключением некоторых областей, которые считаются охраняемыми. Наряду с этим, наружная реклама должна соответствовать требованиям, указанным в законе, в зависимости от используемого носителя. Эти стандарты регулируют также некоторые статьи в местном регулировании рекламы. 

Местная власть и реклама
Наружная реклама, о чем мы уже писали, включена в Кодекс охраны окружающей среды. Тот же текст дает муниципалитетам возможность принять местные правила по рекламе (RLP)  и ее регулированию.
Таким образом, мэр имеет такие же полномочия, как и у полиции в области муниципальных запретов, кроме случаев, когда муниципалитет установил RLP. В таком случае лицом, ответственным за надзор порядка, является префект, который имеет  полномочия в области наружной рекламы. С принятием Постановления Закона № 2010-788 от 12 июля 2010 года об участии государства в охране окружающей среды, изменились некоторые положения Кодекса охраны окружающей среды, представленные в главе, посвященной наружной рекламе. После изменений, статья L.581-14-1 этого закона предусматривает, что «местное регулирование по рекламе разработано, рассмотрено и изменено в соответствии с процедурами подготовки, рассмотрения и изменения планов местного развития (PLU) главы III части II книги I Кодекса городского планирования» (Légifrance, консультации от 08 января 2012 года). 
Новая процедура состоит из четырех последовательных этапов: первоначальная консультация, которая является этапом сбора комментариев, потому что часто состоит из реестра, даже если все больше и больше муниципалитетов представляют документы, разъясняющие позицию, занятую ими в данном вопросе. Следующим шагом являются дебаты городского совета по основным ориентирам проекта Распоряжения о местной рекламе. Тогда комиссия отдела по ландшафту передает информацию о решениях, принятых в проекте.  
На следующем этапе организуется общий предварительный опрос, необходимый для утверждения распоряжения. Это позволяет всем жителям узнать о будущей форме регулирования, его картографии и приложениях. Этот проект может быть улучшен, благодаря замечаниям, собранным в реестре или непосредственно комиссаром, проводящим опрос. Процесс создания позволяет участие всех заинтересованных сторон, а не только тех, кто публикует рекламу, как это было в рабочих группах, функционирующих до изменения, внесенного Законом от 12 июля 2010 года. Мы имеем дело с реальным учетом мнений жителей по этой теме, тем более что размеры публикаций в прессе были увеличены, что более эффективно мобилизовало людей для участия в различных этапах представительной демократии. 
Местное распоряжение о рекламе позволяет приспособить правила к характеру города и его конкретных мест. Они могут быть определены и адаптированы, в соответствии с мнениями и комментариями, собранными в государственных реестрах, как часть первоначальной консультации и опроса общественного мнения. Кроме того, благодаря адаптации процесса к местным процедурам градостроительного плана (PLU), через местные распоряжения о рекламе (RLP) наступает корреляция этих двух документов городского планирования, в частности, для определения так называемых чувствительных для населения зон (естественных, ландшафтных или наследственных), а также природных территорий (PLU). 
До реформы у мэра была возможность взять на себя инициативу создания (RLP), с целью определить правила более или менее строгие, чем национальное регулирование (высота, поверхность). Охрана, в основном, включала выбранные районы, где реклама является важной (въезд в город, исторические районы). Регулирование на уровне сообщества позволяет защищать ландшафтные районы или места регионального наследия, одновременно предотвращая распространение рекламы в обычных районах, потому что оно может принять правила более жесткие, чем те, которые содержатся в Кодексе охраны окружающей среды или Расширенной зоне объявления (ZPE). Распоряжения могут быть приняты с ограничениями, чем национальное распоряжение, с целью увеличить количество рекламы в местах, которые требуют восстановления путем ее размещения. В последнем случае, ZPE было принято министерским решением (например, как было в  Каннах). Таким образом, наружная реклама входит в компетенцию муниципалитетов. 
Следует также отметить, что принятие местных правил, касающихся рекламы, опирается на вовлечение населения в три отдельных этапа: первоначальная консультация, общественный опрос и дискуссия городского совета. На следующем этапе участвует территориальная интеллигенция. Жан-Жак Жирардо говорит, что «территориальная интеллигенция – это область науки, целью которой является долгосрочное развитие территории. Ее предметом является территориальная община» (intelligence-territoriale.eu, 25 октябрь 2011 г.). Таким образом, проекты должны быть основаны на сотрудничестве между различными участниками, и особенно между городскими коллективами той же агломерации, чтобы избежать эффекта передачи и привести к территориальному единству по теме рекламы. Проекты должны быть основаны на областных исследованиях. Общий подход к проекту RLP обусловлен необходимостью инноваций, опирающейся на «построенном между территориями знании и стимулированном через участие местных органов власти» (intelligence-territoriale.eu, 25 октября 2011 г.). Это роль руководящих комитетов, представителей местных общин и технических комитетов, которые обеспечивают тематический обмен. 
Проблема 
дефиниции ландшафта
В случае использования наружной рекламы и консультаций, проведенных в рамках верификации или утверждения местных правил, касающихся рекламы, есть трудность в определении неясных терминов, таких как «область человеческой жизни» или «ландшафт». Защита ландшафта начинается с охраны уникальных и ценных ландшафтов. Постепенно она стала охватывать всю область, вследствие чего, появилась новая концепция «обычного ландшафта» и, говоря более тривиально – ландшафта повседневного или обычного. Подводя итог, можно заметить, что, с одной стороны, предпочитаются ландшафты, считающиеся престижными, имеющие классификацию «ландшафты со звездочкой» (Ормео, 2011 г.), следуя за рейтингами туристических гидов. С другой стороны, не уделяется должного внимания ландшафтам обычным или считающимся частной собственностью. 
В источниках определено, что концепция ландшафта имеет свои корни во многих областях (например, воздействие исследований, городское планирование, политика города). Он также фигурирует в заглавии закона (о защите ландшафтов от 1993 г.), который – согласно французским исследователям – свидетельствует о решающей роли в сознательном и прозрачном управлении и землепользовании. Трудно предложить дефиницию ландшафта, потому что мнения и видение ландшафта разнообразны, что четко указано в дефиниции, созданной Европейской конвенцией. Таким образом, «если предмет исследования зависит от точки зрения исследователя, он рассматривается через призму страсти и более лично», повышается разнообразие точек зрения, тем более что они возникают из предположений. Так, различные взгляды вносят разнообразие дефиниций и различия в подходе к ним. Ни одна из отдельных точек зрения не может быть объединена с другими: необходимо учитывать все мнения, чтобы быть в состоянии достичь полного смысла этого термина, который не ограничивает его широкого семантического поля (Й. Ц. Вейбер, 1977). Ландшафт в основном то, что мы видим с географической точки зрения в данном пространстве, а иногда и с точки зрения культурной и социальной жизни. Это часть жизни, наши чувства, и проект, с ними связанный. 
Обычный ландшафт дебютировал под флагом Франции на Венецианском биеннале архитектуры в 2006 году (www.labiennale.org, консультации 05 марта 2012 г.). Координатором проекта был Патрик Бушан. Тогда бельгийские ученые обратили свое внимание на «обычную красоту», думая, «как убедить широкую общественность, участвующую в феномене эстетики повседневной жизни, в особенностях, которые являются результатом чего-то невольного, невероятного, неподтвержденного, неопределенного или абсурдного, и таким образом неполного и несказанного, определение которого относительно?» (www.labiennale.org, консультации 03 мая 2012). 
Ежедневные пространства можно определить как «среду, которая включает квартиру, порог, подвал, дорогу в школу, пекарню, АЗС, площадь, рынок, ратушу, детскую площадку, церковь, стены и сад. Все то, что создает район, неопределенные границы которого перечеркнуты улицами, площадями, кварталами, остановками автобусов, трамваев железных дорог» (Катрин Грандин-Морин 2006 г. в IAU-IDF 159).  
Это пространство, как правило, может стать невидимым. Пространства, подключенные к сети, формирующей повседневность, восприятие которой меняется в зависимости от количества отдельных факторов, где автоматически «даже памятник теряет свою «необыкновенность», когда мы проходим мимо знакомого ландшафта» (Катрин Грандин-Морин 2006 г. в IAU-IDF 159). Однако, как и все ландшафты, он меняется вместе с ритмом сезона и естественной эрозией, но с большим или меньшим успехом, в зависимости от изменений общественных, технологических, городских условий, вместе с выбранной городской формой и используемым типом инфраструктуры. 
В предисловии к главе № 159 Выпусков IAU, Кристиан Тибо пишет: «Потому что каждое место, по существу, уникальное, поэтому все ландшафты замечательны и должны быть признаны в качестве таковых».  Проблема заключается не только в защите ландшафта, иммобилизации, но и в многообразии общества, дающем возможность сосуществования различных способов видения, часто противоречивых, но одинаково законных. Таким образом, целью является стабильность ландшафта, в том числе его эволюция. 
Поэтому необходимо найти компромисс между позициями отдельными и далекими, где вопросы, связанные с экономикой, часто являются причиной конфликтов. Это позволяет определить дефиницию обычного ландшафта и осознать людям его существование, а также любые изменения. Лица, участвующие в определении планов землепользования, могут задать вопросы о критериях защиты пространства, не признаваемых жителями или другими лицами. 
Стоит напомнить мнение Леви-Стросса (2008) касающееся языка, который, сравнивая язык с ландшафтом, сказал: «Эта обычная деятельность, на которую мы обращаем внимание, основана на мотивациях, которые другим людям не очень или вообще не известны. Мы учимся иностранным языкам, но люди, которые говорят на этих языках, не знают правил, которые они используют, чтобы говорить и быть понятым». Таким образом, обычные ландшафты, на которые мы обращаем внимание, опираются на мотивации, которые другим людям не в полной мере или вообще не известны. Географы и специалисты по планированию изучают пейзажи, но люди, которые населяют них, не знают об их существовании. 

Выводы
Мы увидели, что понятие ландшафта не определено и следует за социальными изменениями. В то же время, в непрерывной эволюции ландшафт стал в последние годы реальным инструментом: он может оказать поддержку в торговле и в  пространственном планировании. Преимущества, связанные с соответствующим управлением, многочисленны. Ландшафт, даже обыкновенный,  создает общее благо. 
Закон «Гренель II» усиливает полномочия органов местного самоуправления в области городского планирования, рекламы, ассенизации, транспорта и дает им больше прав к вмешательству, чем обязанностей. Он также направлен на развитие долгосрочного планирования. Европейские директивы также повлияли на форму этого закона. 
Текст «Гренель II» также имеет признаки централизации. Государство может обеспечить согласованность местных градостроительных документов, но оно также может внести необходимые адаптации планов (например, SDRIF, SROM ZPPAUP). Заметно стремление государства в поддержке проектов, которые представляют интерес для общественности. Оно встречается с яростной критикой некоторых ученых и экспертов в этой области, которые считают, что тематическое расширение (особенно экологическое), должно быть включено в PLU, объединения с Проектом землепользования и постоянного развития (PADD), и разработка между обществами способствует изменению характера муниципальных документов. Хотя план зонирования (POS, прототип PLU) был выражением коммунальной автономии для городского планирования, кажется, что PLU уже нашло отражение в национальной политикe, проводимой в муниципалитетах. 
Наконец, стоит отметить, что во Франции все больше и больше внимания уделяется проблеме планирования. С принятием новых законов, расширяется сфера контроля над определенными зонами (побережье Лангедока, городов, пригородов Парижа). Ожидается, что вскоре местные планы землепользования будут охватывать всю Францию. 

г. ТОРУНЬ, ПОЛЬША

Литература
1. Beringuier P., Derioz P., Laque A. E. Французские ландшафты, 1999, Париж, Colin, Col. Географический синтез, с. 95.
2. Browaeys X., Chatelain P. Etudier une commune: paysages, territoires, populations. (Исследование гмины: ландшафт, территории население, общество), 2005, Париж, Colin, с. 283.
3. Brunet R., Ferras R., Thery H. Les Mots de la Géographie, dictionnaire critique. (Географические понятия, словарь). 2006, Монпелье – Париж, Reclus – Французская документация, с. 520. 
4. Claval P. 2001: Épistémologie de la géographie, comprendre le monde tel que les hommes le vivent à travers les paysages, les patrimoines et la confrontation des cultures. (Эпистемология географии, понять мир таким, каким видят его через ландшафт, наследие и культурные столкновения), Париж, Nathan, с. 266.
5. Documentation francaise (LA), La constitution française du 4 octobre 1958 après la zmianach z lipca 2008. (Конституция Франции от 4 октября 1958), 2011, Документация исследований Но 104, с. 55. 
6. Remont A.,Portrait de la France, villes et régions. (Портрет Франции, городов и регионов), 2001, Париж, Flammarion, с. 782. 
7. Hugonie G. Les Espaces « naturels » des Français, les complexes physiques locaux. (Области «естественной» Франции, местные комплексов), 2003, Нант, édition du Temps, с. 250.
8. Levi-strauss C. Les structures élémentaires de la parenté. (Базовая структура сходства), 2008, Париж, GF, с. 128.
9. Ouriachi m-j. (под руководством). География, 3 цикл, справочник учителя, 2010, Париж, Magnard, с. 256. 
10. Verpeaux M. Droit des collectivités territoriales. (Права местных общин), 2005, Париж, PUF, с. 328. 
11. Vidal de la blache P. Principes de géographie humaine. (Основные принципы антропогеографии), 1948, Париж, Colin, с. 327. 
12. Brossard T., Francois E., Joly D., Tourneux F.P. Une approche raisonnée des paysages, 2000, Besançon, Images de Franche-Comté, с. 4. 
13. Caille-cattin C. Le paysage, de l’information à l’élaboration d’une culture paysagère, 2005, Besançon, с. 268. 
14. Dupont A. Rapport sur la Publicité extérieures, enseignes et préenseignes, 2009, Париж, с. 52.
15. Iau-idf. Le paysage, du projet à la réalité, wrzesień 2011, Les Cahiers n 159, Париж, с. 92.
16. Morin F. Paysage et publicité extérieure, l’analyse paysagère un outil pour la mise en place de zones de publicité réglementée, 2012, Besançon Université de Franche-Comté, laboratoire Théma, с. 111.
17. Nageleisen С. Paysages et déplacements, éléments pour une géographie paysagiste, 2007, Besançon, université de Franche-Comté, с. 294. 
18. Ormaux С. Propos sur le paysage, Mémoire d’habilitation à diriger des recherches, 1999 Besançon Université de Franche-Comté, laboratoire Thé MA. 
19. Ormaux С. Cours sur le paysage au master 2 dans le cadre du master IT-ISA, septembre-décembre 2011, Université de Franche-Comté, Besançon. 
20. Piombini A. Influence des paysages sur la marche à pied à Besançon, 2008, Besançon, Images de Franche-Comté n 37, с. 4. 
21. Wieber J.C. 1977: Reflexions sur l’espace et les paysages comtois, dans Provinces et états dans la France de l’est, 1978, Actes du colloque de Besançon.
22. www.conseil-etat.fr 
23. www.intelligence-territoriale.eu 
24. www.legifrance.gouv.fr 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ