Жить по Конституции

0
482

30 августа – День Конституции

Кабдулсамих Айтхожин, 
д. ю. н., профессор кафедры конституционного и международного права Гуманитарного 
университета транспорта и права 
им. Д. А. Кунаева

Конституция Республики Казахстан, принятая впервые в истории страны народом на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., положила начало новому этапу конституционного развития независимого государства. Ее историческое значение в том, что она приблизила действующее право Казахстана к стандартам, отвечающим требованиям постепенных демократических преобразований, создающих политическую базу для качественных перемен социально-политического развития нашей страны.  

Прежде всего, Конституция как Основной закон государства занимает ведущее место в системе отечественного действующего права. В Конституции, как верховном акте государства, нормативно закрепляются главные устои общественного и государственного устройства страны, ее основные принципы, призванные обеспечить Республике Казахстан характер конституционного  государства. 


Конституция имеет высшую юридическую силу, согласно которой все иные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение норм Основного закона. Конституция обладает прямым действием на всей территории государства, что делает ее системным нормативно-ориентирующим и правообразующим фактором развития национального законодательства страны.
Верховенство, как важнейшее юридическое свойство Конституции  Респуб­лики Казахстан, вытекает из смысла п. 1 ст. 4 Основного закона, согласно которому Конституции должны соответствовать законы, иные нормативные правовые акты, международные договорные и иные обязательства Республики. И поскольку Конституция является верховным юридическим актом в системе государства, именно в этой  связи верховенство Конституции призвано обеспечивать единство, согласованность и стабильность всей системы действующего права Республики Казахстан.
Как и подобает Основному закону, Конституция Республики Казахстан занимает верховенствующее положение в системе действующего права страны. Именно в силу этого принципы и нормы Конституции являются исходными, первичными, основополагающими в правовой системе государства. Поэтому закономерно, что ст. 4 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах», установившей иерархию нормативных правовых актов в правовой системе, на первое место выведена Конституция как акт, обладающий высшей юридической силой. 
Верховенство Конституции означает ее приоритетное, центральное положение в системе действующего права страны, обеспечиваемое высшей юридической силой и прямым действием Основного закона. Верховенство Конституции Республики Казахстан требует формирования эффективного нормативно-правового механизма ее реализации, обеспечения прямого действия конституционных принципов и норм,  а также формирования традиций глубокого уважения общества, личности к Основному закону и иным правовым актам,  конституционным институтам государственной власти. В этой связи необходимо отметить, что деятельность Конституционного Совета Республики Казахстан наглядно показывает насколько важно для общества и государства практическое осуществление верховенства Конституции в реальной жизни. 
Согласно п. 2 ст. 4 Основного закона, Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все нормативные правовые акты должны базироваться на ее принципах и нормах и не противоречить им. Все нормативные правовые акты должны исходить из Конституции и не противоречить ей как Основному закону государства. В случае расхождения правового акта с Конституцией действуют конституционные нормы.
Мощным практическим инструментом влияния Основного закона на все области жизнедеятельности общества и государства, активную деятельность гражданского общества в правозащитной сфере, работу органов государства и их должностных лиц строго в рамках Конституции и законов Республики Казахстан является и прямое действие Конституции.
Прямое действие Конституции означает, что граждане могут непосредственно осуществлять свои права и свободы и защищать их в случае нарушения, руководствуясь ее принципами и нормами. Органы государства и, прежде всего, суды и органы исполнительной власти, обязаны применять предписания Конституции для решения конкретных дел, использовать ее нормы для издания правовых актов и при рассмотрении обращений граждан и их объединений. Отсутствие какого-либо нормативного правового акта, развивающего нормы Конституции, не должно рассматриваться как препятствие для соответствующего действия органов государства и должностных лиц.  
Законы, прямо или косвенно упомянутые в Конституции Республики Казахстан, составили, как известно, принципиальное содержание коренного обновления системы действующего права страны на основе ее идей, принципов и норм. В настоящее время в масштабе всего законодательного массива доля этих законов невелика, так как основная часть законодательных актов порождается не категорическими предписаниями Основного закона, а общей потребностью реализации в текущем законодательстве его предписаний, воплощения в жизнь конституционных идей и принципов. 
Это закономерно, ибо Конституция, как Основной закон, не может предусматривать ответы на все вопросы, возникающие в различных сферах правового регулирования общественных отношений. Все это требует полнокровной деятельности Парламента, направленной на своевременное и эффективное решение актуальных задач законодательного регулирования важнейших общественных отношений. В этой связи система действующего права Республики Казахстан не может стоять на месте, застывать в своем развитии, а, наоборот, должна постоянно совершенствоваться, отражая динамизм формирования демократической, правовой государственности в стране. И поэтому важно выдержать ее функционирование и развитие в тех демократических параметрах, которые определены действующей Конституцией страны. 
Обеспечение конституционной законности, как основы стабильности казахстанского общества, возможно лишь через последовательную и максимальную реализацию предписаний Основного закона в общем контексте формирования демократической, правовой государственности в Казахстане. От того, насколько глубоко и последовательно будут проводиться в жизнь нормы Конституции, будет зависеть будущее казахстанского конституционализма, стабильность идущих в обществе процессов. Так, для стабильного развития действующего отечественного права необходима реализация потенциала Конституции в свете реализации инициатив, отраженных в Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан–2050». Ведь Главой государства неоднократно отмечалось, что наша Конституция в мире признается соответствующей основным задачам демократического общества. Если есть критика, то она состоит лишь в том, как выполняются ее положения. 
С другой стороны, необходимо иметь в виду, что Конституция, в силу самой сущности ее, как политического и правового акта, представляет собой политико-правовое отражение и порождение несовпадающих интересов власти и свободы, иных социальных противоречий общества в их историческом развитии. И именно нахождение баланса власти и свободы составляет главное политико-правовое содержание и суть Конституции, как Основного закона государства.  
В этой связи целесообразно введение формирование практики гибкого прочтения текста Основного закона ветвями власти в целях изменения того или иного соотношения их роли в зависимости от сложившейся в стране политической ситуации. В результате введения такой практики отпадет необходимость в пересмотре Конституции, внесении в нее изменений и дополнений, диктуемых резким изменением политической ситуации в стране. Вновь возникающие проблемы, в частности, между законодательной и исполнительной ветвями власти, в условиях изменения соотношения политических сил в обществе могут быть безболезненно урегулированы путем внесения поправок в конституционные законы «О Президенте Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», а также принятия главой государства соответствующих указов и Конституционным Советом – постановлений по вопросам официального толкования Конституции.      
Эффективное обеспечение конституционной законности невозможно и без приведения системы действующего права в соответствие с Конституцией Республики Казахстан. Например, практика реализации Конституции Республики Казахстан обозначила круг проблем, связанных с нереализованностью ее положений, касающихся прав и свобод граждан, принципа разделения властей, местного самоуправления. Важно отметить, что Конституционный Совет неоднократно обращал внимание Парламента и Правительства на необходимость ускорения работы по приведению действующего законодательства в соответствие с Основным законом государства. Но Парламентом так, до сих пор, и не приняты законы о местном самоуправлении, бесплатно гарантированном объеме медицинской помощи, бесплатном и свободном овладении государственным языком всеми гражданами. Все это, к сожалению, ослабляет действие Основного закона, подрывая его высокий авторитет. 
Таким образом, Конституция нуждается, прежде всего, в нормативном правовом развитии через законы, решения Конституционного Совета, указы Президента Республики Казахстан, а также во всемерной защите всеми институтами государства и гражданского общества. Учитывая достаточно сложную ситуацию в сфере реализации Конституции, необходима также широкая пропаганда Основного закона органами государства, политическими партиями, правозащитными организациями, направленная на формирование конституционного правосознания населения.
С учетом вышесказанного, вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина должны стать ключевой основой для принятия и исполнения республиканских программ в области прав человека, включая программы правового просвещения и правового воспитания, над которыми работает Министерство юстиции. Формирование эффективных механизмов конституционно-правовой защиты прав и свобод личности во многом зависит и от активной позиции институтов гражданского общества. В этой связи огромная доля ответственности за правовое просвещение возлагается на образовательные институты гражданского общества, работающие в сфере правового просвещения населения, и, прежде всего, на правозащитные общественные организации. 
Действенная реализация Конституции в контексте задач, поставленных Президентом в Послании «Казахстан: 2050» – это наша общая и главная цель, и ее достижение прямо зависит от того, насколько эффективно будут мобилизованы все ресурсы государства и общества. И юридическое сообщество, как и все институты общества, должно внести свой достойный вклад в общее дело, обеспечив необходимые научно-методологические и правовые условия для действенного решения исторических задач, поставленных Главой государства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ