Статус расширит возможности

0
220

 Тезисы о реформах в образовании, о необходимости принятия Закона «О статусе педагога»,  прозвучавшие в Послании Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», стали для многотысячного учительского корпуса не только хорошей новостью, но и серьезным поводом осмыслить свои возможности и ресурсы. Ведь все силы должны быть направлены на реализацию поставленных Президентом важных задач. Поэтому для коллективов педагогических вузов, непосредственно занимающихся подготовкой кадров для школ, самое время еще раз пересмотреть свои планы на будущее. Наш корреспондент встретился с ректором Павлодарского государственного педагогического университета, доктором химических наук, профессором  Алтынбеком НУХУЛЫ. 

– Как откликнулся руководимый Вами коллектив, прочно обосновавшийся на второй позиции педагогических вузов страны в Национальном рейтинге, на Послание Главы государства?
– Глава государства в своем выступлении особо подчеркнул важность конкурентоспособного отечественного образования. «На рынке должны остаться только те из них, которые обеспечивают высокое качество образования. Важно развивать партнерство с ведущими университетами мира, привлекая на работу, по опыту Назарбаев Университета, лучших зарубежных топ-менеджеров». Эти слова Президента заставляют задуматься каждого, кто имеет отношение к данной сфере деятельности. Естественно, коллектив нашего университета не исключение. Когда Лидер нации ставит такую общенациональную задачу, нам предстоит серьезно мобилизовать все силы и ресурсы. Мы должны конкретными делами доказывать высокое качество своей работы. Об этом состоялся серьезный разговор в коллективе после телевизионной трансляции выступления Президента. Коллеги отмечали, что работа, проделанная нами в последние годы, придает им уверенность в своих возможностях. Самое главное – вырос авторитет вуза. Стало быть, общественность готова поддержать нас, а это дорогого стоит.
Со дня обретения статуса университета в ПГПУ серьезно изменился кадровый состав, сформирован перспективный научный блок. Отправной точкой для нас стала Программа развития вуза на 2016–2019 годы, которая содержит более ста конкретных дел, ныне выполняемых с опережением. Новый статус дал нашему коллективу возможность открыть программы послевузовского образования. Ныне мы ведем многоуровневую подготовку педагогических кадров, при этом спектр специальностей расширился с 26 до 56. В этом учебном году открыт колледж при университете, где готовим педагогов по семи специальностям.
Великий писатель-гуманист Л. Н. Толстой с присущей ему проникновенностью еще во второй половине ХIХ века точно отметил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Эта истина актуальна и сегодня. Ведь и в век глобализации мы хотим, чтобы наших детей учили уму-разуму именно совершенные наставники. А как сформировать плеяду таких подлинных учителей? Вопрос не из легких… Безусловно, очень важно наделить педагога достойным статусом. И хорошо, что такое понимание есть в нашем обществе. Неспроста казахстанцы единодушно одобрили предложение своего Президента по этому вопросу. Ведь многие, особенно представители старшего поколения, помнят, каков был статус учителя даже в самые трудные военные и послевоенные годы. Подлинное уважение широкой общественности, власти не только окрыляло, но и повышало ответственность, подвигало их на педагогический поиск. Этому способствовала и достойная оплата труда. Неспроста до восьмидесятых годов прошлого столетия самыми популярными вузами Казахстана были КазПИ имени Абая и ЖенПИ. Ныне такое же можно наблюдать за рубежом, где миллионы молодых людей мечтают стать педагогами. О высоком статусе зарубежных коллег несколько примеров. В Турции настолько уважаемы учителя, что благодарные ученики нередко целуют им руки. Есть еще ряд моральных и материальных поощрений для педагога. Что касается материального стимула, то в Германии, где зарплата среднестатистического немца составляет 3812 евро в месяц, у учителя гимназии – 4039 евро. Плюс к тому он может получить статус чиновника, а это – уменьшение налогов и назначение высокой пенсии. Мы можем строить грандиозные планы, начать самые креативные по замыслу реформы, но если нет соответствующих кадров, все это останется на бумаге. Статус учителя – вопрос первостепенной важности. И Глава государства хорошо знает о сложном состоянии, в котором пребывает сегодня казахстанский учитель. Да, важно, чтобы зарплату педагогам подняли, но ведь не менее важно для человека знать, насколько значим и весом для общества его труд. Статус, закрепленный за учителем Законом, не сомневаюсь, положительно отразится и на наборе студентов в педвузы.
– Как обстоят дела с реализацией третьей социальной инициативы Президента? Много ли у вас студентов, нуждающихся в общежитии?
– Как и у большинства казахстанских вузов, есть проблемы с жильем. Сегодня у нас два общежития, но с учетом ежегодного роста числа студентов их явно недостаточно. В наших планах – строительство девятиэтажного общежития в новом микрорайоне «Сарыарка». С местной исполнительной властью этот вопрос согласован, нам выделен земельный участок под строительство.
В целом, за последние два года мы заметно укрепили материально-техническую базу университета, ввели в эксплуатацию три новых учебных здания, одно из них – в заповедной зоне Баянаула. И этот список можно продолжить. А для качественного улучшения кадрового состава скоро повысим заработную плату, хотя и сегодня она у нас выше, чем в других вузах региона.
– В Послании Главы государства особо подчеркнуто: «Главный критерий оценки успешности вуза – это занятость выпускников после окончания учебы, их трудоустройство на высокооплачиваемую работу». Как обстоят дела у вас в этом направлении?
– Ежегодно в апреле совместно с областным управлением образования проводится персональное распределение выпускников с участием представителей всех районных и городских отделов образования, а также в этом году в нем приняли участие представители управления образования города Астаны. В минувшем учебном году ПГПУ окончили 475 человек, из них более 90 процентов трудоустроены. Ведется постоянная работа в этом направлении. Университет оказывает необходимую помощь в профессиональной деятельности выпускника, отслеживает его карьерный рост. Свежий пример: выпускница 2018 года Дарья Новосельцева трудоустроена в Назарбаев Интеллектуальную школу педагогом дополнительного образования. Немало наших студентов продолжают обучение за границей в магистратуре: в Литве обучаются Анна Климченко, Айдан Тлеулесова, в Московском государственном университете – Анна Шепелевич, Диана Мухамедьярова, Регина Акулова, Дарын Тажибаев, Акерке Зияхан, Инна Кузнецова и другие.
– Лидер нации в своем Послании сделал акцент на систему и методику обучения Назарбаев Интеллектуальных школ, которые должны стать единым стандартом для государственных школ…
– Да, такой переход, по замыслу Нурсултана Абишевича, должен стать завершающей стадией в реформировании школьного образования. Есть у нас наработки и в этой плоскости. Наш вуз тесно работает с Назарбаев Интеллектуальной школой, находящейся в Павлодаре. По договору о сотрудничестве наши воспитанники проходят инновационную практику в ней. Там старшекурсники изучают обновленные методы и приемы обучения, поскольку они должны стать единым стандартом для государственных школ. К тому же в составе учителей Назарбаев Интеллектуальной школы преобладают выпускники ПГПУ. Наши студенты также с первого курса проходят профессиональную практику в шести лучших школах областного центра.
Должен заметить, непросто сразу после вуза трудоустроить выпускников на высокооплачиваемую работу. На сегодня высокая зарплата возможна только в национальных и транснациональных компаниях, бизнес структурах, но в их штатных расписаниях не предусмотрены педагогические кадры. Тем не менее, мы гордимся успехами каждого нашего выпускника.
Сегодня профориентационная работа, какие бы замечательные отношения мы ни выстраивали с работодателями, переложена большей частью на вузы. А ведь от качества набора студентов зависят в будущем судьбы их потенциальных учеников. Знания, получаемые будущими педагогами в процессе обучения – это фундамент для развития самих регионов в частности и страны в целом. Поэтому молодежь в педагогические университеты должна идти не по остаточному принципу. А лучшие из лучших, как и было во времена молодости наших родителей, бабушек и дедушек. Здесь необходима координация усилий на государственном уровне, на стыке интересов самых разных сфер. И Закон «О статусе педагога», принятие которого запланировано на следующий год, думаю, будет этому способствовать. Пришло время учителя. В профориентационной работе нужны серьезные коррективы.
– Расскажите, пожалуйста, о планах вашего коллектива на предстоящие пять лет. Какие задачи считаете приоритетными?
– Есть такое выражение «Самый лучший способ предсказать собственное будущее – создать его». Сегодня для коллектива важно продолжать модернизацию образовательного процесса, совершенствовать подготовку магистрантов и докторантов, повышать уровень научно-педагогических кадров в целом. Необходимо вывести экспертно-аналитическую деятельность университета на качественно новый рубеж. Это, прежде всего, касается содержания образовательных программ. Все это нам по плечу, поскольку у нас есть стремление и опыт. Так, в образовательный процесс нами были внедрены дисциплины по STEAM и инклюзивному образованию, робототехнике. Открыты и работают кабинеты робототехники не только в вузе, но и с нашей помощью в Баянаульской средней школе. Но все перечисленное, как и тот факт, что 25 наших образовательных программ были признаны лучшими в республике, не повод для самоуспокоения. Ведь качество обучения в школах в известной степени зависит от содержания образовательных программ вуза, в котором готовят учителей. А у нас (это типичная картина для вузов республики) немало ученых-педагогов, которые имея за плечами многолетний опыт работы в системе высшего образования, все еще неоднозначно принимают нововведения. Прежде всего потому, что был успешен их опыт в отношении нескольких поколений прежних студентов, которые уже состоялись как профессионалы. Но современная школа разительно отличается от той, которая была совсем недавно, изменилось содержание образования, к подготовке кадров предъявляются новые требования. Сегодня педагогические вузы должны кардинально изменить суть образовательного процесса, ориентируя ее на обновлённое содержание школьных программ. Поэтому главная задача вуза состоит в том, чтобы ее выпускники легко интегрировались именно в эту современную школу с ее полиязычием, автоматизацией технических систем, цифровизацией, научными достижениями XXI века в разных отраслях, а не шли туда с устаревшим багажом знаний.
Есть над чем поработать и в развитии социального партнерства. Планируем теснее взаимодействовать не только с отделами образования, с которыми у нас прочные связи, но и с местным филиалом АО НЦПК «Өрлеу». Такое сотрудничество позволит нам глубже знать тенденции и проблемы в современной школе.
Не хочу повторяться, но научная составляющая в инфраструктуре современного вуза имеет первостепенное значение. Необходимо руководствоваться основополагающим принципом «Обучение через всю жизнь, обучение через науку». Преподаватели должны заниматься наукой, иначе чему они могут обучить своих студентов? В наших планах повысить качество, а следовательно, и доходность реализумых нами научных проектов. Тем более, что в будущем нас ожидает трансформация в некоммерческое акционерное общество. И надо учиться зарабатывать. Наши ученые должны активнее участвовать в подготовке фундаментальных и прикладных исследований, и над этой задачей мы уже работаем. Университетом был получен грант Всемирного банка в рамках реализации проекта «Стимулирование продуктивных инноваций» на сумму 46 миллионов тенге. Реализовано 8 хоздоговорных проектов на общую сумму более 25 миллионов тенге. Мы получили 15 патентов, 7 свидетельств о государственной регистрации авторских прав. Но, зная научный потенциал вуза, думаю, что это – далеко не предел наших возможностей, и здесь есть куда двигаться.
– А если возвратиться к вопросу, о чем мечтает ректор вуза?
– Любой руководитель вуза, и я не исключение, мечтает, чтобы каждый, кто только услышит название его учебного заведения, не удержался бы от слов: «О, это же топовый университет!» Для осуществления такой мечты нужны две составляющие – качественный набор и сильный кадровый состав педагогов. В прошлом году впервые за всю историю вуза был осуществлен рекордный набор студентов по государственным образовательным грантам, но меня как ректора, признаюсь, не меньше обрадовало то, что впервые в наш региональный университет поступило 18 обладателей знака «Алтын белгі». Наконец-то, начали приходить лучшие из лучших выпускников. А чтобы их было больше, мы в профориентационной работе акцент делаем на профессиональной диагностике школьников. Какие специальности ими сегодня востребованы, кем они хотят стать? Поэтому сотрудники университета на системной основе оказывают психолого-педагогическую консультативную помощь учащимся и родителям в определении профиля обучения. При проведении республиканских и областных предметных олимпиад отслеживаем потенциальных абитуриентов из сильных участников, выявляем их предпочтения.
– Какими Вы видите в будущем выпускников вашего вуза?
– Успешными в профессии, но одного диплома для этого недостаточно. Диплом лишь визитная карточка, с которой ты начинаешь свой трудовой путь. О его значимости в глазах работодателя должен позаботиться коллектив вуза, чем мы все плотно занимаемся, как и наши предшественники. А для успешной карьеры важно еще наличие целеустремленной жизненной позиции выпускника, его мобильность и желание учиться всю жизнь.
Сегодняшним студентам открыты такие возможности для самореализации, о которых наше поколение и не мечтало. Хочу, чтобы наших выпускников по жизни не оставляло стремление улучшить обустройство мира. Кстати, наш университет активно участвовал в рамках программы «Рухани жанғыру» в подготовке юбилейных мероприятий к 200-летию Мусы Шорманова. Известно, насколько многогранен был этот человек – и крупный государственный деятель, старший султан Баянаульского внешнего округа, и этнограф, чьи труды публиковались в российских научных журналах, и общественный деятель, дядя и духовный сподвижник первого казахского ученого Чокана Валиханова. Но в памяти народа Муса Шорманов остался, прежде всего, в ипостаси Просветителя, открывавшего первые школы, всю власть свою направившего на образование степняков. Через десятки лет открытые им школы дали казахстанской науке плеяду выдающихся академиков во главе с организатором Академии наук Казахстана и первым академиком Канышем Сатпаевым. Такие ученые, как Алькей Маргулан, Ермухан Бекмаханов, Шафик Чокин, Абикен Бектуров, Кемел Акишев, Абылкас Сагинов и другие, составившие цвет отечественной науки – плоды просветительской деятельности Мусы Шорманова. Исходя из такого видения просветительской миссии, и должен, на мой взгляд, формироваться Закон «О статусе педагога». Мечтаю, чтобы и наши выпускники в поисках нравственных ориентиров в профессии, в служении обществу помнили о просветительской деятельности таких личностей, как Ибрай Алтынсарин, Муса Шорманов, Ахмет Байтурсынов, Абикей Сатпаев и многие другие, кого заслуженно называют Учителями нации.

Аргынгазы Альмагамбетов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ