КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

0
115

Эркин ДУЙСЕНОВ,
доктор юридических наук, профессор
Евразийской юридической академии
им. Д. А. Кунаева

Обращаясь в преддверии 27-ой годовщины государственной независимости Республики Казахстан к ее правовой природе, хотелось бы остановиться на некоторых аспектах конституционно-правового ее закрепления. Здесь целесообразно отметить, что принятию Конституционного закона Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года №1007-XII «О государственной независимости Республики Казахстан» [1], положившему начало реальной независимости нашей страны, предшествовало принятие ряда существенно значимых для страны и народа правовых актов. 

Так, 24 апреля 1990 года был принят Закон Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» [2]. Этот закон не относится к разряду обычных изменений Конституции, каких было немало раньше. Именно данный закон внес существенные изменения в систему управления государством. Пост президента учреждается в целях обеспечения глубоких политических и экономических преобразований, осуществляемых в рес­публике, укрепления конституционного строя [3, с. 64].
При этом следует иметь в виду, что Президент Республики Казахстан выступает системообразующим элементом рассматриваемой системы, поскольку он является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности страны, обеспечивает соблюдение Конституции и взаимодействия органов государственной власти [4, с. 26].
Далее, весьма важным политико-правовым документом является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая 25 октября 1990 года [5].
Значимость Декларации в государственно-правовом строительстве Казахстана заключается в утверждении Казахской ССР суверенным государством, принимающим меры по защите, охране и укреплению национальной государственности, возрождению и развитию казахской нации и других национальностей. В Декларации был впервые провозглашен принцип разделения властей, который ранее считался буржуазным и неприемлемым для государства социалистической правовой системы. Причем провозглашение в данном акте этого принципа означало окончательный и бесповоротный отказ Казахстана от тоталитарного политического режима и административно-командной системы государственного управления.
Декларация закрепила право Казахской ССР на исключительную собственность природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом, находящимся на всей территории республики. Народ провозглашался единственным носителем суверенитета и источником государственной власти, что нашло отражение во всех последу­ющих редакциях Конституции Республики Казахстан.
И, наконец, именно Декларацией было закреплено право страны выступать самостоятельным субъектом международных отношений, что, на мой взгляд, является основой государственной независимости.
По мнению казахстанского ученого-конституционалиста К. Айтхожина, историческое значение Декларации 1990 года является весьма существенным, ибо она «обозначила собственную государственность Казахстана, име­ющего многовековую историю, культуру и сложившиеся государственно-правовые традиции. В этой связи необходимость принятия Декларации… была продиктована целями закрепления и гарантирования суверенных прав Казахской ССР во всех сферах жизнедеятельности общества, обеспечения полноценного политического, социально-экономического и духовного развития народа Казахстана» [6, с. 25].
Справедливо суждение о том, что Декларация… стала базой для создания национального законодательства» [7, с. 56]. Так как разработка и принятие новой Конституции государства, а на ее основе и других законодательных актов должны исходить из основополагающих принципов и положений Декларации.
Помимо вышерассмотренных, важное значение для страны имело и принятие таких правовых актов конституционного характера, как Закон Казахской ССР «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 года [8] и Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» [9]. В данном аспекте надо отметить и значимость принятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года [10]. Значение этого Закона, по справедливому мнению академика Г. Сапаргалиева, заключается в снятии с наименования «Республика» идеологической составляющей и в признании политического самоопределения всего народа.
Н. Калишева приходит к выводу, что «государство приобретает свой нормальный статус независимого лишь тогда – когда оно, отдавая полный отчет в том, что существует во взаимосвязанном и взаимозависимом мире, самостоятельно политически и экономически; когда, цивилизованно проводя свою внутреннюю и внешнюю политику, оно не впадает в зависимость от конъюнктурных соображений сиюминутного характера, от внешних давлений, когда оно имеет свой выверенный курс и свою собственную геополитическую и макроэкономическую выгоду. Вот почему, говоря о государственной независимости, мы акцентируем внимание на независимости как общественном состоянии: созидание суверенной Республики Казахстан есть созидание нашей страны как государства независимого, но все это предполагает независимость социального целого – народа страны, поскольку именно он и является реальной движущей силой всех перемен. Суверенитет без свободы немыслим, но «свобода, – пишет Н. А. Назарбаев, – может стать реальностью только в контексте современной истории, творимой гражданами многонациональной республики» [11].
Таким образом, можно констатировать, что принятие всех вышерассмот­ренных правовых актов явилось основой и положило начало самостоятельному, независимому развитию страны.
Принятый 16 декабря 1991 года Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан» стал воистину эпохальным историческим политико-правовым документом, поскольку он провозгласил Республику Казахстан независимым демократическим государством. В Законе указывалось, что Республика Казахстан обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику. Провозглашалось, что Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права. Закон закрепил политическую основу независимости государства Казахстан. Были сформированы высшие органы государственной власти. Социальной основой независимого государства признавался народ Казахстана. В Законе говорилось, что Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства. Провозглашалось, что Республика Казахстан, как независимое государство, является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности. Подчеркивалось, что Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. В Законе отмечалось, что Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности. Атрибутом и гарантом независимости является наличие собственных Вооруженных сил. Подчеркивалось, что государство Казахстан самостоятельно определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории [3, с. 178–179].
Учитывая, что народ Казахстана прошел долгий и тяжелый исторический путь, пока не получил реальную государственную независимость, следует отметить необходимость его конституционно-правовой защиты. Это было сделано в результате конституционной реформы 2017 года, когда пункт 2 статьи 31 Основного Закона был дополнен словом «независимость». Автором настоящей статьи в ходе всенародного обсуждения предлагаемых изменений и дополнений в Конституцию страны в 2017 год была предложена своя, нижеприведенная позиция о необходимости конституционно-правовой защиты таких незыблемых ценностей, как суверенитет и независимость.
«Вместе с тем следует иметь в виду, что независимость является лишь одним из признаков суверенитета государства наряду с такими признаками, как верховенство государственной власти и единство государственной власти. Основываясь на вышеизложенном, полагаю, что в предложенном Проектом изложении 2 пункта статьи 91 слово «независимость» следует заменить словом «суверенитет», а сам этот пункт изложить в редакции следующего содержания: «2. Установленные Конституцией суверенитет государства, унитарность и территориальная целостность Респуб­лики, форма ее правления не могут быть изменены».
Считаю данное предложение свое­временным и актуальным в построении суверенной, демократической, правовой государственности, особенно в условиях вхождения Казахстана в ЕАЭС, когда в обществе порой озвучиваются мысли о возможном отказе от определенной части суверенитета в связи с формированием единого экономического пространства. Кроме того, предложенная мною редакция этого пункта станет более весомой гарантией от необоснованных в будущем попыток изменить такую основу конституционного строя, как суверенитет» [12, с. 5].
В заключение хочу отметить, что суверенитет и независимость, как неотъемлемые свойства нашей страны, должны быть надежно защищены всей мощью государства.

г. АЛМАТЫ

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституционный закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года № 1007-XII «О государственной независимости Республики Казахстан». Электронный ресурс. Режим доступа: https: //online.zakon.kz /Document /?doc_id=1000798.
2. Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 24 апреля 1990 г. Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. Электронный ресурс. Режим доступа: https: //online.zakon.kz /Document /?doc_id=1000133.
3. Сапаргалиев Г. С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. Алматы: «Жеті Жарғы», 2007, 540 с.
4. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. Астана, 2018, 640 с.
5. Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Респуб­лики от 25 октября 1990 года. «Ведомости Верховного Совета Казахской ССР», № 44, 1990, с. 408.
6. Айтхожин К. К. Декларация Казахской ССР «О государственном суверенитете Казахской ССР» – акт конституционного значения. «Вестник КазНУ имени аль-Фараби», 2008. Электронный ресурс. Режим доступа: https: //articlekz.com/article/7108.
7. Суверенный Казахстан на рубеже тысячелетий. Под ред. Ашимбаева Б. Ж. Алматы, 2001. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bibliotekar.kz/suverennyi-kazahstan-na-rubezhe-tysjache.
8. Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 20 ноября 1990 г. № 334-XII О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР (внесены изменения и дополнения в соответствии с Законом Верховного Совета КазССР от 25 июня 1991 г. № 705-XII) (утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20.12.04 г. № 12-III). Электронный ресурс. Режим доступа: https: //online.zakon.kz /document /?doc_id=1000264.
9. Закон Республики Казахстан от 15 февраля 1991 года «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Республики Казахстан» (с изменениями, внесенными Законом РК от 13.01.92 г. № 1117-XII) (утратил сил в соответствии с Законом РК от 10.12.93 г. № 2577a-XII). Электронный ресурс. Режим доступа: https: //online.zakon.kz /document /?doc_id=1000404.
10. Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 10 декабря 1991 года № 1000-XII «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики». Электронный ресурс. Режим доступа: https: //online.zakon.kz /Document /?doc_id=1000784.
11. Калишева Н. Х. Независимость – это состояние общества». Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.rusnauka.com /10_NPE_2011/Politologia/2_82717.doc.htm.
12. Дуйсенов Э. Основной Закон Казахстана на пути к обновлению. «Комсомольская правда. Казахстан». 8 февраля 2017, с. 5.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ