КОНФЛИКТ «АРАБСКОГО» И «СТЕПНОГО» ИСЛАМА

0
118

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

1 сентября в селе Фирдоуси Туркестанской области на занятия пришли свыше 200 учениц с покрытой головой. Этот скандал вызвал большой резонанс в обществе и СМИ. Администрация школы потребовала снять платки, в которых ученицы раньше беспрепятственно ходили на занятия. После разъяснительной работы с родителями большинство учениц согласилось с требованием руководства школы. Однако несколько их них отказались снять платки, и их родителей оштрафовали. В селе живут в основном этнические таджики. 

Похожие события случались в Мангистауской, Западно-Казахстанской и Туркестанской областях. В Актобе который год идет конфликт руководителей школ с родителями школьниц в хиджабах. Были судебные разбирательства – родители проиграли. Дело порой доходит до угроз учителям школ, как это случилось недавно в Актобе.
Конечно, дело не в платках, а что за ними. В стране идет цивилизационный разлом – продвижение «арабского» ислама. Толерантный «степной» ислам органически сосуществовал с тенгрианством. В течение веков между ними был достигнут удачный симбиоз, без войн и потрясений многие элементы тенгрианства вошли в «степной» ислам, в том числе вера в Аруахов, почитание природы, свадебные, погребальные обряды, открытое лицо женщин и др.
Корни национальной музыки, эпоса, устного народного творчества, изобразительного искусства, архитектуры, одежды и т. д. имеют доисламское происхождение. Как и относительное равноправие мужчин и женщин: вспомните хотя бы айтысы между ними (например, Дина Нурпеисова участвовала в айтысах), игру «Қыз қуу» – если девушка на коне догонит, то стегает камчой парня (а сейчас требуют не только хиджаб, но и раздельной учебы и работы, бить камчой жену и т. д.), не говоря о девушках-батырах. Об этом надо помнить всем: имамам, государственным служащим, педагогам, идеологам и т. д. Еще в начале ХХ века казахи шли в бой с именем Аруахов.
Особенности «степного» ислама принимали и учитывали во всем мусульманском мире – это выразилось, в частности, в признании учения известного из суфиев Ходжи Ахмеда Ясави, который способствовал «примирению» ислама с тенгрианством. Недаром в последнее время появились угрозы исламистов снести мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
В Степи девочки и девушки ходили с непокрытой головой – покрывали после замужества. Они носили специальные украшения, которые издавали мелодичные звуки: шолпы (накосное украшение), шашбау (височное, накосное украшение) – своеобразные металлические подвески для кос молоденьких девушек. В прохладное время для девушек преду­сматривались головные уборы двух типов: тюбетейка – «такия» и теплая шапка с меховой опушкой – «борик». Такую тюбетейку девушки носили до самого замужества. Женский головной убор наподобие саукеле зафиксирован в исторических источниках.
Ныне национальная одежда вытесняется арабской. Ведь камзол, саукеле и другие аксессуары национальной одежды имели доисламскую историю и дошли до наших дней. Уже раздаются голоса: зачем мусульманам изобразительное, музыкальное искусство или балет, мол, это запрещено исламом, что светское общество – это безбожное общество и т. п. Ныне участились случаи похорон в день смерти, как принято в арабских странах из-за жары, а торжества проводятся без музыки и танцев. Под категорию «харам» подпадают многие виды искусства, традиции, обычаи. Например, те же садака, беташар, жеті нан, казахская музыка и т. д.
Самое странное то, что все эти события создают впечатление дежавю: как будто это уже было и все повторяется. Ведь никто не отменял религиозные войны – они были и есть со времен появления религий.
В советское время это называлось идеологической войной, и все ее средства и технологии были глубоко изучены. Хотя в то время был иной идеологический формат, но суть миссионерства, религиозной экспансии остается прежней.
После распада Советского Союза наши идеологи подзабыли риски такой экспансии, приняли «самый демократичный» закон о религии от 1992 года и запустили в Казахстан религиозные организации всевозможных течений, а вместе с ними и «идеологических диверсантов».
И началась война за умы наших граждан: в школах, кинотеатрах шли собрания Свидетелей Иеговы и др., миссионеры открывали свои представительства, молодежь отправлялась на учебу в зарубежные религиозные заведения, многие из которых впоследствии проводили свою «политику» и т. д. И заварилась мировоззренческая «каша» – необходимое условие для цивилизационного разлома.

Законодательная основа школьной формы

Мы потворствовали этому 26 лет, наломали «кучу дров». Такая «перспектива» просматривалась еще в лихие 90-е годы. Эта тема была актуальна и 10 лет тому назад, когда хотели принять новый закон о религии, но против принятия выступили правозащитники, «демократы» и т. д. Это было перед Саммитом ОБСЕ в Астане в 2010 году, и закон не приняли. Помню, известный правозащитник Евгений Жовтис говорил: зачем нужен закон – ведь терроризма нет. В конце 2008 – начале 2009 гг. автор этих строк написал в газетах серию статей о необходимости принятия нового закона о религии – слишком либеральный был закон от 1992 года, выступал в защиту традиционного ислама и культуры.
Нынче «чистая» религия зашла уже в вузы и школы светского государства, появились преподаватели, придерживающиеся канонов «чистого» ислама, много защитников арабского хиджаба, «салафитов», все чаще звучат слова «по законам шариата должно быть так» и т. д. Отдельные имамы предлагали готовить петицию и собирать подписи в поддержку хиджабов в учебных заведениях. Уже не действуют разъяснения представителей ДУМК о том, что по канонам ислама голову покрывают не девочкам, а девушкам при достижении половой зрелости.
В конфликте с платками даже некоторые правозащитники, юристы, депутаты выступают за право ходить в хиджабах. Например, по поводу конфликта в селе Фирдоуси депутат Владислав Косарев заявил: «Это нарушение прав человека – в школу человек может идти в той одежде, которую ему купили и надели родители, школа сказать: вернись, ты не в такой одежде, не имеет права».
Некоторые эксперты отмечают, что запрет посещения школы в платках противоречит статье Конституции РК, где гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, что в Конституции нет запрета на ношение платков и т. д.
По Конституции Республика Казахстан – светское государство, и религия и религиозные объединения отделены от государства. Система образования и воспитания в нашей стране, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер.
Да, Основной закон не регламентирует школьную форму, но это имеется в законах и подзаконных актах, связанных с общеобязательными стандартами образования.
Конституция РК, ст. 30. п. 4. «Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам». В соответствии с этой статьей Конституции утверждена стандартная школьная форма.
Кроме приказа Министра образования и науки РК о единой школьной форме от 14 января 2016 года № 26, есть Закон РК от 27 июля 2007 года «Об образовании». В соответствии с подпунктом 14-1 статьи 5 этого Закона Уставом школ вводится единая школьная форма для учащихся 1-11 классов. В единых рекомендациях имеется перечень вещей к школьной форме, даны все характеристики, вплоть до длины юбок и т. д. В нем отсутствует головной убор. К тому же в Законе прямо говорится: «При этом включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается».
Устав школ, единая школьная одежда не противоречат конституционному праву на получение образования, а соответствуют ст. 30 Конституции, где говорится об общеобязательном стандарте образования. Согласно Уставу о единой школьной форме, в светской школе не предусмотрен головной убор внутри помещения – ни такия, ни косынка, ни платок, тем более хиджаб – арабский женский головной убор, тесно связанный с «арабским» исламом. Кстати, школьную форму ввели с 2003 года, но конфликты идут в последние годы.
Все должны посещать школу с единой формой, как во многих развитых и демократических странах. Это не есть нарушение прав, дискриминация или нарушение Конституции. Какая может быть дискриминация по религиозным признакам 6-летнего ребенка, который пришел в светскую школу за светским образованием? Но если родители хотят дать религиозное образование, на то есть медресе, воскресные школы и т. д.

Гражданские обязанности «выше» права на свободу совести

Некоторые сторонники хиджаба хотят подать эту проблему не как религиозную, а как бытовую – мол, это лишь платки. Но тогда с медицинской точки зрения голова и волосы должны «дышать». Постоянное ношение платка, в том числе в теплое время на улице и помещении, вредно. Такой плотный платок, прилегающий к коже, не дает ей дышать и вызывает опрелость и прыщи у детей. В арабских странах женщины хотя бы предохраняются от песка, солнца. У нас какая необходимость покрытия головы в теплое время, в помещении?
Сравните светский Афганистан и афганских женщин 1950–1960 гг. и современный Афганистан и нынешнее положение женщин – все начиналось с хиджаба. В Иране недавние беспорядки начались под лозунгами «Люди нищенствуют, а духовенство возомнило себя богами» и др. Религиозная проблема актуальна не только для Ирана, но и для тех стран, где религиозность набирает силу, внешним факторам уделяется больше внимания, чем внутренним и т. д.
Если запрет хиджаба в школе противоречил бы Конституции, то суды были бы на стороне родителей. Но в Основном законе записано: «Статья 22. 1. Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством». Иными словами, гражданские права и обязанности перед государством ставятся «не ниже», чем право на свободу совести».
Эта статья для тех, кто считает, что можно ходить в школу в хиджабе. Однако, это не так – в светском государстве религиозные верования не должны ограничивать право детей на светское образование в государственных школах, в том числе в ношении школьной формы. Не свойственный в Степи религиозный радикализм отдельных родителей у нас дошел до того, что они вместо знаний прививают маленьким детям религиозные представления и конфликтуют с законами общества.
Вообще-то, выбор религии, религиозных предпочтений необходимо предоставлять с достижения совершеннолетия, а не с дошкольного возраста. Поэтому, на мой взгляд, необходимо дополнение к Закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» о воспитании маленьких детей вне религии.
Не развивая свою культуру, идеологию, традиционную религию, мы запустили «импортные» религии, культуру, образ жизни. Своими руками создали религиозную оппозицию, которая представляет определенную опасность.
Кажется, после скандала в Фирдоуси в обществе пришло понимание опасности религиозного (и этнического) анклава. Да и жителям таджикского села Туркестанской области известно, что, к примеру, в Таджикистане под запретом не только хиджабы, но и «афганские» бороды. Такие запреты есть и в Узбекистане, отчасти в Азербайджане, Кыргызстане – там тоже говорят о конфликте «нового» ислама с традиционным укладом. В Казахстане решили подойти к этому вопросу «демократично», однако ситуация с каждым годом усугубляется. В одно время и у нас предлагали законодательно запретить идеологию салафизма, но и это осталось лишь на словах…

P. S. Атеизм и светское образование соответствует уровню жизни. Иными словами, атеизм присущ многим развитым странам, кроме США, где религия и религиозные организации используются для политических целей как орудие идеологического и политического давления, в том числе за рубежом.
Базой для развитой экономики большинства стран является высокий уровень развития образования и науки на основе атеизма. Отрицательная корреляция между IQ и религиозностью также была выявлена в ряде исследований, в которых отмечена и следующая особенность: чем выше уровень образования респондентов, тем меньше среди них верующих.
И, наоборот, в большинстве стран с высокой степенью религиозности наблюдается низкий уровень развития экономики, образования, науки. В этом плане показателен религиозный опыт африканских стран – высокий уровень религиозности и низкий уровень экономики и образования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ