ЗНАКОМСТВО С УЙГУРСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

0
195

Республика Казахстан – страна, в которой обрели новую Родину представители более 130 национальностей. Все они являются носителями уникальных традиций и духовных ценностей. Их язык, культура и народное творчество формировались веками. Благодаря дружному казахскому народу, а также мудрой политике Первого Президента страны, каждому казахстанцу, вне зависимости от происхождения и религиозных взглядов, дана прекрасная возможность сохранить первозданность своих национальных культур.

Ким Ен Сул

Одним из таких народов являются уйгуры, которые издревле славятся своей многовековой историей и самобытной культурой. Уйгурские диаспоры проживают во многих странах Западной Европы, Центральной Азии, а также в США и Канаде. Их национальная культура всегда вызывала большой интерес у ученых всего мира. Особенно после того, как известный казахстанский ученый Каныш Сатпаев выдвинул в 1949 году инициативу создать в республике сектор уйгуро-дунганской культуры, что дало большой толчок развитию уйгуроведения. Уже в 1986 году был создан Институт уйгуроведения, благодаря работе которого о культуре древнего народа Тюркской цивилизации заговорили во всем мире.


Будучи магистрантом Казахского национального педагогического университета имени Абая, я часто бываю в Государственном академическом уйгурском театре музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова, с удовольствием знакомлю своих друзей с родной поэзией, музыкой, и, конечно же, с национальной кухней. Приятно, когда иностранцы интересуются культурой народов, живущих в Казахстане.
В этом году наш университет празднует свое 90-летие. Поздравить нас с этим событием приехали представители из разных государств – Франции, Германии, России и т. д. Профессор из Южной Кореи, доктор политических наук Ким Ен Сул, занимающийся вопросами конфликтологии, почти месяц вел лекции в нашем университете. За это время он побывал в сакральных местах Алматинской области, а также на Медео, Чарынском каньоне и в национальном парке Алтын-Эмель.
Ким Ен Сул говорит по-русски, правда, с большим акцентом, благодаря чему мог без проблем изъясняться со многими студентами. Он интересовался самобыт­ностью различных диаспор, проживающих в Казахстане, и буквально за день до своего отъезда попросил меня познакомить его с уйгурской культурой. Позже мне стало известно, он занимался социологическими исследованиями в странах постсоветского пространства.


Водить его в единственный в мире Уйгурский театр смысла не было, поскольку он был закрыт на реконструкцию, а его артисты уехали на гастроли. Что было делать? Надо было как-то выходить из положения, ведь желание гостя – закон. Я позвонил своему другу, доктору филологических наук, профессору Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова Алимжану Тиливалди-Хамраеву. Назначили встречу, на следующий день иностранная делегация в составе трех человек подъехала к зданию института, где нас уже ждал известный уйгуровед. После недолгого знакомства и рукопожатий, Алимжан Тиливалди подарил дорогому гостю несколько редких книг, повествующих о судьбе казахстанских уйгуров, об их истории и, конечно же, традициях. Ким Ен Сул был несказанно рад книгам и пообещал, что по приезду домой обязательно изучит каждую страницу.
После этого мы направились в гости к потомственному уйгурскому князю, представителю древнейшего княжеского рода Хакимбеков, который берет свое начало с 1732 года, – Заслуженному деятелю искусств РК Азату Акимбеку. Его предки когда-то правили Восточным Туркестаном. На сегодняшний день имя этого человека входит в число ведущих коллекционеров мира.
Будучи воспитанным человеком, Азат Акимбек лично вышел встречать нас. Он открыл нам двери в прекрасный мир древности – антикварных вещей. Показал святая святых – бесценные артефакты старинных многовековых ценностей Европы, Азии, а также уйгурской культуры. Нас впечатлили гостеприимность и скромность, а также его высокая культура общения. Не менее высоким был уровень его профессиональной деятельности. В его кабинете как будто остановилось время. Коллекция классических ружей эпохи Наполеона. Древние самурайские мечи, а также доспехи персидских воинов или оружие солдатов Веймарской Германии поражали воображение. Там можно было увидеть все, начиная от древнейших пергаментов, свитков и книг, священных писаний и заканчивая ювелирными украшениями, ножами и керамической посудой. К сожалению, я не могу перечислить всего, что увидел, однако эмоции до сих пор переполняют меня. Точно также были поражены и наши корейские гости. Изучая воинские доспехи XV–XVI вв., Ким Ен Сул остановил свой взгляд на знакомом и родном – на доспехах воина Страны Утренней Свежести. С интересом вглядывался в изображения тигров на его щите, узорчатые вышивки на одежде, саблю и лук, после чего долго беседовал с князем. Спустя некоторое время Азат Акимбек повел нас в свое хранилище уйгурских артефактов времен Средневековья. В его уйгурской коллекции декоративно-прикладного искусства было более тысячи экспонатов. Собрание уникальных хотанских и турфанских ковров из шерсти особой породы тонкорунных коз, переливалось изумительным серебристым блеском. Радовали глаза медная посуда, тыквянки, музыкальные инструменты и многое другое. Ким Ен Сул, изучая артефакты, отметил интересную деталь. На уйгурских средневековых коврах были изображены тигры и дикие животные. Он сказал, что образ тигра занимает особое место и в культуре корейского народа, является ее символом. Гость из Южной Кореи был поражен тем, какое глубокое значание придавали образу тигра уйгуры.
Беседы продолжились за ароматным чаем и восточными сладостями. Князь поведал нам историю своей семьи и рода, а также рассказал о своей деятельности. Все его слушали с большим интересом.
Затем наш добровольный гид Алимжан Тиливалди-Хамраев повез нас к талантливому уйгурскому живописцу, Заслуженному деятелю РК, члену Союза художников Казахстана Хашимжану Курбанову. В его небольшой мастерской царила гармония. На стенах красовались портреты восточных красавиц, ремесленников, музыкантов, а также рисунки с изображением различных зверей. Казалось, что это и не портреты вовсе, а один большой волшебный экран, окунающий нас в уйгурский мир счастья и добра. Его фольклорные образы на тыквянках, а также вырезанные фигуры из дерева, имитировавшие целые улицы древнего Кашгара, поражали воображение. Никто не мог понять, как можно уместить людей, дома, улицы и растения в маленьком рукодельном плетении или тыквянке, да еще так красочно, придавая всему этому национальный колорит.
Мир героев Х. Курбанова – это мир чистых и светлых людей, которых не коснулась современная цивилизация, это мир, свободный от оков наседающей суеты и жизненных хлопот, где нравственность и человечность определяют смысл жизни. В его работах переплетены судьбы многих народов Центральной Азии. Рассматривая полотна, невольно приходишь к мысли о бренности человеческого бытия. Так, задумавшись каждый о своем, мы не заметили как пролетело время. Ким Ен Сул нужно было готовиться к отъезду.
Поблагодарив художника за радушный прием, мы отправились в уйгурскую чайхану – отведать настоящие уйгурские блюда. Там мы за дастарханом дружно делились своими эмоциями от увиденного. Прощаясь, я спросил у Ким Ен Сул о его впечатлениях после проведенного дня. Немного подумав, он сказал лишь одну фразу: «Сегодня я стал уйгуром!»

Бахтияр ТОХТАХУНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ