ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ?..

0
107

Кенжеболат ЖОЛДЫБАЙ,
политолог

«Дети похожи на ручейки, что, сливаясь, превращаются в реки. А те несут свои воды в моря и океаны. Потом стихия становится не подвластной тебе, но это нормально. Сердце согревает то, что ты в свое время в этом ручейке камушек убрал, в том русло углубил, этому нужное направление помог найти. Вот что самое стоящее!» – пишет Лейла Махат, руководитель арт-центра «Куланши». И она совершенно права. Душа ребенка, как чистая доска, – что мы, взрослые, на ней напишем, такого человека и получим в будущем. 

Да, человек изначально, от природы своей, добр. А каким он вырастет – альтруистом или террористом – зависит от общества, в котором ребенок растет и развивается. Семена ненависти, оброненные в душу в раннем возрасте, дадут всходы в будущем. Поэтому ни под каким-либо предлогом нельзя позволять злу прикасаться к детям. Наш долг – внести свой вклад в благородное дело воспитания нового человека. Потому очень важно, чтобы «чувства добрые» закладывались в нем изначально, чтобы добро подпитывалось всем, что его окружают. Мы должны воспитывать в детях высокие чувства, вера в мечту, желание быть добрыми, помогать друг-другу.
И здесь роль образования трудно переоценить. При этом школа, как социальный институт, дает ребенку первый жизненный опыт, приобщает его к миру взрослых, учит лидерству в межличностных отношениях. Формируя у школьника определенные навыки, развивая его природный потенциал, учителя определяют его способности, помогают выбрать свой путь. Хотя учитель учителю рознь. Если посредственный учитель рассказывает, то хороший – объясняет, замечательный – показывает, а талантливый вдохновляет. При всем при этом, все же ключевой фигурой в школе является учитель. Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение к воспитаннику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный духовный рост и развитие, его духовные посылы – все это очень важно в воспитательной работе. В этой связи радует весть о том, что, как было отмечено в Послании Президента страны 5 октября т. г., теперь акценты в образовании будут смещены в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде.
В то же время в отечественной системе образования до сих пор много нерешенных проблем, что, естественно, беспокоит общество, так как вопросы качества и доступности образования касаются каждой семьи вне зависимости от уровня достатка. Кстати, намедни о проблемах в системе образования говорили также в Парламенте, где, в частности, спикер верхней палаты Касым-Жомарт Токаев заявил, что обучение в школах по-прежнему ориентировано на получение формальных результатов. Реальные же знания отходят на второй план. Основной упор делается на успешную сдачу ЕНТ, особенно в выпускных классах. А с учетом того, что уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких – 66 процентов от среднереспубликанского уровня, профессия учителя стала непопулярной. На педагогические специальности в основном поступают из-за низкого школьного балла.
Еще одна проблема – это неравенство условий для обучения в городах и селах. Многие ученики не имеют возможности пользоваться интернетом и компьютером. Не убывает количество малокомплектных школ, по-прежнему немало школ с трехсменным обучением. Учителя с глубинки также хотят увидеть электронный аналог бумажных учебников. Кстати, низкое качество учебников, по словам спикера Сената, уже стало притчей во языцех. К.-Ж. Токаев считает, что такая ситуация требует от Министерства образования и науки РК в срочном порядке ликвидировать системные недостатки.
О реально существующих проблемах в сфере образования вслух сказано и в недавнем Послании. По этому поводу Нурсултан Назарбаев сказал следующее: «Опрос, который я лично провел, говорит о том, что люди недовольны работой ЖКХ, качеством медицины, качеством образования» и призвал министра образования и науки Ерлана Сагадиева положить конец «череде бесконечных реформ» в школе. Он также указал на неэффективное использование бюджетных денег. Президент отметил, что стоимость строительства различных объектов завышается еще на этапе проектной документации. В качестве примера он привел строительство двух одинаковых школ в одном и том же регионе, у которых различается лишь стоимость. «В это непростое время надо добиваться максимальной отдачи от каждого выделяемого тенге. Как показывают проверки, в ряде случаев стоимость строительства завышается еще на этапе разработки проектной документации. Все эти деньги идут в карман кому-то. Это сговор. Например, в Туркестанской области две школы в одном районе: одна на 600 мест стоит 600 млн. тенге, такая же школа на 600 мест стоит уже 1,2 млрд. тенге. Как это может быть? Точно такая же школа. Или правительство выделяет на 28 школ деньги в тех местах, где не нужны школы. А там, где не хватает школ, почему-то не выделяются деньги», – сказал Глава государства.
Президент страны не преминул напомнить и о проблемах, которые давно известны многим рядовым казахстанцам, о которых на протяжении многих лет сообщают СМИ. В частности, Нурсултан Назарбаев возмутился тем, что учителей заставляют делать работу, которая не входит в круг их обязанностей, – привлекают к организации выборов, уборке улиц и т. д. «На учителей взваливается все, что можно: в выборах участвуют учителя, агитацию ведут учителя, что-нибудь надо сделать – учителя. За это никто не платит им, надо их освободить. Они должны готовиться к урокам», – заявил Лидер нации.
Ко всему прочему нам всем временами приходится быть свидетелями негативных отзывов о деятельности министерства. И чаще всего – это проблемы взаимоотношения и взаимопонимания. Так, например, много критики звучит относительно того, что в школах запретили религиозные атрибуты и совсем не обращают внимания на мини-юбки, облегающую одежду. Например, многие родители возмущены, что ученицам запрещают хиджабы, при этом позволяют ходить в совсем откровенных нарядах. Вопросы возникают и по учебникам из-за некачественного содержания, из-за непомерного веса ученического рюкзака. Высказываются о поборах в школах, о высоком уровне коррупции в вузах.
И еще. Сегодня в обществе в целом есть понимание того, что интернационализация казахстанского образования – необратимый процесс, и что в этих условиях знание трех языков – это путевка в глобальную жизнь. По большому счету знание несколько языков для казахов было не ново. Находясь на Шелковом пути, казахи знали несколько языков. Не случайно в ходу была пословица: «Стремись семью языками владеть и знание семи наук иметь». Тем не менее, это нововведение не воспринимается однозначно, особенно, в части обучения английскому языку начиная с первого класса, и многие против этого. Немало и тех, кто считает, что трехъязычие оттеснит государственный язык на третий план.
Многих людей волнует инертное состояние отечественной науки в то время, когда в мире, прежде всего, в США, пятый технологический Кондратьевский цикл, базирующийся на интернете и телекоммуникациях, приведший к созданию новой цифровой экономики, основанной на знаниях, постепенно меняется на шестой. Этот переход, по мнению мировых экспертов, будет идти по пути объединения физики, биологии, математики и химии в единую науку и основываться на новых технологических достижениях и материалах. А в речах, статьях, выступлениях наших руководителей и ученых о таких вещах даже не говорится. Словно не замечают грядущей и неизбежной смены технологических укладов. Вместе с тем образцом новаторского отношения к роли науки выступают США, ЕС, Япония и Китай. Затраты на науку в Китае растут на 17 процентов ежегодно. А в США в течение следующих 50 лет расходы на науку будут составлять более 400 миллиардов долларов в год, что обеспечит Америке подавляющее научно-технологическое первенство в ХХI веке.
В то же время, по данным президента Национальной академии наук РК Мурата Журинова, объем финансирования отечественной науки в 2020 году должен составить 2 процента в год от ВВП страны. Для сравнения сейчас 0,17 процента, что в принципе означает многократное его увеличение. М. Журинов также сообщил, что в России эта цифра составляет порядка 1,5 процента, в Украине, Азербайджане, Белоруссии – около 1 процента («Казахстанская правда» от 23 ноября 2016 года).
Время – неумолимо строгий, но справедливый судья, который воздает должное каждому по мере заслуг. Конечно, в том числе свою объективную оценку получит Министерство образования и науки РК. К сожалению, его деятельность сегодня больше напоминает сюжет из романа американской писательницы Бел Кауфман, внучки известного еврейского писателя Шолом-Алейхема, «Вверх по лестнице, ведущей вниз», изданного в еще далеком 1966 году. Главная героиня, молодая учительница Сильвия Баррет приходит в школу в надежде заинтересовать учеников своим предметом – английской литературой, но быстро обнаруживает, что дети по большей части равнодушны, большинство коллег совершенно безучастно к жизни школы, а сам ход этой жизни подчиняется бессмысленным бюрократическим нормам. Постепенно она понимает, что именно здесь перед ней открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников. Роман вырос из рассказа на трех страницах, который состоял из обрывков записок, якобы найденных в мусорной корзине в одном из классов нью-йоркской средней школы. В нем убедительно показано, какой хаос и неразбериха царят в этой школе, как упорно бюрократическое равнодушие прикрывается косноязычной риторикой, как отчаянно звучат немые крики о помощи и как самоотверженно одна-единственная учительница пытается изменить судьбу хотя бы одного-единственного подростка.
Следует отметить, что книга основана на реальных событиях из жизни писательницы. Многое изменилось в мире за более чем полувека, но, судя по всему, эта книга не устарела. Она столь животрепещуще остра, что я считаю, что в Послании Президента вполне справедливо ставится задача о выработке новых подходов и методов работы МОН в соответствии с требованиями дня и с учетом мировых трендов. Так, система и методики обучения Назарбаев Интеллектуальных школ должны стать единым стандартом для государственных школ, и, что самое важное, это должно стать завершающим этапом в реформах школьного образования. Одновременно следует внести изменения в систему оценки знаний, которая обязательно должна основываться на международных стандартах.
Уже в средней школе важно проводить работу по ориентации детей на наиболее востребованные специальности для того, чтобы выстроить индивидуальную траекторию обучения и сократить учебную нагрузку на ученика и учителя. Что очень важно, Нурсултан Назарбаев поручил разработать Закон «О статусе педагогов». Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных и несвойственных функций. Кроме того, Президент дал поручение Правительству предусмотреть в республиканском бюджете на 2019−2021 годы дополнительно 50 млрд. тенге для регионов, испытывающих наибольший дефицит ученических мест и проблемы с трехсменными и аварийными школами.
В нынешнем Послании Главы государства повышены требования к качеству подготовки и в высшем образовании. При этом главным критерием оценки успешности вуза является занятость выпускников после окончания учебы, их трудоустройство. С этой целью перед ними поставлена задача активно развивать партнерство с ведущими университетами мира, привлекая на работу зарубежных топ-менеджеров. Рекомендовано также на базе имеющейся образовательной инфраструктуры создать новый региональный вуз по примеру Назарбаев Университета.
Естественно, для решения весьма непростых задач должно произойти кардинальное повышение эффективности деятельности министерства в целом. Качество должно стать новым стилем жизни госслужащего любого ранга, а самосовершенствование – главным принципом. Думаю, здесь будет к месту привести слова Султана Джиенбаева, лауреата Государственной премии мира и прогресса Первого Президента РК – Лидера нации: «Где бы вы ни трудились, для успешной карьеры необходимы высокий профессионализм, честный труд и полная самоотдача! Для госслужащего следует иметь «холодную голову и чистые руки». Обман, стяжательство и стремление к обогащению за счет других – недопустимо! Коррупция должна выжигаться каленым железом».
По этому поводу вполне ясно высказался в своем Послании и Президент. Он отметил: «Госслужащие новой формации должны сократить дистанцию между государством и обществом. Вникните в смысл. Ближе к людям нужно быть. Это постоянная обратная связь, живое обсуждение, разъяснение людям конкретных мер и результатов государственной политики». Действительно, все и всегда решают люди: их надо понять, уметь их слышать, узнать их беды и заботы, быть вместе с ними.
К сожалению, эти слова Президента остаются актуальными в реальной жизни, что вынуждает меня признать и говорить об этом вслух. Вот конкретный пример. У меня было намерение подготовить интервью непосредственно с министром образования и науки Ерланом Сагадиевым. Поэтому 25 сентября т. г. состоялся разговор с его советником Майраш Тайкеновой, в ходе которого она попросила меня отправить вопросы для министра, что через день было сделано. Тогда вовсе не предполагал, что это будет наш первый и последний с ней разговор. Майраш Гумаровна упорно не отвечала на телефонные звонки, не реагировала на мои сообщения по SMS и WhatsApp. Одним словом, она ушла в глубокое подполье.
Были потом попытки связаться с пресс-службой ведомства, но и здесь тишина. Лишь через десять дней на связь со мной вышла девушка по имени Перизат и вновь попросила вопросы, а получив их, она также замолчала. Как говорят, ни ответа, ни привета. После всего этого ничего не остается, кроме как прийти к неутешительному выводу: в этой сфере нет прозрачности, полного доступа населения к информации, обратной связи.
Очень жаль, что М. Г. Тайкенова, да и не только она одна, не придает значения словам Президента: «Необходимо предоставить свободу принятия решений министрам и акимам, которые должны брать на себя конкретные обязательства и публично отчитываться за них». А нелишне было бы напомнить о том, что в обществе, где чутко прислушиваются к мнению каждого человека, каким бы оно ни было – критичным, не совпадающим с большинством или сумасбродным, всегда будет благополучие и достаток.
Эдвардс Деминг, один из величайших гуру менеджмента ХХ века, «отец» японского чуда, в своей книге «Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами» пишет: «Человек будущего должен научиться управлять собой, управлять своим телом, сознанием и подсознанием, своим сердцем и душой, и тогда он сможет управлять процессом, системой».
Судя по всему, пока мы не всегда можем управлять своими мыслями, действиями, не говоря уже о сознании и подсознании. Так что нам есть к чему стремиться.

г. АСТАНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ