Не оскудеет рука дающего…

0
323

Гульжан Алимбекова,

директор ЦИОМ,

кандидат социологических наук

Аскар Калиев,

директор ОЮЛ «Ассоциация

Благотворительных Организаций»                                                                     

В целях изучения состояния благотворительности в Казахстане и уровня готовности граждан и бизнес-компаний к участию в благотворительной деятельности, ОЮЛ «Ассоциация Благотворительных Организаций» и Центр Изучения Общественного Мнения провели социологический опрос в рамках совместного партнерского проекта, реализованного при спонсорской поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации.

В данной статье представлены результаты социологического исследования среди предпринимателей. Объектом исследования были представители бизнес-компаний Казахстана в возрасте от 18 лет и старше: первые руководители, их заместители, руководители отделов по работе с социальными программами. Всего был опрошен 801 предприниматель, выборка осуществлялась на основе квотных заданий, где количество отобранных бизнес-структур зависело от численности субъектов малого и среднего предпринимательства в каждом регионе.

По результатам опроса, основная доля предпринимателей – это люди среднего возраста, на молодежь и пожилых людей в сумме приходится 13,1%.

Результаты исследования

Чтобы лучше понять, каким образом респонденты понимают сущность благотворительности, их попросили расшифровать данное понятие. Чаще всего, под благотворительностью понимается помощь нуждающимся (54,1%), а также безвозмездная помощь или добровольные пожертвования (17,5%). При этом в сознании респондентов благотворительность представлена не только в виде материальной помощи, но также, и в виде моральной и эмоциональной помощи и поддержки. Четверть (25,8%) респондентов не разделяют понятия «социальная ответственность бизнеса» и «благотворительность». Для большинства (62%) это – два разных понятия. Затруднилось ответить на данный вопрос 12,1% респондентов.

Среди опрошенных предпринимателей оказывали благотворительную помощь, в той или иной мере, 74,3% компаний, 25,7% – ее не оказывали вообще.

Если говорить о регулярности, то в 60,5% случаев оказание благотворительной помощи носит эпизодический характер. Только 13,7% предпринимателей оказывают ее регулярно, 36,1% представителей малого и среднего бизнеса сказали, что оказывают благотворительную помощь время от времени.

При этом молодые предприниматели в возрасте до 35 лет существенно чаще, чем их более взрослые коллеги, не оказывают никакой благотворительной помощи (39,1% предпринимателей в возрасте 18-25 лет и 32% предпринимателей в возрасте 25-35 лет не оказывают благотворительной помощи). Статистически значимых различий в частоте оказания благотворительной помощи между мужчинами и женщинами нет.

В то же время, присутствуют статистически значимые различия в частоте оказания благотворительной помощи между регионами. В Алматинском регионе предприниматели существенно чаще, чем их коллеги из других регионов, оказывают благотворительную помощь регулярно или время от времени (18,4% и 44,7% соответственно). Оказание ее в Южном регионе носит скорее эпизодический характер – 51,5% предпринимателей из этого региона оказывают благотворительную помощь время от времени. В Центральном, Северном, а также Восточном регионе, наоборот, предприниматели совсем не оказывают благотворительную помощь чаще, чем в среднем по стране (38,4%, 33,6% и 35,6% соответственно).

Наиболее популярной формой оказания помощи являются денежные пожертвования социальным учреждениям (детским домам, медицинским центрам). К ней прибегает 23,6% всех предприятий, оказывающих благотворительную помощь. Второе место занимают небольшие подарки (15,5%), третье – денежные пожертвования на нужды мечетей, церквей (11,9%). Не пользуются популярностью такие способы, как покупка продуктов питания (0,1%), помощь ветеранам деньгами (0,1%) и адресная материальная помощь (0,3%).

Основными реципиентами благотворительной помощи являются воспитанники детских домов, малоимущие и люди с инвалидностью. Реже всего оказывают помощь наркозависимым и бомжам.

Основной причиной, по которой оказывается помощь, называется «веление души руководителя» (37,7%) а также морально-этические качества сотрудников (22,5%). То есть основным движущим мотивом на данный момент остаются личностные характеристики. Благотворительность как пиар компании или рекламные ходы, целью которых является формирование образа компании, рассматривается только 13,4% предпринимателями. Доля тех, кто занимается благотворительной деятельностью, «потому что это делают все», относительно невелика – 8,9%.

Среди компаний, занимающихся благотворительной деятельностью в Алматинском регионе, доля тех, кто делает это по «велению души руководителя» велика – 45,8%. В Западном регионе, напротив, данный мотив относительно не популярен – только 12,9% респондентов отметили его. В Южном регионе мотив соответствия ожиданиям со стороны общества играет более важную роль, чем по стране в среднем – 22% предпринимателей отметили его как причину оказания благотворительной помощи. Также среди предпринимателей Южного региона доля тех, кто оказывает благотворительную помощь, так как это делают все, достаточно высока – 17,4%. Для данного региона более характерны мотивы формирования лояльности общества и общественного мнения – 14,4% и 12,9% соответственно.

Всех респондентов, кто оказывает благотворительную помощь в редких случаях или же вообще никогда (N=402), спросили: «По каким причинам Ваша компания не оказывает помощь, либо оказывает ее редко?». Основными причинами являются: не позволяют доходы компании (22,3%), отсутствие уверенности, что помощь будет адресной (13%), а также отсутствие доверия к благотворительным организациям (8,1%). Никогда не задумывались о причинах неоказания благотворительной помощи – 9,2% респондентов.

На отсутствие информации о том, кому нужна помощь (к нам никто не обращался; нет информации, где требуется помощь; не знаем, как и кому нужна) ссылаются 17,9%. Это говорит о недостаточной информированности компаний и о достаточно большом потенциале развития оказания благотворительной помощи.

Рисунок 1. Причины неоказания благотворительной помощи, N=402.

 

Наиболее предпочтительными считаются: адресная помощь деньгами (33,2%), сбор и передача вещей (новых и б/у) – 16,8%, адресная помощь предметами мебели и техники – 12,7% респондентов. Наименее подходящими способами считают: трудоустройство, духовное воспитание и обучение, сдача крови, а также внимание и забота (по 0,1%). Очень низка доля тех, кто не знает, каким образом должна оказываться благотворительная помощь – только 0,4% респондентов. Можно предположить, что у предпринимателей есть образ того, как именно должна оказываться помощь, даже если они не знают, кому она нужна и где требуется.

Больше всего, по мнению предпринимателей, во внимании и поддержке нуждаются воспитанники детских домов и люди с инвалидностью – более 65% респондентов считают, что им необходимо оказывать помощь постоянно. Наименее нуждающимися группами населения считаются наркозависимые (6,9% считают необходимым помогать им постоянно, притом, что 44,3% – не надо помогать никогда) и бомжи (11,9% – помогать постоянно, 34,6% – никогда).

Восприятие идеальной помощи различным группам риска и реальная помощь различаются. В целом, реально оказываемая благотворительная помощь носит менее регулярный характер, чем идеальная. Особенно это заметно на таких проблемных социальных группах, как наркозависимые и бомжи. О необходимости постоянно помогать наркозависимым говорит 6,9% респондентов, тогда как оказывает им реальную постоянную помощь только 0,5% предпринимателей. Похожая ситуация складывается и с бомжами – считают необходимым помогать – 11,9%, реально помогают – только 1,1%.

На вопрос о том, должны ли привлекаться сторонние организации для оказания благотворительной помощи, отрицательно ответили 41,8% предпринимателей. На их взгляд, компании должны все делать сами. Еще 33,3% респондентов считают, что необходимо работать совместно с организациями, специализирующимися в этой сфере. Только 13,6% предпринимателей готовы обратиться в организации, специализирующиеся в сфере по оказанию благотворительной помощи, и доверить им всю работу. Можно сказать, что доверие предпринимателей к таким организациям достаточно низко: 8,1% не доверяют благотворительным организациям, и еще 13% не уверены, что помощь будет адресной).

Чтобы оценить осведомленность предпринимателей о деятельности благотворительных общественных организаций (НПО) в Казахстане, им был задан соответствующий вопрос. Уровень осведомленности довольно низкий: только 24,3% – в некоторой степени осведомлены о деятельности подобных организаций (из них хорошо знают о деятельности указанных НПО только 6,2% респондентов). Что-то слышали о таких организациях – 22,7%, 42,7% – ничего не знают о деятельности благотворительных организаций, и еще 10,2% – затруднились ответить на этот вопрос (данную группу можно рассматривать как неосведомленную о деятельности общественных благотворительных организаций).

Предпринимателей, в той или иной степени осведомленных о деятельности некоммерческих организаций (377 предпринимателей – 47,1% от общей выборки), попросили оценить некоммерческие благотворительные организации по ряду показателей: профессионализм, открытость и прозрачность работы, значимость и необходимость для общества, качество работы в целом, связи с обществом и населением, эффективность работы с социальными группами.

Наиболее высокую оценку работы получил параметр «значимость и необходимость для общества» – 3,58 из 5 возможных баллов. На втором месте – оценка профессионализма (3,06 балла). Далее идут качество работы (2,91 балла), эффективность работы с социально-уязвимыми группами (2,82 балла), прозрачность и открытость (2,72 балла). Ниже всего предприниматели оценили связь некоммерческих благотворительных организаций с обществом и населением – только 2,68 балла.

Низкий уровень осведомленности о деятельности НПО ведет к отсутствию доверия к данным организациям и желанию предпринимателей оказывать благотворительную помощь самостоятельно или хотя бы совместно, чтобы иметь возможность контролировать процесс.

Постностью доверяют работе общественных благотворительных организаций только 3,7% опрошенных. Еще 32,1% – доверяют им в некоторой степени. Открыто говорят о той или иной степени недоверия 35,7% предпринимателей. Очень высока доля, затруднившихся ответить – 28,5% респондентов. В данной ситуации можно говорить, что для затруднившихся ответить, также присуща некоторая степень недоверия. Таким образом, в той или иной мере доверяют деятельности благотворительных организаций чуть более трети опрошенных – (35,8%).

В ходе опроса, предпринимателей попросили высказать свое мнение по поводу того, что может способствовать повышению доверия к некоммерческим благотворительным организациям. С их точки зрения, повышению доверия будет в первую очередь способствовать обеспечение информированности об их работе (22,6%), обеспечение финансовой подотчетности обществу (19,8%), а также обеспечение адресности помощи (15,7%).

 

Рисунок 2. Способы повышения доверия к Казахстанским некоммерческим благотворительным общественным организациям, N=801.

 

Как уже было отмечено выше, важным аспектом деятельности некоммерческих благотворительных организаций для предпринимателей является уверенность в прозрачности работы таких организаций и в их профессионализме. Это подтверждается так же ответом на вопрос, готовы ли представители бизнес-структур работать с НПО, если они уверены в прозрачности и профессионализме некоммерческих благотворительных организаций Казахстана. Только 7,5% респондента отказались бы работать с подобными организациями даже при условии прозрачности работы. Еще 12,9% респондентов скорее бы не работали, чем работали с подобными организациями. Большинство респондентов (61,5%) в той или иной степени готовы работать с некоммерческими благотворительными организациями при условии прозрачности и профессионализма работы последних.

В развитых странах компании, оказывающие благотворительную помощь, получают от государства существенные налоговые льготы. В Казахстане только треть предпринимателей (30,8%) знает о такой возможности. Почти 40% представителей малого и среднего бизнеса даже не слышали и 29,3% имеют примерное представление об этом. Эти данные говорят о чрезвычайно низкой осведомленности представителей бизнес-структур Казахстана о такой возможности.

Пользуются данным налоговым правом только 8,9% опрошенных предпринимателей. Оказывают благотворительную помощь, несмотря на наличие подобной льготы, 30,6% компаний. Считают в той или иной степени необходимым учитывать благотворительную помощь при налогообложении 72% респондентов. В целом негативно относятся к этому 16,1% опрошенных предпринимателей. Затруднились ответить на данный вопрос 11,9% представителей бизнес-структур.

Готовы чаще оказывать благотворительную помощь, если их компаниям будут предоставляться налоговые льготы – 63,5% предпринимателей. Только 14,7% считают, что предоставление налоговых льгот никак не повлияет на их решение, и они в любом случае не будут предоставлять благотворительную помощь.

Выводы и рекомендации

Данное исследование было инициировано на фоне повышения общей активности благотворительной деятельности в нашей стране. И все же, несмотря на это, общественность все еще воспринимает государство в качестве главного благотворителя, который ответственен за решение всех существующих проблем. В создавшихся условиях актуальным становится формирование позитивного отношения к благотворительной деятельности и институтам благотворительности, в том числе повышения общественного доверия к благотворительным организациям.

Высокая культура благотворительности – удел развитого государства. В чем его выгода в поощрении благотворительности в стране? Ее идеи позволяют развить доверие в обществе. Население терпимее относится друг к другу, развивается чувство ответственности перед другими. Позиция «я отдаю налоги – пусть государство само решает» мешает повышению чувства ответственности, снижая тем самым ощущение сопричастности к своей стране. Доверие человека к государству позволяет быть уверенным в исправности сбора налогов. На сегодня наша система в большей степени направлена на штрафы, пени и запреты. Тогда как самый лучший способ «заставить» человека сделать что-то – это сделать так, чтобы он чувствовал сопричастность и ответственность. Это применимо как к отдельно взятому человеку, так и к компании. Способствуя повышению внимания компаний к благотворительности, улучшаем понимание социальных проблем населения, в частности, социально-уязвимых слоев населения. Тем самым, развивая социальную ответственность компаний перед обществом.

Усиление присутствия государства во всех проблемных зонах становится необязательным. Делегирование некоторых полномочий по решению острых социальных проблем благотворительным организациям, которые в свою очередь самостоятельно работают с потенциальными жертвователями и решают социальные проблемы в обществе, может стать хорошим подспорьем. Государству выгодно поддерживать подобные инициативы, тем самым, снижая социальную напряженность. Государству выгоднее регулировать процесс, нежели решать абсолютно все проблемы самостоятельно: иногда подталкивая те или иные стороны, путем предоставления экономически выгодных рычагов, отказываясь от запретов. Лучшая практика это не централизованное решение проблемы, а как раз таки решение проблем на местах. Благотворительные пожертвования – это не уход от налогов, это альтернатива тем участкам, которые не охвачены государством.

Благотворительность не просто моральное удовлетворение для того, кто ее оказывает. Схема «государство – население» всегда будет основополагающей. Но при обеспечении социальных гарантий, сборы налогов – это не единственно работающая схема. Природа налогообложения всегда была и остается «нежелательным» платежом, поэтому существует постоянное желание их избегать. Необходимо искать и применять альтернативные пути. Например, развивая идею поддержки благотворительности – тем самым, направляя часть средств, потенциально скрываемую от налогов, на решение социальных вопросов.

Практически во всех цивилизованных странах, государство поощряет благотворительную деятельность коммерческих структур, вычитая пожертвованную сумму из их налогооблагаемой прибыли. Таким образом, даритель не уплачивает налог только с пожертвованной суммы. В большинстве стран – с учетом установленных квот: в Казахстане это 3% от прибыли, в США – 10%, в странах Европы 3-40%, Государство, способствуя в какой-то мере проявлению душевного порыва, само выступает как партнер мецената, добавляя к благотворительному взносу компании свою долю.

В нашей стране, несмотря на то, что государство признает важность благотворительности вкупе с социальной ответственностью бизнеса, оно смотрит на нее главным образом с фискальной точки зрения. На сегодняшний день не существует удобной и простой схемы оказания поддержки благотворительным организациям и гражданам, и донорам постоянно приходится искать компромиссы между социальной значимостью своей деятельности и законодательными ограничениями. Налоговая «скидка» бизнесу в 3% является недостаточной для широкого распространения идей благотворительности. Необходимо активное стимулирование благотворительности через создание благоприятного налогового режима для бизнес-компаний, а также частных лиц и получателей благотворительной помощи. Это будет способствовать повышению социальной ответственности граждан и бизнеса, а также притоку социальных инвестиций для решения общественных проблем. Вместе с тем, некоммерческий сектор также должен сделать все для развития благотворительной сферы, в частности, обеспечить информационное поле и общественное доверие к благотворительной деятельности.

Лучшее общество – это когда люди относятся терпимо друг к другу. Необходимо развивать чувство сопричастности, веру в хорошие взаимоотношения, доверие. Этого не просчитать экономически, как не оценить в деньгах саму идею благотворительности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ