Личность и сознание

0
109

Аяган Сандыбай,
главный редактор журнала «Мысль»

Говоря о модернизации общественного сознания, а говорим и пишем об этом без малого два года, мы имеем в виду новое мышление. Иное мышление как результат изменения сознания, но как же определить степень его модернизации, какими руководствоваться параметрами? Это ведь не замена поршневой группы в двигателе внутреннего сгорания, после которой улучшение или сбой в его работе можно увидеть на тахометре.

Очевидно, поэтому и Глава государства в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» особо заострил внимание на предстоящей для каждого из нас многотрудной, ежечасной работе над собственным сознанием. Поскольку предложенная им программа подкупает ясностью и созидательным посылом, она нашла широкую поддержку. Но поддержка поддержке рознь… Поддержка – нередко понятие краткосрочное. Ведь не секрет, когда произносится разумная мысль, определяется четкая перспектива, тут же загораются наши глаза, тотчас наша поддержка идее обеспечена. Но верно и то, как часто за ночь иссякает наш энтузиазм, и мы забываем о вчерашнем блеске глаз и желании быть причастным к стоящему почину. И такое пассивное состояние души как раз таки свидетельствует всего лишь о благих намерениях, не подкрепленных конкретными делами. Что, в свою очередь, подтверждает заскорузлость мышления.
Отслеживая многочисленные выступления и публикации в отечественной прессе, замечаешь, как много патетики и еще не так уж много конкретных дел по теме, предложенной Президентом страны. А время идет, поэтому важно смелые мысли, хорошие задумки подкреплять убедительными делами. Иначе любая креативная программа останется лишь красивым посылом на бумаге.
Проверенная временем истина гласит, что обновление сознания возможно при непосредственном движении вперед. Только устремление к намеченной цели – показатель развития, то есть обновления сознания. Ведь не случайны выводы известного американского психолога Роберта Уилсона: «Будущее существует сначала в воображении, потом – в воле и в действии, а потом уже в реальности». В этом можно убедиться на примере деятельности ректора Павлодарского государственного педагогического университета Алтынбека Нухулы.
Он возглавил региональный педагогический вуз несколькими месяцами ранее до появления статьи Президента на страницах СМИ. Доктор химических наук, ученый, пользующийся уважением среди коллег, как и его духовные поводыри – академики Каныш Имантаевич Сатпаев и Евней Арыстанович Букетов, наряду с любовью к естественным наукам неравнодушен к литературе и истории. Вопросы духовно-нравственного развития личности со студенческой поры волнуют его. Поэтому была вполне естественной реакция Алтынбека Нухулы на резонансную статью Главы государства. Ибо в ней было то, что ждали люди, искренне раде­­­­ю­щие за настоящее и будущее страны. Президент предлагал действенную программу, направленную на формирование конкурентоспособной нации через обновление общественного сознания. А тем в этой плоскости для раздумья и тревог, чего скрывать, у нас более чем достаточно.
Тесно работая с молодежью, Алтынбек Нухулы как педагог и ученый знает все болевые точки в вопросах подготовки и формирования интеллектуальной нации. Его, как и каждого порядочного человека, волнует духовно-историческое беспамятство заметной части наших соотечественников, и не только из так называемого поколения Next. Если сверстники молодого Каныша и Евнея – будущие известные геологи, химики и физики, наряду с естественными науками по собственной воле изучали отечественную историю и литературу, бережно собирая по всем уголкам необъятной Степи и записывая мысли мудрых личностей, редкие образцы устного народного творчества, то ныне правнуки того неистового поколения патриотов формируются под прессом мировой «паутины», где, по данным экспертов, 80 процентов всего объема информационных ресурсов – это о наркотиках и порнографии.
Такие и другие, не менее тревожные факты из современной жизни не могли оставить равнодушным педагога. Поэтому ученый-химик был одним из немногих в стране, который без какой-либо указки сверху изо дня в день занимался делами, созвучными программе «Рухани жанғыру». Собственно, он мог бы молча продолжать свои проекты, начатые им еще до появления программной статьи. Но глубоко выверенные, безупречно аргументированные мысли Главы государства заставили значительно шире взглянуть на общенациональные проблемы в различной сфере, особенно в образовании и науке. Более того, эта статья придала мощный импульс энергии Алтынбеку Нухулы. Он остро осознал необходимость по-настоящему широкого размаха в своих действиях. Перечитав несколько раз труд Лидера нации, засел за рабочий стол. Нужно было осмыслить прочитанное, уяснить ключевые моменты президентского посыла. Уже через несколько дней руководителя Павлодарского университета можно было увидеть разъясняющим важность программы «Рухани жаңғыру» не только в студен­­ческой аудитории, но и перед рабочими коллективами крупнейших промышленных предприятий Восточного Казахстана, широкой общественности Астаны. Повсюду, где бы ни выступал, он был убедителен, поскольку, разъясняя важность президентской инициативы, подтверждает свои слова конкретными делами. Поэтому не о нем строки молодого Олжаса Сулейменова: «Философы объясняют мир, а мы его переделываем!» Он не только говорит о необходимости трансформации общественного сознания с трибуны, экранов телевизора, со страниц газет и журналов, но закрепляет свои мысли реальными делами.
Ныне в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в Павлодаре открыты региональный археологический «Margulan Centre» и научно-образовательный центр имени Султанбет султана, издано 27 книг, в том числе впервые в истории отечественной педагогики пятитомник о выдающемся педагоге-просветителе Ибрае Алтынсарине, проведен Международный фестиваль молодежи «Хан Қорық» с участием студентов Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Монгольской Народной Республики и Казахстана.
За каждым из этих дел Алтынбека Нухулы – часы и дни раздумья и труда. Встречи и переговоры, поиск материальных и финансовых средств. Ведь никто не обязывал руководителя регионального вуза искать и изучать архивные документы, пылящиеся в фондах российских городов. Заниматься реконструкцией, перевозом за сотни километров, а затем воссозданием в первоначальном виде дома-усадьбы выдающейся исторической личности Султанбет султана в областном центре. Или быть не только инициатором, но одним из главных организаторов проведения общенациональных мероприятий, посвященных 200-летию известного государственного и общественного деятеля Мусы Шорманова.
– История Павлодарского Прииртышья самым непосредственным образом связана с именем крупного государственного и общественного деятеля, старшего султана Баянаульского внешнего округа на протяжении 15-ти лет, этнографа, фольклориста, краеведа и просветителя Мусы Шорманова, – говорит Алтынбек Нухулы. – Потомок батыра Мырзагула (похороненного за боевые заслуги в борьбе с джунгарами в мавзолее Кожа Ахмета Ясауи), сын знаменитого бия Шормана, родной дядя первого казахского ученого Шокана Уалиханова Муса Шорманов пользовался безграничным авторитетом и любовью казахского народа. Именно благодаря его подвижнической деятельности, обеспечившей открытие первых казахских школ в регионе, был обусловлен «баянаульский феномен», который подарил Казахстану целое созвездие ученых во главе с организатором Национальной академии наук и первым академиком Казахстана Канышем Сатпаевым. Муса Шорманов, связывавший будущее казахской нации с просвещением, посвятил жизнь служению своему народу. Он всесторонне поощрял открытие школ для казахских детей в Омске и Павлодаре, оказывая им щедрую материальную помощь. Как глава Баянаульского внешнего округа, он обязывал каждого волостного управителя ежегодно отправлять на учебу в Омск или Павлодар казахских детей и содержать их на свои средства.
Мусу Шорманова хорошо знали и в Петербурге, особенно в Географическом и Антропологическом обществах, которым он передавал редкие этнографические экспонаты о жизни казахов, в частности, на Всероссийскую промышленно-художественную выставку в Москве было передано в 1881 году 32 предмета казахского народного прикладного искусства. Муса Шорманов отправлял лучших лошадей степной породы на Московскую и Всемирную Парижскую выставки 1865 и 1868 годов, был участником Третьего конгресса ориенталистов в Санкт-Петербурге в 1876 году.
Благородные дела Мусы Шорманова для своего народа с полным правом можно назвать подвижничеством, гражданским подвигом. И в этом нас убеждают достоверные источники музейных фондов Казахстана и России. В музеях Санкт-Петербурга и Омска сохранились экспонаты и материалы, остались его этнографические и исторические работы, посвященные своему народу. Он был одним из первых, кто открыл просвещенной России духовный мир казахов.
Нужно отметить, наряду с возрождением исторической памяти широкой аудитории, оказанием почестей выдающимися сыновьям Павлодарского Прииртышья, коллектив университета, занимающего второе место в рейтинге педагогических вузов страны, не забывает о достойных личностях из своей сферы деятельности. «Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами», – говорил известный художник и философ Элберт Хаббард, отдавая дань уважения людям этой очень нелегкой профессии. Придерживаясь подобной позиции, ректор ПГПУ неизменно старается повысить статус наставников молодежи, обратить ее внимание на жизненный выбор многогранных личностей, являющихся примером для подражания. Этим можно объяснить издание и презентация в рамках программы «Рухани жаңғыру» книжной серии «Өнегелі тұлғалар» о лучших педагогах университета за 55 лет истории вуза. По глубокому убеждению Алтынбека Нухулы, по-настоящему конурентоспособную нацию можно сформировать, реально повысив социальный статус учителя, создав ему условия труда, отвечающие требованиям времени.
…15 сентября в ауле Тендик – на малой родине не только Мусы Шорманова, но и знаменитого Бухара жырау, Абикея Сатпаева, Каныша Сатпаева, Кемеля Акишева – собралось более десяти тысяч человек со всех уголков Казахстана. Это был по-настоящему праздник высокой духовности. И ошибаются те, у кого такие события ассоциируются только лишь песнями и плясками. Да, звучала музыка, услаждали слух Степи бессмертные кюи Курмангазы, Таттимбета и других композиторов, но в программе праздника наряду с презентацией книг, развернутыми экспозициями, открытием Дома культуры, завершением к юбилею асфальтированной дороги на участке «Калкаман – Баянаул – Тендик – граница Карагандинской области» были и другие осязаемые конкретные дела.
Подобные акции, по мнению Алтынбека Нухулы, это – не просто восстановление исторической справедливости. Это взвешенная и долгосрочная установка тех ценностных координат, которыми необходимо руководствоваться в реализации программы «Рухани жаңғыру».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ