ФИЛОСОФИЯ ВСЕМИРНОСТИ

0
115

Сергей КОЛЧИГИН,
доктор философских наук,
профессор, главный научный сотрудник
Института философии, политологии и
религиоведения КН МОН РК

Каждые пять лет философы со всех концов планеты встречаются на своих конгрессах, чтобы обсудить назревшие проблемы. Первое такое мероприятие состоялось еще в 1900 году и самое активное участие в нем приняли Анри Бергсон, Бертран Рассел, Анри Пуанкаре и многие другие крупнейшие мыслители [1].

Очередной, двадцать четвертый по счету, Всемирный философский конгресс прошел недавно в Пекине. Столица Китайской Народной Республики встретила гостей приветливо. Прекрасная погода, отели высокого класса. Мы окунулись в жизнь огромного города с его удивительными небоскребами, широкими проспектами и потоками велосипедов, с зелеными парками, где среди пальм оглушительно стрекочут цикады. Мы почувствовали, что в Пекине легко встречаются друг с другом проявления культуры уникальной и культуры универсальной, свойственной любому мегаполису.
На форуме работали представители всех континентов. Это был даже не Международный (International), a именно Всемирный (World) конгресс. В нем участвовали не просто несколько стран, а практически весь мир. Нынешний конгресс стал самым масштабным за всю историю проведения Всемирных философских конгрессов: прибыло и зарегистрировалось на конгрессе 4537 человек из 120 стран.
За время работы конгресса было проведено 5 пленарных заседаний, 10 симпозиумов и 10 лекций приглашенных профессоров; работа проходила по различным тематикам на 99 секциях и «круглых столах», которых было более 100. Еще было заявлено 162 студенческих секций, при этом все они прошли в один день – 16 августа. Проводилась и большая выставка философских книг от ведущих издательств мира, среди которых были, к примеру, Springer, Oxford University Press и, конечно, китайские книжные издательства.
Конгресс проходил в здании China National Convention Center. Это циклопическое сооружение построено к Олимпиаде-2008. Оно имеет множество залов, аудиторий, лифтов, эскалаторов, ответвлений, подвальных площадей. Кроме того, одно из важнейших заседаний – Генеральная Ассамблея FISP (Fédération Internationale des Sociétés de Philosophie, Международной Федерации Философских Обществ) – проходило в большом зале Пекинского университета.
Программа Конгресса включала всю мыслимую философскую тематику: от онтологии, эпистемологии и феноменологии до так называемой «философской практики» (философских кафе, философской терапии и т. п.). Кроме того, проводились вечерние лекции, заседания философских обществ, а в завершении конгресса китайские музыканты представили небольшие, но яркие концертные номера, в которых прозвучала не только китайская музыка, но и мелодии народов мира.
На Генеральной Ассамблее FISP 16 августа были представлены ее новые члены, в том числе казахстанское философское сообщество, которое является членом Международной Федерации всего два года и в этом качестве впервые участвует в работе Всемирного Конгресса. В этой связи в моем выступлении на Ассамблее была, помимо прочего, выражена благодарность нашим коллегам из FISP и особенно – ее Генеральному Секретарю, профессору Луке Марии Скарантино, который сделал очень много для вступления нашего философского общества в ряды Международной Федерации и стал настоящим другом казахстанских философов.
На Генеральной Ассамблее был избран новый состав Руководящего Комитета (Steering Committee), куда вошел и другой наш друг и коллега – известный философ, академик Андрей Вадимович Смирнов, директор Института философии Российской академии наук.
Заявки на проведение следующего конгресса подали на Ассамблее четыре страны. После презентаций каждого города и голосования делегатов наибольшее число голосов получила Австралия с совсем небольшим отрывом от Бразилии (Рио-де-Жанейро). Таким образом, Всемирный философский конгресс 2023 года пройдет в городе Мельбурне, а национальным организатором конгресса будет Австралийская ассоциация философов (The Australasian Association of Philosophy), объединяющая философов Австралии, Новой Зеландии и Сингапура.
Президентом FISP единогласно избран Лука Мария Скарантино (Италия), вице-президентами – Ту Веймин (Китай), Сулейман Бачир Диагне (США) и Норико Хашимото (Япония). Генеральным секретарем МФФО избрана Суванна Сатха-Ананд (Таиланд).
Представители Казахстана работали на многих мероприятиях конгресса. Среди них такие секции, как «История философии» (Г. Т. Телебаев), «Философия эпохи Хань» (А. Сагикызы), «Проблемы глобализации» (Р. С. Сартаева), «Философская антропология» (С. Ю. Колчигин). Помимо этого, трое казахстанцев участвовали в работе Генеральной Ассамблеи FISP с правом голоса и принимали участие во всех голосованиях. Кроме того, казахстанские философы активно участвовали в обсуждениях на Общем собрании Российского философского общества 17 августа.
Интересно и плодотворно прошел в ходе конгресса и «круглый стол», посвященный теме прошлого и будущего евразийской философии. Организаторами «круглого стола» явились Институт философии Российской академии наук и наше, казахстанское общественное объединение «Философский конгресс». Мне было доверена ответственная роль модератора этого мероприятия. Надо сказать, что «круглый стол» прошел сверх ожидания успешно. Это касалось прежде всего состава и количества участников. Здесь были философы России, Беларуси, Казахстана, Китая и США. Россию представляли ученые из Москвы, Оренбурга, Якутска и других городов, а хозяин конгресса Китай был представлен студентами ряда вузов, причем все эти молодые люди показали очень неплохое владение русским языком и хорошее знакомство с русской философией. (Китайские студенты – тема особая, здесь я лишь упомяну об их устремленности к изучению философии: об этом говорит уже упоминавшийся выше факт, что один из дней конгресса был полностью отдан под многочисленные студенческие сессии.)
В содержательном отношении на «круглом столе» были обсуждены едва ли не все аспекты проблемы евразийства: экономические, социальные, культурные. Директор Института философии Белорусской академии наук Анатолий Аркадьевич Лазаревич остановился на таком аспекте евразийской интеграции, как цифровизация; Раушан Султановна Сартаева (Алматы) – на геополитическом срезе проблемы, вызвав живую дискуссию. Ваш покорный слуга акцентировал внимание на расшифровке известного высказывания А. С. Панарина о евразийстве как «метафоре какого-то большого явления», а Аяжан Сагикызы (Алматы) поделилась важной информацией о прошедшем весной в Москве заседании нового объединения – Евразийского консорциума. Этнокультурные аспекты проблемы евразийства были подняты в выступлениях Павла Вадимовича Полуяна (Красноярск) и Халиля Абубакировича Барлыбаева (Уфа), подчеркнувшего важность философии солидарности («солидарологии»).
Несмотря на сложность и остроту евразийской тематики, «круглый стол» прошел в очень конструктивной атмосфере. Все его участники отметили высокий уровень обсуждений и дружескую творческую обстановку, а в конце заседания сделали общую фотографию на память.
На столь крупных, а потому не часто проводимых форумах не обходится без счастливых встреч с давними знакомыми и установления научных контактов с большими учеными и интересными людьми. Так было и на этот раз. Нам очень повезло, что в Китае нас встретили и помогли сориентироваться в незнакомой нам стране наши новые казахские друзья, живущие в Пекине востоковеды и переводчики с китайского. Хочется надеяться, что теплые отношения с ними сохранятся на годы вперед.
К Пекинскому конгрессу наш костанайский коллега Денис Анатольевич Качеев издал сборник материалов, куда вошли статьи казахстанских ученых, посвященные различным аспектам философского знания и написанные на английском и русском языках [2]. Данный сборник был призван показать, что казахстанская философия не замыкается в рамках академических исследований и имеет широкий региональный охват. Авторский коллектив, состоящий преимущественно из членов казахстанского общественного объединения «Философский конгресс», представлен городами Астана, Костанай, Караганда, Алматы. Книга эта была вручена в дар Луке Марии Скарантино, Андрею Вадимовичу Смирнову, Андрею Дмитриевичу Королеву (главному ученому секретарю Российского философского общества) и Жан-Иву Безье, профессору Бразильского академического центра, руководителю Бразильского философского общества.
Резюмировать содержательную сторону философского конгресса весьма непросто, уже хотя бы потому, что на этом форуме были представлены точки зрения тысяч участников из разных уголков мира. Тем не менее рискну предложить одну из возможных моделей осмысления итогов конгресса, выделив, на мой взгляд, главные его тренды. И если взглянуть на Конгресс с этой обобщающей высоты, то откроется немало интересного и важного.
Сначала, на первых Пленарных заседаниях, царила едва ли не идиллия. Это понятно: с самого открытия конгресса необходим настрой на добрую, объединяющую мысль. Поэтому докладчики декларировали: сегодня нужен диалог культур, взаимопонимание, толерантность. Так, профессор Пол Хили из Германии отметил важность диалектического подхода к противоположности культур, ибо они находятся в «напряженном единстве». Поэтому П. Хили воззвал к разуму и к изучению других культур («герменевтической чувствительности»). Дополняя это выступление, профессор Теофилус Окере из Нигерии подчеркнул, что все люди – братья, напомнил известные слова Джона Донна об острове и по ком звонит колокол.
Выступавшие вслед за ними вскоре акцентировали существенные проблемы в вопросе о взаимопонимании культур. Стоит лишь немного копнуть – и оказывается, что очень острые вопросы непонимания возникают уже при языковом общении. Проблема эпистемологии перевода, тех трудностей, которые возникают, в частности, на пути перевода с арабского на европейские языки, была поднята в докладе академика А. В. Смирнова на пленарном заседании. Как вступить в диалог и как его вести? – таков был проблемный пафос его доклада. Майкл Бини из Великобритании подчеркнул ту же мысль на материале непереводимости философских терминов (причем представил при этом «Словарь непереводимого. Философский лексикон» [3]. В дни Конгресса довелось услышать и суждение о том, что, например, русская философия очень глубока и интересна, однако в мире ее знают слишком мало – по причине трудностей перевода многих основополагающих терминов, таких, например, как «соборность» или «богочеловечество». Думаю, это во многом справедливо и для казахской философской мысли, и это еще и еще раз заставляет обращаться к необходимости ее тщательной понятийной проработке и скрупулезному соотнесению с мировой философией.
Проблема различий и непонимания усугубляется и конкретизируется, далее, феноменом и понятием «граница». В этом отношении на Конгрессе проявило себя относительно новое философское направление – borderology (границеведение). Одним из его основателей является профессор из Норвегии Вигго Хельге Россаваер (Viggo Helge Rossavaer). Его последователями в некотором смысле могут считаться и наши коллеги из России Татьяна Лешкевич (Ростов-на-Дону) и Надежда Голик (Санкт-Петербург). Границеведение имеет в виду изучение и осмысление феномена границы в самом широком плане: границы государств, границы пространственные и временные, границы экзистенциальные, граничные зоны во внутреннем мире человека и т. д.
Отграниченность культур друг от друга иногда ощущалась и в общении участников конгресса. Так, немецкий профессор, ввиду плохого знания английского языка, делал доклад на немецком – притом для китайцев, не понимающих ни английского, ни, тем более, немецкого. Что поделать: такова до сих пор существующая объективная сложность в установлении контактов между представителями разных народов на нашей планете.
Соответственно, возникает главный вопрос – что же делать? Как в современном мире преодолеть разъединенность людей?
Выступавшие на Конгрессе были единодушны – надо менять человека. Но как конкретно?
На секции «Философская антропология» 15 августа с интереснейшими докладами в этом плане выступили участники группы «Философия синтеза русского космизма» – молодые, устремленные люди из разных городов постсоветского пространства, сгруппировавшиеся вокруг идеи «человека Метагалактики». Они считают: надо находить, активизировать и развивать в человеке те его скрытые энергии и элементы, которых нет в физической природе Земли и даже Солнечной системы. Человек должен реально, а не на словах становиться универсальным существом, микрокосмом. Эту работу представители группы ведут не только в теоретическом плане, но и в практической лабораторной работе.
В дополнение и уточнение этих идей хотел бы отметить: для дальнейшей гармоничной эволюции человека нужна духовность, т. е. то, чего нет нигде в Универсуме. Нужно воспитание высших чувств и выхождение за пределы понимания человека даже как универсального. Без воспитания духовных чувств, культуры мышления и освоения единого миропонимания невозможно сформировать «всечеловеческую» культуру – такую, где расцветают все проявления подлинной человечности, не только не мешая, но обогащая друг друга. Без указанных условий такая культура останется прекраснодушной утопией.
Потому что подлинная человечность (а не пост- или транс- гуманизм) состоит, во-первых, в гармонии с природой. Это означает соблюдение надлежащей меры в отношениях с внешним миром: в пище, одежде, устроении жилища и мест расселения. Понятно, конечно, что и этого недостаточно. Нужна, во-вторых (и это самое главное), гармония в межчеловеческих отношениях. А она развивается и держится только и единственно путем воспитания чувств, расширения души. Не столько гигантские умственные способности, сколько сердечность, добрая забота обо всем происходящем и окружающем – вот то, что может действительно привести человека к соответствию с его собственной природой, сущностью и назначением в мире. И потому расхожая идея «кто станет лидером в развитии искусственного интеллекта, инновационных технологий, тот и будет властелином мира» – в определенном смысле заблуждение. Лидером такой человек или такая группа людей если и станет, то на короткое время, ибо это лишь усугубит противодействие человека природе и себе подобным. Лишь тот, кто станет лидером в развитии души, станет настоящим Человеком – по-настоящему ценным для Мироздания Вселенной.
Коротко обобщая, можно без преувеличения утверждать следующее.
Современная философия (философское познание) все больше и больше размыкает национальные границы. Если, обращаясь к классической эпохе, мы имеем дело с образцами греческой, китайской, немецкой философии как некими особыми регионами философского познания, то сегодня философия превращается в глобальный феномен, чья объективная необходимость имеет планетарный масштаб. Разумеется, до подлинно единой философии единого человечества пока еще далеко, однако этот объединительный процесс, при всех его коллизиях, идет по нарастающей. Тем самым происходит и определенное видоизменение философии. Из профессиональной умственной деятельности она, похоже, трансформируется в общее мышление человеческого рода и, тем самым, в общую стратегию развития человека и общества. Философия становится сегодня всемирной – естественным образом, вслед за историческим процессом, который постепенно превращается из множества локальных историй в одну, единую историю человечества. При этом, конечно же, национальные особенности сохраняются, но теперь они – именно особенности, а не обособленности или оппозиции.
Обо всем этом свидетельствует тематика, которая была представлена на философском конгрессе в Пекине. Проблемы диалога культур, взаимопонимания, переводимости культур, солидарности и духовности ясно показывают ту направленность и нацеленность, которую демонстрирует философия сегодня. Само название Всемирного конгресса говорит о многом. «Learning to be human» («Учиться быть человеком») – значит учиться решать все вышеуказанные проблемы и задачи.
«Двое сокращают дорогу» – эту ирландскую поговорку привел в своей заключительной речи Дермот Моран (Ирландия), который был Президентом FISP вплоть до августа 2018 года. Уходящий Президент Международной Федерации Философских Обществ подчеркнул: поскольку нас не двое, а множество, постольку мы можем двигаться по пути развития человеческой цивилизации очень успешно. И добавил: были Олимпиады в Греции, Китае, Австралии и там же проводились или намечены к проведению Всемирные философские конгрессы, причем в зданиях, построенных именно к Олимпийским играм. «Будем же расценивать наши конгрессы, – завершил профессор Моран, – как Олимпиады ума, Олимпиады духа».
А новый Президент FISP Лука Мария Скарантино, размышляя об итогах прошедшего философского форума, заметил: после нынешнего конгресса философия уже не сможет быть прежней. Она будет обязана учитывать множество разнообразных философских традиций. И тут он долго перечислял континенты и географические регионы, не забыв упомянуть и Центральную Азию. Действительно, ближайшие годы должны сделать философию одной из важнейших форм интеллектуальной эволюции единого человечества и одной из наиболее влиятельных сил в направленной духовной эволюции рода homo.
Уже из одного этого видно, что философские конгрессы – не прихоть людей, решивших отдохнуть в красивых странах и поверхностно пообщаться с коллегами. Эти конгрессы, в силу своей широчайшей представительности, открывают глаза на реальные достижения и задачи философских исследований. Конгрессы заставляют трезво и всесторонне рассмотреть наболевшие проблемы философии – как внутренние, так и те, которые философия призвана решать в современном мире.
Факт собрания мудрых людей (или, по крайней мере, стремящихся к мудрости) – посыл глобального масштаба. Он говорит о том, что люди хотят понимать друг друга и быть вместе. Более того, как в свое время подчеркивал Никола Тесла, проблемы, стоящие перед современной наукой, настолько сложны, что их следует решать сообща [4]. Тем более что и проблемы эти сегодня – общие, затрагивающие все человечество.
Прекрасна и сама атмосфера философского конгресса. Одно дело – воздух уединенной сосредоточенной мысли, которая по-своему прекрасна и глубока, и совсем другое – воздух совместного бытия мыслей. Он животворен. Уединенную философскую мысль, с одной стороны, и широкое обсуждение философских мыслей в кругу коллег – с другой, можно уподобить работе интроверта и экстраверта. Первый углублен в тайны бытия и сознания, второй же стремится поделиться тем, что нашел в этих глубинах. Значит, тот и другой, объективно говоря, не могут друг без друга. Философские контакты на всевозможных форумах окажутся пустым занятием, если ему не предшествует углубленное размышление в тихом уголке, где ничто не мешает сосредоточению и откровению. Но и мысль уединенная, как бы глубока она ни была, уйдет в пустоту, если эту мысль не обсуждать среди мыслителей – будь они единомышленниками или оппонентами. Собственно, и узнать, кто из них оппонент, а кто единомышленник, можно только и именно обсуждая идеи в широком кругу.
Это подводит нас к самому главному выводу.
Прошедший в Пекине философский конгресс носил знаковое название «Learning to be Human». Это необычайно актуально в современном мире, отмеченном глобальным кризисом в той степени, когда на повестке дня – острейшая необходимость спасать человечество от чрезмерного эгоизма, от культа потребления и агрессивной силы. Что же делать, чтобы не только выжить, но и развиваться? Очевидно, именно то, что вынесено в заглавие философского конгресса: учиться быть человеком. А это подразумевает существенное самоизменение людей. Как было подчеркнуто в докладе Чжао Дунхуа, профессора Пекинского университета, необходимо учиться не только менять мир, но также менять самих себя: нет большего счастья для любящих мудрость, чем учиться друг у друга и изменяться [5].
Учиться быть человеком означает также – и может быть, в первую очередь – учиться быть вместе. Конгресс (слово, берущее начало в латинском congredior, congressus sum – сходиться вместе) – это, конечно, обмен мыслями с зарубежными коллегами. Но это еще и человеческое общение. И именно в нем формируется и развивается подлинный человек: в умении правильно понять другого человека, выдержать его критические замечания в свой адрес, суметь увидеть что-то очень важное для своего гармоничного развития в словах и поступках других людей. Только так, в общении, осознавая его ценность и постигая законы добрых, дружеских взаимоотношений, и формируется личность человека.
И вот – философские конгрессы, где собираются тысячи людей. Каждый из них выпадает из привычного ритма и образа жизни, каждый оказывается среди множества незнакомых людей, в стране с незнакомым языком, с не всегда понятными реалиями. Более того, каждый приезжает, чтобы выступить с собственными идеями – а они могут резко противоречить идеям других участников конгресса. И если мы действительно хотим достичь взаимного понимания и прийти (или хотя бы приблизиться) к единой истине, мы должны воспринимать друг друга не как оппонентов, а как тех, кто дает нам важные, смысложизненные подсказки.
Только так, вырабатывая лучшие человеческие качества: спокойствие, правильную речь, правильную аргументацию, правильное восприятие иного, определенное смирение, желание слушать и слышать других, благодарно отзываясь на их мысли и чувства, – только так философы сумеют оправдать собственный призыв – «Учиться быть человеком».

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Bibliothèque du Congrès International de Philosophie. Режим доступа: https://www.pdcnet.org/wcp1
2. Навстречу XXIV Всемирному философскому Конгрессу «Учиться быть человеком» / «Learning to be Human». Костанай, 2018.
3. Dictionary of Untranslatables. A Philosophical Lexicon. Edited by Barbara Cassin. Princeton University Press, 2014.
4. Тесла. Н. Дневники. Я могу объяснить многое. М., 2018, с. 183.
5. Zhao, Dunhua. From «Learning to be Human» to «Learning to Change Ourselves». The XXIV World Philosophy Congress. Plenary Sessions, p. 166. Режим доступа: http://wcp2018.pku.edu.cn/docs/20180813003234774746.pdf

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ