БУЙСТВО КРАСОК ГУЛЬЖАМАЛ ТАГЕНОВОЙ

0
114
rpt

Клара ИСАБАЕВА,

руководитель пресс-службы 
Музея им. А. Кастеева

Яркое буйство красок, насыщенные цветовые сочетания, таинственные горы, загадочные красавицы, узнаваемые городские пейзажи. Для современной казахской художницы Гульжамал Тагеновой, работающей в стилях импрессионизма и неоавангарда, главное – это цвет. 

Начиная работать над холстом, она, по ее собственному признанию, в первую очередь работает над цветом – цветовым пятном. Прежде всего, ее интересуют множественные сочетания цветов, а образ появляется позднее. Она работает в основном мастихином, благодаря которому нижний слой просвечивает сквозь верхний, – таким образом она добивается вибрации света и цвета. Она экспериментирует над цветом на холсте, а потом как бы вытаскивает образ и сопутствующие ему элементы.
«Прикасаясь к холсту, каждый художник «уходит» в свой мир. Мой мир – это игра, богатство и магия Цвета. «Теряясь» в пространстве и времени, давая свободу чувствам и ощущениям, я растворяюсь в этом мире», – отмечает Гульжамал.
Путь художницы в искусство начался с занятий в школьном кружке рисования. Она пришла туда маленькой девочкой. Старшеклассники уже писали маслом, и педагог Любовь Николаевна Сокальская не хотела принимать маленькую Гульжамал. Но девочка принесла с собой альбомы со своими рисунками, на которые педагог захотела взглянуть. Она также дала Гульжамал открытку и попросила перерисовать. Гульжамал закончила через 10 минут и привела Любовь Николаевну в восторг. Она не только приняла девочку в кружок, но и пошла на завод, где работал отец Гульжамал. «У вашей дочери талант, ее нужно учить», – убеждала она его. С тех пор отец Гульжамал стал всегда покупать ей краски и кисти. Друзьям, ездившим в командировки в Москву, он всегда заказывал лучшие материалы для дочери.
Любовь Николаевна стала для Гульжамал первым учителем изобразительного искусства. Педагог жила в Аблакетке, в окрестностях Усть-Каменогорска, в глиняной избушке вдали от людей и разводила огромный сад. Гульжамал пропадала у нее постоянно, и свои первые яркие детские впечатления, уроки художественного восприятия мира, она получила от Любови Николаевны, гуляя по черемуховой алее, по алее роз и по саду педагога. Сокальская научила Гульжамал писать с натуры, любить живопись, видеть прекрасное. Она много рассказывала об известных художниках. Возможно, это ранее восприятие природной красоты, эти природные образы способствовали тому, что пейзаж стал любимым жанром Гульжамал в дальнейшем.
Одухотворенное общение с Любовью Николаевной и первые уроки мастерства обусловили выбор будущей профессии Гульжамал – в 1980 году она поступила на отделение монументальной росписи Алма-Атинского художественного училища. Здесь ее всегда тянуло к занятиям живописью, и когда один из педагогов этого училища, Кенжебай Дюйсенбаев, стал набирать живописную группу по работам студентов, Гульжамал была выбрана среди других 17, отличавшихся яркой, насыщенной живописью. В этой группе учили композиции и особенностям живописи, а также часто выезжали на пленэр на реку Или на месяц. Занятия в этой группе способствовали профессиональному росту Гульжамал, как живописца, значительно улучшили ее навыки и придали уверенности в своих силах в данной области. С тех времен пленэры стали неотъемлемой частью жизни Гульжамал – она регулярно выезжает на пленэры то в Жамбылскую область, то в Алматинскую, то в Астану и Боровое, а еще она собирается в Армению и Прибалтику.
Эти поездки, эти выездные пленэры дают много образов нашей любимой Родины, таких как пейзажи «Бухтарма», «Астана», «Боровое», «Мавзолей Ахмеда Ясави», а также других стран, которые посетила Гульжамал. Среди них Прага, Будапешт, Вена, города Италии и Греции с прекрасными эскизами и картинами этих городов – вот сказочные чешские замки, а вот архитектурный памятник Вены – Дом Хундертвассера, трамвайчик Будапешта и каналы Венеции.
Ее ранние пейзажи – почти реалистические. В 1993–1994 годах, обосновавшись в Алматы, Гульжамал иногда подрабатывала у гостиницы «Казахстан», выставляя несколько своих небольших пейзажей с натуры, которые были нарасхват. Она приходила один раз в два-три дня, и всегда все ее выставленные пейзажи раскупались. На этих этюдах Гульжамал воспевала прелестные, такие дорогие ее сердцу уголки Алматы – частные домики, в одном из которых на Кок-Тюбе она поселилась, вечерний город, мостики через горные реки, которые стали такими знаменитыми, что Гульжамал писала их в разное время года – зимой, весной, осенью.
В дальнейшем ее работы становятся намного ярче и декоративнее. Уже с первых своих шагов в профессиональной живописи Гульжамал была чрезвычайно востребована и популярна. Ее работы украшают коллекции многих казахстанских и зарубежных коллекционеров, в числе которых Джамиля Серкебаева, Дана Исабаева, Гульмира Шалабаева, генеральный консул Франции Гийом Наржолэ, посол Греции и многие другие. В 2012 году работы Гульжамал выставлялись в Генеральном консульстве Франции в Алматы, она также выиграла грант по линии генконсульства на поездку в Будапешт.
Самая первая выставка Гульжамал состоялась в 2001 году. С 1993 года художник долго шла к своей первой персональной выставке, потому что считала, что необходимо совершенствовать мастерство, и чтобы вынести свои картины на суд зрителя, необходим определенный уровень. Гульжамал представляет на выставке триптих «Наурыз», картины «Кыз Жибек», «Вазы», «Девушку с лошадью», «Окрестности Алматы». Художница разрабатывает и удивительный мир Востока в своих «Сказках Шехерезады», «Двух павлинах», «Кувшинах», «Восточном мотиве», «В Мавзолее Ахмеда Ясави». На ее картинах этот мир проступает нечеткими чертами словно мираж в пустыне. Но художница не ограничивается лишь этнической тематикой и создает также «Цыганочку», «Листопад», «Японок». Это ее ранние живописные работы, в которых доминируют нежные, неброские, пастельные тона – белый, голубой, розовый, бледно-желтый, сиреневый, крапинки коричневого.
И все же именно этнические работы Гульжамал сделали ее творчество визитной карточкой современного искусства Казахстана, полюбившиеся отечественными и зарубежными коллекционерами, искусствоведами, дипломатами и любителями искусства. Художник создала уникальный и самобытный художественный язык, раскрывающий кардинальные особенности ее восприятия, психологии и мировоззрения. С первых работ и на протяжении всего творчества Гульжамал создает романтичные образы казахских девушек в национальных костюмах, но этот образ – стилизованный, обобщенный. У Гульжамал это проявляется весьма своеобразно, она любит запечатлевать моменты женского бытия – казахских невест в саукеле или обряд беташар.
С 2001 года Гульжамал провела множество персональных выставок на многих престижных площадках современного искусства, таких как Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Выставочный зал Союза художников Казахстана, Генеральное консульство Франции в Алматы, галереи «Ою», «Улар», «Бахчисарай», «Арт Самал», «Хас Санат» и многие другие. В ноябре-декабре 2018 года работы Гульжамал будут представлены среди других казахстанских художников на выставке «Дух Великой степи» в Музее современного искусства Мустафы Аяза в Анкаре (Турция) в рамках программы «Рухани жаңғыру».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ