АСТАНА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

0
211

Агия БЕРКИМБАЕВА

«В этом году мы с вами отмечаем 20-летие нашей столицы. Астана – это общенациональный пример единства и согласия. Небольшой провинциальный город Акмола стал теперь городом Астана с населением более 1 миллиона человек. Недавно мы рассматривали дальнейшее развитие города и определили, что к 2030 году, может быть, он будет уже двухмиллионным», – сказал Нурсултан Назарбаев на XXVI сессии Ассамблеи народа Казахстана.
20-летний юбилей Астаны мы рассматриваем как рубеж новой эпохи, символический мост между прошлым, настоящим и будущим.
Тогда, два десятилетия назад, на наших глазах началось строительство политического центра демократического правового государства. Этот город изменил многое, от экономики страны до уклада жизни каждого человека, обновляясь на наших глазах, становясь более привлекательным для работы и творчества, комфортным для жизни людей.
И все же 20 лет – это не просто сумма минувших дней и не просто два десятка лет. Это уже эпоха, отдаляющая нас от прошлого, с его историей, полной драм и противоречий, вбирающая в себя отрезок времени, невероятно насыщенный событиями и фактами.
Главные страницы 20-летней биографии столицы и 27-летней истории страны переплетаются. Общее у них то, что написаны они политическим почерком Главы государства.

Истоки: как все начиналось…

Стратегическое мышление Н. А. Назарбаева не только вывело Казахстан на неизведанный путь, но и направило по трудной дороге вверх. Это была неизвестная работа, огромная ответственность. Он повел за собой народ по крутым поворотам, веря в его величайшую силу и возможности, в патриотизм и энергию созидания.
Затевая огромную стройку, Глава государства был уверен в успехе, ибо знал: на самых опасных переломах и виражах своей истории наша страна умела держать удар. Она возрождалась после трудных периодов, проявив духовную мощь и силу характера.
Все завертелось в январе 1991 года, когда начался обратный отсчет истории СССР – ядерная сверхдержава официально прекратила свое существование ровно через 12 месяцев, распалась на десяток с лишним государств. Это была точка невозврата, положившая начало необратимому процессу национальной самоидентификации народа Казахстана. Все громче зазвучали другие слова. Суверенитет. Демократия. Рыночные отношения.
Говоря о 1990-х, Нурсултан Назарбаев даст им такую характеристику: «…особые годы по накалу страстей и эмоций. Это были годы, когда принимались важнейшие решения, от которых зависел дальнейший путь нашего государства, когда одно неверно принятое решение могло существенно изменить траекторию движения страны».
Стране повезло, что на политическом Олимпе государства оказался человек, который мог действовать как жестко, так и гибко. В этой ситуации надо было не просто принять единственно верное решение, но и перейти к совершенно новой эпохе. А как это делается? У кого есть готовый рецепт? Как жить дальше?
К новому укладу жизни страна переходила, обуреваемая сомнениями и надеждами. Парад суверенитетов больно ударил по экономике, обществу, людям. В этих условиях Глава государства предложил свой путь – Казахстан будет свободным, открытым, независимым и самодостаточным.
24 апреля 1990 года Верховный Совет КазССР учредил пост Президента республики, на который был избран Н. А. Назарбаев. Это событие стало ключевым в становлении политической системы независимого Казахстана. Вместе с Президентом народ выбирал и новый политический курс, и новый политический строй.
Выбирал новую жизнь.
Стагнация промышленности, упадок аграрного сектора, неудержимый рост цен, голые прилавки магазинов… Диспропорции, нараставшие в советской экономике, снизили уровень жизни населения, что выливалось в социальное напряжение. В соседних республиках то и дело возникали межэтнические конфликты. Перед натиском этих проблем союзный центр оказался бессильным.
Президент Казахстана взялся за поиск эффективных форм государственного управления, укрепление суверенитета и экономики. В условиях обрушения былых связей, плановой экономики это оказалось совсем непросто.
С завершением эпохи всеобъемлющего государственного регулирования цен начался болезненный переход к рыночной экономике. Он сопровождался введением «шоковых реформ», процедурой банкротства несостоятельных предприятий. В тот период принимается блок рыночных законов – «О собственности», «О свободных экономических зонах», «О банках и банковской деятельности», «О потребительской кооперации», «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства», «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», «Об иностранных инвестициях», «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности» и др.
Не секрет, что политику «быстрых реформ» и в целом рыночные отношения в стране встретили не с восторгом. В этой сложнейшей ситуации Президент обозначает траекторию движения: «сначала – экономика, потом – политика». Показав решительный настрой и проявив политическую волю, он был уверен, что «шок» необходим для формирования стабильного экономического фундамента. Так, на свет появляется пакет социальных законов «О занятости», «Об индексации денежных доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги», «О минимальной заработной плате и государственных социальных гарантиях в области оплаты труда», «О социальной защищенности инвалидов» и др.
Объявленный Н. А. Назарбаевым курс многовекторной внешней политики государства находит отражение в принятии деклараций, подписываются меморандумы о взаимном сотрудничестве в области торговли, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. В ходе дружественных контактов на высшем уровне принимаются меры к делимитации государственной границы, к привлечению иностранных инвестиций, подписываются бизнес-контракты.
Самой сложной была стратегическая задача по преодолению роли сырьевого придатка СССР. Казахстан больше не мог мириться с таким положением, о котором красноречиво говорил один лишь такой факт: к концу 1980-х доля добывающего сектора в нашей республике в 1,7 раз превышала союзный показатель!
Решительно отстаивая интересы Казахстана, Глава государства указывал, что цены за углеводороды и другие природные запасы абсолютно неадекватны и неэквивалентны. Это говорило о том, что национальное богатство не только нещадно выкачивалось, но и перетекало в виде финансовых потоков в союзный бюджет. А между тем Казахстан относился к дотационным республикам.
Неслучайно, выступая ранее 13 июля 1990 года в Москве на июльском Пленуме ЦК КПСС, Президент Казахской ССР отметил: «Возьми мы сразу четкий курс на максимальную самостоятельность республик, многих нынешних проблем удалось бы избежать. По крайней мере, центр не сгибался бы сегодня под грузом тяжелейших экономических неурядиц. А чем может помочь, например, Казахстан, если 90 процентов этой индустрии находится под контролем московских ведомств».
Принятые меры предрешили вопрос перехода предприятий под юрисдикцию Казахстана. Неправильной при этом была бы и политика изоляционизма. К взятому курсу на укрепление горизонтальных экономических связей союзный центр отнесся без особого энтузиазма. Предложения по подписанию Союзного договора откладывались, поэтому союзным республикам приходилось ждать, когда сверху им дадут право на исключительное владение, пользование и распоряжение национальным богатством.
1990 год. Весна и лето ознаменовались принятием Деклараций о государственном суверенитете. Об этом первыми объявили Латвия, Литва и Эстония, установившие приоритет республиканских законов над законами Союза.
Избрание президентов союзных рес­публик было финальной точкой и логическим завершением парада суверенитетов.
В череде бурных политических событий принятие 25 октября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» стало шагом, направленным на подтверждение прав и свобод человека, на строительство гражданского общества. Говоря об этом историческом дне, Н. Назарбаев отметил: «За прошедшие годы, а они были трудными, мы, тем не менее, многого добились. У нас появился и свой нелегкий, но бесценный опыт, и то, что принято называть своей новейшей историей. Это был первый главный законодательный акт нового государства, ставший основой развития государственно-правовой системы страны».
Документ был подписан в условиях нарастания центробежных сил. Союзные республики хватались за идею независимости, как за спасительную соломинку. День принятия Декларации о государственном суверенитете в каждой стране стал праздником, которого никогда еще не было в календаре – Днем независимости.
20 ноября 1990 года был подписан Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР», реорганизовавший органы государственной власти.
Это был интереснейший период, о котором наше поколение помнит не по рассказам очевидцев. В очень непростое переходное время сильная и единая власть, политическая воля лидера государства вывели страну на новый путь. На наших глазах произошла трансформация общества из командно-административной системы в рыночную.
И это был путь как по горящим углям – важно было в этой сложной политической ситуации не раскачать «лодку». Идти по бурной реке осторожно, на ощупь, используя мировой политический опыт. Так была создана эффективная система государственной власти, с президентом в центре.
Мы видели, как шел демонтаж тоталитарной социалистической системы. Уже на обломках сверхдержавы начался уход с исторической арены коммунистической идеологии. Вслед за памятными событиями в Тбилиси (1989 г.), Баку (1990 г.) в 1991 году полыхали улицы Вильнюса и Риги. И это несмотря на то, что, казалось бы, совсем недавно, в марте 1991 г. состоялся первый в истории страны всесоюзный референдум. На главный вопрос плебисцита о сохранении обновленного Союза «за» выступили 76,4 процентов проголосовавших.
Идею создания обновленного Союза все тогда поддержали. Была назначена дата его подписания – 20 августа 1991 г. Но и вправду: ни в чем нельзя быть уверенным до конца. 19 августа президент СССР был отстранен от власти. Однако путчисты ГКЧП ситуацией все же не овладели и 22 августа были арестованы. Союзный центр показал свою недееспособность в дни путча, разразившегося 19–21 августа 1991 года. Союз нерушимый потерпел крах.
И в эти дни Президент КазССР обратился к народу, заверив: реформам и демократии назад хода нет! Решительно осудив действия путчистов, Нурсултан Назарбаев заявил о своем выходе из рядов КПСС.
Заявили о самороспуске съезд народных депутатов СССР, союзный кабинет министров. Его сменил межреспубликанский экономический кабинет. Союзные министерства были упразднены.
Судьбоносные события в Казахстане датированы 1991 годом.
Коротко об их хронологии.
29 августа. Закрытие Семипалатинского ядерного полигона.
2 октября. Покорение космоса первым казахским космонавтом Тохтаром Аубакировым.
1 декабря. Первые всенародные выборы Президента Казахстана. Первым Президентом суверенного государства был избран Н. А. Назарбаев.
16 декабря. Казахстан обрел независимость – Верховный Совет принял Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».
20 декабря. Принят Закон «О гражданстве Республики Казахстан».
21 декабря. Подписание в г. Алма-Ате руководителями 11 бывших советских республик Алма-Атинской декларации, провозгласившей де-юре конец СССР и создание СНГ.
Если говорить о других государственных актах того года, имеющих социальный характер, то можно выделить Указ Пpезидента КазССР «О наpодном пpазднике весны Науpыз мейpамы», «Об открытии Туркестанского госудаpственного университета имени Ахмета Ясави», «О прекращении деятельности организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, юстиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР», «О пеpеходе госудаpственных пpедпpиятий и оpганизаций союзного подчинения в ведение Пpавительства Казахской ССР», «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности Казахской ССР», «О pеабилитации гpаждан, пpивлеченных к ответственности за участие в событиях 17–18 декабpя 1986 г. в Казахстане».
28 августа 1991 года состоялся последний пленум ЦК КП Казахской ССР, который приостановил в республике деятельность Компартии.
1 декабря 1991 года впервые в истории Казахстана прошли всенародные выборы Президента страны. Первым Президентом был избран Н. А. Назарбаев.
8 декабря в Беловежской пуще было заключено так называемое тройственное соглашение между Россией, Украиной и Белоруссией, аннулировавшее Договор об образовании СССР 1922 г. Руководители трех славянских республик, некогда учредившие Союз, составили сепаратное межгосударственное соглашение: «Мы, руководители Респуб­лики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что … объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом, … заявляем об образовании Содружества Независимых Государств».
При этом в заявлении «троицы» было отмечено, что СНГ открыто для желающих присоединиться. Через несколько дней о своей готовности войти в Содружество заявили среднеазиатские республики и Казахстан.
10 декабря был принят Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики». На политической карте мира появилось новое государство – Республика Казахстан.
Историческим был и день 16 декабря, когда принят Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан».
И на финише года, 21 декабря, в Алматы съехались главы одиннадцати бывших советских республик. Была принята Алма-Атинская декларация. Лидеры республик отметили, что страна вступила в полосу дезинтеграции, то и дело вспыхивают межнациональные конфликты, местные власти испытывают силовое давление Центра, который предпринял попытки разгона массовых выступлений населения с требованиями объявить независимость. В этих условиях дальнейшее существование СССР немыслимо. 11 бывших союзных республик, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии, заявили об объединении в СНГ.
25 декабря М. Горбачев ушел с поста президента СССР, поставив точку в истории некогда могучего государства, так и не дожившего до своего 70-летия.
Историкам еще предстоит взвесить на весах времени причины его распада, разобравшись в подводных камнях, приведших к краху уникального территориального и государственного образования. А может и вправду унитарные государства обречены на центробежные тенденции. СССР – не первый в этом списке. Или виной то, что центр не смог предложить республикам альтернативу свободе и демократии, подлинного равноправия и доброй воли. Горбачев и его окружение проиграли эту историческую шахматную партию.
Распад могучей сверхдержавы завершил советский период и в истории Казахстана.

В интересах геополитики

6 июля 1994 года Глава государства выступил на пленарном заседании Верховного Совета с идеей переноса столицы, изложив свои аргументы в пользу такого решения. Идеальное место для столицы – в центре государства, в отдалении от границ и на равном удалении от регионов.
Есть и вопросы геополитики: Казахстан – географическая «золотая середина» между Европой и Азией. Это можно использовать в интересах государства.
Изучение вопроса по многим позициям склонило выбор в пользу Акмолы. Обращаясь к парламентариям, Президент отметил: «Если стать выше проблем сегодняшнего дня, если думать о глобальных интересах государства, а не о каких-то житейских удобствах, то перенос столицы – это назревшая и объективная необходимость, политический и экономический шаг большого перспективного значения. Именно поэтому прошу Парламент поддержать, официально определиться по данному вопросу и принять решение».
Спустя два десятилетия можно с уверенностью сказать – это был стратегически верный и смелый выбор. Ведь быстрый переход в новое время оказался иллюзией. Оказалось, что все не так просто. В одном из выступлений Глава государства отметил: «Драматизм ситуации состоит и в том, что первый порыв людей к реформам и свободе не нашел реальной экономической, социальной и политической опоры. Мы продолжаем жить в условиях размытого общества, в котором причудливо сочетаются мощные блоки старой системы государственного социализма и разрозненные элементы демократического устройства жизни».
Дорога от провозглашенной независимости до реального суверенитета была сложной и извилистой. И в то же время появляются заметные подвижки. Чаще звучат слова – рынок, конкуренция, предприниматели. Необратимые перемены переживают и экономика, и само общество. Каждый год начала 90-х по масштабу и исторической значимости был равен не одному десятилетию…
Н. А. Назарбаев по этому поводу сказал так: «Когда меня спрашивают о главном, чего добилась страна за годы своей независимости, я, не задумываясь, отвечаю: «Это – изменения в сознании людей». И здесь нет ни грана лукавства: из пассивных созерцателей и социальных иждивенцев мы незаметно для самих себя превратились в энергичных, умелых, сметливых людей, своими руками переделывающих этот прекрасный, но пока еще несовершенный мир».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ