ГЛАЗА СВИДЕТЕЛЯ И УСТА ОЧЕВИДЦА

0
171

Норлан Сеитов – признанный музыкант, композитор малых форм и исполнитель задушевных романсеро-элегий, не оставляющих равнодушными разве что «хладные финские скалы» и сфинксов-чиновников из Министерства культуры. Дарование, полученное с молоком матери и подкрепленное фундаментальным знанием мировой музыки, и классической, и фольклорной, отражается в творчестве Норлана. А поскольку это творчество не ограничивается только звучанием музыкальных фраз, его удивительная личность ярко характеризует и художественную прозу, которой Норлан посвятил немало усилий и добился, как я думаю, замечательных успехов.

Что самое главное для музыканта? Это – избегать фальши. Не избежишь – останешься лабухом!
То же самое относится и к писателю. Кроме того нужно иметь чувство такта. Это как повару опасно пересолить или недосолить. Вспоминаются слова Исаака Бабеля: «Никакое железо не входит в сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя». Сам Бабель владел искусством ставить точку. Норлану помогает ставить точку громадный опыт, приобретенный на музыкальном пути.
Он написал много новелл, портретных зарисовок, экскурсов в область человеческих взаимоотношений, картинок природы. Тут и флора и фауна, и млекопитающие, и насекомые, и величественные горы-исполины, и пески зыбучие и хрустальные воды прохладных ручейков. Много всего разного, увиденного неравнодушным человеком на протяжении долгого жизненного пути. И названия своим новеллам Норлан дает глубоко мотивированные. «Генерал пустыни», «Пара», «Месть» – а всего им написано около двухсот прекрасных миниатюр, достойных пера Марка Твена, Чехова, лучших писателей нашего времени, следующих традициям Гоголя и Ярослава Гашека.
Если пуститься анализировать тексты его прозы, то получится фундаментальная книга-опус. Надеюсь, что таким интересным делом займутся будущие исследователи – литературоведы, психологи, культурологи.
Мне думается, читать Норлана Сеитова следует, взяв в руки книгу – полный корпус его рассказов. И тогда читатель убедится (или придет к убеждению), что написанное этим Мастером художественного Слова не беллетристика, а настоящая Сага о прошлом, пусть недавнем, но достойном описания.
Это Сага, впечатляющая не менее, чем «Сто лет одиночества» или «Иосиф и его братья». Это Сага, рассказанная свидетелем и очевидцем, это не «Последняя песнь Оссиана» и не «Слово о полку Игореве», потому что в ней каждая фраза – Истина. Ни грамма фальши.

Берик ЖЫЛКИБАЕВ,
доктор филологических наук, профессор-литературовед

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ