ВЕРХОВНОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВА

0
246

Кабдулсамих АЙТХОЖИН,
д. ю. н., профессор, заведующий кафедрой
конституционного, международного права
и таможенного дела Евразийской юридической
академии им. Д. А. Кунаева

Действующая Конституция Республики Казахстан, впервые принятая народом на республиканском референдуме 30 ав­гус­та 1995 года, как выбор ее исторической судьбы и результат развития и формирования казахстанского конституционализма,  играет исходную и определяющую роль в формировании демократической правовой государственности страны. 

Прошедшие годы наглядно подтвердили, что Конституция, ставшая реальной основой устойчивого и планомерного развития общества и государства, достойно выдержала историческую проверку временем, став главным фактором «успеха казахстанского пути». На основе Конституции, как базового ядра общественного и государственного устройства страны, с учетом социокультурной системы ценностей казахского народа, как государствообразующей нации, возведено здание нового современного и успешного государства.
За переломные, непростые годы своего действия Основной Закон стал сис­темным юридическим выражением универсальных социально-политических ценностей, определяющих облик демократического Казахстана: правовой, социальной и светской государственности, политического плюрализма, подотчетности народу всех институтов власти, обеспечения прав и свобод личности, разделения ветвей единой государственной власти, парламентаризма и т. д. Конкретное воплощение в жизнь всех положений и принципов нашего Основного Закона мы видим, по словам Президента Н. А. Назарбаева, в том, что «Казахстан сегодня состоявшееся, уважаемое и достойное государство мира. В нашем Основном Законе есть все правовые инструменты и для успешного развития, и для самообновления Нации» [1].
Конституция, выражая коренные жизненные интересы различных социальных слоев общества, закрепляет и регулирует только основные, фундаментальные общественные отношения, которые являются базой для развития других отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Так, на основе норм Конституции успешно претворяются в жизнь Пять институциональных реформ и «План Нации – 100 шагов. Современное государство для всех», предложенных Главой государства по вопросам формирования подотчетного государства и открытого профессионального государственного аппарата, суть которых заключается в том, чтобы еще больше раскрыть демократический потенциал Конституции.
В целом конституционная регламентация основных устоев общественного и государственного устройства страны опирается на юридический тип правового понимания, что и определяет, в конечном счете, правовой характер Основного Закона государства. При этом особенности отечественного правопонимания обусловлены тем принципиальным обстоятельством, что речь идет об утверждении демократических начал в правовой организации государственной власти, в правовых отношениях между гражданами и властью под углом зрения прав и свобод личности, их признания и защиты. Все это говорит о том, что отечественная государственность, построенная на началах народовластия, является демократической, правовой, социальной и светской, так как во главу угла ставит права, свободы и законные интересы человека и гражданина.
Конституция, содержащая в себе фундаментальную доктрину отечественного права, встроена в систему действующего права государства, вследствие чего ее эффективность предопределяется полнокровным и действенным воплощением конституционных принципов и норм во всех отраслях отечественного права. И, говоря о соотношении Конституции и отраслей действующего права, важно отметить, что именно в Основном Законе содержится видение развития отечественной правовой системы на основе закрепления ее исходных идей и принципов. Конституция как фундамент действующего права играет ключевую системообразующую роль, нацеленную на единство, внутреннюю согласованность отраслей права и повышение эффективности всей правовой системы Республики Казахстан.
В целом формирование отечественного конституционализма как правового явления, необходимого для движения государства к господству права, невозможно без полнокровного проведения в действительность принципа верховенства Конституции как Основного Закона государства. Принципы казахстанского конституционализма, как крае­угольный камень действующего права, представляя собой базовые конституционные ценности, обеспечивают верховенство Конституции, ее реальность и прямую силу, охрану и защиту основных прав и свобод личности, демократические процедуры осуществления государственной власти. Все это характеризует верховенство Конституции в системе действующего права государства как фундаментальный принцип казахстанского конституционализма, в основе которого лежит ключевая идея подчинения государства Конституции и действующему праву.
Касаясь исторического измерения принципа верховенства отечественной Конституции, необходимо отметить, что в Конституциях Казахской ССР данный фундаментальный принцип не закреплялся. Так, статьей 4 Конституции Казахской ССР 1978 года только провозглашалось: «Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Казахской ССР и советские законы». Вместе с тем в условиях советского периода Казахстана нормы Конституции в жизнь фактически не проводились, действия партийных и советских органов не были ими связаны, что закономерно формировало у должностных лиц, граждан отношение к Основному Закону как к декларативному правовому акту.
В действующем казахстанском праве принцип верховенства Основного Закона свое юридическое закреп­ление впервые получил в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, принятой Верховным Советом республики 25 октября 1990 года. Пунктом 8 данного исторического акта провозглашалось: «На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства. Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию республики».
Впоследствии статьей 127 Конституции РК, принятой Верховным Советом 28 января 1993 г., закреплялось более широкое понимание принципа верховенства Основного Закона: «Осуществление принципов и положений Конституции Республики Казахстан обеспечивается демократической организацией общества и государства, высшей юридической силой Конституции, верховенства закона».
Принцип верховенства Конституции как Основного Закона и верховного права государства, прежде всего, определяет место Конституции в системе действующего права и иерархии нормативных правовых актов, устанавливая важнейшие институциональные гарантии ее реального действия. Так, п. 1 ст. 4 действующей Конституции РК закрепляется: «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда республики». Согласно нормам п. 2 ст. 4 Основного Закона: «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики».
Верховенство Конституции, выражая ее центральное положение в иерархии нормативных правовых актов и приоритет действия и применения конституционных норм, выступает в качестве юридической базы для развития всех отраслей действующего права государства. В силу своего верховенства, Конституция, как системообразующий фактор развития правовых отношений в обществе, будучи ядром правовой системы общества, обеспечивает сбалансированность и увязанность ее отраслей, что характеризует ее непосредственное действие внутри действующего права, представляющего собой единый, целостный комплекс. В частности, Конституция, опосредуя процесс преломления принципов, выражающих природу формирующегося демократического и правового государства, в собственно правовые принципы, формулирует основные требования к содержанию отдельных отраслей права, в котором решающее значение имеют факторы, обусловливающие единство правовых норм, а не их дифференциацию по различным отраслям действующего права.
При этом нормы Основного Закона оказывают непосредственное действие на текущее законодательство, определяя его сущностные характеристики и моделируя ключевые черты демократического содержания, принципы и методы отраслевого правового регулирования. Так, предопределяя иерархическое построение системы действующего права, Конституция как верховное право государства требует упорядоченности ее нормативного состава, в силу которого законодательством устанавливается соответствующий порядок включения нормативных правовых актов с учетом их юридической силы в единую систему нормативных правовых актов [2].
Выступая в качестве юридической базы для развития отраслей действу­ющего права, Конституция закрепляет и регулирует процесс создания законов и иных нормативных правовых актов, которыми обеспечивается проведение в Казахстане поэтапных демократических преобразований. Так, постоянное обновление гражданского, гражданско-процессуального, трудового, земельного, уголовного и уголовно-процессуального и других отраслей отечественного законодательства проводится строго на основе принципов и норм Основного Закона.
Верховенство Конституции, как высшего нормативного акта страны, связано с необходимостью ее единообразного понимания на всей территории государства. В этой связи на Конституционный Совет Республики Казахстан возлагаются функции обес­печения верховенства Конституции и официального толкования ее принципов и норм. Так, действующая практика конституционного контроля ярко свидетельствует, что нормативные постановления Конституционного Совета оказывают конструктивное воздействие на развитие системы действующего права, способствуют всемерному укреплению правовых основ общества, обеспечивая верховенство Основного Закона.
Важнейшим резервом проведения в жизнь принципа верховенства Конституции в поведенческом аспекте является осознание ее социальной ценности. Известно, что ценностное отношение приобретает регулятивное значение в силу того, что соответствующая оценка содержания конституционных норм перерастает в принципы и правила поведения субъектов права. В этой связи ценностное отношение к Основному Закону может быть одним из основных мотивов соблюдения гражданами, общественными объединениями, политическими партиями, должностными лицами и иными субъектами конституционно-правовых отношений конституционных предписаний, деятельность которых должна согласовываться с предписаниями Конституции как верховного права государства. Все институты общества и государства должны активно осваивать Конституцию как фундаментальную ценность для демократического обустройства страны, в основе которой лежат права и свободы человека.
Так, прошедшие в Казахстане конституционные реформы 1998, 2007 и 2017 гг., отразив необратимость демократических преобразований в стране, четко показали, что Конституция представляет собой живое право, в нормах которого каждое поколение казахстанцев может черпать конструктивные правовые и социальные инновации, адекватные новым вызовам современности, раскрывая новаторский дух Основного Закона.
Таким образом, верховенство Конституции, как ключевого принципа отечественного конституционализма, направлено на формирование казахстанского патриотизма, смысл которого заключается в честном служении каждого из нас Нации, в нашем активном отношении к отстаиванию конституционных прав и свобод и безусловном исполнении обязанностей, превращая энергию Основного Закона в силу практических решений эволюционной, поэтапной демократизации страны. Ведь «подлинный патриотизм, по словам Президента Н. А. Назарбаева, начинается с верности, почитания и строгого выполнения Конституции. Именно это делает всех казахстанцев, какой бы этнической или религиозной принадлежности они ни были, единым народом» [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Президента Казахстана Н. А. Назарбаева на Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию принятия Конституции Республики Казахстан. Президент Рес­публики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda.kz
2. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах». «Әділет». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. Режим доступа: http: // adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000271.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ