НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ

0
156

Толеугали БУРБАЕВ,
заведующий кафедрой «Социально-гуманитарных дисциплин» Академии правосудия при Верховном Суде РК, доктор философских наук, профессор

В последнее время с разных трибун и на дискуссионных площадках все чаще слышны фразы: «нужно менять сознание общества», «надо формировать новый казахстанский менталитет» и т. д. Все это свидетельствует о том, что перемены в социально-экономических и политических отношениях должны сопровождаться изменениями в духовном мире человека, нации и общества в целом. Не изменив сознания, мировоззрения, мышления, ценностных установок людей, нам не осуществить переход к более совершенному уровню развития общества и не достигнуть намеченных целей и задач, обозначенных в Стратегии «Казахстан-2050». 

Поэтому модернизация духовной жизни казахстанского общества является важным условием укрепления независимости. Обновление общественного сознания позволит по-новому взглянуть на культурно-исторические, социально-политические процессы современной жизни казахстанского общества. Оно мобилизует интеллектуальные силы общества на решение морально-нравственных, историко-культурных, социально-политических и других проблем общества. Как подчеркивает Президент РК Н. А. Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха» [1].
Изменить сознание, мышление и ценностные ориентиры в одночасье невозможно. Модернизация духовного мира людей – долгий, длительный, а порой мучительный процесс, который может длиться годами и десятилетиями. Не исключено, что привычное сознание может сопротивляться, не принять нововведений, стать препятствием на пути нового. В этом и заключается вся сложность. Но это не означает, что сознание вообще не может меняться, обновляться и подвергаться изменению.
За годы независимости казахстанцы адаптировались к рыночным условиям. Их сознание стало более гибким, мобильным и прагматичным, чем в годы социализма. Прежние идеологические стереотипы канули в прошлое. Ныне сознание казахстанцев обогатилось такими понятиями, как конкурентоспособность, коммуникабельность, информированность, толерантность, открытость и т. д. Стали доминировать ценности, связанные с богатством, деньгами, предметами роскоши. Казахстанец научился торговать, управлять финансовыми процессами, производить качественные товары и услуги. Изменилось отношение к труду. Работа на себя изменила его ментальное поведение. В результате честное ведение дел, выполнение обязательств и верность данному слову, пунктуальность, трудолюбие и прилежание становятся основой поведения наших соотечественников. Возрастает значение умения ведения диалога. Чтобы вступить в производственные отношения, они научились договариваться. Деловая этика, забота об имидже, бережливость и культура потребления медленно, но верно становятся ментальной особенностью казахстанцев.
За непростые последние десятилетия мы сумели сохранить взаимопомощь, социальную ответственность перед страной и государством. Предприниматели и бизнесмены чаще стали помогать нуждающимся, участвовать в благотворительных акциях, поддерживать социально значимые проекты, необходимые людям. Все это, конечно, плоды независимости, показатели нового сознания и ментального мира казахстанцев. Но они еще до конца не укоренились, не окрепли, не стали внутренними скрижалями нашего казахстанского менталитета. Они пока еще носят декоративный, внешний характер. В нашем сознании все еще много показного, наносного, фальшивого. Стало быть, воспитание в себе лучших человеческих качеств должно быть главным в модернизации общественного сознания.
В последнее время культ богатства, денег, демонстрация красивой, безмятежной жизни, наслаждений и удовольствий становятся жизненным ориентиром для многих. Распространением подобных ценностных ориентаций занимаются СМИ. Тиражируя эти сомнительные социальные отклонения, они формируют потребительскую психологию. Как отмечает Президент РК Н. А. Назарбаев в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»: «Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество развитых стран мира и является одной из главных причин глобального кризиса» [2].
Надо сказать, что этот ментальный опыт становится одним из показателей поведения рыночного человека, придерживающегося принципа «потреб­ляй сегодня, не думай о будущем». Пагубность такой, с позволения сказать, философии заключается в том, что человек смысл своего существования видит только в потреблении, наслаждении и удовольствии. Потребление становится конечной целью его существования, материальная выгода – высшим ориентиром. Отсюда процветание праздности, возвеличивание фальшивых ценностей. Такая идеология не нацеливает человека на созидательный труд, а, наоборот, уводит его, делает заложником вещизма. В такой ситуации труд перестает быть базовой ценностью для духовного, морально-нравственного роста нации.
Несмотря на такие одномерности, у человека есть главные ценности, которые в традиционном обществе были далеко не на первом месте. Например, принцип «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке – тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества» и т. д. Как видим, современное общество требует от людей больших усилий и энергии в сфере профессионализма, карьерного роста, а также личного успеха и процветания. В то же время его институты меньше внимания уделяют духовному и нравственному развитию личности. Отсюда и жестокость, насилие, коррупция, разрушение института семьи и т. д. Весь этот негатив происходит от вседозволенности, от отсутствия моральных норм, которые всегда несли обществу религия и культура, воспитывая человека, чтобы он мог правильно жить и строить свои отношения с другими людьми.
Одним словом, пренебрежение нравственно-психологическим миром личности обходится очень дорого. Пребывание человека и общества в атмосфере бездуховности разрушительно как для самого индивида, так и для общества в целом. Бездуховность тормозит процесс познания истории и культуры, обычаев и традиций, языка своего народа, делает человека жертвой различного рода псевдорелигиозных и ультрарадикальных мировоззрений.
Духовность сегодня – главное условие, фактор и тонкий инструмент в решении задач по выживанию человечества, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Поэтому проблема формирования высоконравственного человека сегодня обозначилась как жизненно важная задача сохранения человеческой культуры, цивилизации в целом. ХХI век в этом отношении должен быть переломным, поскольку возрождение подлинной духовности может стать одним из важных факторов для выхода из глобального кризиса, главная причина которого кроется не в экономике или политике, как мы чаще всего думаем, а в забвении морально-нравственных постулатов. Поэтому статья Президента РК Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» имеет большое методологическое и мировоззренческое значение для правильного осмысления проблем духовной жизни казахстанского общества, а именно, как подчеркнуто в ней, «новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены» [3].
Это означает, что истоки духовности, нравственности надо искать в культуре, менталитете нации. Они заложены как «культурный код» в духовном мире нации, явлены как прообраз, существуют в виде символов, ценностей и определяют траекторию нашего духовного развития, мировоззренческие установки и выступают краеугольным фундаментом нашего существования и созидания. Наша история и добрые традиции как надежный компас укажут верный путь развития в глобализирующемся мире, как сохранить свою культурную самобытность и при этом оставаться тем, кем ты есть. Это как внутренняя программа каждой нации, ее называют в науке архетипом. Она формирует культурно-исторический облик общества.
Архетип сам по себе пуст и чисто формален, но встроенный и присущий определенной социальной общности и культуре, он способен наполняться различным конкретным содержанием и нести положительные или отрицательные ценности. В этом смысле казахстанский менталитет и его ценностные ориентиры являются предметом особого разговора.
Как известно, менталитет нашей нации является результатом духовной совместной жизни народов, населяющих просторы Великой степи. На его формирование влияют отшлифованные временем обычаи и традиции, культуры, системы духовных ценностей, а также образ жизни. Другими словами, казахстанский менталитет – это целостное духовное образование, характеризующее самобытность духа народа.
Казахстанский менталитет, по большому счету, духовный синтез ценностей и мировоззренческих установок Востока и Запада. Ядром этого синтеза выступает единство Воли, Разума и Сердца. Они образуют в ядре национального менталитета некую целостность. В нем нет противопоставления или абсолютизации одного над другим. Здесь все едино, слитно и синкретно.
Синкретизм не внешнее, механическое соединение разных ментальных ценностей и культур, а есть результат совместной созидательной деятельности всех. В них есть частица души каждого, кто причастен к судьбе страны. Они оформлены как ценности и укоренены в их ментальности и сформулированы как национальная идеология. Как подчеркивает Президент Н. А. Назарбаев, «уже сегодня есть ряд факторов, которые нас объединяют. Это наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали. Наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать. Каждый из нас един в понимании долга перед своими родителями и стремлении сделать жизнь наших детей лучше. Сегодня – это реальная платформа для единства и консолидации во имя этих конкретных целей» [4].
Следует сказать, что казахстанский менталитет весьма динамичный и изменчивый во времени. Он постоянно пополняется новым содержанием. Этот процесс идет двумя путями: первый – это когда актуализируются те исконные базовые ценности, присущие казахстанцам (терпимость, отзывчивость, доверчивость, открытость, душевность, щедрость, примат духовности над материальным, коллективизм, компромисс и т. д.), выработанные в течение веков на просторах Великой степи, и второй – когда, под флагом «глобализации» внедряются, иногда насильственным способом, чужие социальные нормы (крайний индивидуализм, культ денег, утилитаризм, культ силы и стереотипы массовой культуры и гендерной политики) и другие прагматические стандарты Запада.
Горячие сторонники «преобразования» должны помнить, что «американизация» внутренней сути духовного бытия нации приводит к расколу внут­реннего, духовного единства нации и общества целом. В истории достаточно много примеров того, как нации и народности теряли духовную самобытность и исчезали с исторической арены. К счастью, казахский народ, на долю которого выпали жестокие суровые испытания (в том числе и в ХХ веке), как этнос сумел сохранить духовное лицо, показав свою созидательную силу. Наш менталитет вбирал в себя культурные влияния как Востока, так и Запада, но это не смогло коренным образом изменить его. Секрет такой стойкости, видимо, в том, что наши предки-кочевники сумели в свое время адаптироваться к разным веяниям и переменам, проявив незаурядность характера и талант восприимчивости, открытость души и терпимость, умение находить общий язык с соседями и достигать компромисса. Эти качества и по сей день отличают наш менталитет. По сути, это и есть наш «культурный код», который соединяет в себе горизонты прошлого, настоящего и будущего. В этом заключается секрет особенности национального менталитета. Как замечает в своей книги «В потоке истории» Н. А. Назарбаев: «Сколько культурных влияний переплавила эта земля и сколько породила сама – это вопрос интригующих открытий и прозрений. Но абсолютно неопровержим один факт: культура Казахской степи представляет собой сложнейшее и многоуровневое явление с глубочайшей исторической традицией. Только такой подход позволяет точно понять, что есть «казахское» в сфере культуры. Понять один из важнейших участков поля национального действия» [5].
Как видим, одним из важных параметров национального менталитета является его открытость. Открытость, в свою очередь, означает готовность к переменам, принятие нового, объективный анализ прошлого и настоящего. Критический анализ должен быть по отношению к культуре, истории, обычаям и традициям, а также критическому осмыслению должны подвергаться общественно-политические, социально-экономические отношения. Критике должны подвергаться все и вся. Критика не ради критики, не ради самоуничтожения, а для бесстрастного объективного анализа ситуации, ради того, чтобы правильно ориентировать и воспитывать общество. Когда говорим о «культурном коде» нации, нам предстоит очистить свое видение от толстого слоя стереотипов прошлых лет, неверных, искаженных взглядов и представлений. Как подчеркивает Н. А. Назарбаев в «В потоке истории»: «Тоталитаризм попытался внедрить в массовое сознание казахов простенькую и убийственно эффективную мысль о сплошной продажности и ничтожности казахской элиты. Этот лозунг способствовал национальному нигилизму, и неуважение к великим именам прошлого парадоксальным образом сказывается и сегодня» [6].
Мы до конца не распрощались со стереотипами тоталитаризма. Они еще дают знать о себе, когда мы начинаем говорить о духовности, традиции, культуре, религии, языке нации. Поэтому модернизация общественного сознания не должна обходить стороной вопросы, связанные с преодолением психологических последствий тоталитаризма. В то же время модернизация общественного сознания должна затрагивать и подвергать критическому анализу современное состояние казахстанского менталитета.
Как показывает жизнь, человек не всегда воспринимает те ценности, которые ему необходимы. Он иногда некритично воспринимает и чужие ценности, не думая об их последствиях.
Подтверждение тому – открытая демонстрация, усредненность и достаточно низкий эстетический и этический потенциал так называемых «массовых культур», низкопробные услуги которых разрушают духовные устои общества, общечеловеческие нормы морали и нравственности. Сегодня очень важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, распространению насилия, грубости, правового нигилизма, коррупции, терроризма и т. д. В этих условиях национальным государствам ничего не остается кроме защиты своих собственных интересов, заботы о духовной и ментальной безопасности нации. Поскольку сохранение и развитие национальных ценностей, поиск места в новом миропорядке, преодоление кризиса самоидентификации являются не данью моде прошлого, а формой существования и созидания нации.
Другими словами, сегодня массовая культура и ее разные формы проявления создают определенную культурную и духовную предпосылку для унифицирования особенностей национального менталитета и служат источником конфликта.
Носителями и распространителями массовой культуры нередко выступают не только средства массовой информации. Как показывает исторический опыт, реальной материальной силой, разрушающей устои цивилизации и национальной культуры, всегда выступала людская масса. Применительно к современности эта тенденция получила выражение «восстание масс». Она стала одним из главных факторов, определяющих облик современного мира. По мнению некоторых культурологов, «с точки зрения параметров сознания, приверженности определенным стереотипам поведения и реакции, человек может принадлежать к толпе, массе и не выходя из собственной квартиры, сидя у компьютера. К рубежу двух тысячелетий человечество, с одной стороны, достигло невиданных высот прогресса в развитии науки и техники, беспрецедентных в истории жизненных стандартов уровня благосостояния широких слоев населения, но, с другой стороны, человек теряет свои корни, сужается горизонт его мировидения, сокращается диапазон его интересов» [7].
Да, пожалуй, это – болезнь нашего века, результат урбанизации и пост­индустриализации, глобализации и универсализации, которые вытеснили человеческую духовность из ментального бытия на второй план, создали одномерного человека, лишенного духовных ценностей. Эту тенденцию в свое время четко уловил П. А. Сорокин. По его мнению, «революции, преступность, душевные болезни и самоубийства несут на себе печать так называемого «освобождения» от границ этических норм и норм закона и верховенства неограниченной физической силы и роста жестокости, зверства и бесчеловечности» [8]. Все это опасно в том плане, что массы, теряя свои корни, отметая с пути общепризнанные духовные ценности, могут создать питательную почву для появления какого-нибудь доселе мало кому известного политического вождя или кумира, который может повести за собой толпу. История человечества полна подобными явлениями, когда те или иные лидеры, четко улавливая пульс эпохи и настроение толпы, творили свои черные дела.
Ключевыми моментами модернизации общественного сознания являются формирование и развитие в национальном менталитете ценностей прагматизма. Как отмечает в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент Н. А. Назарбаев: «Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности. Умение жить рационально с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении» [9].
Смысл прагматизма применительно к современному казахстанскому менталитету в следующем: умение грамотно планировать свое время; рационально использовать имеющиеся ресурсы (человеческие, технологические, финансовые); добиваться всего самому, своим умом и знанием; человек должен быть целеустремленным, достигать цели, работать на результат и т. д. Эта философия известна и понятна каждому из нас, особенно в условиях жесткой конкуренции, когда каждый борется за место под солнцем, чтобы быть успешным и продвинутым и принести определенную пользу как для себя, так и для страны.
У прагматика нет времени на склоки, сплетни, болтовню, пустословие. Ему некогда заниматься бахвальством. Это человек дела и действий. Безусловно, чтобы эти показатели прагматизма были укоренены в менталитете казахстанцев и были философией для всех, надо менять их ценностные установки. Например, как можно воспитывать бережливость и умеренность, когда непомерное обогащение отдельной части общества отрицательно влияет на ментальный мир казахстанцев и вызывает в определенном смысле раздражение в другой части общества. Или низкий уровень жизни сельского населения, безработица, незанятость сельской молодежи, разгул коррупции и преступности способствуют ли формированию прагматизма у казахстанцев? Думается, нет. Следовательно, органы государственной власти и институты гражданского общества данный вопрос должны взять под особый контроль, чтобы в будущем не допустить социальной напряженности в обществе.
Краеугольным камнем модернизации общественного сознания являются семья и семейные ценности. Именно в семье отражаются все перемены общества. Она всегда чувствует и улавливает пульс времени. Обеспечивает живую связь между поколениями. В семье сосредоточены интересы, взгляды, ценностные установки трех поколений: «старшее поколение, их дети и внуки». В ней есть не только взаимопонимание, взаимоуважение, но и конфликты, противоречия, которые отражаются во взглядах и мировоззренческих установках. Поэтому семья и ее проблемы всегда остаются актуальными и будут заставлять думать пытливые умы, понять роль и место семьи в современной жизни. Сегодня очевидно одно, что с изменением общества изменяются и представления о семье, меняются координаты ее развития, ценностные установки, морально-нравственные основы и мировоззренческие ориентиры.
До вчерашнего дня семья как социальный институт обеспечивала преемственность поколений, четко определяла социальные роли отца или матери, морально-нравственные ценности, принадлежность к той или иной этнической группе, или к числу последователей той или иной религии и т. д.
В своем единстве перечисленные функции представляли семью и семейные отношения. Сегодня эти функции рассогласованы, и они приводят систему в аномальное состояние, игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции. В результате возникает угроза ее распада.
Важным условием обновления и развития общества является растущий уровень социальной мобильности семьи. Современная семья вовлечена в миграционный поток, ее привлекают большие заработки и более высокий уровень жизни и т. д. В таком обществе возникает необходимость у некоторых членов семьи переместиться, переселиться туда, где есть работа, социальное продвижение и самореализация. Личные устремления начинают превалировать над семейными обязательствами. В таких условиях главные функции семьи – воспроизводство жизни, воспитание ребенка, продолжение рода – частично будут заменены экономическими, хозяйственно-бытовыми функциями. Семейные узы, брачный союз становятся более уязвимыми. Современная казахстанская семья уже сталкивается с указанными проблемами. В результате этого меняются параметры семейных отношений, правила, стандарты, стереотипы семейной жизни. Несмотря на их многообразие, следует сказать, что в них есть нечто общее, которое отражается в этих подходах. В свою очередь, это общее является отражением существующего мира, ценностей и культуры конкретного общества. Поэтому проблемы гражданского брака, однополый брак и другие явления, привнесенные из западного общества, для нас остаются чуждыми. Надо сказать, что в большинстве случаев казахстанские семьи остаются приверженцами традиционных ценностей.
Несмотря на это, растет число людей, сознательно игнорирующих морально-этические нормы, традиции и обычаи, составляющие основу национальной культуры. Особенно это заметно среди современной молодежи. Между тем, когда мы ищем истоки и причины религиозного экстремизма, почему-то упускаем из виду место и роль семьи в этом вопросе. А ведь нравственно-духовные качества личности формируются именно в семье. Она формирует ценностную ориентацию человека, определяет нравственную составляющую его внутреннего мира.
Одним словом, от того, какие ценности будут взяты на вооружение казахстанскими семьями, от этого зависит судьба личности, нации, страны в целом. И главной в этом вопросе должна быть целенаправленная государственная политика, направленная на укрепление семейных уз, традиционных ценностей казахского народа как основы современного менталитета казахстанцев. Модернизация общественного сознания должна базироваться на таких ценностях, как доброта, справедливость, милосердие, любовь, великодушие, гражданственность и патриотизм, трудолюбие, честность и т. д.
Иначе говоря, нравственное совершенствование должно быть императивом эпохи, критерием духовного обновления. Другого выхода нет.

Литература

1. Назарбаев Н. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. «Казахстанская правда», 13. 04. 2017.
2. Назарбаев Н. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. «Казахстанская правда», 10 июля 2012 г.
3. Назарбаев Н. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. «Казахстанская правда», 13. 04. 2017.
4. Назарбаев Н. «Казахстан-2030». Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента народу Казахстана. Алматы. 1998, с. 118.
5. Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: «Атамура», 1999, с. 19.
6. Там же, с. 230.
7. Вопросы философии, № 1, 2007, с. 4.
8. Там же, с. 8.
9. Назарбаев Н. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. «Казахстанская правда», 13. 04. 2017.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ