ОБУЧАЯ, ВОСПИТЫВАТЬ

0
34

Одна из основных задач высшей школы – формирование  конкурентоспособной и толерантной молодежи, готовой к равноправному диалогу в условиях возрастающей межкультурной коммуникации.  Впервые в Казахстане в нашем университете введен институт наставничества.

Наставником у нас является каждый  член профессорско-преподавательского состава начиная с ректора, проректоров, деканов вуза. Наставники работают со студентами и их родителями в течение всего учебного процесса. Они не только способствуют получению глубоких знаний, но и проводят различные мероприятия: беседы на нравственные темы, экскурсии в музеи и театры, на выставки и др. Компактный состав подшефной группы позволяет наставнику осуществлять  дифференцированный подход к каждому студенту с учетом его индивидуальных  особенностей.  Такой личностно-ориентированный  подход особенно актуален   в иностранной аудитории, в которой будущие студенты сталкиваются с определенными трудностями, связанными с адаптацией к новым условиям обучения и включением их в учебный процесс. Кафедра филологических специальностей для иностранных граждан и довузовской подготовки КазНПУ  имени  Абая  проводит  большую работу по формированию качеств, определяющих  готовность иностранца к  самостоятельной  жизни  и  студенческой  деятельности,  способствует  его адаптации  в  незнакомой, иноязычной среде. Наши коллеги ежегодно усиливают и свои профессиональные навыки на курсах повышения квалификации по педагогике и психологии высшей школы; проходят  научные стажировки  в Казахстане и за рубежом: РУДН, ГИРЯ им.  А.  С. Пушкина  (Россия),  обмениваются опытом работы: МПГУ, МГОУ (Россия,  Москва), Пекинский институт иностранных языков (КНР); участвуют в  республиканских  и  международных методических и научных семинарах.

Девизом  кафедры  являются  слова великого  казахского поэта Абая: «Человек, изучивший культуру и язык другого народа, становится с ним равноправным».

Обучение студентов-иностранцев на факультете для иностранных граждан и довузовской  подготовки  обеспечивает владение основами языка в объеме, не обходимом для получения образования в  вузе. Важно строить свою работу со студентами-иностранцами, учитывая принцип  комплексности,  при  котором в учебный процесс необходимо активно включать научную, общеобразовательную и воспитательно-развивающую составляющие процесса образовательной технологии обучения.На факультете успешно функционирует кружок «Мир языка  и литературы». Целью кружка является содействие работе кафедры в подготовке  квалифицированных  кадров, привлечение внимания студентов к чтению классической литературы, раскрытию их творческих способностей, а также обучение культуре общения и толерантного отношения к людям. Ведь приобщение к иноязычной культуре будет успешным в случае сравнения и сопоставления культуры стран изучаемого языка с родной для обучающихся культурой. Одно из таких мероприятий было посвящено чайным традициям народов мира. Такие акции, на наш взгляд, способствуют социально-культурной адаптации наших подопечных в Республике Казахстан, а также популяризации идей гуманизма и интернационализма. Праздник сопровождался фото и видеосъемкой, были приглашены представители прессы. Показ
каждой церемонии предваряла национальная музыка и слайды по теме выступления. Завершали показ чайных традиций студенты, демонстрировавшие казахскую церемнию «Той бастар».

Иностранцы особо отмечали, что Казахстан является связующим звеном между Востоком и Западом, а казахисвободолюбивые и любящие мир люди, удивляющие своей щедростью и гостеприимством.
Присутствующие с большим интересом воспринимали информацию о чаепитии, но самым важным в работе с иноязычными студентами был сам процесс подготовки этого мероприятия, когда вместе наставниками они совершенствовали приобретенные навыки по фонетике, грамматике, чтению, аудированию непосредственно в процессе коммуникации, развивали чувство толерантности и терпимости к представителям других культур. Это особенно актуально в иностранных группах, где вместе учатся студенты из Китая, Ирана, Турции, Южной Кореи, Америки, Монголии.

Пополнить студентам объем страноведческих, лингвистических и лингвострановедческих знаний помогают мероприятия, направленные на освещение культуры русского народа. На кафедре русской филологии был проведен мастеркласс
для наставников в интерактивной форме: фестиваль «Русская песня». Мероприятие проводилось на двух языках: студент из Америки Джон Крис вел программу на казахском языке, студенты из Китая Хоу Сяо Джи и Ермахан Ансар – на русском.

Организация массовых публичных мероприятий, демонстрирующих не только уровень владения языком студентов-иностранцев, но и ораторское искусство, сценическое мастерство, певческие и хореографические умения, требовали большой подготовительной работы со стороны наставников.Необходимо было учитывать национальный менталитет и особенности мировоззрения участников. К примеру, китайские, иранские студенты более сдержанны, с большой осторожностью относятся к публичным выступлениям, требуют дополнительной работы по развитию артикуляционных навыков; студенты из Турции, Монголии, Кореи в этом отношении более раскрепощены, однако им необходимо прилагать усилия по развитию интонационной, орфоэпической грамотности. В ходе подготовительной работы наставники обращают внимание на выявление и развитие у каждого студента знаний, творческих способностей, раскрытия потенциальных возможностей. Воссоздание на сцене атмосферы языковой среды, культурного фона способствовало успешному овладению знанием в условиях реального сценического воплощения.

Процесс адаптации иностранных учащихся к иной лингвокультурной среде проходит на разных уровнях и включает разные виды адаптации: психологическую, социокультурную, бытовую, климатическую, физиологическую,социально-психологическую, межкультурную, языковую. Наставники могут целенаправленно помочь в формировании определенного опыта в различных ситуациях, содействовать умению вступать в иноязычное коммуникационное пространство. Воспитательная работа со студентами-иностранцами охватывает все сферы жизни студентов. На протяжении учебного года наставники ведут активную работу со студентами, про- живающими в общежитиях. Регулярно организуются конкурсы на лучшую комнату, проводятся культурно-спортивные и познавательные мероприятия. Преподаватели кафедры периодически посещают общежитие, оказывают помощь студентам в решении их повседневных бытовых вопросов.
Студенты нашей кафедры получили Гран-при на конкурсе «Ана тiлiм – ардағым», завоевали первое место на городском межвузовском Фестивале иностранных студентов «Қазақстан – достық мекені».
Работа наставника со студентами-иностранцами предполагает постоянный поиск новых форм, методов по средством синтеза языка и культуры, применение современных инновационных технологий, способствующих эффективному овладению знанием через положительное восприятие казахской и русской культур.
Основной задачей нашего университета является подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с нормами и общепризнанными международными требованиями, предъявляемыми к качеству высшего образования.
Современный динамичный мир выдвигает перед личностью глобальные экологические, экономические, информационные вопросы. Обострение социальных и национально-религиозных конфликтов указывает на серьезные духовнонравственные проблемы в мире. Разрешение подобных противоречий зависит от тех ценностей, которые сегодня закладываются системой образования и воспитания. В этих условиях воспитательная роль наставника–один из основных факторов формирования общекультурных ценностей будущего педагога.

Гунчам НУРАХУНОВА, кандидат филологических наук,
доцент КазНПУ им. Абая

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во «Университетское», 1990, 168 с.
2. Арсеньев Д. Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. Д. Г. Арсеньев, A. B. Зинковский, М. А. Иванова. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003, 160 с.
3. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как еобходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, 72 с.
4. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования. Под ред. А. В. Великановой. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Мат-лы семинара. Самара, 2001, с. 102–112.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ