СТАВКА НА ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ

0
169

В Послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» поставлена масштабная задача по  кардинальному увеличению производительности труда в аграрном секторе экономики за счет «умных технологий». Надо отметить, что в ее реализации огромная роль отведена сельскохозяйственной науке, в том числе и аграрным университетам. В частности, было сказано о необходимости пересмотра роли аграрных университетов. О том, какой вклад может внести сельскохозяйственный вуз в развитие АПК страны в контексте задач, вытекающих из Послания,  наш  корреспондент побеседовал с ректором Казахского  агротехнического университета имени С. Сейфуллина Ахылбеком КУРИШБАЕВЫМ.

– Ахылбек Кажигулович, в своем Послании Глава государства отметил, что «умные технологии» – это шанс для рывка вперед агропромышленного комплекса и сделал ставку на трансферт технологий. Почему, на Ваш взгляд, задача поставлена именно в такой плоскости?
– Сегодня все мы являемся свидетелями того, что экстенсивные методы производства практически исчерпали свои возможности. Стремительно сокращаются природные ресурсы. В этих условиях единственным вариантом дальнейшего развития является инновационный путь, т. е. интенсификация производства на основе последних достижений науки и технического прогресса. В нашем обществе часто задаются вопросом: «Почему несмотря на довольно солидные государственные инвестиции, должным образом не развивается агропромышленный комплекс страны?» Ответ на этот вопрос лежит на поверхности – 93 процентов пашни нашей страны находится в зоне рискованного земледелия, то есть зависит от погодных условий. Поэтому абсолютно прав Глава государства, только умные технологии дадут нам шанс для рывка агропромышленного комплекса.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время наш аграрный сектор экономики сильно отстал от развитых стран. Приведу несколько примеров. В зерносеющих регионах Австралии, где количество осадков меньше, чем в Северном Казахстане, урожайность зерновых культур в два раза выше нашей. В Канаде со схожими с нами природно-климатическими условиями производительность труда в растениеводстве в 14 раз превышает наши показатели. В Голландии, по площади занимающей 1/5 часть Алматинской области, ежегодный экспорт сельскохозяйственной продукции составляет почти 100 млрд. долларов США. У нас в целом по республике сельскохозяйственный экспорт не превышает 2,1 млрд. долларов США, что почти в 50 раз меньше. Секрет их успеха кроется в широком внедрении в производство инноваций через четкую систему подготовки кадров и распространения знаний. Именно по такому пути необходимо идти и нам. Если учесть, что в вопросах интенсификации сельского хозяйства нами уже многое упущено, то нужно будет идти по самому короткому пути, т. е. заняться трансфертом уже известных научных знаний и успешных агротехнологий, о чем постоянно говорит Глава государства. Казалось бы, данная идея понятна всем и о ней постоянно ведется разговор, однако до сего времени реальных результатов пока не видно. В чем же причина? А причина здесь кроется в том, что мы хотим решить эту задачу с наскока, т. е. отдельными разовыми мерами без создания четкой системы, охватывающей все аспекты данного вопроса. Ведь сам процесс трансферта технологий – это некий конечный результат, которому должен предшествовать целый комплекс подготовительных и сопутствующих мероприятий. К сожалению, именно эти моменты не учитываются на практике.
– Как, на Ваш взгляд, должна быть выстроена система трансферта технологий и что в этом плане удалось сделать у вас?
– Пять лет тому назад, внимательно проанализировав опыт развитых стран, мы поняли, что проблему трансферта технологий невозможно решить без создания четкой системы ее реализации. И начинать его надо с трансферта научных знаний, материализация которого создаст условия для формирования научных кадров новой формации и подготовки специалистов с новыми компетенциями, которые и станут исполнителями практических задач трансферта технологий, ибо сегодня мы не располагаем таким научным и кадровым потенциалом. Отталкиваясь от этой истины, мы выработали свою стратегию. Установили партнерские отношения с одним из мировых лидеров в области сельскохозяйственного образования и науки университетом Калифорнии в Дэвисе (США), имеющим богатый опыт реформирования системы образования и науки во многих странах, в частности, Чили, Малайзии, КНР и др. Именно по рекомендации и при участии ученых этого университета мы разработали программу трансформации нашего вуза в исследовательский университет западного типа. При этом за основу взяли идею разработанного еще в 2010 году и презентованного Главе государства проекта создания исследовательского университета на базе НПЦ зернового хозяйства им. Бараева в Шортандах. Здесь можно задаться вопросом: «Почему исследовательский университет?» Ответ простой. Во-первых, это уже испытанный в мире самый короткий путь развития, давший уникальные результаты. Во-вторых, в модели исследовательского университета объединены в единое целое процессы образования, научных исследований, внедрения и распространения знаний. И здесь главным действующим лицом является ученый, который стоит во главе всех этих дел. К сожалению, именно разрозненность этих процессов у нас является причиной низкого притока молодых кадров в сферу аграрной науки, практического отсутствия преемственности в научных школах, неразвитости системы распространения знаний и внедрения. Неоднократные попытки решить данную проблему посредством создания надстроек по управлению образовательными, научными и опытно-экспериментальными хозяйствами не дали желаемых результатов, так как они не сумели преодолеть существующие барьеры и обеспечить процесс интеграции, превращаясь в очередную административную структуру. Нам необходимо, наконец, понять, если хотим готовить кадры и иметь науку как в развитых странах, то мы должны не изобретая «велосипед» перенять их систему управления.
– Значит, прежде чем приступить к трансферту технологий, необходимо подготовить кадры с соответствующими знаниями и навыками работы, позволяющими им на практике решить эту задачу?
– Вы совершенно правильно поняли, что без таких кадров невозможно решить задачи трансферта технологий. Вот почему мы первым делом активно занялись трансфертом знаний, повышая уровень знаний наших ученых и преподавателей за счет их обучения в ведущих мировых научных и образовательных центрах. Таким образом, многие наши коллеги получили доступ к новым знаниям, позволяющим им по-новому выстроить и организовать процесс образования и научных исследований.
Следующим этапом этой работы стало обновление образовательных программ, так как наши существующие программы обучения безнадежно отстали от требований времени и не позволяют выпускать нужных для производства квалифицированных кадров с новыми компетенциями. Силами обучившихся кадров и при помощи профессоров из университета Калифорнии в Дэвисе разработали и внедрили 6 новых образовательных программ. В ближайшие годы предстоит разработать и внедрить еще 62 такие программы.
В рамках реформирования образовательного процесса проведена работа по усилению практической направленности обучения. В частности, продолжительность практики студентов увеличена с 3-х до 7-ми месяцев. По сельскохозяйственным специальностям период обучения совмещен с сезоном основных сельскохозяйственных работ. На территории университета организовали 4 технологические платформы, оснащенные современным оборудованием для переработки мяса, молока, зерновых и масличных культур, а также теплицы, лаборатории по робототехнике и ГИС-технологии. Все они были созданы по рекомендации наших зарубежных партнеров и являются зеркальным отражением их учебных баз. Они предназначены не только для проведения практических занятий со студентами, но и для отработки учеными своих научных разработок.
Кроме того, начали переводить на трехъязычие учебный процесс. Сегодня у нас 58 процентов студентов обучаются в полиязычныx группаx, 14 процентов преподавателей ведут занятия на английском языке. Хочу особо отметить, что при полной реализации намеченных мер по реформированию образовательного процесса, наши выпускники будут иметь глубокие знания по современным технологиям, навыки практического менеджмента и знать профессиональный английский язык. Вот именно таким кадрам будет под силу решать практические задачи трансферта технологий, а не тем, кто сегодня работает со старым багажом знаний.
– Университет наряду с подготовкой кадров должен заниматься и научными исследованиями. Расскажите, пожалуйста, что сделано в этом направлении?
– Здесь наши шаги – прежде всего – были направлены на подготовку молодых ученых, на повышение их квалификации в ведущих мировых научных центрах с тем, чтобы они освоили современные методы научных исследований. За эти годы мы обучили по программе «Болашак» 42 человека, подготовили десятки молодых ученых новой формации, способных вести научные исследования на генном и молекулярном уровнях. В настоящее время часть этих ученых, совместно со своими коллегами из Австралии, реализует научный проект по повышению засухо- и стрессоустойчивых качеств местных сортов пшеницы, ячменя и нута с использованием методики генной инженерии. А наши молодые биотехнологи полностью освоили современную методику производства биологических тест-систем для диагностики особо опасных заразных болезней животных в цифровом формате. Сегодня они готовы предложить нашим производителям биопрепаратов данную технологию, позволяющую решить проблему импортозамещения и оттока огромных средств из страны. По опыту ведущих университетов и научных центров мира мы разработали и внедрили систему конкуренции среди ученых, модель карьерного роста, новую дифференцированную систему оплаты труда ученых. Чего греха таить, именно отсутствие конкуренции среди ученых до сего времени выступает одним из сдерживающих факторов развития нашей аграрной науки.
– Расскажите более подробно, как трансферт знаний начал материализовываться в процесс трансферта технологий и распространения знаний?
– Здесь мы пошли по пути создания самой платформы этой работы с тем, чтобы потом использовать ее как базу для практического решения задач трансферта. В частности, были созданы 5 международных центров трансферта и адаптации технологий совместно с зарубежными партнерами, обладателями технологических новшеств. При этом на эти цели мы не тратили бюджетных средств, а привлекли иностранные инвестиции на сумму около 1,2 млрд. тенге. Именно на базе этих центров сегодня ведется научная работа по адаптации новых технологий с выдачей готовых решений для внедрения в производство. Параллельно здесь обучаются и наши студенты. Например, наш партнер, инвестировавший средства в создание у нас центра трансферта и адаптации белорусской технологии, помимо всего этого берет на себя затраты ежегодного обучения 50-ти наших студентов в белорусских университетах и машиностроительных заводах. Созданный совместно с Южной Кореей центр ГИС-технологий в прошлом году выступил соисполнителем государственного заказа по космическому мониторингу уборки урожая в основных зерносеющих регионах республики. В настоящее время принято решение о включении его в качестве соисполнителя по космическому мониторингу природных ресурсов на всей территории Казахстана. Кроме того, данным центром за счет собственных ресурсов и возможностей была проведена работа по оцифровке земель сельхозназначения Целиноградского района Акмолинской области. В дальнейшем эту базу данных, сравнивая с космическими снимками, можно будет использовать для осуществления оперативного контроля над деятельностью каждого землепользователя данного района по таким параметрам, как целевое использование земельного участка, соблюдение севооборотов, подверженность посевов болезням и вредителям, ход посевной и уборочной кампаний.
В международном центре трансферта и адаптации современных китайских технологий, созданного за счет средств партнеров из Поднебесной, наш университет приступил к реализации совместных проектов по адаптации к условиям Казахстана 40 видов и пород засухо- и солеустойчивых древесных культур китайской селекции, которые можно будет использовать для решения существующих проблем «зеленой зоны Астаны», а также высокоурожайных сортов зерновых культур и картофеля. В частности, по урожайности испыту­емый сорт картофеля, при соблюдении рекомендованной технологии, будет в 5 раз превышать показатели лучших хозяйств южных областей Казахстана. Полученные результаты первого года говорят о перспективности этих проектов, и сегодня мы уже работаем над тем, чтобы выйти на промышленные масштабы производства элитных семян картофеля на севере Казахстана. Кроме того, в этом году приступаем к реализации аналогичного проекта по адаптации к нашим условиям сои китайской селекции, способной дать высокие урожаи в условиях неполивного земледелия.
На базе центра трансферта и адаптации технологии точного земледелия, созданного у нас за счет средств германского партнера, нашими учеными полностью отработаны элементы данной технологии и они готовы их тиражировать в масштабах республики. Эффект от ее применения, в условиях наших огромных просторов, даже трудно вообразить. Чего греха таить, то, что сегодня творится у нас на полях по использованию минеральных удобрений, средств защиты растений можно назвать расточительством. Они вносятся сплошным методом без учета специфики полей, хотя каждое поле, каждый его отдельный участок неоднороден как по почвенным характеристикам, так и по составу сорняков и вредителей. И если за счет технологии точного земледелия мы начнем вносить тот или иной вид удобрения только на ту часть поля, где действительно его не хватает, или же опрыскивать гербицидами только те участки, где растет сорняк, масштабы эффекта на самом деле будут колоссальными. Это не только экономия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, но и высокая продуктивность, экологическая чистота произведенной продукции.
В прошлом году в университете при помощи и поддержке зарубежных партнеров создали офис распространения знаний. В отличие отныне существующих в стране центров распространения знаний, которые в основном нацелены давать фермерам только фрагментарные знания через курсы лекционных занятий, мы ориентируемся выработать у них практические навыки, обучая в формате «делай своими руками», а также научить их к принятию комплексных инновационных решений. За этот короткий промежуток времени при поддержке ПРООН и в партнерстве с тепличным комплексом ТОО «Астана Эко Стандарт» организовали школу тепличного хозяйства, где прошли обучение более 200 начинающих и действующих предпринимателей. Также запустили школу в области аквакультуры и рыбоводства, где обучением было охвачено около 100 субъектов рыбного хозяйства в режиме «hand-on». Хочу заметить, что сегодня спрос на такое обучение со стороны бизнес-структур резко возрос, и мы намерены его и дальше развивать.
– Какими Вы видите свои дальнейшие шаги по углублению начатых преобразований и превращению университета в действенный инструментом решения задач трансферта технологий, и какие здесь есть проблемы?
– Анализируя пройденный путь, сегодня мы с уверенностью констатируем, что аграрные университеты, при их системном преобразовании, могут стать важным инструментом в решении задач трансферта технологий. И это мы доказываем не на словах, а на деле. В то же время мы понимаем, что нами пройден только начальный этап пути. Выработанные нами принципиальные новые подходы и созданные платформы по всем основным направлениям деятельности являются хорошей базой для дальнейшей работы. И это сделано по сути дела на энтузиазме трудового коллектива в рамках существующих объемов финансирования. С этого пути мы не свернем, и учитывая особенности нашей действительности, а также опираясь на мировой опыт будем работать и дальше с целью логического завершения начатых преобразований. Альтернативы этому нет. Понятно, что дальнейшее продвижение потребует дополнительных расходов. Для ее решения мы внесли предложение повысить стоимость государственных грантов по сельхоз специальностям до уровня национальных университетов. Но, к сожалению, решение этого вопроса затягивается. Нами разработана программа развития нашего университета на 2018–2022 годы в соответствии с Государственной программой развития АПК на 2017–2021 годы. Мы ее внесли на рассмотрение и очень надеемся, что она будет утверждена Правительством. Вне сомнения, при необходимой государственной поддержке мы сможем построить такую же как в развитых странах систему подготовки кадров и научного обеспечения АПК. Очень хочется, чтобы это поняли наши финансисты, от которых зависит наше дальнейшее развитие!
Внимательно изучая основные положения нынешнего Послания Главы государства о развитии АПК и аграрной науки и вытекающие из него задачи, коллектив нашего университета с гордостью отмечает, что они оказались созвучными со всеми нашими усилиями последних лет, направленных на системное преобразование образовательного и научно-исследовательского процесса с выходом на решение практических задач трансферта технологий. И это придает нам дополнительную уверенность и является мощным стимулом для реализации наших намеченных планов.
– Спасибо за содержательную беседу!

Галым ОМАРХАНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ