ПЕРВЫЙ ПРИРОДНЫЙ

0
603

Гульнар БЕКБЕРДИНОВА,

зав. отделом экспозиции «Жібек жолы» ВКО архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника

Среди многочисленных достопримечательностей Усть-Каменогорска особое место занимают парки, садово-парковые ансамбли Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Ансамбль парковой зоны музея-заповедника, который создавался на протяжении 50 лет, привлекает к себе внимание с первых десятилетий своего существования. Но объектом профессионального изучения он стал сравнительно недавно, с обретением независимости Казахстана. И сегодня ведется активная работа по благоустройству его территории. Музею-заповеднику посвящено много исследовательских статей и книг, но важно отметить его архитектурно-художественное значение.

В этом музее собраны картины, показывающие красоту Рудного Алтая. Причем, эта красота находится в гармоничном сочетании с произведениями народной архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые сотворены лучшими представителями творческой интеллигенции, народными мастерами, воспитанными в разных национальных школах.

В центре Усть-Каменогорска расположены такие образцы садово-паркового искусства, как этнопарк «Жастар» и парк им. Жамбыла. На левом берегу Иртыша находится Левобережный комплекс с обширными парковыми зонами, такими как Ботанический парк, зоопарк, военный комплекс, этнографический комплекс, хозяйственная зона, парк «Жібек жолы» и зона семейного отдыха. Они действительно являются творениями пейзажного искусства.

На нынешней территории этнопарка «Жастар» и парка им. Жамбыла в дореволюционный период располагались городские базары, которые при советской власти в 1935 году были снесены, а на их месте разбит парк им. Кирова. В 2007 году его переименовали в этнопарк «Жастар». В 1992 году сюда были перемещены стоявшие на левом берегу Иртыша памятники народного зодчества с традиционными хозяйственными и надворными постройками. Это был первый в Казахстане природный комплекс – архитектурно-этнографическая экспозиция под открытым небом. На месте разрушенного в 1936 году главного культового сооружения Усть-Каменогорска – Покровского собора, по инициативе музея в 2001 году была возведена и освящена часовня.

Эколого-зоологический парк им. Жамбыла изначально был задуман как культурно-просветительское предприятие, на базе которого планировалось проводить научно-исследовательскую работу, практикумы для студентов и школьников. В послевоенные годы много ленинградцев, спасаясь от голода, переехало в Усть-Каменогорск. Как известно, в годы блокады Жамбыл Жабаев посвятил жителям города на Неве пламенные стихи «Ленинградцы, дети мои!». Возможно, это послужило поводом для присвоения городскому парку имени казахского поэта в 1946 году. Здесь же находился зоопарк, позже его перенесли на Левобережный комплекс, который стал излюбленным местом отдыха всех горожан и особенно детей.

Наш музей-заповедник является крупнейшим среди этнографических музеев и культурных центров Республики Казахстан. История его возникновения началась со школьного музея советского времени, который был открыт в 1968 году при Бутаковской восьмилетней школе в селе русских переселенцев-кержаков. В основной своей массе старообрядцы-староверы были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от всевозможных повинностей, крепостной неволи, рекрутчины, а также религиозных гонений со стороны официальной церкви[1].

В Казахстане кержаки составили основу алтайских каменщиков, они занимались охотой, сельским хозяйством, рыболовством, пчеловодством, позднее – мараловодством. Обменивали добытые меха и продукты на товары у соседей – сибирских казаков, казахов, алтайцев, китайцев, а также заезжих русских купцов. Иконы, ткацкий станок (кросно), наряды, вышитые полотенца, предметы домашнего обихода и прочая утварь старообрядцев в будущем явились экспонатами музея.

Идея сбора принадлежала учителю истории Николаю Алексеевичу Зайцеву, который вместе со своими учениками и единомышленниками из совершенных ими этнографических экспедиций привозил предметы материальной культуры и народного творчества. «Чтобы история не была «мертвым» предметом, я, начиная с 1968 года, собирал экспонаты, которые хранил за занавеской в школьном вестибюле», – так воспоминал об истоках музея Н. А. Зайцев.

К 1971 году коллекция школьного музея заметно пополнилась уникальными предметами старины, отражающими историю и быт края. По решению Лениногорского городского Совета, имеющиеся экспонаты были взяты на государственное хранение для организации Бутаковского народного музея.

Министерством культуры республики была выделена штатная единица научного сотрудника. Бутаковский музей стал филиалом Лениногорского историко-краеведческого музея. К 1976 году в нем уже насчитывалось более трех тысяч экспонатов, при музее был создан клуб «Юный краевед», тогда же был реорганизован в Бутаковский этнографический музей под открытым небом. В 1978 году он был преобразован в Музей этнографии Усть-Каменогорска с фондом в 10 тысяч экспонатов.

Яркий этап в истории музея начался с 2002 года, когда музею на левом берегу Иртыша был передан учебный комбинат с территорией в 6,7 га. На побережье реки открылись живописные уголки, которые, словно ждали, чтобы им придали эстетическое обрамление, вдохнули в них новую жизнь. Дарящая радость и веселье, родная река благоволила к авторам, разработчикам идеи и строителям объектов парка.

В 2005 году Восточно-Казахстанский областной этнографический музей значительно расширил свою сферу деятельности: вышел из рамок этнографического и обрел статус музея-заповедника, многопрофильного учреждения. В связи с этим для создания и благо устройства новой садово-парковой зоны дополнительно музею были переданы земли.

Огромные усилия и средства были направлены на сооружение рельефа и очистки территории. Рвы и воронки, котлованы превратили в озера, пруды и протоки, было посажено множество разных деревьев. Создали соответствующую инфраструктуру заповедника. Однако первостепенной задачей оставались раскрытие темы, присущей музейной специфике, и сбор ценных экспонатов. Были построены Большой и Малый выставочные павильоны.

Сады задумывались как сады непрерывного цветения. Ныне с ранней весны до поздней осени здесь все благоухает. Первыми начинают цвести сирень, жасмин, тюльпаны, пионы. Затем розы всех цветов, размеров и видов, гортензии, флоксы и др.

Разбиты сады и скверы по законам флористики цветущих растений, особенно это заметно в садах, заложенных в японском и мусульманском стиле.

На аллее классической музыки имеются барельефы знаменитых композиторов Казахстана и Европы. Сформированы цветники с использованием жести, декоративных отсыпок, рассады вербены, петуньи, тагетиса, кохии, цинерарии.

Органично вписались в садово-парковый ансамбль скульптурные группы художника В. Раппопорта «Беркутчи», «Барс», «Архар», выполненные в соавторстве с П. Шишовым. Также большая коллекция мраморных и гранитных скульптур, созданных на пленэре Всесоюзного симпозиума скульпторов, украсила аллеи музея-заповедника.

При музее существует ресурсный ремесленный центр по развитию и сохранению национальных традиций и культуры. Для посетителей, желающих овладеть секретами ковроткачества, войлоковаляния, плетения из чия, рогозы и др. проводятся мастер-классы

Предметы быта, изделия мастеров художественной обработки дерева Б. Исина, О. Багиянова, С. Назархана, Ж. Мукажанова, А. Оразгалиева мастерски выполнены в национальных традициях. Самобытна коллекция деревянной посуды, удивительных сундуков, созданных мастерами прикладного искусства В. Агеевым, А. Ярославцевым.

Уникальна также и коллекция этнографических типов кукол, созданная Т. Перетокиной, которая родом из «музейного» города Гатчина Ленинградской области.

Левобережный комплекс – зона массового отдыха жителей и гостей города.

Этнографическая зона – музей этнографии и культуры представителей народов, проживающих в Восточном Казахстане. Здесь широко представлены материальная и духовная культура, архитектура и быт. Экспозиции развернуты под открытым небом; особенно реалистична панорама сельского двора конца XIX – середины XX веков. Здесь вы увидите 17 усадеб.

Убедительно отражена система поселения казахов XIX–XX вв.: подвижная, кочевая юрта – достояние искусства, а также стационарные и наземные формы жилых помещений. Характерная постройка в регионе қоржын үй, тіркес үй, а также постоянные дома в зимовках – қыстау с жилыми и хозяйственными строениями. Например, мемориальный Дом-музей поэта Абая Кунанбаева находится в родовом поместье – в урочище Жидебай Абайского района. Подобная застройка находится и в этнографическом комплексе: дом-усадьба зажиточного казаха выложена из красного кирпича, состоит из пяти комнат, имеет печи (голландка, контрамарка – фабричная металлическая печь), хозяйственные строения и навес для орудия труда и повозок. Предметы интерьера кухни, гостиной, спальни, кабинета и холодильной камеры – тошала (пристройки из камня для хранения и копчения мясных продуктов). Компактная мебель, настенные и постилочные ковры, подвесные сумки, шкуры зверей, конское снаряжение и охотничье оружие. Китайская посуда из фарфора, самовары, кумган для умывания, а также ступа, чаны для сбивания масла – эти неотъемлемые предметы утвари нередко используются и по сей день.

Деревянные дома из сруба. Здесь вы увидите также хату, амбар, кузницу, ульи, колодец, земледельческую технику, орудия труда, народную одежду. «Сельские зарисовки» – так называется экспозиция скульптурных композиций, сцены из жизни, дополнившие картину этноаула. Ее авторы А. Коробков, Н. Серова.

Этнографический комплекс – уникальное место, где каждый совершает путешествие в далекие в ХІХ–ХХ века. Глядя на экспонаты, легко понять быт сельской местности, окунуться в атмосферу былых времен.

Ежегодно множество туристов и горожан посещает Левобережный комплекс, который интересен не только своими садово-парковыми ансамблями, но и своей уникальной коллекцией. Их внимание привлекают собранные музеем и переданные в дар представителями национальных этнических групп старинная мебель, бронзовые изделия, фарфоровые сервизы и шелковые ткани, большое количество металлической посуды, а также подарки от послов и гостей города. Кроме этого, здесь представлена великолепная коллекция православных икон, старинные печатные книги на арабской и славянской письменности, живопись, графика, портреты известных поэтов, писателей и людей труда нашего региона.

В Большом павильоне регулярно проходят различные выставки, представляющие искусство казахстанских и зарубежных художников и фотохудожников. Здесь же развернута экспозиция отдела экологического просвещения. Тематические композиции, экспозиции и диорамы повествуют о памятниках природы, национальных парках и заповедниках Восточного Казахстана, об истории Бухтарминского водохранилища, о флоре и фауне региона. Поражает воображение коллекция местных минералов, различные гербарии. Широко представлен археологический памятник «Ақ бауыр», включенный в Государственный список памятников истории и культуры местного значения.

Несколько лет назад внушительного по своей площади комплекса «Жібек жолы» с садово-парковой зоной, с дворцовыми ансамблями, беседками, мостиками, лабиринтами и деревянным парусным судном не существовало. Воплотился этот проект в жизнь творческой группой научных сотрудников, квалифицированными специалистами отдела дизайна и народной архитектуры музея.

Монументы времен коммунистической эпохи с годами стали настоящими раритетами. Радуют глаза аллея скульптур советского прошлого и военный комплекс. Заставляют задуматься павильоны, посвященные подвигу 109-ти Героев Советского Союза – восточноказахстанцев, воинам-интернационалистам Афганской войны 1979–1989 гг. и участникам ликвидации Чернобыльской аварии.

В зоне семейного отдыха заповедника есть аттракционы для малышей и летние кафе. Свадебный комплекс «ҚозыКөрпеш – Баян сұлу». С его смотровой площадки с причудливой мраморной балюстрадой открывается великолепный вид на парк. Притягивает внимание шумный детский выставочно-игровой комплекс, далее пляж «Голубые озера» с лодочной станцией, где можно взять напрокат лодку или катамаран.

На территории этнографического комплекса возведен амфитеатр. Сюда часто съезжаются творческие коллективы со всей области, поэтому этот замечательный уголок отдыха ассоциируется с прекрасными мелодиями.

Сотрудниками музея-заповедника проводятся семинары и научно-практические конференции, издаются книги, буклеты и каталоги по истории и этнографии родного края, создаются различные тематические экспозиции. Ведется кропотливая работа по поиску фотографий, документов, материалов археологических раскопок, предметов быта, картин местных художников.

Музей-заповедник включает несколько зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры начала ХХ века, где развернуты экспозиции: «Этнографическое наследие казахов Восточного Казахстана конца XIX – середины ХХ веков», «Мы – народ Казахстана» и др.

Ныне наш комплекс – это зримый пример того, как гармонично могут сосуществовать история и современность, духовные и материальные ценности в эпоху глобализации.

Музей, бесспорно, за полвека внес колоссальный вклад в сохранение и развитие национальной культуры, и этнографические коллекции являются его гордостью.

[1]  Раздыков С. З. Субэтническая культура – староверы Восточного Казахстана. http://edu.e-history.kz/kz/ publications/view/594

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ