СКАЗКА КАК ПЕРВОИСТОЧНИК ЯЗЫКА НАРОДОВ

0
677
Клара ИСАБАЕВА, руководитель пресс-службы Государственного музея искусств им. А. Кастеева
Клара ИСАБАЕВА, руководитель пресс-службы Государственного музея искусств им. А. Кастеева

Клара ИСАБАЕВА, руководитель пресс-службы
Государственного  музея искусств им. А. Кастеева

Всем нам с ранних лет известно имя Шарля Перро,  сборник сказок которого для многих стал первой книгой детства, не столько читаемой, как просматриваемой и прослушиваемой. Признанный сказочник Европы, Ш. Перро в 1697 году выпустил сборник под названием «Сказки матушки Гусыни».

 Систематическое же собирание сказочного фольклора первыми начали представители немецкой Мифологической школы, члены кружка гейдельбергских романтиков – братья Вильгельм и Якоб Гримм. В 1812–1814 годах их сборник «Домашние и семейные немецкие сказки» был опубликован крупным тиражом и вызвал большой интерес писателей и ученых стран Европы.  Независимо от того, к какому народу мы принадлежим, наши первые шаги в освоении и развитии навыков устной речи на родном языке начинаются со сказок, в которых живут принцессы и принцы, батыры и красавицы, добрые волшебницы и злые ведьмы, животные, обитающие на конкретной территории – реальные и мифические, здесь мы постигаем мудрость народов, богатство родного языка.

Народные сказки во многом определяют нашу национальную ментальность. В русских сказках невероятными возможностями обладают золотая рыбка или щука. У казахов – это батыры и хит рец Алдар-Косе. И лишь злая мачеха и ее дочь/дочери – почти у всех народов одинаково плохи.

Немецкая мифологическая школа, как направление в литературоведении и фольклористике, возникла в эпоху романтизма в ХIX веке. Ее философскую основу разработали Ф. Шеллинг и братья А. и Ф. Шлегели. Мифология трактовалась ими как «естественная религия» или «необходимое условие и первичный материал для всякого искусства». Шеллинг и Шлегели считали, что возрождение национального искусства возможно лишь при условии обращения художников к мифологии и фольклору.

Окончательно Мифологическая школа оформилась в трудах под названием «Немецкая мифология» (1835 г.) братьев Вильгельма и Якоба Гримм. В центре их теории – народная поэзия, которая, по их мнению, имеет божественное происхождение. В процессе эволюции из мифа возникают сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры. Фольклор – обезличенное творчество «народной души».  Посредством сравнительного метода изучения братья Гримм считали, что сходные явления в фольклоре разных народов объясняются общей для них древнейшей мифологией.

Выделившаяся из мифа сказка сначала противостояла мифу как профанное – сакральному, где, профанное – это светское, мирское, не обладающее качеством святости, а сакральное – имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, мистическому, отличающемуся от обычных вещей и понятий. Миф связан с ритуалом, поэтому миф в определенное время и в определенном месте раскрывает посвященным тайные знания.

Родной язык через народную культуру стал основным объектом изучения немецких лингвистов и исследователей народной культуры братьев Гримм.  Именно язык фольклора данные представители гейдельбергского романтизма считали «подлинным языком». Рост национального самосознания гейдельбергских романтиков был обусловлен захватом Наполеоном немецких земель и насаждением чужеземных реформ.  Братья Гримм собирали фольклорные произведения и издали несколько сборников «Сказок братьев Гримм». Их популярность шагнула далеко за пределы Германии.  Научный интерес братьев к фольклору не ограничился сказками. За свои научные заслуги братья Гримм были избраны членами Прусской Академии наук с правом чтения лекций в Берлинском университете, куда они переехали в конце жизни. Вильгельм и Якоб Гримм более 30 лет прожили в Касселе. Поэтому  в этом городе существует музей и Общество братьев Гримм.

Выставка, открывшаяся в марте в Государственном музее искусств имени  А. Кастеева, демонстрирует посредством скульптур, литографий, офортов, акварелей, редких книг, портретов известных просветителей, сказочниц, старинных фотографий и других предметов научный мир этих выдающихся ученых.  Как отмечает директор Общества братьев Гримм, доктор Бернхард Лауэр: «Экспозиция условно разделена на три части:

1) Жизнь и творчество братьев Гримм.

2) Дети и домашние сказки.

3) Из леса в замок.

Раздел, посвященный жизни и творчеству братьев Гримм, включает детские годы, семью, образование, годы учебы в университете и годы научных исследований в Берлине, Париже и Вене, длительный период жизни и научной работы в Касселе, годы жизни и работы в Геттингене.

Во втором разделе «Дети и домашние сказки» представлены сказочные собрания братьев Гримм, Апулея, «Тысячи и одной ночи», стран Европы и другие. Здесь также представлены портреты немецких сказочников, которых записывали и собирали братья Гримм.

Раздел «Из леса в замок» представляет зрителям иллюстрации самых известных сказок братьев Гримм: «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Гензель и Гретель», «Король-лягушонок» и других. Здесь наши гости знакомятся с иллюстрированными книгами, почтовыми открытками, статуэтками из фарфора, рекламными плакатами. Также в качестве декоративных элементов выступают сюжетообразующие предметы сказок, такие как туфелька Золушки, сапоги «Кота в сапогах» или розы из сказки «Спящая красавица» (по-немецки «Спящая красавица» – Dornröschen – шипы розы)».

Удивительный мир сказки оживает в этом разделе, пленит и завораживает нас, кажется, что примеришь туфельку – и появится сказочный принц. Мы вновь погружаемся в знакомый нам с детства мир сказок братьев Гримм, но теперь этот мир стал еще ближе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ