Цифровая экономика: потенциал развития

0
867

Едил МАМЫТБЕКОВ,
депутат Сената Парламента РК

В рамках ежегодного Послания народу Казахстана Глава государства обратил особое внимание на необходимость развития в республике «цифровой экономики» и обозначил свое видение того, как это можно и нужно сделать.
Следует отметить, что идея цифровой экономики была озвучена Всемирным банком в 2016 году в «Докладе о мировом развитии-2016: цифровые дивиденды». Всемирный банк указывал на такие признаки цифровизации в странах СНГ, как система электронного правительства, службы онлайн-заказов, сокращение срока регистрации прав собственности и оказание некоторых видов услуг при помощи информационных технологий.

По данным «Бостонской консалтинговой группы» (BCG), по уровню цифровизации экономики Казахстан в 2016 году занимал 50-ю строчку рейтинга из 85 государств и находится в группе с зарождающейся цифровой экономикой. Основными критериями в этом тематическом рейтинге используются глобальная сеть экономических и социальных мероприятий, реализуемых через такие платформы, как интернет, а также мобильные и сенсорные сети.
Цифровой разрыв между государствами-лидерами и отстающими странами увеличивается год от года. Ключом к сохранению конкурентоспособности нашей экономики является развитие цифровой составляющей совместными усилиями государства и бизнеса на производстве, в управлении, коммуникациях и развлечениях. Цифровая трансформация – это не просто автоматизация, а создание новых бизнес-моделей, новых рынков и новых потребителей, которые должны привести к экономическому рос­ту и извлечению прибыли.
Сегодня цифровый мир не спрашивает, готов ли ты к изменениям, так как он меняется глобально. Для Казахстана цифровизация – это единственный способ выйти из воронки сырьевой экономики. Поэтому Послание «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» более чем актуально на современном этапе социально-экономического развития нашей страны.
В Послании Лидер нации определил 10 главных ориентиров работы на ближайшие годы, которые «обеспечат уверенное вхождение в тридцатку развитых стран». Задачи, поставленные в нем, являются логическим продолжением такого программного документа, как План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».
Казахстанцы получили конкретные направления деятельности и ответ на вопрос «что делать?» для успешной адаптации в мире в условиях Четвертой промышленной революции, что следует из системности подхода Главы государства к ключевым вопросам развития страны.
Из 10-ти важных направлений реформирования, указанных в Послании, я для себя выделил три, от которых зависит, на мой взгляд, реализация остальных:
«…Первое – ускоренная индустриализация на базе новых технологий…» То есть повышения конкурентоспособности Казахстана необходимо добиваться за счет индустриализации на базе передовых и новейших технологий и производств, включая и цифровые.
«…Седьмое – человеческий капитал…» На мой взгляд, здесь ставится акцент на необходимости системной подготовки отечественного кадрового потенциала на уровне мировых стандартов для всех сфер экономики страны.
«…Восьмое – эффективное государственное управление…» Из Послания становится очевидным, что без адекватного уровня человеческого капитала, кад­рового потенциала, профессиональной системы эффективного государственного управления, соответствующей мировым стандартам, будет сложно достичь основной цели – вхождения в тридцатку развитых стран.
Понятно, что первая задача потянет за собой решения таких задач, как «дальнейшее развитие ресурсного потенциала», «умные» технологии и других важных, но все-таки сопряженных задач. А вот без адекватного уровня человеческого капитала и, соответственно, эффективного государственного управления никогда не решить первую и самую важную задачу отхода от сырьевой экономики и повышения конкурентных преимуществ Казахстана в мировом сообществе – индустриализацию на базе новейших, включая и цифровых, технологий.
И этого нам надо добиться в кратчайшие сроки эффективного перехода от сырьевой экономики к индустриально-цифровой «зеленой» экономике на основе ресурсосберегающих и энерго­сберегающих технологий и производств.
Надо отметить, что фактору человеческого капитала, которому Глава государства уделил внимание в прошлогоднем своем Послании, теперь наиболее развернуто и акцентированно преподносится в последнем. В свою очередь, это не только возлагает возрастающую ответственность на центральные исполнительные органы, но и предполагает неотлагательность внедрения системного подхода по координации работ между ведомствами по формированию рынка занятости.
При этом необходимо обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда с учетом реальной потребности экономики страны в кадрах как по новейшим, так и по традиционным профессиональным специальностям, а также в сфере оказания услуг. В этом плане сегодня явно недорабатывает не только Министерство труда и соцразвития, как было отмечено Главой государства в Послании, но и другие центральные и местные исполнительные органы.
Человечество уже осознало, что эпоха «нефтяного изобилия» практически подходит к концу, а дальнейшее сохранение и повышение темпов развития любого государства требует новых качественных подходов. А экономические, технологические и социальные изменения кардинально меняют жизнь самих людей. Именно поэтому в Казахстане принята «Стратегия-2050», реализуются пять институциональных реформ, программы индустриализации и «Цифровой Казахстан».
Мы планомерно и на долгосрочную перспективу заложили прочную основу, которая позволит использовать вызовы современности как новые возможности для роста. Полностью поддерживаю Президента страны в его твердой уверенности, что у Казахстана есть все необходимое для преодоления объективных трудностей и вхождения в число стран-лидеров нового мира.
В Послании особое внимание Глава государства уделяет вопросам автоматизации и цифровизации, которые неизбежны. В современных реалиях вхождение Казахстана в 30-ку развитых мировых стран, решение экономических, социальных задач невозможны без внедрения «умных» технологий и интеллектуальных систем во всех сферах жизни государства и общества.
Состоявшаяся в Астане выставка «ЭКСПО-2017» показала всем казахстанцам, как стремительно движется прогресс. Культура энергоэффективности и энергосбережения должна стать повсеместной, а индустриализация более инновационной. Так, пилотные проекты по оцифровке ряда казахстанских промышленных предприятий и распространение этого опыта станут одним из реальных шагов трансферта технологий в регионы. Нам сегодня надо твердо понять и осознать, что именно цифровизация производства является основой цифровой экономики.
Сегодня следует критически переосмыслить и организацию сырьевых индустрий, подходов к управлению природными ресурсами, к комплексным информационно-технологическим платформам, к внедрению «умных технологий» в развитии агропромышленного комплекса. На повестке дня и «перезагрузка» финансового сектора.
Но, как не раз подчеркивал Глава государства, индустриализация невозможна без развития человеческого капитала. Это – основа модернизации, т. к. любая технология является плодом знаний человека, а цифровая экономика неразрывно связана с экономикой знаний. Поэтому в Послании поставлена задача – ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации, к быстрым изменениям и усвоению новых знаний.
Своевременно озвучено, что к сфере образования надо относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом. Нам следует развивать фундаментальную и прикладную науку, в приоритете которой научные и практические исследования в исторически устоявшихся отраслях экономики страны – металлургии, нефтегазохимии, АПК, био-физико-технических, а также передовых IT-технологиях.
Огромную поддержку вызывает ре­ализация проекта всеобщего бесплатного профессионально-технического образования молодежи, направленного на подготовку рабочих кадров как основы высокопроизводительного труда в сфере индустриализации страны.
Однако результаты труда во многом зависят от условий, в которых они создаются, и поэтому вопросы жилья, образования, здравоохранения нашли детальное отражение в Послании. Внед­рение современных инноваций в ЖКХ, разработка Закона об электронной бирже труда и новая редакция Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», повышение заработной платы учителей – это необходимые меры для формирования высококвалифицированных кадров, востребованных в эпоху Четвертой промышленной революции. Несмотря на кризис, во всех программных документах Главы государства гарантируется исполнение в полной мере всех социальных обязательств перед гражданами Казахстана.
В свою очередь наращивание профессионального потенциала страны невозможно без дальнейшего развития нашей культуры и идеологии, успешной реализации стратегической программы «Рухани жаңғыру». «Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды».
Оплот и центр всего передового в Казахстане – это наша столица. 2018 год – год 20-летнего юбилея Астаны. Послание ставит перед нами, ее жителями, да и перед всеми казахстанцами, грандиозную задачу. Стать примером внедрения современных технологий для эффективного решения вопросов быстрорастущего мегаполиса и сформировать «эталонный» стандарт «Smart City» для распространения его в городах республики. «Умные города», как наша столица, должны стать локомотивами регионального развития и повышения качества жизни населения на всей территории страны.
Например, в Астане реализуется проект «Система комплексного обеспечения жизнедеятельности» (СКОЖ), в рамках которого функционируют такие сегменты, как камеры видеонаблюдения, фото-видео фиксация нарушений, центр обработки данных, сформированы Центр оперативного управления и интеллектуальный контакт-центр. Одновременно реализуются инициативы по направлениям «Smart школа», «Smart уличное освещение», «Smart поликлиника» и т. д. На текущий момент к системе «Smart школа» подключены 19 школ из 88-ми, к «Smart поликлинике» 2 поликлиники из 10-ти.
Как показывает мировой опыт, внед­рение технологий «Smart City» способствует не только решению проблем мегаполисов, но также дает широкие возможности их развития и повышает комфорт и удобства в жизни горожан.
Таким образом, отмечу две главные особенности Послания Главы государства народу Казахстана. Первая состоит в том, что через прагматичный взгляд на непростую ситуацию в экономике Казахстана и всего мира в нем не только ясно определены главные антикризисные направления, но и показаны конкретные шаги по вхождению нашего государства в 30-ку лучших стран мира. Наша стратегия – это не только решение текущих проблем. Это – развитие и движение вперед, инициативы и активность, привлечение инвестиций и новые проекты. И вторая значимая особенность – все 10 приоритетов Послания тесно взаимосвязаны между собой, и качественная реализация каждого из них достижима только при успешном исполнении всех.
Для того чтобы наращивать свои кад­ровые, интеллектуальные, технологические преимущества в сфере цифровой экономики, мы должны действовать по следующим направлениям.
Первое – создать современную нормативную базу для внедрения цифровых технологий во всех сферах экономики. При этом все решения должны приниматься с учетом обеспечения информационной безопасности государства, бизнеса и граждан.
Второе – Правительство обязано оказать поддержку и создать благоприятные условия тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, активно занимаются обработкой и анализом больших массивов данных, идут по пути цифровизации производства.
Третье – создать инфраструктуру цифровой экономики с участием государства и частного бизнеса. Надо государству снять различные барьеры и не мешать бизнесу, тогда цифровая экономика сама будет развиваться.
Четвертое – увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики и добиться всеобщей цифровой грамотности.
Пятое, самое главное – обеспечить эффективное государственное управление, как указано в статье «Пятый путь» Президента РК и опубликованной в газете «Известия» еще в 2009 году, путем инновационного развития трех его китов, а именно – технико-технологического, валютно-финансового и социально-политического укладов управления, которые открывают дорогу для вхождения Казахстана в тридцатку развитых стран мира.
В сфере законодательства следует отметить, что снятие ограничений для развития цифровой экономики в разных областях – это одна из самых сложных тем. Основная проблема – это устаревшие и избыточные требования. Помимо этого необходимо обновить межотраслевые институты. Например, отказаться от бумажных трудовых договоров и от ведения трудовых книжек. Технологическая возможность удаленной работы во многих сферах приводит к тому, что нам уже не так важно, где человек живет, важно, чтобы его компетенции наилучшим образом соответствовали той работе, которую нужно выполнять. Так, изменение трудового законодательства может повысить уровень трудовой мобильности и дать импульс для развития цифровой экономики.
Помимо снятия существующих законодательных ограничений, потребуется разработать комплексный закон, который будет регулировать вопросы цифровой экономики. На мой взгляд, Казахстану нужно принимать цифровой кодекс, либо закон об основах цифровой экономики. Принятие такого закона потребует серьезных поправок и в других законодательных актах.
Также на базе ведущих вузов нужно создать центры компетенций, где специальные кафедры будут заниматься вопросами цифрового законодательства и обучать не только юридическим навыкам, но также и давать знания в области информационных технологий квалифицированным кадрам. Это принципиально важный вопрос, так как создание такой компетентной, экспертной среды направлено на решение задач постоянного обновления и улучшения законодательства в развитии цифровой экономики.
Кроме того, нужно менять регуляторную среду цифровой экономики, чтобы она быстро могла адаптироваться под изменяющуюся реальность. Чем больше происходит изменений, тем быстрее надо реагировать государству. У нас сейчас сильно забюрократизирован процесс принятия нормативно-правовых актов. К примеру, на принятие только одного правового акта уходит от двух до трех месяцев, иногда и более. В современных условиях недопустимы такие бесконечные согласования и длительные бюрократические процедуры.
Ныне созрела необходимость пересмотра данного процесса. В первую очередь, оптимизация может быть достигнута за счет создания цифровой среды работы и согласования нормативных документов. Эксперты предлагают и более жесткие изменения, например, согласовывать не сами нормативные акты, эту работу можно оставить для юристов, а согласовывать принципиальные решения, алгоритмы, которые будут лежать в основе этих норм.
Перевод правовых норм в алгоритмы – это очень серьезный вызов, над которым все передовые юридические умы много работают. Самый быстрый результат может быть достигнут по линии административных регламентов, это очень детализированные документы, которые находятся ближе всего к алгоритмам. Такие пилотные проекты могли бы стать первым шагом к переходу к цифровой среде регулирования.
Как не раз подчеркивал Президент, глобальный кризис – это новые возможности, главное – суметь их использовать во благо страны. Уверен, что под руководством Лидера нации мы успешно реализуем все обозначенные в Послании приоритетные цели и задачи. И каждый казахстанец должен внести свой весомый вклад для их реализации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ