ЖИТЬ БЕЗ СТРАХА ПЕРЕМЕН

0
2354

Карлыга УТЕГЕНОВА,
кандидат педагогических наук,
доцент Западно-Казахстанского государственного
университета им. М. Утемисова

В Послании Президента Н. Назарбаева народу Казахстана от 10 января текущего года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» говорится: «Будущее казахстанцев – за свободным владением казахским, русским и английским языками… Знание русского языка остается важным» и указывается, что в обновленных программах разработана новая методика изучения языков.

В последнее время часто приходится сталкиваться с критикой обновленной программы содержания образования, внедряемой в средних школах Казахстана. Особенно сильно это ощущается в отношении преподавания русского языка. Я бы назвала это не столь критикой, сколь критиканством, потому что для разумной критики необходимо глубоко понимать суть вопроса.
Наверно, можно найти много причин, почему люди не хотят принимать новое содержание обучения.
Современный мир характеризуется высокой динамичностью, поэтому сегодня встречается достаточно много людей, которые не только имеют определенные трудности в адаптации к новым условиям, но даже испытывают страх.
Страх перемен дезадаптирует человека, мешает ему максимально развиваться и полноценно функционировать в обществе. Страх перемен заставляет нас говорить: «Мы боимся перемен…», «Нас учили хорошо, пусть так и будет…», «Только обучая так, можно научить быть грамотными…» Да мало ли что скажет человек, чтобы оправдать свою точку зрения. Не будем глубоко вдаваться в этот вопрос, чтобы не увязнуть в нем, потому что цели у меня сейчас другие.
Попробую отразить свою точку зрения на эту проблему, анализируя причины внедрения такой системы образования.
Так почему «обновленка» по русскому языку – это хорошо?
Первая причина – теория как основа практики!
Следует помнить, что практика всегда основывается на теории. Теория имеет смысл и без применения на практике, а вот практика без теории опасна, потому что в таком случае она будет поверхностна, «рукодельна». О такой ситуации обычно говорят: «Сам не понимает, что делает».
Обратимся к такой науке, как языко­знание. Что она говорит о лингвистических парадигмах? Причем акцентирую внимание читателя на том, что эта наука является общей для всех языков, не только для русского…
В процессе эволюционного развития в языкознании сформировались три научные парадигмы.
Первая научная парадигма называется сравнительно-исторической. Ученые в течение XIX века исследовали праязыки, родство языков, устанавливали степени родства языков путем построения генеалогической классификации языков (вспомним классификацию языков на славянские и тюркские), изучали этимологию слов, т. е. их происхождение.
Вторая научная парадигма была названа системно-структурной. Практически весь XX век лингвистические исследования были посвящены выстраиванию системы и структуры языков. Вспомните: лексика и ее структурные части (синонимы, неологизмы, диалекты и др.); морфология и ее структурные части (имя существительное – падеж, склонение, число, род и др.). Ученым-лингвистам удалось достичь блестящих успехов в изучении строения и организации языковых единиц в систему.
В основу обучения языкам советской системы образования была положена именно эта, привычная для нас, системно-структурная парадигма, по которой мы обучали детей по настоящее время.
Сегодня никто не умаляет значения этой парадигмы. Известный ученый-лингвист В. А. Маслова пишет: «Фундаментальные исследования, выполненные в рамках этой парадигмы, являются ценнейшим источником сведений не только для современных исследователей, но и для будущих поколений».
Однако к концу XX века языкознание претерпевает кризис из-за чрезмерного увлечения формальной, организационной стороной языка. Ошибкой структуралистов было жесткое ограничение языка от культуры, человека, общества. Ученые признали, что надо учитывать человеческий фактор в языке, и языковые исследования смещаются с объекта на субъект, т. е. объектом пристального внимания ученых становится «человек в языке и язык в человеке». Говоря проще, ученые начинают задумываться о том, что язык имеет отношение к человеку и что именно человек говорит на том или ином языке.
Поэтому с конца XX века господствующей в лингвистической науке признана третья парадигма, названная антропоцентрической. В центре лингвистических исследований оказывается человек, как языковая личность, а язык признается важнейшей его характеристикой.
Например, в современной вузовской программе, кроме традиционных дисцип­лин, таких как морфология, словообразование и синтаксис, сегодня изучаются лингвопрагматика, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, психолингвистика, этнолингвистика и др.
Говорят: «Теория без практики – мертва». Общеизвестны слова Дмитрия Менделеева: «Теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признается; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке». Немецкий физик Роберт Кирхгоф говорил: «Нет ничего практичнее хорошей теории».
Поверим, уважаемый читатель, великим умам и признаем, что лингвистическая теория обогнала практику и идет вперед семимильными шагами, а практика осталась бы далеко позади, если бы Казахстан не начал внедрять обновленное содержание по русскому языку, взяв за его основу современную парадигму – антропоцентрическую.
И немного отвлечемся в сторону…
Вспомним слова великого Эйнштейна: «Теория – это когда все известно, но ничего не работает» и соотнесем их с традиционной методикой преподавания языков, нисколько не умаляя ее положительных сторон. Среднестатистический житель Казахстана изучает языки в течение 10–15 лет. Насколько развита его коммуникативная компетенция?
Факт первый: сегодня многие выпускники сельских казахских школ не говорят на русском языке.
Факт второй: а говорит ли на казахском языке русскоязычное население страны, изучая его на протяжении 11 лет в школе и продолжая изучать в колледжах и вузах? Ответ очевиден. Нет! А если и говорит, то на каком уровне?
Факт третий: пройдя школьный курс английского языка, можем ли мы на нем общаться? Нет! Самое большее, что мы умеем – читать и переводить, и, может быть, пересказывать.
А ведь все обучались по традиционной системе, в основе которой лежит обучение структуре и системе языка, а не общению. Вспомните бесконечные упражнения и грамматические разборы. Насколько они пригодились вам в жизни? И помните ли вы эти правила? Можете ли сделать сегодня словообразовательный или морфемный разбор?…
Давайте призадумаемся…
Для чего нам нужен язык? Общаться, общаться, общаться…
Понимать других, учиться взаимодействовать в социуме, расширять круг друзей…
Поэтому замечательно, что Казахстан предпринимает шаги в этом направлении, внедряя обновленное содержание образования.
Вторая причина – идти в ногу со временем!
В 2009 году для получения объективной информации об уровне образовательных достижений школьников по сравнению с другими странами Казахстан впервые принял участие в международном исследовании PISA.
PISA расшифровывается как Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся – это тест, который оценивает грамотность школьников и их умение применять знания на практике. В исследовании принимают участие страны-участницы Организации экономического содействия и развития и страны, которые содействуют с ОЭСР. Исследования проводятся по четырем параметрам: по грамотности чтения, математической и естественно-научной грамотности, по гендерному принципу.
В Национальном отчете по итогам международного исследования в Казахстане PISA приводится анализ учебных достижений казахстанских школьников. Проведем сравнительно-сопоставительный анализ результатов грамотности по уровням чтения наших детей, сделанный на основе данных отчетов:

PISA-2009 
59 место из 65 стран(390 баллов)

PISA-2012

59 место из 61 страны (393 балла)

 PISA-2015

52 место из 72 стран(427 баллов)

Эти цифры говорят о многом…
И в первую очередь о том, что Казахстан серьезно задумался о будущем страны, о будущем своих граждан, внедряя обновленное содержание образования.
Немаловажен и тот факт, что улучшению результатов в PISA-2015 способствовало участие в ней учеников Назарбаев интеллектуальных школ, которые обучаются по идентичной с «обновленкой» программе.
Для того чтобы совершенствовать обучение грамотности чтения, прежде всего, необходимо понять важность использования прочитанного в различных жизненных ситуациях. Обучение должно моделировать реальные условия, с которыми школьники могут столкнуться в жизни. Они должны не пересказывать прочитанное, а интерпретировать информацию. То есть мы вновь говорим о функциональной грамотности.
Я глубоко верю, что умение решать учебные проблемы поможет нашим детям решать свои проблемы и во взрослой жизни.
Значит, этому нужно их учить со школьной скамьи.
И в этом как нельзя лучше поможет внедряемое обновленное содержание учебных дисциплин.
Третья причина – смотреть в будущее!
Мы живем в социуме. Каждый день встречаемся с большим множеством людей с разными требованиями к жизни, неравным благосостоянием, непохожим социальным статусом, неодинаковым уровнем счастья и радости…
Но, тем не менее, думаю, можно выделить что-то общее у большинства людей. Инфантильность, неумение решать свои проблемы, привычка опираться на других, несамостоятельность. Как-то услышала фразу от одного подростка, осуждающего соседскую бабушку: «Оказывается, она и пенсию не отдает детям!» До каких пор мы будем жить в ожидании пенсии престарелых родителей?
Надо признать, что молодежь у нас другая, непохожая на наше поколение. Более креативная, более целеустремленная, более самостоятельная. И это радует.
Но люди разные… И в этой пестроте взглядов и мнений, жизненных ориентиров и ценностей можно встретить и таких, которых раньше нарекали тунеядцами. Безусловно, эти рассуждения являются моей личной точкой зрения, и я не претендую на то, чтобы все с ней согласились.
Повторюсь, я глубоко верю, что школьники, сейчас решающие учебные задачи, научатся решать и свои жизненные проблемы. А обновленное содержание образования дает рычаги. Поэтому суть обновления я вижу как далеко идущие планы государства на молодое поколение и их роль в будущем страны.
Мир меняется очень быстро. Эти слова стали почти клишированными, но суть от этого не меняется. И в этом мире предстоит жить и работать нашим детям и внукам, нашим потомкам. Так давайте дадим им возможность реализоваться.
Обновленное содержание образования дает ключ к развитию способности адаптации и самореализации в современном мире. Оно обеспечивает самостоятельность мышления школьников, вырабатывает у них желание самостоятельно искать дополнительную информацию и, тем самым, способствует саморазвитию, умению делать выводы и давать оценку своему труду.
Безусловно, есть проблемы. Но они должны преодолеваться в движении, в динамике. Как говорит народная мудрость: «Под лежачий камень вода не течет». В связи с этим вспоминается опыт Павлова, когда в банку с кипятком бросили живую лягушку, и она оттуда благополучно выпрыгнула, лишь немного ошпарившись. Но когда банку с лягушкой в холодной воде поместили на слабый огонь, то она тихо сварилась.
Кардинальные изменения в системе школьного образования создали в обществе эффект неожиданности и вызвали неприятие некоторых.
Но все же…
Как для лягушки был предпочтителен кипяток, чтобы жить дальше, так и для нашего общества неожиданные изменения важны. Они лучше медленной, затяжной деградации. Они лучше медленной смерти при тихом кипячении. Потому что заставляют общество активизироваться, задействовать все свои скрытые ресурсы.
Боюсь, что тот, кто не изменится, не перестроится, не начнет мыслить по-новому, не научится работать, будет нежизнеспособен в этом новом, быстро меняющемся мире. Откровенно говоря, становится их жаль!!!

г. УРАЛЬСК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ