О ЖЕНСКОМ НАЧАЛЕ СОЦИУМА

0
608

Сагади БУЛЕКБАЕВ,
доктор философских наук

Многие выдающиеся мыслители современности приходят к очень схожим выводам, суть которых  заключается в том, что будущее человечества в значительной мере будет определяться  степенью раскрепощения  и   более полного раскрытия женского начала  и женских аспектов общества и человека. Необходимость этого, по их мнению, обусловлена тем,  что человечество, до сих пор формируясь на основе  мужских начал, смотря на мир в основном мужскими глазами, развивалось  крайне односторонне и однобоко. Таким образом, игнорирование женских аспектов общества и человека явилось  причиной того, что  человеческая история изобилует столь частыми  трагическими результатами.

Чтобы лучше понять особенность женского взгляда на мир, сделаем небольшое отступление в область психологии, в частности, в теорию лауреата Нобелевской премии Р. Сперри, в которой раскрываются специфика и особенность деятельности полушарий головного мозга и на его основе смысл мужской и женской особенности мышления.
Согласно ученому, различие между правым и левым полушариями определяется особенностями информации, которую воспринимает и обрабатывает каждая гемисфера; левое полушарие специализировано на оперировании словесным и другим формально-знаковым материалом, а правое – чувственными образами реальных предметов. Было показано, что правое полушарие имеет преимущество при опознании и запоминании изображений лиц и сложных художественных образов, предъявляемых в левое поле зрения, тогда как задача на различение двух вербальных стимулов успешнее и быстрее решается при их предъявлении в правом поле зрения1.
В исследованиях ученых подтверждается, что каждое полушарие способно к переработке как образной, так и знаковой информации. По-видимому, здесь важно, что именно подвергается одномоментному или последовательному усвоению, причем дело не в формальной принадлежности информации к знаковой или образной, а в каких-то других ее характеристиках. Показано, что художники обрабатывают информацию, опираясь в основном на возможности правополушарного мышления, а ученые – на возможности левополушарного, хотя возможны, разумеется, и исключения.
Правое и левое полушария различно «вписаны» в координату времени. Деятельность правого преимущественно связана с опорой на события, имевшие место в прошлом. Левое полушарие ориентируется на будущее. Также в соответствии с этой теорией в левом полушарии происходят процессы, которые можно охарактеризовать как линейное и последовательное мышление, в то время как в правом полушарии происходят процессы целостного восприятия2. Можно сказать, что правое полушарие больше связано с мотивационными компонентами эмоций, а левое – с информационными компонентами. Словом, для деятельности левого полушария более характерно мужское начало, а правого полушария – женское начало. Исходя из этих особенностей деятельности головного мозга, мужскому характеру присуща способность преодолевать препятствия и руководить, а также активность, дисциплина, предприимчивость; женскому характеру присуща способность плодотворно воспринимать, покровительствовать; женский характер отличается реализмом, выносливостью, материнским отношением к людям. (Нужно всегда иметь в виду, что в каждом индивиде присутствуют и те, и другие качества, но преобладают именно характерные для «его» или «ее» пола.)3
Различия мужских и женских начал обретают гармонию, силу только в единстве, только в соединении. Это касается не только биологических и психологических аспектов, но и всех других, в том числе – социальных и культурных. Социальным и культурным последствиям доминирования мужского начала в истории человеческого общества и необходимости преодоления односторонности его развития посвящена книга Райэн Эйслер «Чаша и нож», изданная в восьмидесятых годах в Америке. Можно сказать, что эта книга вызвала настоящий шок среди элитных философов, историков и культурологов. Р. Эйслер на основе анализа истории человеческого общества однозначно приходит к мысли, что в основе нашей цивилизации субстанциально сосуществовали две культуры, которые она обозначает условно двумя символами: «Чаша» и «Нож».
Выбор символов у Райэн Эйслер не случаен. Чаша, по ее мнению, – это образ, который очень четко выражает универсальный символ женского пути, то есть пути внутреннего, духовного. Чаша – это и женское лоно, способное дать жизнь, вместить и принять; и грудь, питающая, развивающая и дающая; и купол храма, вмещающий все надежды и чаяния. Главным же значением символа Чаши является Сердце.
Чаша – это символ творческой культуры партнерства, символ всего женского, чувствительного, восприимчивого, интуитивного. Чаша – это образ, который вмещает в себя, ассимилирует, воспринимает, поддерживает, дает и объединяет.
Нож – это Ум, вечно готовый сравнивать и сопоставлять, анализировать и подавлять, разделять и властвовать. Нож – это символ культуры власти.
Райэн Эйслер, рассмотрев всю историю цивилизации через призму ценностей, присущих женщине, пришла к неутешительному выводу, что вся человеческая история последних тридцати тысяч лет – это история нескончаемой борьбы государств и религий, история бесконечных войн и насилия, беспощадной эксплуатации народов, а в последние столетия – уничтожения природы. С 1496 года до нашей эры по 1861 год нашей эры на нашей планете было 3130 лет войн и только 227 лет мира – по 13 лет войны на каждый год мирного существования (и все это – следствие пребывания у власти в основном представителей мужского пола, которые исповедовали ложно понятые ценности «истинной мужской мужественности». Говоря словами Райэн Эйслер: «Основная проблема лежит не в том, что общество живет по мужским ценностям. Основная проблема заключается в том, что мужские ценности общества поняты ложно – они идеализируют угрожающую силу Ножа, они обучают и мужчин, и женщин проявлениям власти и насилия и рассматривают мужчин, не соответствующих этим понятиям, как лишенных исконно мужских качеств»4.
Несмотря на то, что человеческое общество, как правило, состоит из равных мужской и женской половин, реальная история со времен патриархата пошла по стезе Ножа, поскольку с тех времен у власти стали пребывать в основном представители мужского пола. Пребывание у власти мужчин с этого момента подавило надолго идею партнерства и взаимовыручки, свойственных женщинам, и стало в истории главной формой человеческих отношений. Говоря иначе, конкуренция превратилась в основную форму человеческих отношений, а власть и накопление стали рассматриваться как единственный критерий личностного развития.
Этот крен в сторону мужских ценностей имел вначале для общества однозначно благотворный и прогрессивный характер. Однако со временем мужчины опьянялись властью и распределением, единым порядком и репрессиями против их нарушителей, стали впадать в опасный крен, где все или почти все женские ценности забывались, выхолащивались, либо подменялись мужскими. В итоге преобладание мужского начала в культуре ХХ века достигло не только пика своего развития, но и продемонстрировало свою неспособность к разрешению сложнейших противоречий цивилизации. И сегодня как никогда важно, чтобы мужские и женские аспекты общества и человека объединились, вместо того чтобы преследовать и опровергать друг друга. К сожалению, современный мир еще во многом продолжает жить исключительно мужским, внешним – чуждыми истинному парт­нерству категориями развития.
Издержками всеобщего развития по меркам мужских ценностей является то, что, во-первых, человеческие сообщества создали сильные государства, где полностью доминируют закон и порядок, однако последние породили в свою очередь невиданный дефицит человеческих отношений, основанных на бескорыстии, любви и дружбе. Даже в семье человек ощущает себя одиноким, поскольку и семья в своей основе построена на мужских ценностях внешнего преуспевания.
Во-вторых, при всех конституционных гарантиях прав, социальной защиты, свободы, в судебной системе развитых современных государств простому человеку неоткуда ждать искреннего сочувствия и внимания к своим потребностям, хотя они и продекларированы на бумаге.
В-третьих, сугубо женское отношение к любви, симпатии в семейных отношениях было вытеснено отношениями формальными, ориентированными не на развитие человеческих качеств, а на распределение обязанностей, подобно системе управления бизнесом или государством. Даже судебная защита до сих пор основана на том, что в семье делают, а не как в ней относятся друг к другу.
В-четвертых, почти все люди, проводя большую часть жизни на работе, жалуются на то, что у них слишком мало времени остается для семьи, друзей. Этот список издержек доминирования мужских ценностей можно долго перечислять. Самое главное на сегодняшний момент – это уяснение того, что все эти явления имеют место из-за дефицита в обществе исконно женских ценностей и подмены их мужскими5.
Эти тенденции в доминировании мужских ценностей над женскими, а также подавление последних сдерживают их развитие, вместо того чтобы сотрудничать с ними. Именно это и определяет суть культуры власти.
Как показывает анализ, распределение жизненных благ, общественных прав и других привилегий между полами исторически было несправедливым. Это относится к таким основополагающим человеческим отношениям, как Общество и Личность, Семья и Личность, Руководители и Исполнители, Земля и Человечество, Родители и Дети, Преподаватели (Воспитатели) и Студенты (Школьники), Мужчины и Женщины и т. д.
Мужское начало личности, направленное на достижение господства и преуспеяния ума, использует для этого выработанные в ходе своего и чужого прошлого опыта стереотипы. Женское же начало личности выражает себя в чувствах, вершиной развитости которых является интуиция, т. е. в чем-то алогичном, основывающемся на внезапных спонтанных прозрениях, полных доверия к манящему и неизвестному будущему. Женское начало человека направлено на получение нового опыта, развитие взаимоотношений, раскрытие собственного потенциала. Многие древние учения, особенно это касается Востока, отождествляют умение жить по интуиции с раскрытием сердца, или Пробуждением Чаши. Но только вот умение это дается не раньше, чем человек уже очистил свои центры от энергии низших чувств и обрел умение любить.
И потому главное отличие Сердца от Ума проявляется в том, что, отождествляя себя с Сердцем и в итоге с Любовью, с радостным самочувствием, человек пробуждает внутренний, женский аспект своего «Я», то есть интуицию, которую с древности называют «гласом божьим» или душой. Сердце находится в центре человека, и, говоря об осознании, или о центрировании сознания, многие духовные практики имеют в виду помещение сознания в сердечный центр.
В нашей повседневности первое спонтанное пробуждение Сердца чаще всего происходит, когда мы влюб­ляемся или наслаждаемся моментом единства с природой, произведением искусства, или когда держим на руках маленького ребенка.
Пробуждение Сердца – единственное обретение, которое свидетельствует о реальной духовности человека как высшей фазе его личностного развития – независимо от традиций, в рамках которых это пробуждение произошло. Формы, в которых происходит пробуждение Сердца (через практику или образ жизни тела физического), для каждого человека и для каждого этапа индивидуальны и не являются раз и навсегда установленными на всю жизнь.
Райэн Эйслер пишет: «Чаша символизирует не только женщину, но и мужчину, готового давать и растить».
Чаша и Нож в аспекте внешнего развития – это противоположение современного государства с его атрибутами власти и насилия Семье, или Группе духовно развитых людей с ее ценностями любви и взаимоподдержки. Именно поэтому многие духовные учения связывают личностный рост с пробуждением сердца6.
Пробуждение женского начала человека можно понимать как подчинение аналитического метода познания мира целостному его восприятию, создания баланса разрушающей силы Ножа пробудившейся Чашей. Человек с пробужденным сердцем, интуицией каким-то непостижимым для него самого образом постигает мир, не поддающийся никакому моделированию или расчету с помощью рациональных операций.
Новое время уже пришло. Имя этому времени – Великий Женский Путь. Мы часто страдаем, добиваясь от жизни большего, чем мы можем вместить. Стремящийся же вместить должен наполнить свой труд определенным внут­ренним качеством радости и наслаждения. И женский путь будет путем внут­реннего развития, развития личностных качеств – ведь только тогда можно перейти к мужским качествам внешнего преуспеяния, не опасаясь получить от жизни больше, чем ты заслуживаешь, чтобы потом не заплатить за это сполна переживанием потерь и падений.
Развитие в Новом веке означает сотрудничество женских и мужских ценностей, а не торжество одних из них над другими. Однако, поскольку маятник истории слишком долго находился на мужской стороне, неизбежен период активизации и пробуждения женских аспектов сознания – иногда за счет мужских и вопреки им, задолжавших женской части и могущих при ее приближении потесниться. За новым открытием ценностей Женского пути наступает эпоха Чаши, вмещающая и принимающая все способы развития – не жертвуя уровнем жизни, находя контакт с природой, не отказываясь от законов, перехода к духовности как внутреннему стимулу достойного поведения, не отрицая общественного образования, дополнить его группами самосовершенствования.

Литература

1. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Проблема «мозг – сознание» в свете современных представлений о функциональной ассиметрии головного мозга. «Мозг и разум». М., 1994, с. 45–55.
2. Науменко Г. М. Тайны сознания. Путь к здоровью. М.: Алетейа, 2002, с. 318–319.
3. Фромм Э. Душа человека. М., 1992, с. 43–46.
4. Эйслер Р. «Чаша и Нож» (цитата из книги С. Хохель «Ступени Сознания»). К.: «София», с. 358.
5. Хохель С. О. «Ступени Сознания». К.: «София», с. 362.
6. Там же, с. 363.
7. Там же, с. 365–367.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ