ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

0
362

Калу ТОКТАБУЛАТОВ,
издатель

В октябре прошлого года министр энергетики Канат Бозумбаев подписал приказ № 352, который определил источники финансирования пилотного проекта по созданию и обслуживанию сети электрозарядных станций для автомобилей с электродвигателями.

«Развитие сети ЭЗС – правильное решение со стороны Правительства: в первую очередь развивается инфраструктура и только потом продажи электрокаров. Это – мировой опыт и общепринятая практика развитых стран. Если не будет инфраструктуры, то любой производитель поостережется переходить на серийный выпуск электрокаров. Отсутствие электрозарядных станций стало бы тормозом развития этого направления автопрома. Строительство первых ста ЭЗС в Астане и Алматы уже начато. Параллельно с китайскими парт­нерами налаживается выпуск электромобилей JAC: в среду Президенту был представлен расширенный модельный ряд электромобилей, подходящих для производства в РК», – сообщил в СМИ создатель первого казахстанского зарядного устройства для электрокаров, кандидат технических наук Руслан Утебаев («Время», 9. 11. 2017 г.)
Вот бы такое понимание инфраструктуры руководителям городов и ведомств, закрывающим газетные киоски и не дающим льготы по аренде помещений книжными магазинами по всей стране! А без этого не появятся новые стартап-издатели по разным сферам и отраслям науки и производства. Государственный язык не наполнится нужным контентом, отсюда его невостребованность в обществе. Ведь инфопроцесс начинается со столкновения индивида с реальностью. Это – предфаза, в нее входят созерцание и восприятие, посредством которых отражаются фрагменты действительности (реальности) в сознании и таким образом формируются образы.
Формирование образа открывает фазу производства информации, в ней выделяются следующие процедуры: представление, формирование смыслов и установление взаимосвязей между ними. Важнейший элемент производства информации – обозначение явлений знаками, которые в социуме возникают по особой договоренности между индивидами. Фаза производства информации заканчивается созданием информационного продукта, который или сохраняется в памяти человека, или передается другим индивидам, последний вариант есть начало коммуникационной деятельности.
Фаза передачи информации (информационного продукта) включает временные и пространственные характеристики, т. е. коммуникация может характеризоваться временем, необходимым для передачи информации, и возможным расстоянием (доступным для связи) между участниками коммуникации. За ней следует фаза потребления информации (информационного продукта), она включает восприятие знака и процесс его распознания, т. е. перевод знака в смысл. Постфаза инфопроцесса – это использование информации (информационного продукта); начало других, чаще всего неинформационных видов деятельности. В постфазе происходит метаморфоза: информационный продукт превращается в информационный ресурс, который наряду с сырьем, инструментом используется нами во всех видах деятельности. Сегодня общепризнано, что информационные ресурсы – необходимый и обязательный компонент в производстве материальных и духовных благ. Проведем же реконструкцию по отношению к феномену «информационный ресурс», умозрительно воспроизведем картину его появления у перволюдей.
Сознание людей зарождается посредством отражения фрагментов мира и обозначения этих фрагментов (феноменов, действий и т. д.) знаками, т. е. посредством производства информации. Возникновение сознания – это и есть возникновение информации, которую мы толкуем по А. В. Соколову как «смыслы, выраженные коммуникативными знаками». Сознание древних людей было направлено на выживание, т. е. на адаптацию к среде их обитания. Смыслы, созданные древними людьми, использовались ими для обеспечения их жизнедеятельности. Каждый смысл, возникший как продукт деятельности мозга и как результат отражения фрагментов окружающего мира, становился ресурсом для самых простых действий, обеспечивающих добычу пропитания, защиту от жары или холода и т. д.
Коллективная (стадная) форма существования древних людей порождает необходимость коммуникации. Она возможна только посредством передачи знаков, потому что они материализуют смыслы, созданные сознанием. Человечество последовательно порождало и развивало разные виды коммуникации. Коммуникационные акты через позы, жесты, мимику очень долго были основными формами и инструментами взаимодействия; речь возникла примерно около 40 тыс. лет назад. Эти виды коммуникации осуществлялись сиюминутно, фиксирование знаков на каком-либо материальном носителе пока отсутствовало, и только примерно около 8 тыс. лет назад появилась письменность, в основе которой лежит сохранение смысла через фиксирование знака. Таким образом, информационный ресурс – это исходный элемент во всех видах информационной коммуникации.
Не все цивилизации дорастали до письменности, существовали государства, в которых ее не было. И сегодня есть племена, в которых, в лучшем случае, используются засечки и рисунки. Однако в любых сообществах между людьми осуществляется коммуникация и развиваются разные виды деятельности, и то и другое основано на использовании информационных ресурсов. Появление фиксированного знака порождает документ, из которого человеку приходится извлекать информацию, а из нее – смыслы, чтобы их использовать в той или иной деятельности. С появлением документа общее понятие «информационный ресурс» разделилось на два понятия – «документный ресурс» и «недокументный ресурс».
Недокументный ресурс с появлением письменности не исчезает, он существует одновременно с рисунком, нанесением насечек, начертанием иероглифов и др. После возникновения письменности и документа роль и значимость недокументного ресурса уменьшаются. Но он остается важным инструментом социальной коммуникации, так как процессуально первороден: смыслы формируются и обозначаются речевыми словесными знаками в сознании и лишь потом могут быть закреплены на материальном носителе.
И в наше время существуют многообразные формы социально значимого информационного недокументного ресурса: неформальное общение, консультации, лекции, доклады и многое другое. Значительная часть этих ресурсов представлена на информационном рынке в секторе услуг: консультации по созданию программного обеспечения, работа с базами данных, техническое обслуживание и ремонт, обучение, подготовка и переподготовка персонала, управление сетями, сетевая обработка данных и передача сообщений в сетях и др. Сознание, информация и речь (мимическая, словесная) не существуют друг без друга. Слова – самая распространенная форма устной или письменной речи, а «материальные оболочки слов являются языковыми знаками». Осознание смыслов, вложенных в те или иные знаки, становится возможным только при совпадении знаковых систем у тех, кто их передает, и у тех, кто их воспринимает. Потребительская ценность информационных ресурсов вытекает из основной инструментальной функции и тесно связывается с их целевым предназначением.
На современном этапе развития социума и информационной среды происходит разделение информационных ресурсов на две группы:
1) предназначенные для использования в профессиональных сферах деятельности в качестве особого инструмента. Они могут подразделяться по отраслям: для медицины, сельского хозяйства, промышленности, образования, управления и т. д.;
2) имеющие гуманистическое содержание и предназначенные для всех групп потребителей, их условно называют «информационные ресурсы – общественное достояние».
Первая группа ресурсов нередко готовится и используется в предпринимательской среде, чаще всего распространяется на платной (коммерческой) основе. Вторая группа может бытовать и вне коммерции, это условно бесплатные ресурсы. Чаще всего они используются потребителем не для получения дохода, а в целях досуга, самообразования, а также для защиты прав и достоинств людей.
Ресурсы первой и второй групп имеют разные потребительские характеристики и создаются субъектами, исповедующими разные социальные ценности и работающими в разных условиях. Гуманистические информационные ресурсы – результат работы людей, вдохновляемых идеями просветительства, общественного блага и общественной пользы, большая их часть работает в бюджетных государственных учреждениях, многие трудятся в благотворительных и просветительских организациях.
Ценности создателей информационных ресурсов, предназначенных для профессиональной деятельности, такие же, как и в бизнесе. Рыночная форма отношений между создателями и потребителями информационных продуктов превращает информацию в товар, который предоставляется за определенную цену. У информации появляются стоимостные показатели, при ее производстве и распространении используются маркетинговые технологии, рассчитываются размеры потенциальной и полученной прибыли и т. п.
Реализация продукции – сложнейшая и важнейшая проблема любого рынка. Приобретатели в предлагаемом товаре ищут смыслы, выраженные понятными для них знаками, т. е. они приобретают информацию. Именно это для них важно, гораздо меньше их интересует то, что продаваемые, распространяемые информационные ресурсы чаще всего существуют в документной форме. «Схватывать» смыслы из недокументных ресурсов можно гораздо быстрее, чем извлекать их из документа.
Потребительская ценность – одна из важнейших характеристик информационного ресурса, так как он всегда создается или подбирается, отбирается целенаправленно для определенного вида деятельности. Во многих структурах социума, нацеленных на материальное или духовное производство, в качестве побочного продукта возникает различная информация. Но превратиться в информационный ресурс эти информационные массивы могут только посредством целенаправленного поиска своего потребителя и обязательной предпродажной или другой специальной обработки.
«Каждая библиотека должна стремиться к исчерпывающей полноте по какому-либо предмету. Даже если это будет история булавочных головок» (Оливер Уэнделл Холмс-старший, американский писатель, 1809–1894). Для библиотеки главная угроза – недопонимание государственными и бизнес-структурами ее роли, недооценка ее потенциала для развития предприятия, региона, национальной экономики в целом.
Справедливо высказывание И. Г. Альтшулера: «То, что любой руководитель нуждается в информации – это миф. Информация нужна тогда и только тогда, когда по ней принимаются решения». По словам Т. Ф. Каратыгиной, «будучи ориентирована на научно-производственный профиль обслуживаемого коллектива, специальная библиотека в наибольшей степени, чем остальные библиотечные учреждения, способна откликнуться на актуальную для рыночной экономики потребность промышленных предприятий – обеспечение высоких прибылей». И в условиях жестких финансовых ограничений модель «точечного» комплектования становится привлекательной. В работах О. В. Тимофеевой точечное комплектование понимается как «баланс интересов издательства, библиотеки и читателя».
Смыслы создаются в процессе интеллектуальной деятельности. Информационный ресурс – это интеллект людей, проживающих на определенной территории. Во Франции имеется 30 тысяч издательств на 60 млн. населения. В России – 5,5 тысяч издательств на 140 млн. человек. Она входит в пятерку книжных держав мира. Почему в Казахстане за годы суверенитета так и не появились издательства деловой литературы, по медицинскому профилю, по инженерному делу, по сельскому хозяйству, по строительному делу на государственном языке? Потому что растащили в 1997–1999 гг. инфраструктуру книгораспространения «Қазақ кітап» с 1560 книжными магазинами по всей стране, центрами встреч автора и читателя, созидаемые в партнерстве с издателями-поставщиками! Не пора ли сформировать полноценный отечественный книжный рынок?
Ведь этого требует реализация программы «Рухани жаңғыру».

г. УРАЛЬСК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ