«ОЩУТИТЬ СЕБЯ В РУКАХ ВСЕЛЕННОЙ…»

0
459

Лариса КОСТЮК,
методист сектора музейной педагогики
Восточно-Казахстанского областного музея
изобразительных искусств

Предназначение настоящего художника – служить истине и дарить радость. Именно этими смыслами и наполнено все творчество алматинской художницы Нелли Бубэ, члена Союза художников Республики Казахстан, заслуженного деятеля культуры, академика, живописца, графика, иллюстратора. Ее картины – это огромный мир, в котором оригинально и самобытно представлены эпохи, воплощен дух, жизнь, традиции богатейшей культуры степного народа. Жизнь кочевников предстает перед нами разнообразными сюжетами, образами многочисленных ярко одетых людей, изобилием солнца и света.

Родилась будущая художница в послевоенное время, в 1949 году, в Караганде, в семье шахтера и педагога. По окончании восьми классов приняла решение ехать в Алма-Ату, чтобы учиться рисовать. В возрасте пятнадцати лет уехала в столицу и поступила в художественное училище. Получила диплом живописца и учителя черчения и рисования. Там же вышла замуж за сокурсника Амандоса Аканаева, переехала к его маме в колхоз имени Мичурина (близ Алматы). Работала в школе, занималась издательской деятельностью, оформляла книги. Родила троих детей. Сегодня это большая династия известных художников Аканаевых. Время, проведенное в семье мужа, вспоминает со светлым чувством благодарности. В этой семье она узнала обычаи и нравы казахского народа, впитала его культуру, научилась вести хозяйство, получила то тепло, которое согревает ее всю жизнь, дает силы и вдохновение.
Главная тема ее искусства – история и культура Казахстана. Глубина и органичное проникновение в самую суть казахской философии и духовности воплощены в творчестве Нелли Бубэ с позиций душевного переживания, полноты и силы ощущения жизни. Богатейшая степная цивилизация представлена автором живописно, с изобилием бесконечных, удивительных идей и мыслей. Лейтмотив ее произведений – кочевая жизнь, духовность и творческая сторона быта. «Кочевники, – говорит художница, – умели работать со шкурами, войлоком, деревом, металлом». Именно поэтому, чтобы сохранить дух народа, она работает с теми же материалами, но, в то же время, использует другие и находит собственные художественные решения. Например, чтобы показать зернистость поверхности – использует песок, вибрацию – бумагу, помятую фактуру – металл, волокнистость – дерево. Такие способы придают произведениям выразительность и особое звучание. Работы художницы имеют своеобразные формы: овальные, круглые, квадратные, ромбические. В колористическом живописном решении ярко выражены гармоничные цвета. Методы живописного решения схожи с работами И. Босха, где сюжетная линия распределяется на несколько основных частей. Автор создает серии огромных диптихов, триптихов, полиптихов, широкие панорамы. Сюжеты ее полотен незатейливы, узнаваемы, неброски, но по богатству охвата жизненных впечатлений превращаются в настоящую живописную симфонию – цельную, мощную, потрясающую. В них ощущается энергия природного дара и невероятное жизнелюбие автора. Избыток творческой и человеческой энергии, способность создавать свои произведения с душевной теплотой и участием проявляются у художницы в самом художественном процессе. Она работает быстро, умело, словно играючи, не мучаясь вопросами формы, колористики и композиции. Все приходит в ее полотна само собой, исходит из неразрывной связи к родной земле и Отечеству.
Значимый пласт творчества Нелли Витальевны – история Великого Шелкового пути. Собранный по крупицам материал из истории и быта номадов, который скрупулёзно и с упоением изу­чался, воплотился в большой панораме «Великий Шелковый путь». Нелли Бубэ – первый художник, реализовавшая данную идею столь цельно и масштабно. «Приступая к нему, я взяла карандаш, провела от моря до моря прямую линию, на одном конце поместила Грецию, на другом – Китай, а между ними – Индию, страны Средней Азии и Казахстан. Получилась композиция из семи форматов, где в виде атрибутики, архитектуры и персонажей в национальных одеждах представлены основные культурные регионы на этом пути. Во втором случае та же задумка была рассмотрена под другим углом зрения. В центре композиции у меня казах с домброй. Играя на ней, он как бы приветствует всех стекающихся сюда, в нашу степь, людей с разных концов света. Хозяин этой земли символизирует ее гостеприимство. Не случайно, именно здесь сходились когда-то все караванные пути, не случайно, купцы и торговцы многих стран находили тут себе отдых и рынок сбыта. А если брать тему Шелкового пути в ее полном разрезе, то она не просто богата – она неисчерпаема, как сама жизнь» (Н. Бубэ). Полотна созданы в смешении живописи, графики, приемов коллажа, соединением, казалось бы, несоединимых материалов. Техника работает на идею: желая рассказать о Казахстане, художница стремилась показать не только разнообразие и особенности национальной одежды, посуды, орудий труда, музыкальных инструментов, но и ярко-желтый знойный свет солнца, золотисто-бронзовую рельефную поверхность бескрайней степи. Перед нами возникают бесконечные вереницы караванов и великолепные восточные базары, наполненные пряными ароматами и сочными красками разнообразных товаров и яств. На приглушенном золотистом фоне яркими цветовыми акцентами выделены фигуры и детали. В глубине светоносного пространства царственно возвышается монохромная архитектура древних восточных городов, внося ощущение их вневременности, отстраненности от всего суетного, проходящего, сиюминутного. Любая фигура в картине имеет четкий абрис, выделяющий ее на светлом фоне, словно вложенный в оправу драгоценный камень. В многофигурных полотнах эмоционально и динамично воссоздана вековая история, красота людей-тружеников, быта, неповторимая прелесть природы нашей страны.
Исторический и национальный дух оживают в разных циклах работ мас­тера: «Кимешек», «Творчество», «Наскальная живопись», «Восточные сосуды» и многие другие. Многообразие мира кочевников передано в произведениях чередой ежедневных событий, отображающих размеренное течение жизни: подготовка к встрече гостей и праздничный дастархан, угощение чаем и кумысом под плавную мелодию домбры, медитативный процесс ткачества и валяние шерсти, качание колыбели и тихие напевы. Композиции бытовых сцен, выстраиваясь в общую линию, создают лирическое повествование о повседневности, где неоценимо значение каждого мгновения («Семья кочевника», «Наурыз», «Казахская свадьба», «Материнство», «Веретено»). Объекты природы также являются важнейшими составляющими данного художественного мира. Символический образ небесного светила в виде шанырака или мировое древо – извечные архетипы, воплощающие гармонию природы и мудрость божественного замысла. Нелли постоянно обращается и к изображению юрты, центру мира кочевника, нередко совмещая в одном произведении ее внешний облик и интерьер («Гости издалека»).
Постоянная тяга к поиску побуждает художницу экспериментировать с пространством и формой. Нередко изображению становится тесно в границах рамы, и некоторые фрагменты вырываются за ее пределы, а возникшие пустоты встраиваются в другую конструкцию. Увлечение фактурностью заставляет мастера не ограничиваться пределами плоскости, а выходить в трехмерное пространство. Порой это проявляется на уровне фактур, сродни гобеленовому плетению, которое художница создает с помощью специальной пасты различной консистенции, причем собственного изготовления. Но иногда рельеф начинает главенствовать, подчиняя себе плоскость картины, и живописное пространство становится объемным. Объемная живопись завораживает, отправляет нас в совершенно разные эпохи, в которых автор знакомит зрителя с петроглифами, изображениями древнего тенгрианства, символическими фигурами людей и животных.
Важнейшую роль в композициях играет орнамент, придающий им декоративность и национальный колорит. Орнаментальные мотивы проявляются и в композиционном построении, и в характерной рефренности. В ее работах орнамент может быть и центром композиции, и вспомогательным элементом, но всегда несет в себе энергетический посыл.
Присущие почерку художницы декоративность, плоскостность, орнаментальность позволяют ее образам органично, легко ложиться на поверхность и произведений декоративно-прикладного искусства – чашек, пиал, тарелок и других, ставших популярными, казахстанских сувениров.
Последнее время художница не только обращается к истории казахской культуры, но и воспевает эпоху скифских и сакских племен. Как считает сама Нелли, хотя эта эпоха и ушла безвозвратно, но оставила нам свое совершенное пластическое искусство, и это духовное наследие не может не вдохновлять художника. Так появились новые циклы и новые персональные выставки – «Золото скифов», «Маленькие шедевры великой культуры». В обоих случаях автор заложила в семантику названия более широкое значение. Скифы были не только талантливыми ювелирами, потрясающими прикладниками в резьбе по дереву, керамике, каменных изваяний. Поэтому «золото» для мастера – это все культурное наследие скифов, а «золотой слиток», причудливо переходящий в различные формы, стал центральным образом полотен цикла. Художница создает точные копии золотых бляшек, великолепных образцов скифо-сибирского звериного стиля, найденных в степных курганах. Сами подлинники настолько изящны и совершенны, что любая интерпретация пошла бы только во вред. Поэтому автор старается лишь подчеркнуть их красоту с помощью объемной техники коллажа, лессировок бронзой и необычной полусферической формой полотен. В диптихе «Золотое кружево номадов» знаменитая золотая Каргалинская диадема предстает перед зрителем в новой сюжетной вариации: вместо сцены охоты с всадниками, оленями, кабанами и косулями – ажурная вязь степного каравана – любимый образ художницы. Нелли удалось бережно сохранить кружевную тонкость витья диадемы, цветовые пятна заменили инкрустацию эмалью, а смягченный рельеф, прописанный бронзовым маслом, придал картинам матовое свечение, присущее предметам из золота. Интересна находка автора для образов полиптиха «Современники древних скифов». Это знакомые силуэты степных балбалов с лаконично прописанными чертами лиц древних народов. А в диптихе «Созвучие мелодий» она дала волю фантазии: два прекрасных сосуда с узнаваемыми контурами греческих амфор щедро расписаны сложным золотым плетением, в котором угадываются элементы звериного стиля. Великие воины, скифы, в своих военных походах оказывались далеко за пределами ареала постоянного обитания, и такие «вояжи» всегда способствовали взаимопроникновению разных культур.
По убеждению Нелли, искусство должно быть наднациональным. Она создает произведения без строгой привязки к региону или вероисповеданию. И в этом главная ценность ее многообразной художественной Вселенной. На определенном этапе она увлеклась иконой. Это закономерно привело к биб­лейской теме, которую она реализовывала более десяти лет в тематическом цикле «Сорок притчей Иисуса Христа». Основной акцент коллекции картин был сделан не столько на религиозные, сколько на общечеловеческие, нравственные ценности. В Норвегии успешно прошел двухлетний проект – экспозиция 56 произведений Нелли Бубэ, посвященных Священному Писанию, а Норвежским библейским обществом была выпущена серия рождественских открыток с ее работами.
Познавая собственную творческую натуру, Нелли открыта к эксперименту. В начале 2014 года в галерее «ОЮ» состоялась персональная выставка автора «Трансформация». Название проекта говорит о стремлении видоизменить собственное мировоззрение, взглянуть на привычные вещи по-новому. Вся жизнь, по убеждению автора, является непрерывной цепью трансформаций, изменений состояний, как внутренних, так и внешних. Об этом размышляет она в пространстве экспозиции. Здесь прослеживается идея трансформации «ненужных» предметов в художественные объекты. Мысль не нова: экологическое художественное движение актуально во всем мире и с каждым годом становится все популярнее. Идея возникла вследствие накопления в мастерской множества объектов: кусков фанеры, баллончиков, фрагментов кожи и т. д. Работы были созданы в течение месяца – двадцать восемь произведений родились на одном дыхании. Перед автором не стояла задача достоверного отображения мира, это была цепь вариативных ощущений, ассоциаций. В разнообразных формах обыгрывались уже знакомые обычаи и обряды: визит гостей, национальные игры, праздники. В произведениях постоянно возникают условные изображения человека и элементов природы, словно сошедших с наскальных рисунков. Иногда это стилизованные силуэты, облаченные в национальные одежды: казахские женщины в кимешеках, участники свадебного тоя, люди в праздничных нарядах.
Все выставки художницы проходят с большим успехом. Секрет популярности и востребованности творчества Нелли Бубэ состоит не только в ее несомненной одаренности, силе и мощи таланта, но и в той любви, ответственности и внимании, с какими относится она к своему любимому делу и зрителю. «Для меня быть художником – это большая привилегия и большая ответственность» (Н. Бубэ).
Её произведения известны за рубежом, в частности, в Швейцарии, Греции, Франции, Норвегии, где довелось побывать с выставками. Кроме того, ее работы находятся в музеях Казахстана, частных коллекциях Америки и Европы. В настоящее время художница живет и работает в Алматы, продолжает изучать свою Родину – Казахстан, воплощая все ценности его богатой культуры в восхитительные произведения искусства. Мастер высочайшего уровня с мировым именем – Нелли Бубэ – первая среди живописцев республики стала победительницей нового, престижного республиканского конкурса «Алтын ой». Нашей стране есть кем гордиться!

г. Усть-каменогорск

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ