ИСТОКИ УРАЛО-АЛТАЙСКИХ ЯЗЫКОВ

0
333

Касым МАСИМИ,
историк-востоковед

«Народы не падают с неба
и не скрываются в землю».
Н. М. Карамзин

Народы Урало-Алтайской языковой семьи (УАЯ) доисторического периода состояли в едином языковом поле или языке-основе, так же, как и все родственные языки на Земном шаре. УАЯ включает в себя: финно-угорскую, самодийскую, тюрко-монгольскую, тунгусо-маньчжурскую, японо-корейскую ветви языков. 

Основателем УАЯ является шведский офицер Табберт (Иоганн) Страленберг. В 1709 году король Швеции Карл XII совершил военный поход на Россию. Потерпев поражение под Полтавой, он с телохранителями бежал к туркам1. Плененные шведы, среди которых находился и Страленберг, были сосланы для отбывания наказания в Южную Сибирь. Находясь в ссылке и наблюдая за жизнью коренных жителей, он находит много общего с бытом и языком своего народа. Сделав зарисовки с петроглифов, находящихся в акватории рек Енисей и Селенга, он возвращается на родину. Сравнив зарисовки, сделанные в Южной Сибири с обнаруженными материалами на территории Швеции, он в 1730 году написал книгу «Das Nord und Ostliche Theil von Europa und Asia» о языках народов, проживающих в северо-восточной части Европы и Азии. Страленберг разделил народы этой обширной территории на шесть групп, отнеся к первой группе – уйгуров, ко второй – тюрков и татар, к третьей – самодийцев, к четвертой – монгол и маньчжуров, к пятой – тунгусов, к шестой – племена, находящихся между Черным и Каспийским морями2.
Книга Страленберга привлекла внимание ученых Германии, Венгрии, Эстонии, которыми было написано немало трудов на эту тему. Финский исследователь М. А. Кастрен, в 1845–1849 годы посетив Южную Сибирь и изучив языки местных жителей, собрал огромный материал. Он, подтвердив родство языков Урало-Алтайской языковой семьи, разделил их на пять групп. На первое место финские ученые, почему-то убрав уйгурский язык, поставили угро-финскую группу, на второе – самодийскую, на третье – тюркскую, на четвертое – монгольскую, на пятое – тунгусо-маньчжурскую. На этом финские ученые не остановились. Обобщив собранный материал, в 1889 году они издали «Атлас Енисейских надписей», приписывая их к культуре финского народа3. Это вызвало интерес у российских ученых, и Академия наук России для изучения рун в Южную Сибирь, Монголию и другие регионы направила ученых, в том числе тюрколога В. В. Радлова.
В Монголии, а также в Синьцзян-Уйгурском автономном рай­оне (СУАР, Китай), в частности, в г. Донхуан Турпанского округа были найдены рунические тексты в большом количестве, написанные на уйгуро-тюркском языке. В Донхуане обнаружена шаманская книжка из 100 страниц, а в Турпане – юридические документы. Прочитать руны первым в 1893 году удалось датчанину Вильгельму Томсену, который составил алфавит4, он же перевел шаманскую книжку. Юридические документы перевел В. В. Радлов. С прочтением рун возникли споры среди ученых. Одни ученые эти тексты приписывали уйгурам, а другие – тюркам.
С учетом того, что живой литературный язык уйгуров в УАЯ занимает весомое место и мнение исследователя М. А. Кастрена, заменившего через 120 лет название «уйгур» на «угро-финны» является спорным, предлагаю свою версию по поводу становления Урало-Алтайской языковой семьи.
Когда Страленберг отбывал наказание в Южной Сибири, территория Российской империи была обширна, а численность населения составляла примерно около 11 млн. человек. Большинство людей, проживавших на территории Российской империи, а их было около 25 национальностей, говорило на различных диалектах, которых насчитывалось свыше ста5. Только у татар их было 22, уйгуров – 13, узбеков – 11, что свидетельствует о том, что каждый 2000-10000 человек, живя на огромной территории и ведя практически кочевой образ жизни, выработал собственный язык. Для выработки единого языка нужно огромное количество людей, имеющих общение не одну сотню лет.
В труде Л. Н. Гумилева «В поисках вымышленного царства» имеются данные о том, что население Земного шара к 1000 году нашей эры составляло около 275 миллионов человек, к 1650 году – 545 млн., к 1800 году – 906 млн., к 1900 году – 2517 млн. человек6. Люди более плотно жили на территории континентального Китая, Ближнего Востока, Индии и Европы. Великая степь и Южная Сибирь тогда были крайне редко заселены.
Следует отметить, что первым вопрос о УАЯ подняли не сами тюркские народы, проживающие на огромной территории Российской империи и Азии, а представители скандинавских стран. Они, как было отмечено выше, находили много общего с языком, бытом и культурой с народами, проживающими в Сибири, в том числе в акватории рек Енисей и Селенга. К тому же бегство шведского короля Карла XII к туркам, после поражения в битве с русскими, по-видимому, было не случайным, а имело иные цели.
Интерес к скандинавам проявляли и русские летописцы. Так, в «Повестях временных лет» записано: «…В год 862-й изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избирались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля»7.
С прочтением этого текста появились разные мнения. Так, ученые Карамзин, Соловьев, Устрялов, Герман, Байер, Стробе и др. считали, что русские произошли от скандинавских племен, а Татищев и Болтин считали, что они родом из Финляндии, Ломоносов – из славянской Пруссии, Эверс – из Хазарии, Фактер – от черноморских готов и т. д.
Иловайский, ссылаясь на Бертинские летописи, отмечает: «…В 839 году византийский император Беофиль отправилъ посольство къ императору Людовику Благочестивому. При этомъ посольстве находилось несколько человекъ, которые называли себя росами: они были посланы въ Константинополь для изъявления дружбы отъ своего князя, который именовался Хаканомъ…»
Патриарх Ф. Константинопольский (810–891) в конце IX века в отношении росов пишет: «…Народ незаметный, перечисляемый к рабам, варварский, кочующий, беспечный…»8. Видимо, тогда росами называлось ограниченное количество людей.
Исследуя другие версии, Иловайский приходит к выводу, что «Рось» или «Русь», как и многие другие названия, находится в непосредственной связи с названием рек. Приводя ряд примеров, он научно обосновывает свою версию.
Ученые Л. А. Кацва и А. Л. Юрганов отмечают: «Нет единства среди ученых и по вопросу о происхождении названия «Русь», однако уже доказано: в любом случае этот термин не славянского происхождения. Не подтверждается и точка зрения на происхождение названия «Русь» от реки Рось»9.
Названия «Рось», «Русь» в Большой Советской Энциклопедии, Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, «Этимологическом словаре» Фасмера, «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля и других справочных материалах проходят по-разному. Большинство ученых уверено, что название «Русь» – скандинавского происхождения и означает «гребцы», «мореходы», «боцманы» и т. д. Имеются попытки некоторых ученых (Беларусь) связать название «Русь» с рекой, водой. В «Толковом словаре» Даля дается значение также и слова «варяг».
1). «Варяг» – название племени, которое вместе с племенами русь, чудь, весь, мерия принимали участие в формировании древнерусского государства. Племена чудь, весь, мерия ученые Ф. Брокгауз, М. Фасмер и др. относят к угорским племенам. Этнически их принадлежность не является тайной – это были финно-угры. Поэтому они в некоторых источниках проходят: как угры, угуры, угоры, игуры, огоры и т. д.
2). «Варяг» означает: скупщик, перекупщик, кулак, тархан, сокол и т. д.10
Династия токуз уйгуров, называемых китайцами хуйху (беркут, сокол), cоздавших в 742 году Третий Уйгурский каганат (пр. 742–848 гг.) с центром в Отюкентских горах (территория современной Монголии), имели девять министров-тарханов. Отдельным тарханам подчинялись племена, проживающие в Восточной Европе. Когда в Уйгурии произошла смута, он уйгуры, возглавляемые династией Ашина, не только отказались от выплаты дани тарханам (варягам) – токуз уйгурам, которые были малочисленны в Европе, но и потеснили их на север за море. Это вызвало длительную междоусобицу среди ведущих аристократических племен. В конце концов, часть племен решила пригласить тарханов (варяг), чтобы они по-прежнему управляли государством. Видимо, этот факт отражен летописцем Нестором в «Повестях временных лет». Спрашивается, как такое могло произойти, что целый народ добровольно отдает всю власть иноземной знати, в частности, варягам? Такого не может быть. Варяги – не чужеземцы, а свои, только из другого племенного объединения, в частности, токуз уйгуров. Что было дальше, хорошо известно русскоязычному читателю.
То, что Уйгурское государство существовало еще до нашей эры, подтверждается европейскими исследователями. Так, ученый Виделу (Claude Visdelou) в книге «Histoire de la Tartarie» утверждает, что государство Eyghour было известно китайцам еще в 126 году до н. э. Римские географы Дионисий Периэгет и Клавдий Птолемей видели гуннов (уйгуров) на северном побережье Каспия еще во II в. н. э. Историк Рашид ад-Дин в XIII веке отмечал, что гуннские племена: сарагуры, оногуры и уроги (угоры) являются восточно-тюркскими, иначе уйгурскими племенами. Так, сарагуры – сары уйгуры, т. е. желтые (светлые) уйгуры, оногуры – он уйгуры (десятиплеменные уйгуры). Урогов Рашид ад-Дин признал ошибочной трансформацией слова «уйгур». Точки на «i» расставил Н. М. Карамзин. Историк в своем труде «Предания веков» подчеркивал: «…Славные просвещением игуры или уйгоры, обитавшие на границах Малой Бухарии, назывались подданными Чингисхана. Сии игоры, обожая идолов, терпели у себя магометан и христиан несторианских: любили науки, художество и сообщали грамоту всем другим народам татарским…»11. Таким образом,
Н. М. Карамзин, употребляя слова: игур, уйгор, игор, отождествлял разновидности правописания этнонима «уйгур». Вышеизложенное подтверждается и материалами археологических экспедиций. В частности, записями Терхинской (1957, 1969 гг.) и Тесинской (1975–1976 гг.) стел, обнаруженными работниками советско-монгольской археологической экспедиции в Монголии. Рунотексты прочитал и перевел на русский язык
С. Г. Кляшторный. На Тесинской стеле имеются следующие надписи: «…Первое царство, которым правили уйгурские каганы, просуществовало 300 лет, центром государства были Отюкентские горы (Хангай или долина трех рек: Селенги, Орхона и Толы)…»
«…Второе Уйгурское государство просуществовало восемьдесят лет, центром государства были Отюкентские горы. Это государство погибло из-за ничтожного кагана и предательства вождей «бузуков», в особенности «двух именитых» – Берди Берсла и Кадыр Касара. Упадок эля и господства над ними иноплеменников длилось пятьдесят лет…»
«Наконец, Кульбек Бильге каган и его сын Турян, принявший тронное имя Эльетмиш Бильге каган, в третий раз возрождает Уйгурское царство в Отюкентских горах…»
Ученые России, Монголии и других государств создание Третьего Уйгурского каганата приписывают Эльэтмиш Бильге кагану, то есть Моюн-чору (пр. 747–759 гг.), летняя резиденция которого была построена в 750–753 годах на территории Тувы и носит название Пор-Бажын12. Их заключение подтверждается китайскими историческими хрониками. Так, в династической хронике Ханьшу записано, что последний правитель из потомка Модэ шаньюя (Огуз кагана) – Юйчугиян в 93 году нашей эры для подписания договора между Китайским государством и Уйгурским царством с приближенными был приглашен к линии границы с Китаем. Во время переговоров уйгурская делегация была коварно убита по приказу военного министра Китая – Ван Фуя. Уйгурским царством правил родовой старейшина уйгуров, состоявший в оппозиции Юйчугияна. Именно этот отрезок времени, то есть с 209 года до нашей эры по 93 год нашей эры, и составляет 300 лет. Это государство во многих исторических материалах проходит как Хуннский каганат.
Возрождение каганата произошло в 552 году, когда потомок Огузхана – Бумын утвердил Тюркский каганат. Это государство просуществовало до 632 года. В китайской хронике Таншу записано, что последний тюркский правитель Катэлхан был пленен сторонниками Китая и передан императору тобгачей, т. е. империи Тан. Тюрки признали власть тобгачей. Этот факт на Культегинской стеле отражен следующим образом: «…Тюркские ханы (правители) сложили с себя тюркские звания и титулы и, приняв титулы правителей народа тобгач, подчинились кагану тобгачей…» Этот каганат на Тесинской стеле обозначен как Второе Уйгурское царство, которое просуществовало 80 лет, то есть с 552 по 632 годы. На Тесинской стеле именно в этот период упоминается племя кипчак. Наконец, Кульбек Бильге каган и его сын Турян, принявший тронное имя Эльэтмиш Бильге каган в третий раз возрождает Уйгурское государство в Отюкентских горах.
Смена правящей династии, религии в Китае и Уйгурском государстве стала причиной для китайских историков писать «Уйгурское государство» различными знаками, которые в последующем нашли свое отражение в европейских, мусульманских источниках. Эти новшества создали определенную проблему в объективном изложении истории. Учитывая эти объективные причины, уйгурский правитель Тон бага в 786 году письменно обратился к китайскому (Танскому) императору дать соответствующее указание работникам канцелярии, ученым и писателям использовать для написания Уйгурского государства и этноса единый знак (иероглиф). В частности, он просил заменить знак «хэ» в иероглифе «хуйхэ» на «ху», означающий слово «беркут» – «кречет». Отсюда иероглиф «хуйху», имеющий значение беркут, является как бы символом династии уйгуров13. Предложение Тон баги было принято императором.
В 846 году династия Йагликаров, или токуз огузов (союз девяти огузовских племен), создавшая в 742 году Третий Уйгурский каганат с центром в Отюкентских горах и из-за смены религии потерявшая верховную власть, распалась на мелкие государства.
Вышеизложенные исторические факты свидетельствуют о том, что проживавшие на территории Великой степи племена Урало-Алтайской языковой семьи вначале состояли в едином языке-источнике, или языке-основе. По мере роста численности населения и развития общественного строя, с принятием различных религий и становления культуры, сменой алфавита и контакта с соседними странами язык отдельных племен и племенных объединений претерпел существенные изменения и послужил основой для формирования нового этноса.

Литература
1. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990, с. 588.
2. Баскаков Н. А. Алтайская семья языков и ее изучение. М., 1981, с. 6–28.
3. Киекбаев Г. Д. Введение в Урало-Алтайское языкознание. Уфа, 1972, с. 17–32.
4. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности – тексты и исследования. М., 1951, с. 11–14.
5. Баскаков Н. А. Тюркские языки. М., 1960, с. 223–238.
6. Гумилев Л. Н. В поисках вымышленного царства. М., 1992, с. 15.
7. Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. М., 1882, с. 2.
8. Гаркавец А. Н. Великая степь в античных и византийских источниках. Алматы, 2005, с. 729.
9. Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России VIII–XV вв. Смоленск, 1996, с. 22.
10. Даль В. П. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 1, с. 166.
11. Карамзин Н. М. Предания веков. М., 1988, с. 256.
12. Масими К. История уйгуров и факты о крепости Пор-Бажын. Алматы, 2011, с. 425–426.
13. Бичурин И. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. В 3-х томах. Т. 1. Алматы, 1998, с. 335.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ