КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЮНЫХ ДАРОВАНИЙ

0
1261

Лариса КОСТЮК,
методист сектора музейной
педагогики Восточно-Казахстанского
музея искусств

Казахстан – это край и отар, и пшеницы.
Край, и степи, и горы вместивший в границы.
Край заоблачных пиков, джайлау широких,
Неуемных и пенистых речек протоков.
Край батыров, героев порывистых край,
Лишь о нем мои думы, о нем мои строки.
К. Идрисов

Под руководством Первого Президента Н. А. Назарбаева наша страна живет в мире, стабильности и согласии. Большое внимание уделяется детям. В сильном и процветающем государстве каждый из них может не только получать бесплатное образование, но и заниматься любимым делом, развивать способности, удивлять талантами. В этом направлении Восточно-Казахстанский музей искусств постоянно поддерживает художественно одаренных детей и молодежь. 

Регулярно в его стенах проводятся областные выставки-конкурсы детского творчества, цель которых – открывать новые имена талантливых ребят (подобные мероприятия проводятся с 1998 года). Много тем раскрыли участники конкурсов за это время. Среди них: «Живая природа Казахстана», «Казахское народное творчество – источник мудрости, поэзии, красоты», «Казахстан: прошлое, настоящее, будущее», «Я и моя семья», «Одна страна – один народ» и др.
Юные художники из Усть-Каменогорска, Семея, Риддера, Зыряновска, Аягоза, Серебрянска, Шемонаихи, Курчатова и районов области всегда увлеченно работают над созданием своих произведений. Раскрываемые ими темы разнообразны: история и исторические личности, яркие события и народные праздники, взаимоотношения людей, наука, спорт, литература, фольклор, образы окружающей природы, животного мира и многое другое. Самые необычные творческие работы, отмеченные жюри конкурсов, стали достоянием музея.
В нашем музее создан фонд «Детское творчество», который на сегодняшний день составляет 540 единиц хранения. Каждая детская работа расценивается нами как документ, как художественно-культурная и историческая ценность. Наряду с другими предметами коллекционирования детские творения изучаются, живут активной жизнью – экспонируются в музее, на передвижных выставках, включаются в музейные уроки.
О каждой фондовой работе можно говорить много, восхищаться знаниями, умением, мастерством, фантазией ее создателя. Образы произведений узнаваемы, выразительны, иногда возвышенны, порой несколько идеализированы. Подкупает ярко выраженный индивидуальный подход, отражающий внутренний мир ребенка, его взгляды и взаимоотношения с окружающим миром. Работы детей привлекают искренностью, в них отсутствуют агрессия, зло, насилие, и в то же время они до краев наполнены духовной энергией, любовью, добром, теплом и красотой.
Хочется познакомить читателя с наиболее яркими произведениями о нашей Родине, с интересными замыслами, использованием нетрадиционных материалов, необычных манер.
Азамат Токтаров (Усть-Камено­горск) интересуется прошлым своей страны, он создал «Безмолвных свидетелей истории» в технике печатной графики с помощью простой ученической резинки. Способом оттиска на бумаге он изобразил древние каменные скульптуры – балбалы. Их лица обращены на Восток, куда издревле обращались молящиеся. Монохромная серовато-сиреневая цветовая гамма уносит современного человека вглубь истории, а максимально приближенное изображение к зрителю делает старину ближе и понятнее.
Антон Серов из Риддера создал героический образ батыра-освободителя и защитника Родины («Батыр»). На нем воинские доспехи, крепкой рукою он сжимает копье, готов ринуться в бой, освобождать родную землю и народ. Взгляд твердый, решительный, зорко всматривается вдаль. Юному автору удалось передать строгий и мужественный облик воина, чья жизнь – цепь суровых событий, где он может сражаться и побеждать или геройски погибнуть. Изображение обведено контуром, что делает образ более значительным. Отрадно осознавать, что наши юные творцы знают историю страны и гордятся такими чудо-богатырями.
Оксана Стрельбицкая (Риддер) знает казахские традиции. В своей работе «Разрезание пут» она показала одну из них – тұсау кесу. В центре композиции – маленький ребенок. Ноги связаны пестрой лентой. Вокруг собралась вся семья. Путы разрезаются, и малыш делает первые уверенные шаги по земле. Главное пожелание родных, чтобы он вырос хорошим человеком, совершал достойные дела и поступки, оставил добрый след на земле. Рисунок выполнен в технике «пуанте», мельчайшими точками с едва намеченными цветовыми переходами. Получилась тонкая, легкая работа, отражающая светлое, радостное событие.
Куандык Ахметов из Аягозского района любит изображать казахские народные игры, в которых отражается душа народа. Свою работу автор назвал «Он победил». В сюжете картины – любимая игра казахов «Байга». Слева направо разворачивается бурное, стремительное движение. Единой монолитной толпой игроки мчатся к финишу, предчувствуя победу. И только одного автор выделяет из всех участников: ликующий подросток с победно поднятыми к верху руками. Куандыку удалось передать накал борьбы: развивающиеся гривы коней, напряженные лица и летящие по ветру одежды участников соревнования. Не забывает он и о красоте родной природы. Высокие горы, покрытые густыми лесами на заднем плане, разливаются свежим зеленым цветом, словно радостно приветствуют победителя.
А Мират Танбаев (Усть-Камено­горск) в работе «Кокпар» познакомил зрителей с другой, не менее азартной игрой. В круговой композиции широкими размашистыми мазками автор изображает всадников на скакунах. В картине подкупает необычное, распадающееся на отдельные части, изображение. В вихревом, закручивающемся движении ощущается неистовый ритм скачек. Пыль поднимается вверх и практически закрывает все изображения. Мират использует высокую точку зрения, чтобы можно было лучше рассмотреть каждого из игроков: их позы, развороты, действия. В полной мере передано сильное напряжение и общее настроение – победить. Автор показал хорошее владение кистью и знание законов композиции.
В музейном фонде «Детское творчество» есть несколько работ, посвященных выдающимся личностям. Среди них – рисунок «Абай» Марины Руденко из Усть-Каменогорска. Сын Великой степи, мыслитель, философ, поэт изображен за работой. Склонив голову, он пишет стихи, Слова-назидания. Взгляд сосредоточен, глубокомысленен. Автор не ставит перед собой задачу передать внешнее сходство. Его цель – показать творческий процесс, внутреннее состояние героя. Абай болел душой за народ, ради которого творил свои знаменитые произведения. Возможно, именно сейчас он пишет бессмертные строки: «Не о ком-нибудь, я о народе пишу». Окружают Абая главные герои его произведений. Они объединены одним общим изображением, составляют единое целое. На переднем плане домбра, ведь Абай и сам прекрасно играл на ней и сочинял музыку. Рисунок выполнен в монохромной цветовой гамме, а оттенки дымчато-серого уносят нас в далекое прошлое.
Невероятно трогательный образ возлюбленной молодого Абая создала Раушан Оралбаева в своей работе «Тоғжан» (Усть-Каменогорск). Рау­шан использовала книжный образ, воспоминания современников, в которых встречается описание внешнего облика молодой красавицы: тонкие черты лица, огромные миндалевидные карие глаза, брови как крылья птицы, губы – лепестки розы. Автором хорошо показано душевное состояние девушки: страдание и печаль. Молодые люди пережили сильную любовь, но не могли соединить свои сердца. Эту любовь Абай пронес через всю жизнь, посвятил Тоғжан свои стихи. Лицо девушки прописано четким, выразительным, сплавленным мазком, а все другое выполнено растворяющимися, мерцающими мазками. Юной художнице близок и понятен этот образ, и вместе с героиней она переживает те далекие драматические события.
Есть в нашей коллекции детские работы, вызывающие особую гордость и уважение. Это работы, посвященные Великой Отечественной войне. Среди них – портретный образ Героя Советского Союза Алии Молдагуловой «Алия» Яны Сидоренко из г. Усть-Каменогорск. Автор постарался показать сходство с оригиналом. На нас смотрит лицо совсем молодой девушки со светлым, открытым взглядом. Яна восхищается своей героиней и говорит, что невозможно поверить в то, что такая маленькая хрупкая девушка героически сражалась с фашистами и являлась примером мужества и отваги. Алия изображена на фоне эпизодов ее личной жизни: детский дом, школа снайперов, передовая, и, конечно, ее малая родина, о которой она часто вспоминала… Весь рисунок, несмотря на кружевное переплетение гибкими, пластичными линиями, очень точен, лаконичен и строг.
В фонде «Детское творчество» также много работ, посвященных родной природе, животному миру Казахстана. В своей работе «На страже. Снежный барс» Юрий Сапижак (Усть-Каменогорск) изобразил символ Казахстана – снежного барса сильным, грациозным и царственным. Хищный оскал, острый, внимательный взгляд. Уникальное животное занесено в Красную книгу. Юра изобразил его в любимой технике – узоры, составленные разными по характеру линиями и штрихами. Автором использованы гибкие и упругие линии, отражающие сущность этого животного. Остается восхищаться и верить, что барс, действительно, находится на страже границ нашего государства.
Малике Мурзагалиевой (Усть-Каменогорск) нравятся архары. Она очень живописно описала его в работе «Вожак». Юную художницу поразила длина рогов горного козла, доходящая до 2-х метров. Именно им отдано предпочтение на рисунке. Чтобы изображение не казалось плоским, автор использовала невидимые плавные цветовые переходы, растяжку тона. При этом она выбрала природные цвета: желтый, зеленый, голубой, розовый. Не забыла художница и о характере, изобразила его спокойным, твердым, упрямым.
Олжас Ахметов из Аягузского района любит изображать беркутов. Его работа «Натюрморт с беркутом» выполнена в национальном духе. Среди охотничьих предметов – камчи, седла, тымака – центральное место отведено красавцу-беркуту. Сидит гордая птица, сложив крылья, зорко вглядывается вдаль. Все удалось юному художнику – и внешний вид, и особенности характера птицы: острый, загнутый клюв, богатое оперение, независимость и гордость. Свободолюбивая, как наша Родина. Мелкими мазками показано оперение, крупными, размашистыми – перья на крыльях, хвосте. Цвета выбраны автором яркие, сочные. Среди них выделяются красный и синий – цвета, приближенные к традиционному казахскому искусству.
Многие дети очень любят сказки. И наши участники – не исключение. В фондах находятся привлекательные работы, в которых ребята проявляют интерес к казахскому фольклору.
Айдана Болатханкызы из Абайского района из цветных нитей создала образ девушки из сказки «Девушка Кункей под солнцем». Красавица и умница, она перехитрила злобного хана и спасла бедного юношу от смерти. Айдана потрудилась на славу. Работа получилась очень сложной и эффектной, потребовала от создателя большого терпения и мастерства.
Анна Белан из Усть-Каменогорска тоже любит читать казахские сказки, и с удовольствием взялась за воссоздание сюжета из известной сказки «Құйыршық. Возвращение в родной аул». Этот сказочный персонаж, который появился из бараньего хвостика, много раз выходил из трудных ситуаций. И теперь он сидит на голове верблюда и управляет им. Құйыршық изображен с большим юмором, показан веселым и находчивым.
Юные творцы любят свой край, свою страну. В своих произведениях они не только рассказывают о прошлом, отражают современную жизнь, но и заглядывают в будущее. Мольдир Омарова из Кокпектинского района в графическом рисунке «Песня о большом пути», используя перо и тушь, поведала о прошлом, описала настоящее, увидела будущее страны. В сложную, динамичную композицию она смогла вместить то, чем живет и славится наш Казахстан. Юная художница гордится страной и с оптимизмом смотрит вперед.
Ербол Нурсадыков пофантазировал о том, каким будет выглядеть наш город будущем в своей картине «Усть-Каменогорск в будущем». Летающие машины обтекаемой формы в виде космических тарелок, подвесные мосты, высотные прозрачные здания. В центре композиции изображен Байтерек как маяк, освещающий деяния рук и мыслей человеческих.
Чтобы приблизить светлое завтра, нужно, чтобы наша жизнь была интересной, наполненной, полезной. Рядом всегда находились самые близкие люди, и у каждого ребенка была любящая семья, и с колыбели он слышал ласковые, напевные песни матери. Именно об этом размышляет Арина Степанова из Риддера в работе «Колыбельная». В интерьере юрты, в спокойной и уютной атмосфере среди традиционных ковров с затейливым казахским орнаментом мама качает кроватку и напевает колыбельную песню. В картине передана огромная любовь матери к своему малышу. В изображении главных героев использован белый цвет, что очень хорошо выделяет их на сине-зеленом и красно-оранжевом фоне убранства и соответствует замыслу автора. Уравновешенная цветовая гамма показывает умиротворенную атмосферу и тепло домашнего очага. Ну, что еще человеку нужно для полного счастья?
На этот вопрос отвечает и Камилла Калидолда (Усть-Каменогорск) своей работой «Семейный праздник». За большим достарханом собрались три поколения: дедушка, бабушка, дети, внуки. У всех праздничное настроение, радостные лица. Старики довольны тем, что, вырастив достойных детей, в старости ощущают поддержку, их дети – то, что, воспитав своих детей, они чувствуют заботу родителей. Душевную и оживленную атмосферу подчеркивает яркий, звучный колорит рисунка. Красный, желтый, оранжевый цвета разливаются по поверхности ковров, дастархана, одежды и усиливают общий строй произведения.
Взрослые всегда гордились подрастающим поколением. Ведь в лице юных художников наше государство приобретает достойных граждан, грамотных и духовно наполненных. В каждом рисунке или работе слышен голос и видна душа ребенка, его отношение к жизни. Творчество детей Восточного Казахстана, посвященное Родине, наполнено жизнелюбием и верой будущее.

г. Усть-Каменогорск, ВКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ