Возвращаясь к родному порогу

0
256

Алтынбек НУХУЛЫ,
ректор Павлодарского государственного педагогического института

У каждого из нас в календаре есть даты, которые наиболее значимы в личностном восприятии, по-особенному «цепляют» за живое. Для меня такие даты в этом году – 100-летие партии «Алаш» и 120-летие Мухтара Ауэзова.
Три будущих титана, с которыми представители «Алаша» связывали большие надежды, с честью их осуществили спустя десятки лет. Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан, Мухтар Ауэзов для казахского народа навсегда останутся продолжателями дела расстрелянной в первой половине двадцатого столетия национальной интеллигенции.

Мухтар Ауэзов, о котором один из его современников писал, что «страницы его книг – сама история», открыл миру величие Абая. Но духовным поводырем казахской нации великого поэта признали еще алашординцы. Такова духовно-нравственная преемственность национальной интеллигенции.
Моему поколению, родившемуся в 70-е годы прошлого века, в плане исторического образования относительно повезло. Пусть и мы изучали отечественную историю по тоненькому учебнику Е. Бекмаханова, который и книгой-то назвать сложно, но именно в этот период в казахском обществе начались бурные процессы кристаллизации, связанные с обращением к своим историческим корням. После романа «Путь Абая» казахская литература обогатилась произведениями Ильяса Есенберлина, Ануара Алимжанова, Мухтара Магауина и др. С каким юношеским пылом мои сверстники восприняли роман Булата Жандарбекова о воительнице саков Томирис, как гордо распрямлялись наши спины после знакомства с произведениями Олжаса Сулейменова…
На глазах моего поколения история казахского народа буквально складывалась в единое целое по осколкам. Вчера еще неведомые эпохи, десятки лет табуированные идеологией темы подвергались исследованию и анализу со стороны нашей творческой интеллигенции. Воздадим ей должное за такое духовное подвижничество. И я не одинок, связывая начало духовного возрождения нации после кромешной тоталитарной тьмы с именами литераторов, во главе которых стоял Мухтар Ауэзов. Вот почему каждый юбилей этого гениального писателя и большого ученого мы, казахстанцы, должны отмечать в своем сердце, как и юбилеи «Алаша».
В издательстве «Жибек жолы» вышла книга его сына, замечательного культуролога, литератора и известного общественного деятеля Мурата Ауэзова «Времен связующая нить», которая поражает точностью и емкостью определений, предельной правдой авторской интонации. «Когда зародилась программа «Мәдени мұра», – отмечено в ней, – общество было готово к тому, чтобы толково разобраться с теми возможностями, которые в этой программе были заложены. Наша нынешняя программа изучения истории должна стать ее логическим продолжением. …Нельзя историю рассматривать фрагментарным высвечиванием. Пора извлекать высокие смыслы, высокую духовность из нашего общего культурного наследия».
И на самом деле, общенациональная программа «Рухани жаңғыру» нацелена на сохранение и упрочение духовных ценностей, заложенных в нас генетическим кодом, о котором писал Глава государства Н. А. Назарбаев в своей программной статье.
Наиболее знаковые мероприятия Павлодарского государственного педагогического института к своему 55-летию вобрали в себя составляющие шести направлений общенациональной «Рухани жаңғыру», которая открывает самые широкие возможности и рассчитана на долгосрочную перспективу. В ходе реализации этой важной программы вполне естественно звучание слова «впервые»:
– впервые в республике нами подготовлено и издано собрание трудов выдающегося казахского просветителя Ибрая Алтынсарина в пяти томах;
– впервые за всю историю института ветеранам, стоявшим у истоков вуза, посвящены книги. В числе первых 11 героев книжной серии «Өнегелі тұлғалар» два ректора – Анатолий Семенович Катеринин и Тасбулат Касенович Шаяхметов, сыгравших наиболее значимую роль в становлении ПГПИ. Если первый из них поднимал вуз практически с нуля, сформировав его инфраструктуру, второй, подхватив эстафету, привел институт к высочайшему достижению – к победе в 1982 году во Всесоюзном (!) социалистическом соревновании среди педвузов Советского Союза и награждению переходящим Красным знаменем Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза. В серии еще девять имен ветеранов, для которых институт стал делом всей их жизни. Среди них и профессор Наум Григорьевич Шафер, создавший уникальный в мире музей грампластинок.
Ведь по большому счету история любого предприятия, учреждения – это люди, вдохнувшие в них жизнь, высокие цели. И в этом отношении показателен проект «100 новых имен», инициированный в программной статье Президента страны.
В вышеупомянутой книге Мурата Ауэзова созвучными оказались мне мысли автора и о фрагментарности нашего исторического сознания, которое пока еще бессильно вместить в себя дух нашей многотрудной, порой противоречивой истории. «У нас фрагментарное сознание улавливает только фактики, – развивает автор эту тему, – а за ними не стоит дух истории, логика истории, цельность истории, как процесса саморазвития во взаимосвязях, взаимодействиях. Каждый отдельно Томирис, Тоныкок, Культегин, Бухар-жырау, но это еще не означает понимание истории. Чем были алашординцы хороши? Они брали за главные критерии национальное самосознание, казахи как нация».
Понимание отечественной истории начинается, на мой взгляд, с краеведения, которому отведено важное место в программе «Рухани жаңғыру». Какие процессы происходили на территории того или иного региона в разные исторические отрезки времени, каковы были их взаимосвязь, причины и следствия? Глубокое и объективное изучение громадных исторических пластов – такое под силу лишь единицам краеведов, владеющим не только обширным научным инструментарием в проведении исследовательской работы, но и энциклопедическими познаниями. К сожалению, их имена не так широко известны в республике.
В этом году 70-летний юбилей одного из таких ученых-краеведов Тлеукена Ахметовича Инсебаева отмечала вся наша область. Кандидат технических наук, написавший десятки трудов по энергетике, он скромно представлял краеведение как свое хобби. И оставил после себя более трехсот трудов по истории и генеалогии Павлодарского Прииртышья, что под силу не каждому профессиональному ученому-историку.
Автор 6 книг, свыше 200 статей для энциклопедий по истории, этнографии, краеведению, около 50 статей для журналов и газет, научных сборников, более двух десятков учебных пособий, Тлеукен Ахметович был действительно носителем энциклопедических знаний. Особое место занимало в его поисках изучение шежире. Ученый не прекратил свою работу в этом направлении, даже когда его огульно начали обвинять в разжигании трайбализма. В итоге он успел составить шежире многих казахских родов. Уже нет с нами убеленных сединой аксакалов, знатоков шежире, как и нет самого Тлеукена Ахметовича. Но именно благодаря его неутомимому поиску мы, павлодарцы, знаем свои генеалогические корни. При этом нас не «подцепила» никакая бацилла «родовой исключительности», мы не отгородились друг от друга в ограниченности и чванстве родовых предрассудков, как предрекали в свое время оппоненты ученого-краеведа.
В рамках юбилея нашего института мы выпустили в свет семитомник трудов Т. А. Инсебаева. Круг его интересов поражает: здесь и исследование такого суперэтноса, как кипчаки, населяющие регион с незапамятных времен, и топонимика, и Павлодарское Прииртышье в колониальный период. Ученый прослеживает историю нашего края с кайнозойской эры до двадцатого столетия включительно. Все научно аргументированные факты, как пазлы, собираясь в единое целое, складывались у него в целостную картину прошлого. Таким образом, налицо преодоление фрагментарности исторического сознания, которое позволяет зримо и полно представить прошлое Павлодарского Прииртышья. Как остро востребованы сегодня такие ученые, каким был Т. А. Инсебаев – с активной гражданской позицией, с обширными познаниями, но в первую очередь, по-настоящему любящие свою землю, свой народ – для реализации общенациональной программы «Рухани жаңғыру»…
Гимном всего учительского корпуса страны стала песня «Ұстазым» нашего земляка, известного казахского поэта, драматурга Аманжола Шамкенова. Юбилей вуза совпал с его 90-летием, который последние годы жизни провел в родном городе на берегу Иртыша. В институте была развернута экспозиция, посвященная творческому наследию юбиляра, но настоящим подарком всем почитателям его таланта стал двухтомник «Я не боюсь закончить путь земной», который был составлен из переводов его лирических произведений на русский язык. Два сына поэта участвовали в открытии экспозиции и презентации двухтомника.
Апогеем целого ряда акций духовно-нравственного характера стало событие, также находящееся в плоскости проекта «Рухани жаңғыру» – торжественное открытие реконструированной усадьбы выдающегося политического деятеля XVIII века Султанмухамеда бахадура, больше известного в народе как Султанбет султан. За этим событием, состоявшимся 28 сентября, – годы и годы кропотливой работы десятков людей.
В Павлодарском Прииртышье, на баянаульской земле которого впервые подняли на белой кошме Абылая, провозгласив его ханом, сегодня проживает около одной тысячи потомков торе. Только с обретением Независимости стали вестись поиски архивных документов, способных открыть завесу тайны о жизни и деятельности многих исторических личностей. Одним из них был Султанбет султан, двоюродный брат и ближайший сподвижник Абылая, вызволивший его из джунгарского плена. Султанбет султан правил казахскими родами Среднего Прииртышья в один из самых драматических периодов Казахского ханства – во второй половине XVIII века.
В российских архивах было найдено около 350 документов, относящихся к деятельности этого видного политического деятеля, в двадцати из них сохранились сведения об усадьбе султана, которая некогда располагалась неподалеку от Павлодара. В полевом сезоне 2016 года экспедиции под руководством директора «Margulan Сentre» ПГПИ Тимура Смагулова удалось обнаружить место усадьбы Султанбет султана в районе села Кенжеколь. Ученые, краеведы ПГПИ, посовещавшись, загорелись идеей разместить ее реконструкцию на территории института – в «Margulan Сentre», с последующим открытием в этих стенах научно-образовательного центра. Потомки торе и самого султана Султанбета обеспечили финансирование акции. Все работы велись методом народной стройки, завершились в рекордные два месяца. Большую помощь в реализации проекта оказало областное руководство в лице акима Павлодарской области Булата Жумабековича Бакауова. Высокую оценку нашим поискам дал первый заместитель председателя партии «Нұр Отан», известный ученый Мухтар Кул-Мухаммед, побывавший в региональном археологическом центре ПГПИ «Margulan Centre» и ознакомившийся со строительством усадьбы.
«Работа павлодарских ученых – это колоссальный вклад в историческое достояние нашей страны в рамках программы «Рухани жаңғыру», – отметил во время своего визита Мухтар Абрарулы. На открытие усадьбы приехал из Алматы известный поэт, сценарист, режиссер, председатель общественного фонда «Султанбет султан» Бахытжан Канапьянов. Потомки торе передали нам символический ключ от усадьбы – такой вот достойный подарок вузу.
Юбилей нашего вуза запомнился своим глубоким содержанием, своей духовной наполненностью. Каждое событие по своему воздействию на широкую аудиторию выходило за рамки привычных институтских юбилеев, обретая надрегиональные масштабы. Ведь все значимые события шли в русле программы «Рухани жаңғыру».
Нам и нашим студентам повезло соприкоснуться в те памятные дни с разными историческими событиями, разными эпохами, которые во взаимосвязях составляют историческое прошлое нашего края.
Врезались в память строки из книги «Времен связующая нить», которые, как мне кажется, перекликаются с духовным фоном тех юбилейных дней: «Проявления глобализации временны. Человек рано или поздно возвращается к себе. Счастье, которое он ищет где-то вдалеке, ждет его у порога».
…Высокий дух предков питает наши сердца высокими устремлениями. Знание своих исторических корней укрепляет и расширяет наше сознание, усиливает почву под нашими ногами прочными духовными скрепами. Только твоя земля делает тебя по-настоящему сильным.

г. ПАВЛОДАР

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяУлытауский ФЕНОМЕН
Следующая статьяFESTINA LENTE

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ