АТЕИЗМ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1
607

Мадина УСЕНОВА,
доктор философских наук,
профессор

Эпоха Возрождения была временем революционного штурма всех отживших форм общественной жизни феодализма и заменой его более прогрессивной капиталистической формацией. Как отмечал Ф. Энгельс, «это была величайшая из революций, какие до сих пор пережила Земля». На историческую арену впервые во всей своей мощи выступило крестьянство и заявило о своих правах. В XV–XVI веках по всей Европе прокатилась грандиозная по своим масштабам волна крестьянских войн, завершившаяся победой нового строя.

Подрыв рутинных мелкотоварных форм хозяйствования, создание мануфактур, развитие общеевропейской, а после открытия Нового света и мировой торговли и мореходства, привели к новому мироощущению и миропониманию.
В каждой стране этот процесс имел свои специфические формы и свой характер. Но было и нечто общее для всей этой эпохи «величайшей революции». И это, прежде всего, взлет науки и искусства. Атака на религию в этот период идет по двум основным руслам: через естествознание, которое буквально сокрушило религиозное представление о мире, Человеке, свело на нет всю религиозную антропологию.
Название эпохи – Возрождение – конечно, во многом условно. Новая эпоха, охватившая несколько столетий, не могла механически повторить, возродить все идеалы, традиции, воззрения давно минувших дней. У нее были свои, реальные основания в современности. И, тем не менее, название эпохи – Возрождение, тоже не случайно. И вот почему.
При всех кардинальных различиях феодальной и буржуазной формаций в их культуре было немало схожего. Вспомните, и та и другая культура носила светский характер в отличие от религиозного характера культуры и всей духовной жизни Средних веков. В центре той и другой культуры – человек, красота его тела, духа, результаты его деятельности.
И та и другая культура видела муд­рость и величие Человека в познании природы, тут и там на первом месте стояла наука и, прежде всего, естествознание, тогда как в эпоху Средневековья церковь стояла даже выше государства, а теология подавляла всякую живую мысль, стремилась превратить философию и науку в служанок богословия. И если в средние века смотрели на науку как на нечто недостойное внимания, а все усилия сосредоточили на изучении «священных книг», то в эпоху Возрождения в центр внимания было поставлено изучение, исследование природы и ее законов.
В эту эпоху Возрождения природа стала рассматриваться как основа всего сущего, как источник всех знаний и мудрости человека. Именно эпоха Возрождения как бы возвращала историю к ее истокам – античному миру, но на новой социальной и научной основе.
Свободомыслие эпохи Возрождения стало синтезом атеистических идей античности и средневековья. Это – учения Демокрита, Эпикура, Лукреция и других выдающихся мыслителей античности, их гениальные догадки о бесконечности и несотворимости Вселенной, отрицание жизни после смерти, ада и рая, о происхождении, роли и месте религии в жизни человека и общества. Были продолжены и развиты прогрессивные традиции средневековых вольнодумцев: рационалистический подход к содержанию «священных книг», раскрытие отдельных противоречий христианской догматики, критика и комментарий религиозных моральных норм и запретов.
Впервые методологической основой критики религии используется скептицизм, наиболее ярко проявившийся в творчестве Этьена Доли и Жак де Моле, которые за свои атеистические воззрения были сожжены на костре в 1576 году.
В эпоху Возрождения разрабатывается новое учение о человеке. Трусости, самоуничижению, покорности и презрению к самому себе, характерному всем религиям, противопоставляется достоинство, гордость, право Человека на счастье и достойную жизнь здесь и сейчас, а не после смерти, непринятие аскетизма, культа страдания. Оптимизм, вера в неограниченные возможности человеческого разума и воли – вот главное отличие свободомыслия и атеизма эпохи Возрождения.
Для мыслителей эпохи Возрождения характерна решительная борьба против духовной диктатуры церкви, разоблачение и высмеивание религиозной догматики и аморальности отдельных служителей культа. Наиболее яркими фигурами эпохи Возрождения являются выдающиеся ученые – математики, астрономы, биологи: Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.
Николай Коперник (1473–1543 гг.) – польский астроном, математик, врач, философ. Прославился тем, что совершил переворот в естествознании, опровергнув просуществовавшую более полутора тысяч лет систему взглядов Клавдия Птолемея о том, что Земля благополучно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты движутся вокруг нее. Самое удивительное, что это ошеломляющее открытие было сделано за много столетий до того, как был изобретен телескоп.
В книге «Об обращении небесных сфер» Коперник на основе тридцатилетних математических расчетов выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца и тем самым поставил под сомнение разделявшуюся церковью геоцентрическую гипотезу Птолемея. Этот труд Н. Коперника Ф. Энгельс назвал великим подвигом ученого, революционным актом «с которого и пошло гигантскими шагами развитие естественных наук».
Выдающимся последователем и талантливым пропагандистом учения Н. Коперника стал Джордано Бруно (1548–1600) – самый крупный представитель материалистической философии эпохи Возрождения.
«Гражданин Вселенной, сын Бога Солнца и Матери Земли», так охарактеризовал его один из современников, пожелавший остаться неизвестным.
Его биография, скитальческая жизнь из-за преследований церкви, пытки, страдания, перенесенные им в тюрьмах инквизиции, жуткая смерть на костре, апофеозом которого явилось в 1889 году открытие памятника на месте его казни – все это много раз описано и всем известно. Мы лишь очень кратко напомним некоторые штрихи его биографии, историю его научного подвига, ибо это и сегодня интересно и актуально для нашей молодежи.
Джордано родился в 1548 году в Неаполитанском королевстве. Почти ребенком ушел в монастырь и там приобрел поразительно обширные знания и любовь к наукам. И там, в монас­тыре, у будущего служителя культа сформировались сомнения в истинности религиозных догматов. В комедии «Святильник», написанной юным монахом, остроумно высмеиваются су­еверия, ханжество и лицемерие служителей культа. В другом его сочинении «Ноев ковчег» животные спорят о праве на лучшее место в ковчеге. В итоге, самое лучшее место достается самому тупому из них – Ослу.
В 1572 году Бруно официально посвящают в сан священника. Он, наконец-то, освобождается от присмотра и опеки своих монастырских наставников и вплотную окунается в мир науки. Труд Николая Коперника «Об обращении небесных тел», ставший настольной книгой Джордано Бруно, окончательно утверждает у него научное мировоззрение.
В 1575 году местный начальник ордена доминиканцев, к которому Бруно принадлежал, обвинил его в ереси. Обвинение было сформулировано в 130 пунктах. Его жизни угрожала опасность. И он вынужден бежать. В течение 17 лет он скитался по городам и весям. Жил в Париже, Лондоне, Оксфорде, Праге, преподавал в университетах философию, историю искусства. Истосковался по Родине. Вернулся в Венецию, где его тут же схватили и бросили в тюрьму. Начался процесс. Его пытали и одновременно уговаривали отказаться от принципиальных научных позиций, обещая сохранить жизнь. Но никакие физические страдания не поколебали его убеждений. Когда инквизиция поняла, что сломить ученого не получится, вынесла приговор. Он был лишен сана священника и отлучен от церкви. И его передали светской власти с рекомендацией – наказать без пролития крови, что означало сжечь живьем на костре. Бруно спокойно выслушал приговор и с горечью произнес: «Вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю».
И постыдная казнь состоялась. Палачи привели Джордано Бруно на место казни закованного в кандалы с кляпом во рту. Его железной цепью приковали к столбу в центре костра и перетянули цепь мокрыми веревками, которые под действием огня врезались в тело и доставляли невыносимую боль. Подожгли костер и вырвали кляп изо рта. И Джордано прокричал из пылающего огнива: «СЖЕЧЬ – НЕ ЗНАЧИТ ОПРОВЕРГНУТЬ!»
9 июня 1889 года в Риме на том самом месте, где был казнен великий безбожник, был воздвигнут памятник Джордано Бруно. Обстановка этого праздника, привлекшего к себе паломников со всего света, была так грандиозна и торжественна, что церковь, возможно, не только католическая, может считать этот день одним из самых позорных в своей истории.
Бруно был одним из великих материалистов. Признавая первичность материи, он развил мысль о том, что Вселенная вечная и бесконечная, безграничная и бессмертная, никем не сотворенная. Существует, утверждал Бруно, бесчисленное множество Солнц и Земли, которые кружатся вокруг своих Солнц, подобно нашей планете. Ни одна из этих бесчисленных миров бесконечной и в то же время единой Вселенной не создана Богом. Она вечна. Была, есть и будет.
Гениальные догадки высказал Джордано Бруно о законах диалектики, о единстве и борьбе противоположностей, конечного и бесконечного, и противоречиях между ними как источнике движения. Материалистически решал проблему познаваемости мира. По его мнению, познание является истинным, если оно основано на изучении природы и проверено на практике.
На рубеже XVI–XVII веков одним из пропагандистов и последователей Николая Коперника и Джордано Бруно был Галилео Галилей – разносторонне образованный ученый, исследователь, математик, астроном, физик, биолог. Отстаивая и пропагандируя учение ­­­
Н. Коперника, он говорил: «Чтобы уничтожить Коперника, вовсе не достаточно кому-либо закрыть рот. Нужно еще наложить запрет на астрономическую науку и сверх того запретить кому бы то ни было глядеть в небо».
Будучи сторонником учения Коперника, Галилей в своих взглядах на мироздание выступал как борец против субъективного идеализма, как защитник свободы исследования природы. Он, как и Бруно, последовательно отстаивал учение о первичности материи и утверждал, что материальный мир находится в состоянии вечного движения и изменения. Материализм Галилея проявлялся и в том, что он боролся против ложных авторитетов прошлого, видел критерий истинности в опыте и разуме человека.
В качестве своего учителя и кумира он называл крупнейшего философа Древней Греции Демокрита. Галилей возрождал и развивал атомистическую теорию Демокрита. Он заложил основы метафизического, механистического метода в естествознании, ставшего впоследствии, в XVII–XVIII веках, ведущим методом изучения природы.
Леонардо да Винчи – еще одна ярчайшая звезда эпохи Возрождения. Художник, поэт, философ, ученый-естествоиспытатель, он внес огромный вклад в культуру, искусство, науку своей эпохи. Ему принадлежит ряд открытий в области гидравлики, военном деле. Он весьма скептически относился к «священным книгам» и не скрывал этого. Вещи, как и сама жизнь, древнее самых древних книг. Древность – еще не доказательство истины. Надо изучать природу во всем ее многообразии. Опыт и практика – вот критерий истины.
Весьма любопытны идеи Леонардо насчет человеческого глаза. «Глаз, – утверждал он, является начальником астрономии, он создает космографию. Именно он дает советы всем человеческим искусствам и направляет их. Глаз движет человека в различные части мира. Он – государь математических наук. Его науки – достовернейшие. Глаз измерил высоту и величину светил. Он открыл стихии и их расположение. Он дал возможность прорицать грядущее по течению светил, он породил архитектуру, перспективу и божественную живопись».
В это понятие Леонардо да Винчи вкладывает более широкое значение, как о чувственном восприятии окружающего мира. Он говорит о неограниченных способностях человека познавать мир, основываясь на чувствах, здоровом созерцании, которые противопоставляет мистике, суеверию и религии.
Жизнь и творчество итальянского писателя, философа, ученого Джулио Ванини (1585–1619) полна драматизма, страданий, о которых невозможно читать без слез. Смелость и мужество, остроумие и сарказм, с которыми он критиковал религию в своем произведении «Диалоги», поражает и восхищает. Он писал, что «Бог, которого священнослужители наделяют всеми благами и достоинствами мира, таковыми не обладает. Создав мир и человека, Творец ничего не смыслит о созданных им творениях, а потому, и управлять ими не в состоянии». Атеист высмеивает идею непорочного зачатия земной женщиной сына божьего, утверждая, что зачала она своего сына обычным способом. Остроумные едкие памфлеты Ванини настолько раздражали инквизицию, что за ним была установлена слежка и преследование. Ванини, слава о котором разнеслась по всей Европе, скрывался под разными псевдонимами, его укрывали и прятали от церковных служителей не только друзья и единомышленники, но и совсем незнакомые простолюдины.
Осенью 1618 года Ванини был арестован. При аресте в его вещах обнаружили хрустальный сосуд с живой жабой, что дало повод обвинить ученого в колдовстве. 9 февраля 1619 года Ванини был объявлен смертный приговор. Его обвинили в атеизме, кощунстве и оскорблении Бога, нечисти и множестве других грехов.
Газета «Меркюр Франсуа» подробно освещала процедуру казни вольнодумца. Вот как это было.
На площади Сален собралась многотысячная толпа зевак. Из тюрьмы вывели осужденного. В лютый мороз он был почти голый, в одной тонкой рубашке, босой с привязанной на шее доской, на которой было написано: «Атеист, богохульник». Когда подошедший к нему священник предложил ему покаяться перед Богом, Ванини сказал: «Нет никакого ни бога, ни дьявола. И я ни перед кем каяться не собираюсь. Ваш Христос потел и дрожал перед смертью. Я же умру неустрашимым!»
По сигналу прокурора приступили к исполнению процедуры казни. Ванини поставили на колени и заставили высунуть язык. Он отказался. Тогда палач вырвал ему язык клещами. И атеиста заживо сожгли на костре. А пепел сожженного, как было предписано, развеяли по ветру.
Такова ошеломляющая, полная драматизма история свободомыслия и атеизма эпохи Возрождения. Подвергаясь жестоким преследованиям со стороны католической церкви, свободомыслящие ученые показали образцы мужества и стойкости в борьбе против религиозного мракобесия отжившего свой век феодального общества.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Атеизм удел глупцов. Многие великие учёные рано или поздно признавали существование Бога

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ