Без атеизма воинствующего…

0
503

Мадина Усенова,
доктор философских наук,
профессор, религиовед

Религиозные организации – неотъемлемый элемент социальной структуры современных обществ. Исторически непростые взаимоотношения складывались между ними. Во все времена эти отношения определяли образ жизни, мировоззрение, поведение людей. Ренессанс религии в постсоветском пространстве, где в недавнем прошлом безуспешно пытались отлучить церковь от государства, общества и частной жизни, показал, как глубоки истоки и причины религиозности людей, что даже при наличии мощного государственного принудительного аппарата начисто вытеснить религию из жизни общества – так и не получилось.

Вместе с тем, стоит вспомнить, почему так случилось. Вот как все было.
Православная церковь враждебно встретила Великую Октябрьскую революцию. Известно, духовенство в России было самым богатым сословием, имевшим в собственности огромные земельные владения и другие ценности, чего и близко не было у других конфессий. Декреты «О земле», «Декларация прав народов России» и другие (1918 г.) сняли все привилегии православия, уравняв его с другими религиями, все ее богатства объявили собственностью народа, провозгласили свободу совести и вероисповеданий.
Церковь с этими потерями не смирилась и открыто перешла на сторону контрреволюции. В рядах белогвардейцев сражались против своего народа отряды «Иисуса Христа», «Богородицы», организованные и руководимые Митрополитом Тихоном.
Это только штрихи картины тех страшных лет. В стране разруха, нищета, голод. Все изъятые у церкви богатства были направлены в голодающее Поволжье и в другие регионы страны. Но мы почему-то забываем эти страницы нашей истории, а помним только гонения на служителей культа, которые, конечно, имели место в той обстановке.
Воинствующий атеизм возник именно тогда. А разве у молодого советского государства были другие варианты? В силу этих экстремальных обстоятельств марксистская теория научного атеизма была искажена до неузнаваемости. Так, в сознании людей атеизм закрепился как безбожие, бездуховность. Хотя ничего общего с этими понятиями теория научного атеизма не имеет.
После развала СССР и обретения нами независимости ситуация в духовном сегменте коренным образом переменилась. Наблюдаемый сегодня всплеск религиозности объясняется в большей степени не оправдавшимися надеждами населения на скорое улучшение их жизни. Безработица, нищета, дороговизна, практическая недоступность для большинства высшего образования, коррупция, которые не изжиты и сегодня, стимулируют и воспроизводят религиозность. Государство обратило внимание в первую очередь на эти проблемы, а их идеологическое обеспечение как-то отодвинулось на задний план. Деидеологизация, деполитизация, отмена цензуры вытеснили из общественного сознания, особенно молодежи, прежние ценности и идеалы. А их место заняли суррогаты западного мира, мистика, религия.
Лавина религиозного мракобесия, магических услуг в Казахстане началась с телесеансов А. Чумака и А. Кашпировского, «заряжавших» кремы и воду. А наши СМИ активно поджигали интерес к этим услугам, рекламируя через телеканалы услуги безграмотных магов, целителей, мошенников, обогащавшихся за счет легковерных клиентов. А государственные органы не сочли нужным контролировать подобное воздействие на общественное сознание чуждой идеологии.
Идеологическая беспринципность, открытость и облегченный визовый режим обеспечили тогда наплыв в нашу страну миссионеров разных мастей. Особую активность проявляли миссионеры из Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Иордании, Туниса. Они чаще всего действовали под видом общественных культурных организаций и коммерческих фирм.
В 1993 году, например, на окраине Алматы открылась бесплатная школа по изу­чению арабского языка, где преподавали не столько язык, сколько вероучение ислама. Причем нетрадиционного. В городе Сарыагаш Южно-Казахстанской области фундаменталисты из Иордании открыли медресе, которое официально числилось как хозяйствующий субъект по продаже женских сумок. Немало было миссионеров подобного рода в Жамбылской, Тургайской, Кызылординской, Алматинской областях. Они щедро финансировали свои проекты, отправляли на учебу в языковые и религиозные учебные заведения желающих, полностью оплачивая их учебу и проживание в чужой стране.
Эффективность их работы сегодня видна невооруженным глазом. Оживился ислам – самая смирная и тихая религия в бывшем Союзе. Особенно это заметно на бытовом уровне. Теперь мы употребляем продукцию только «халал». А родственников иногда хороним в день смерти, как арабы. И невдомек нам, что арабы так поступают не из-за ислама, а из-за жары…
На улицах наших городов и сел, на рынках, в офисах – везде видим бородатых мужиков в коротких штанах и женщин с головы до пят укутанных во все черное. Удивляемся, откуда такая мода?.. А нам говорят, что это верующие, мусульмане. И невдомек этим мусульманам, что в тысячелетней истории ислама черный цвет никогда не приветствовался в одежде мусульманок. Сам Пророк Мухаммед любил и носил только белые одежды, а его жены никогда, даже в траурные дни, не ходили в черном. Покойника и сегодня все хоронят в белом саване.
Кто же придумал черные покрывала? Арабы говорят, что это фантазии и предпочтения восточных ревнивцев, чтобы никто глаз не положил на их женщин. А насчет бороды в Коране тоже нет прямых указаний. Это все же чисто косметический элемент. Когда у мужчины нет других возможностей подчеркнуть свою мужскую привлекательность, они отпускают бороду.
Ведь не объяснишь всем и каждому эти истины. Мы пережили ужасы религиозного экстремизма и терроризма, и поэтому эта мусульманская униформа вызывает у многих тревогу, страх, так как ассоциируется именно с терроризмом и религиозным фанатизмом. Кто знает, что прячет под черным покрывалом женщина. Может, сейчас она взорвет меня и моего ребенка. Вот почему большинство граждан сегодня категорично требуют законодательно запретить эти чисто внешние атрибуты веры.
А ведь истинная вера не требует никаких доказательств, демонстраций своей приверженности религии. Пророк говорил об этом не раз: «Аллах предпочитает слепой вере – веру искреннюю, от сердца. В рай попадет не тот, кто соблюдает все обряды и предписания, а тот, кто честен, благороден и любит Аллаха всей душой».
Есть еще ряд хадисов (от Айши – младшей жены Пророка), повествующих о том, что Мухаммед не любил фанатизма и крайностей в религиозной вере. «Приверженность ритуалам, внешней стороне культа, – говорил основатель ислама, – не может быть критерием истинности веры. Праведность состоит в том, что люди становятся образованнее, культурнее. Для всего есть свой путь. Путь же в рай откроет знание. Подменять ритуалами великую роль знаний – это противоречит исламу».
В любой из ныне существующих религий генетически заложено явление экстремизма. Ибо сам религиозный культ предписывает верующему определенное поведение, обязанности, запреты, которые определяют основания для протеста и сопротивления всему «неправедному».
Отношения между религиозностью и светскостью всегда имели важное значение в истории народов мира. И достижение разумного консенсуса между этими очень важными составляющими человеческой жизни являлось тем критерием, который определял адекватность текущего состояния и перспектив будущего прогресса каждого общества.
В любой стране мира всегда были силы, отстаивающие право религии и церкви вмешиваться во все сферы жизни общества и даже руководить ими. И были силы с этим притязанием не согласные. Эта конфронтация порой приводила страны и народы к войнам, трагедиям, жертвами которых становились лучшие люди планеты, чьи идеи и сама жизнь для нас и сегодня, как яркий факел – Джордано Бруно, Николай Коперник, Ибн Сина, Абу Райхан Бируни, Абу аль-Маари, Омар Хайям.
Ученые-религиоведы, атеисты давно бьют тревогу по поводу ситуации в религиозном сегменте нашего общества. Сегодня СМИ круглосуточно пропагандируют различные религиозные воззрения. А телеведущие – все в хиджабах. Ведь это – нарушение Конституции и действующего законодательства РК. Однако соответствующие государственные структуры ничего не предпринимают, чтобы остановить этот правовой беспредел. Раз цензуры теперь нет, говорят, то никто не вправе диктовать СМИ что и как пропагандировать. Мол, демократия, свобода слова.
К каким последствиям для страны, ее граждан, особенно молодежи, может привести подобная бездеятельность властных структур, их идеологическая беспринципность неоднократно говорил Н. А. Назарбаев в Послании народу Казахстана, в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», подчеркивая, что никакая модернизация ни в какой области нашей жизни невозможна без ее идеологического обеспечения.
«Идеология религиозного радикализма и экстремизма, – как подчеркивается в Указе «Об утверждении Концепции государственной политики в религиозной сфере РК на 2017–2020 годы», – проникает в общественное сознание путем массированного информационно-психологического воздействия через информационно-коммуникационные сети, интернет-пространство, современные электронные программные приложения».
Да, под влиянием такой деструктивной информации снижается уровень доверия граждан к государству, нивелируются чувства патриотизма, меняются ценностные ориентации, этические нормы, что в целом негативно отражается на морально-психологическом микроклимате общества, и это угрожает национальной безопасности страны. Тревожит Лидера нации также и динамика роста религиозности молодежи в Казахстане, и это подчеркнуто в его Указе.
Согласно социологическим исследованиям, проведенным в 2003–2009 гг., верующими назвали себя 96% молодых казахстанцев. Из них 70% – мусульмане, 26% – христиане. 65% мусульман и 55% христиан отметили, что мало знают о религии, которую исповедуют, 68,7% – информацию о религии получают по телевидению и из интернета, 87% опрошенных заявили, что хотели бы больше знать о своей религии.
Вместе с тем, большинство опрошенных не проявляют особого пристрастия к религиозной обрядности и культу, редко посещают церковь и мечеть. Всего 3% – часто бывают в мечети, 9,7% – иногда; совершают намаз – 3,1% и не знают молитв 85% респондентов. Их слабая осведомленность при желании знать больше создает все условия для приобщения к различным деструктивным религиозным течениям, стимулирует протестные настроения.
Факторами уязвимости молодежи перед идеологией радикального ислама могут стать любые житейские трудности и проблемы, безработица, коррупция, несправедливость, низкий уровень образования, неумение критически анализировать ситуацию, юношеский максимализм и отсутствие жизненного опыта.
Концепция государственной политики в религиозной сфере четко и подробно обозначила сегодняшние перспективные задачи, формы, методы взаимодействия государства и религии. Основной целью Концепции являются повышение эффективности государственной политики в религиозной сфере, направленной на совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, укрепление светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.
Казахстан – светское государство, и это – одно из величайших достижений нашего народа. Обладая уникальными историко-культурными ценностями, самобытностью исторического развития, спецификой духовной сферы, мы создали собственную модель государственно-конфессионального взаимодействия, признанную всем мировым сообществом.
Интересы государства в религиозной сфере заключаются, прежде всего, в упрочении светских устоев государства, сохранении национально-культурных ценностей и традиций и ограничении сферы влияния религий областью высокой морали и этики.
Светские принципы являются основой государственной политики нашей страны. Что это означает?
1. Все граждане независимо от их отношения к религии обязаны соблюдать и выполнять законы и правила, действующие в нашей стране.
2. Все религии равны перед законом. Ни одна из них не пользуется привилегиями.
3. Конституция РК гарантирует каждому гражданину свободу совести, то есть можешь выбрать любую религию или остаться неверующим, атеистом.
4. Церковь отделена от государства, а школа – от церкви. Воспитанием и образованием молодого поколения занимается государство на научной основе. Поэтому насилие над ребенком, принуждение его соблюдать предписания религии, носить хиджаб – недопустимо.
5. Защищать Родину – гражданский долг. И отказываться от службы в армии по канонам веры – нельзя.
6. Средства массовой информации предназначены для всех граждан страны, независимо от их религиозной принадлежности. Пропаганда одного вероучения в ущерб другим конфессиям – недопустима. Это противоречит конституционному принципу равноправия всех религий в РК и ущемляет права представителей других конфессий.
Утвержденная Указом Президента РК Концепция подробно разъясняет место и роль государства и религии во всех сферах общественной жизни. И вот здесь нужно отметить особенность и историческое значение данной Концепции, которые отличают ее от сотен других. Что я имею в виду? А вот что.
Отделение церкви от государства – это демократическая норма, которая есть во всех конституциях почти всех стран Европы и Америки. И только в нашей Концепции подчеркнуто и разъясняется право и обязанность государства контролировать и регулировать деятельность церкви. Зачем?.. Ведь церковь отделена от государства.
Изменился мир, изменились люди. И религии тоже изменились. Появились религиозный экстремизм, терроризм, ввергшие население планеты в состояние страха, горя и трагедии. И главная задача государства любой страны уберечь своих граждан от этой беды. Как? Вот как раз об этом подробно написано в Концепции.
Реализация Концепции строится на принципах системности, последовательности, межведомственного взаимодействия и гармонично вписывается в Программу модернизации общественного сознания. Буквально по пунктам расписаны конкретные задачи всех министерств, ведомств, центральных государственных, местных исполнительных органов, институтов гражданского общества, учебных заведений, отдельно медицинских, спортивных, женских, ветеранских, творческих, научных центров и объединений, которые окажут свое идеологическое влияние буквально на все слои населения.
В Концепции подчеркивается огромная роль и место религии и церкви в жизни страны и ее граждан. Особенно в такой области, как формирование высоких нравственных, гражданских чувств в укреплении института семьи, в заботе о детях, родителях, в уважении старших и сохранении духовно-культурного наследия нашего народа.
Роль служителей культа в этих вопросах трудно переоценить. Они общаются с миллионами верующих, имеют огромное влияние на них. И как важно, подчеркивал Президент на встрече с сотрудниками ДУМК, чтобы имам, мулла были образованными, интеллигентными, с широким кругозором наставниками.
И в этой связи Нурсултан Абишевич ставил вопрос о дефиците религиоведческих кадров в стране, о необходимости повышения квалификации служителей культа. Причем не за рубежом, а дома. Такая возможность есть. Это – актуальная проб­лема, и она нашла свое отражение в Концепции. Поэтому решать ее надо незамедлительно, не откладывая в долгий ящик.
Пропагандировать и разъяснять на всех уровнях этот уникальный по своей значимости документ – сегодня важнейшая задача каждого из нас.

ЛИТЕРАТУРА
1. Дунаев В., Курганов В., Косиченко Г. Научно-исследовательский отчет: «Влияние религиозных организаций на молодежь Казахстана». Алматы, 2009.
2. Телебаев Г. Особенности религиозной идентификации современной казахстанской молодежи. Алматы, 2009.
3. Усенова М. Религиоведение. Алматы, 1999.
4. Перепись населения РК. Алматы, 2009.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here