«МОЙ ГОРОД ВО ВСЕЛЕННОЙ ЗНАМЕНИТ…»

0
481

Тулеубай ЖУМАСУЛТАНОВ,
профессор Центрально-Азиатского
университета

«Мой город во вселенной знаменит тем,
что другим его не заменить…»
Олжас СУЛЕЙМЕНОВ

Трудом многих поколений и руками тысяч энтузиастов природы создан один из самых зеленых и красивых городов на земле. Ныне Алматы – это цветущий город-сад, неповторимый и прекрасный оазис под сенью величественных гор, все лето утопающий в зеленом наряде, а весной его окрестности и горные склоны покрываются белой пеной цветов яблоневых и других фруктовых деревьев, которые далее спускаются в самую гущу городских кварталов. Вот почему главным символом для герба города взяты снежный барс и ветка яблоневого цветка в его зубах.

Топоним «Алматы» произошел от названий горных ущелий Киши и Улькен Алматы и одноименных двух горных рек, на берегах которых веками проживали кочевые и полукочевые сакские и уйсуньские племена. Происходит от тюркского слова «алма» (яблоня, яблоко) и означает «обильный яблонями».
В 1979 году, в центре нынешнего Алматы, археологами были найдены две серебряные монеты, отчеканенные в XIII веке (1271–1272 гг.), с надписью на арабском языке «Алмату» (в 1990 году нашли еще две монеты с теми же надписями). Исходя из этих фактов, ученые уверенно заключили, что современный город Алматы изначально сформировался еще в Х–XI веках, т. е. не менее чем тысячу лет тому назад, как один из торгово-ремесленных и культурных центров средневекового Казахстана на Великом Шелковом пути.
Последующие исследования археологов и других ученых также доказывают, что район «Большой Алматы», т. е. северо-восточная часть нынешнего Жетысу, осваивался человеком еще в эпоху поздней бронзы. В Х–XI веках до нашей эры здесь уже жили оседлые жители, которые занимались земледелием и скотоводством. Их поселения состояли из полуземлянок, одна из которых была найдена на северной окраине нашего города и детально исследована. Еще одно такое же жилище найдено археологами в 1997–1999 гг. на западных склонах горы Коктобе, где были раскопаны керамические изделия, датируемые X–VIII веками до нашей эры. В последующие века этот район стал местом обитания сакских, позднее уйсуньских и кангуйских племен, о чем свидетельствует наличие близ современного Алматы (даже среди одноэтажных его окраин) многочисленных мелких и крупных курганов (могильников) «сакских царей». В черте города при строительных работах до сих пор находят глиняную посуду, изделия быта из бронзы и железа, различные старинные инструменты, изготовленные в Х–XI веках н. э., а также развалины средневековых кузнечных мастерских.
О том, что в древности и Средневековье на территории, основанной с 1854 года сначала как военной крепости, а затем уже как города Верного, было несколько небольших городов и о найденных развалинах одного из них (довольно большого по средневековым меркам) в 1894 году писал известный археолог В. В. Бартольд. На поверхности упомянутого городища еще сохранились остовы его построек из жженного кирпича, которые жители Верного разбирали для своих нужд. Ленинградский профессор А. Бернштам в изданной им в 1948 году книге «Прошлое района Алма-Аты» описывал имевшиеся тогда в больших количествах археологические памятники, датированные Х–XI веками н. э.: размеры городища, имевшиеся в нем кирпичные строения, находки ремесленной керамики, принадлежности развитого кузнечного ремесла, наличие собственного монетного двора и др. Эти и последующие археологические артефакты (среди них получивший всемирную известность «Золотой человек») позволяют сделать вывод о том, что Алмату, как небольшой средневековый город, сформировался в Х–XI веках н. э., и через него шли важные торговые трассы Великого Шелкового пути. Об этом же свидетельствуют найденные в окрестностях современного Алматы обломки китайского фарфора, иранских бронзовых поделок и японской чашки.
Таким образом, хотя многие ученые считают, что нашему городу не менее трех тысяч лет, признанный авторитет в археологии – Карл Байпаков уверенно констатирует: Алматы существует, по крайней мере, одну тысячу лет, и его родословная ведет свое начало с Х века нашей эры. Он и другие ученые заверяют, что утверждение об исторической преемственности названий Алмату – Верный – Алма-Ата – Алматы научно доказанный вопрос.
С конца VIII по Х век нашей эры на территории современного Жетысу, по которой через Илийскую долину проходил Великий Шелковый путь, обосновались поселения и средневековые города, а по ним передвигались богатые международные торговые караваны. Об этом свидетельствуют генуэзские купцы, останавливавшиеся в таких городах на пути из Европы в Китай и обратно. На этом же пути в Х–XI веках сформировался средневековый торговый город под именем «Алмату». Предгорья Заилийского Алатау с их полумягкими климатическими условиями были благоприятны для человека и в древности.
В конце первой четверти ХIII века и в последующие века почти прекратились былые торгово-экономические взаимоотношения народов Европы, Ближнего Востока и остального мира с Китаем через Великий Шелковый путь. В этот же исторический период бесконечные кровавые походы средневековых правителей из Средней Азии и последующие нашествия джунгар с Востока окончательно опустошили и привели к полному исчезновению на юге Казахстана его былых торгово-ремесленных городов. В мемуарах Захир ад-Дина Мухаммеда Бабура – известного государственного деятеля первой половины ХVI века – указываются разрушенные монголами крупные средневековые города и поселения, в числе которых упоминается Алмату; об этом же поселении сообщает современник Бабура – Мухаммед Хайдар Дулати. Тем не менее, о существовании еще в ХIV веке большого поселения Алмалы на месте старинного Алмату упоминается в исторических анналах похода Тимура в 1390 году из Средней Азии в Моголистан Шереф ад-Дина Йезди, о чем писал в своем отчете о поездке в Среднюю Азию [Бартольд В. В. Соч., т. 4, М.,1966, с. 85–86]. К XIХ веку от Алмату остались лишь отдельные и мелкие поселения, где продолжали жить казахи рода Дулат Старшего жуза, подвергавшиеся частым нападениям со стороны Кокандского ханства, имевшего цель подчинить себе этот край.
Последующая история района Алматы, как и всего Жетысу и юга современного Казахстана, тесно связана с Россией, а возрождение древнего города Алмату началось во второй половине XIХ века. Стремясь противостоять явным и возможным завоевателям своих земель со стороны других народов, а также под влиянием состоявшихся к тому периоду исторических реалий, связанных с окончательным вхождением в состав Российской империи всех земель и жителей Младшего и Среднего жузов, осознав необходимость экономических связей и торговли с Россией и Китаем, большинство предводителей казахских родов Старшего жуза, обитавших за озером Балхаш и до правого берега реки Или, в 1845 году также приняли Российское подданство. К тому времени уже были построены и укреплены несколько военных крепостей России на этой территории, среди которых более крупными и опорными были Сергиопольская (ныне город Аягоз) и Капальская (поселок Капал).
Чтобы закрепить за империей остальную территорию Заилийского края, а в дальнейшем подчинить России весь юг Казахстана, в январе 1848 года были утверждены институт и должность пристава Российской империи при казахах «Большой орды» (Старшего жуза), а позже приказом Западно-Cибирского генерал-губернатора Гасфорта от 1856 года начальником Алатауского округа назначается майор М. Д. Перемышльский.
И вот военный отряд из 400 человек под командованием майора Перемышльского, состоящий в основном из сибирских казаков, выйдя в июле 1853 года из Капальского военного укрепления в поиске места для строительства новой военной крепости в Заилийском крае, пешим порядком через старинную переправу «Огуз-Уткел» на реке Или вышел в район нынешнего города Есик (Иссык). Возможно, именно на этом месте могло быть заложено новое военное укрепление, но суровая и снежная зима 1853–1854 годов стала причиной поиска отрядом более подходящего места для его строительства. С первыми оттепелями отряд двинулся на запад и остановился на правом берегу реки Малая Алматинка (правый приток реки Каскелен, впадающей в реку Или; длина 125 км). Здесь они нашли долину между реками Большая и Малая Алматинка с удобными пахотными землями, угодьями и богатыми источниками воды и определили местность среди былых казахских зимовок, вблизи остатка старинного караван-сарая по Кульджинскому тракту Великого Шелкового пути, северо-восточнее развалин древнего города Алмату.
4 февраля 1854 года (по старому стилю) с одобрения российского царя Николая I его правительство принимает решение построить в указанном районе Жетысу военное укрепление, и весной того же года отряд Перемышльского начинает строительство на левом берегу реки Малая Алматинка, недалеко от ее выхода из горы Заилийского Алатау, основы будущей крепости-укрепления под руководством военного инженера-поручика Л. И. Александровского.
Стройку крепости завершили к осени того же, 1854 года. Ее территорию обнесли глинобитной стеной с деревянными частоколами сверху, имевшей форму неправильного многоугольника, и рвом, наполненным водой из реки. Внутри крепостной стены построили деревянные жилые дома для офицеров, казармы для солдат, небольшую деревянную церковь, гауптвахту, складские помещения, пороховые погреба. В ходе строительства крепости отряду Перемышльского оказывало существенную помощь местное казахское население, выделив сотню верблюдов и коней для перевозки из Капала строительных материалов, продовольствия, фуража, снаряжения, боеприпасов и т. д. Крепость была рассчитана на постоянное нахождение в ней военного гарнизона из 500 человек – офицеров и солдат; назвали ее – крепость «Заилийская».
Данная крепость, переименованная 30 сентября 1854 года в крепость-укрепление «Верное», в первые 5-8 лет своего существования сыграла очень важную роль военного форпоста Российской империи на ее южных границах и на севере Центральной Азии. Большое значение для дальнейшего роста и развития Верного, как военного укрепления, имел разгром двадцатитысячного кокандского войска под старинным селением Узун-Агаш (сегодня районный центр) в 60 км от Верного. В том историческом бою 21 октября 1860 года вместе с военным отрядом из Верного (800 солдат с шестью орудиями) под командованием назначенного к тому времени начальником Алатауского округа подполковника Г. А. Колпаковского принимали участие несколько сотен конных казахов-сарбазов во главе с известным в крае султаном Тезек-торе.
Весной 1855 года в только что построенную военную крепость стали прибывать семьи офицеров и младшего командного состава, которые служили в ней, а осенью того же года и в последующие годы сюда стали переезжать сибирские и уральские казаки с семьями. Для них юго-западнее от самой крепости стали строить дома из бревенчатых срубов с полуподвалами, и это поселение вскоре получило название «Большая станица» (по казачьей традиции называть свое место проживания «станицей»). В последующие годы здесь также заселялись отслужившие срочную службу военные, которые все в большей численности оставались на постоянное проживание в Верном. Кстати, каждый из отслуживших положенные сроки в крепости офицеры и солдаты получали надел земли рядом – восточнее крепости. Создавали семьи, находя свою «вторую половинку» – девушек «на выданье» из среды, прибывающих во все большем количестве крестьян-переселенцев из России.
С середины 1855 года в укрепление начали прибывать первые, затем последующие партии переселенцев-крестьян из южных губерний (большинство из Воронежской) тогдашней крепостной России, а также из Сибири (больше из Омского края), которым понравились мягкий климат и благодатная природа южного края. Они положили начало еще одной станицы – Малой – также рядом (восточнее) с крепостью и Большой станицей. Здесь же стали сосредоточиваться жилье и мастерские ремесленников и другого «рабочего люда».
Почти одновременно с крестьянами-переселенцами в Верный стали переселяться семипалатинские татары-лавочники, татарские и узбекские купцы, из числа которых стали выделяться предприимчивые и более богатые купцы и торговцы. По их ходатайству, с 1858 года начали строить недалеко от крепости (южнее Малой станицы и в одной версте от Большой станицы) другое поселение, получившее название «Татарская слобода».
Первыми поселенцами будущего города Верного были 470 солдат и офицеры Российской империи, прибывшие весной 1854 года и построившие в том году на левом берегу реки Малая Алматинка, вблизи (северо-восточнее) развалин средневекового города Алмату, военную крепость «Заилийская», вокруг которой впоследствии возник и вырос город Верный (Алма-Ата, Алматы). По традиции, превратившуюся позже в имперскую политику царизма, Россия укрепляла свои дальние рубежи и новые военные укрепления казаками и крестьянами-переселенцами. В середине 1855 года в крепость-укрепление прибыла первая группа переселенцев – казаков из 199 человек (с семьями) из Сибирского казачьего войска. В том же году сюда начали прибывать русские и украинцы – переселенцы с центральных губерний России, с Урала и Сибири, татары и узбеки.
В 1882 году в Жетысу, в том числе и в г. Верный, переселилась из Кульджинского края Китая часть уйгур и дунган.
Согласно официальным данным первой всеобщей (Всероссийской) переписи населения, по состоянию на 28 января 1897 года в г. Верном проживали 22,7 тыс. человек, из числа которых 27,0% (6,1 тыс.) составляли дети в возрасте до 9 лет, 67,8% (15,4 тыс.) – возрастная группа городских жителей 10-59 лет и 5,2% (1,2 тыс. человек) – лица в возрасте 60 лет и старше. При этом на каждые 1000 мужчин приходилось только 846 женщин, а в группе 20-30-летних – было лишь по 636 женщин (была явная нехватка молодых женщин активного детородного возраста). Из общей численности жителей города на долю русских приходилось 58,3% (более 13,2 тыс. человек), казахов – 8,2% (около 1,9 тысячи), уйгур – 8,7% (2 тысячи); в пределах 5-7% приходилось на долю татар, дунган, украинцев и узбеков. В начале ХХ века в Верном проживали представители 27 национальностей. По данным за 1870 год, в военном укреплении, помимо православных казаков, службу несли также 235 мусульман, 113 буддистов, 21 лютеранин и более 30 человек – сектанты различного толка.
К 1913 году население города Верного возросло до 41,4 тысячи, или на 82,4% за предшествовавшие 15 лет; однако, к 1921 году, т. е. к моменту своего переименования и установления в нем Советской власти, его численность существенно не выросла (в 1920 году составила 43 тыс. человек). Это было связано последствиями Первой мировой, а затем и ожесточенной гражданской войны в этом крае и в городе Верном. Гражданская война вызвала большие потери среди мужского населения и отток значительной части всего населения в другие края, а также разруху и резкое ухудшение условий жизни большинства жителей края и города. Все это повлекло изменения в половозрастной структуре оставшегося в городе населения, снижение уровня рождаемости, рост смертности и резкое падение уровня естественного прироста населения. Общая численность населения Алма-Аты (бывшего Верного) хотя к концу 1926 года достигла 45,4 тыс. человек, но она возросла лишь на 9,7% за предыдущие к тому моменту 14 лет (против 82,4% за 1897–1913 гг.).
«Широта мышления и прогрессивность практических дел в Казахстане отличали <…> многих представителей России, которые многое сделали для развития хозяйственной и культурной жизни края». Эти слова принадлежат Д. А. Кунаеву [Советский Казахстан. М., 1982, с. 10]. Такими не простыми «представителями», а пламенными энтузиастами общего дела, непосредственными и самыми активными участниками становления молодого города Верного, как «лучшего и самого цветущего города Средней Азии», были люди, среди которых оказались П. М. Зенков и А. П. Зенков.
Зенков Андрей Павлович (1863–1936) – представитель прогрессивной русской интеллигенции конца ХIХ – первых десятилетий ХХ веков, военный инженер-строитель (в 1893 году окончил Николаевскую инженерную академию в Петербурге), архитектор.
Отец А. П. Зенкова – Павел Матвеевич Зенков (1830–1915), сын уральского крепостного, в середине 60-х годов ХIХ века переселился в Верный, стал купцом и благодаря своему таланту от природы стал зодчим и одним из первостроителей этого города. 13 ноября 1877 года состоялись первые выборы Верненской городской Думы, и П. М. Зенков был избран первым Городской головой, т. е. мэром города.
Первый почетный гражданин г. Верного – Андрей Павлович Зенков – прибыл в город Верный в 1898 году. Работая в 1900–1917 гг. в Семиреченском областном управлении (по строительным делам), принимал самое активное участие в строительстве (как архитектор) многих общественных зданий в Верном, других городах Казахстана и Киргизии. Самым выдающимся творением А. П. Зенкова является (красующийся и поныне в парке 28-ми гвардейцев-панфиловцев г. Алматы) Свято-Вознесенский кафедральный собор (второе по высоте и первое по площади деревянное сооружение культового характера в мире).
После 1917 года А. П. Зенков принимал деятельное участие в реконструкции Верного (Алма-Аты), осуществляя архитектурный и инженерный надзор, готовя строительные кадры; с 1927 года являлся губернским инженером, работал начальником управления строительного контроля при Совнаркоме Казахской АССР.
Градостроительство (в классическом его понимании) в Верном благодаря знаниям, практике и талантам его первых архитекторов и инженеров-градостроителей началось в 1855 году (задолго до получения статуса города) в самой первой части будущего города – Большой Алматинской станицы, которая примыкала с юго-востока крепости-укреплению: улицы станицы были определены прямоугольной системой планировки, были заложены (по принципам строительства городов России ХVIII–XIX веков) с просторной площадью в центре и церковью св. Софии, а в южной части станицы отдельно сформировалась базарная площадь. Такие же методы планировки и строительства применялись и при формировании Малой станицы.
Строительство вокруг крепости-укрепления стало масштабным в связи с присвоением ему в 1867 году статуса города и обоснованием здесь в 1868 году военного губернатора Семиреченской области.
В 1869 году в Верном был образован специальный комитет по устройству города, которому было поручено разработать и контролировать правила благоустройства города, решать связанные с ним вопросы отвода земель, составлять и утверждать проекты общественно значимых и важнейших объектов строительства в городе.
Строительство будущего центра города и его дальнейшее расширение шло поэтапно, о чем свидетельствуют составление и применение на практике двух официально утвержденных местными властями генеральных планов развития города – 1868 и 1884 годов.
Отдельно был разработан и осуществлен план застройки центральной части города Верного: композиционным узлом такого центра была определена Гостинодворская площадь (район нынешнего Зеленого базара). По его периметру постепенно строились одноэтажные кирпичные здания торгового назначения. Одновременно возводился административный район города вокруг Церковного парка (ныне парк им. 28-ми гвардейцев-панфиловцев) из более крупных и кирпично-каменных зданий, которые отличались богатой архитектурной отделкой. Надо также отметить продуманность планировочного решения при размещении центра города и разбивки его главных улиц.
По Генплану развития города разрешалось строить здания только из кирпича и камня, чтобы не допускать дальнейшего массового уничтожения лесных массивов вокруг города. Однако когда в Верном в 1887 году произошло разрушительной силы землетрясение, все здания, построенные из необожженного кирпича и глины, обрушились. Были разрушены также многие здания, построенные из частично обожженного кирпича и камня, в то же время сохранились жилые дома и крупные административные здания деревянной постройки, возведенные по проектам архитектора А. П. Зенкова. Исходя из этого факта, военный губернатор области 1 июня того же года издал приказ: «Вследствие выяснившейся ненадежности в случае сотрясения почвы кирпичных построек впредь предлагается возводить лишь деревянные дома».
Таким образом, последствия двух разрушительных землетрясений, произошедших в Верном в 1887 и 1910 годах, не только изменили первоначальные намерения градостроителей строить здесь здания только из долговечных строительных материалов (жженого кирпича и природного камня), но и повлияли на ход последующего развития города и правил градостроительства. Вот почему здесь почти все жилые дома и многие общественные здания в последующие десятилетия строились, в основном, одноэтажными и из дерева. Двухэтажные здания стали появляться после внедрения в строительную практику сейсмоусилительных мер. (Даже в десятилетия бурного развития Алма-Аты, вплоть до середины 60-х годов ХХ века, здесь в основном строились здания не выше четырех этажей.)
После землетрясения 1887 года последовало немало предложений о строительстве другого города на новом месте. Для этих целей были даже проведены топографические исследования на правом берегу реки Или. Но местные власти отказались от этой идеи и решили продолжить развитие Верного с учетом сейсмических норм в строительстве и благоустройстве города.
Тем не менее, город Верный еще дважды разрушался от природных катаклизмов: землетрясения в 1910 году и разрушительного селя в 1921-ом.
Если в первом разрушительном землетрясении, произошедшем в 4 часа 35 минут утра 28 мая 1887 года в только что начавшем свое бурное развитие городе Верном, было разрушено 1799 зданий и погибли 322 человека (483 включая окрестности города), то в результате еще более мощного землетрясения, произошедшего 22 декабря (по старому стилю) 1910 года, полностью было разрушено 616 жилых зданий, серьезно пострадали 300 построек.
В ночь с 8 на 9 июля 1921 года здесь разразилось еще одно разрушительное стихийное бедствие: с гор по Малоалматинскому ущелью обрушился страшной силы селевой поток, обрушивший на город огромный объем (по различным оценкам от 1,5 до 3 миллионов кубических метров) грязекаменной горной массы вместе с каменными глыбами в несколько десятков тонн весом. Из-за селя оказались полностью разрушенными 65 и серьезно поврежденными 82 жилых дома, 18 мельниц, 2 кожевенных завода, табачная фабрика, 177 других хозяйственных построек. При этом наиболее сильно пострадала восточная часть в центре города, включая улицу Капальская (ныне ул. Д. А. Кунаева).
Таким образом, уровень культуры строительства города Верного повышался параллельно со становлением и развитием города благодаря заботам со стороны его властей и энтузиазму и неустанному труду многих поколений горожан. Тому яркое свидетельство – особые отношения и высокие требования властей к градостроительству и благоустройству (особенно озеленению), и всеобщая поддержка их начинаний со стороны населения.
Красиво и на века строились в Верном многие здания и сооружения, проектированные городскими архитекторами А. П. Зенковым и А. В. Гурдэ. Некоторые из них, спустя полтора столетия, выдержав два самых разрушительных землетрясения (1887 и 1910 гг.), и сегодня являются историческими достопримечательностями современного Алматы. Это – Торговый дом купца Габдувалиева, построенный в 1912 году (ныне Дом торговли «Кызыл Таң» на проспекте Жибек жолы); Свято-Вознесенский православный собор в парке имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев; Дом военного собрания, возведенный в 1908 году (ныне Музей народных музыкальных инструментов); здания Верненской мужской гимназии 1895 года постройки на ул. Казыбек би и городского училища 1890 года на ул. Гоголя и др. Среди них особое удивление и восхищение у ценителей искусства и градостроителей вызывает величественное сооружение Свято-Вознесенского собора. В начале он назывался Кафедральным собором, был построен в 1907 году в центре тогдашнего городского сада по проекту и при непосредственном участии А. П. Зенкова.
Здание собора было отреставрировано в 1995 году. Его высота достигает 56 мет­ров. Издалека кажется, что собор построен из камня; но на самом деле он возведен из тянь-шаньской ели, причем без единого железного гвоздя. Вот как описывает величие и стойкость этого здания известный писатель, ученый-орнитолог Юрий Домбровский: «…Высочайший, многоглавый, узорчатый, разноцветный, с хитрыми карнизами, с гофрированным железом крыш, с колокольней, лестницей – целой системой лестниц, переходов и галерей, что даже после сильнейшего землетрясений в городе Верном из великолепных дворцов Зенкова не обрушился ни один. Дерево не подвело его! А в самом грандиозном творении Зенкова – Кафедральном соборе – уцелели даже стекла».
До сегодняшнего дня красуется на углу улиц Фурманова и Курмангазы солидного размера дом, построенный в начале прошлого века владельцем Верненских сапожных мастерских Т. А. Головизиным, цокольный этаж его построен из кирпича, а все остальное из дерева.
Главными достопримечательностями Верного в конце XIX века были Туркестанский собор, дом губернатора, здание детского приюта, часовня, поставленная в память о жертвах землетрясения 1887 года, городские куранты – старинная пушка на вершине холма (на перекрестке нынешних улиц Гоголя и Зенкова), которая оповещала горожан о наступлении полудня холостым выстрелом.
Самым ярким проявлением культуры в градостроительстве и благоустройстве улиц и площадей нашего города, а также его жилых и общественных зданий и сооружений являлись и продолжались все годы дальнейшего развития Верного и Алма-Аты (надо отметить – сохранились и до сегодняшних дней) желание и работа властей города и постоянная поддержка их со стороны его жителей во все больших масштабах озеленять улицы и площади города, каждый двор и вокруг своего жилья. Иначе чем можно объяснить тот факт, что командование укрепления и первые жители Верного, едва успев построить первые десятки жилых домов, еще не преобразовав свое поселение в будущий город Верный, имея всего лишь пять улиц, в 1856 году заложили на юго-восточной стороне крепости-укрепления общественный сад в 40 десятин (43,7 га) и назвали его Казенным садом (ныне Парк культуры и отдыха имени М. Горького, который реконструировали и довели его площадь в 1934 году до 100 гектаров). Казенный сад был заложен по плану и под руководством ученого-садовода Г. Криштопенко, имевшего до этого опыт работы в Крыму. Первые лиственные и хвойные деревья, которые здесь до этого не росли, но посаженные и ухоженные горожанами, разрослись быстро. Это дало сделать ученому вывод, что на территории сада и всего укрепления могут и должны расти не только среднеазиатские растения и деревья, но и также и другие их виды, характерные для Центральной России.
В 1868 году в Верный доставили (заметьте, довезли гужевым транспортом) значительное количество саженцев и семена деревьев из Ташкента, Никитского ботанического сада в Крыму, из Пензенского училища садоводства, из Чуйской долины. В городе незадолго до этого появился и такой диковинный для теплых мест вид дерева, как дуб, который продолжает расти в современном Алматы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here