Поиск собственных красок

0
468

Студентка художественного факультета КазНПУ им. Абая Назугум Самиева активно участвует в культурной жизни республики. Ее работы неоднократно представлялись на суд ценителей искусства на выставках, организованных галереей «DUNIA-ART». Ее серьезное увлечение живописью дало первый результат: в 2016 году на Республиканском конкурсе молодых художников «Шабыт». Она была удостоена Диплома первой степени.

Процесс творчества – весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию, поскольку внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. К примеру, известный искусствовед Г. Л. Ермаш относит к творческим способностям труд, волю, вдохновение, чувства, память, мышление, интуицию, воображение, фантазию, талант и т. д.
Личность, не обладая всеми этими качествами, не может полноценно заниматься творчеством. Поэтому изобразительное искусство, как и другие виды искусства, является очень сложным и многогранным процессом. Его невозможно прогнозировать на длительный срок, оно иногда протекает непредсказуемо, вопреки всем законам искусства и философии. Творческий путь бесконечен, а совершенствованию мастерства нет предела.
По-разному у художников складывается творческий поиск. У некоторых он может длиться годами, а у других путь к цели значительно короче. Второй случай, по моим наблюдениям, очень редкий.
А у Назугум стремление к творчеству началось еще в школьные годы, когда она училась в художественной школе им. Кастеева. И это редчайший случай. Она не раз участвовала на районных и областных выставках.
Те работы, которые она представила на персональной выставке, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, несущие серьезную тематическую нагрузку. В этом ряду и портретный жанр. Ко второй относятся работы этюдного характера, написанные непосредственно с натуры, пейзажи разного характера и натюрморты.
Известно, что одним из классических методов повышения мастерства для художника являются пленэры. Ныне художники стали редко писать этюды, а студенты уж тем более. По работам Назугум видно, что она является страстным любителем этюдных поисков. Такой упорный труд дает положительные результаты.
Техника, которую использует художница на этюдных работах, – это пастозное, широкое письмо с большими цветовыми пластами. Она извлекает из природы ту красоту, которую сама замечает, и затем интерпретирует ее, талантливо пользуясь своеобразной техникой. И зачастую создает невероятно красивый колорит, сочетающий в себе несочетаемые нежные, теплые, холодные, иногда, и контрасные цвета. В картинах, написанных художницей, наблюдаются та манера письма и тот коллорит, которые были обретены во время работы над этюдами. И самое главное, она может отразить то настроение и тот образ, которые она уловила.
Это умелое и смелое письмо Назугум привлекает внимание зрителей. Она очень уверена в себе. Каждый ее мазок, пятно или линия настолько убедительны, что всякий, кто увидел ее работу впервые, может подумать, что она написана зрелым художником. И еще одна примечательная черта Назугум – это ее склонность к крупным обобщениям. Ее не интересуют мелкие детали, она организовывает композиции по принципу больших сочетаний цветовых пятен, уравновешанным колоритом и тонким чувством композиции. Эти качества художника также говорят нам, что она находится в преддверии больших творческих начинаний.
Однако, как и любое психологическое явление, творчество не является чем-то однородным, данным раз и навсегда. Творческая деятельность неизбежно сопровождается взлетами и падениями, победами и поражениями, мучительными исканиями…
У Назугум впереди первая персональная выставка, очень хочется, чтобы она прошла удачно, и художник заслужил признание. Во многом успех зависит от поддержки молодого художника в материальном и духовном плане.
Творческая деятельность есть главный компонент культуры, ее сущность. Культура и творчество взаимосвязаны, более того, взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку в нем дальнейшее развитие культуры. Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Речь идет о национальной культуре. Она глубоко сидит в генах Назугум. Художник может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Художник вступил в эту главную фазу творчества.

Акимжан ГУЛИЕВ,
кандидат культурологических наук,
президент ОФ «Галереи
«DUNIA-АRТ»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here