Приоритеты казахстанской модели развития

0
402

Татьяна Яшкова,
доктор политических наук,
вице-президент Академии геополитических проблем,
профессор РАНХиТС при Президента РФ

Суверенному Казахстану пришлось находить свой путь, особую модель развития, поскольку не существовало готовых решений для пре­одоления трудностей на пути к становлению независимого государства. Приходилось идти на непопулярные меры – такие, какие в свое время были приняты в рамках радикальных реформ 90-х гг., называемые еще «шоковой терапией». Нынешнему лидеру страны пришлось осуществлять стыковку желаний нации с мировыми тенденциями. Чтобы их гармонично совместить, иногда необходимо было жертвовать сиюминутными, тактическими выигрышами ради более отдаленных стратегических побед.

Данное положение подтвердилось в рамках стратегии становления Казахстана как суверенного и независимого государства, которую Глава государства Н. А. Назарбаев выдвинул в 1992 году. Она обозначала, что страна не пойдет на поводу у тех, кто хотел скорее получить результат без излишнего напряжения сил. Такие настроения выражались, с одной стороны, в соблазнах форсированной демократизации, с другой, – в эйфории обретения независимости, грозившей резким развертыванием националистических настроений.
Важным вопросом была политическая модель развития, которая оформилась в результате победы пропрезидентских сил в противостоянии с Верховным Советом. Конституция 1995 года коренным образом изменила государственное устройство республики и стала завершающим этапом формирования правовой базы рыночного развития Казахстана.
Ставка была сделана на четкую вертикаль власти, в которой Президент является вершиной, а исполнительная, законодательная и судебная власти представляют собой ее основание. Президент вертикально дистанцирован и возвышается над тремя ветвями власти. Подчиненная единой государственной воле, власть внесла своевременный вклад в демонтаж тоталитарной системы, ускоренное проведение социально-экономических реформ, формирование институциональных основ демократии. Верность избранной модели была подтверждена неоднократно, в том числе в 2005 году – в период, когда по постсоветскому пространству прокатились волны «оранжевых революций», и в 2008 году, когда на фоне кризиса потребовалось перевести всю систему в «ручной» режим управления, чтобы не допустить экономического провала.
Фактором формирования особой модели развития стала Стратегия «Казахстан-2030». В условиях мирового кризиса обществу были показаны возможности достижения успеха. Спустя два года после объявления данной стратегии, последовал ускоренный экономический рост независимого Казахстана. Он произошел вследствие того, что нация поверила в свои силы, в возможность менять реальность, двигаться к успеху, невзирая на препятствия и барьеры.
Стратегия «Казахстан-2030» оказалась реально прорывной. Произошло усиление адаптивных свойств общества. В 2004 году на открытии VI сессии Парламента второго созыва Президент РК отметил, что социальный и экономический рост способствует изменению адаптационных стратегий среди населения. Стали меняться модели поведения граждан, в подтверждение чего Н. Назарбаев заявил: «Они не просто выжидают положительных изменений, но и стремятся осваиваться в жизни, закреп­ляться и самоутверждаться в новой социальной среде, самостоятельно улучшать свое благосостояние»1.
И именно к этому периоду относится выдвижение Президентом Республики Казахстан в 2004 году понятия конкурентоспособности в Послании народу. «Экономика остается главным приоритетом нашего развития, а достижение максимально высоких темпов экономического роста – основной задачей. Мы будем добиваться этого через повышение конкурентоспособности нашей экономики, в соответствии с планом развития страны до 2010 года»2. Тогда же было впервые сказано о принципе казахстанской модели: от экономики к политике.
1998 год стал переломным для Казахстана и по части кардинального изменения региональной политики, что было связано с переносом столицы: Астана стала крупнейшим инновационным проектом, который способствовал развитию всей национальной экономики.
В 2000-х годах произошло оформление крупных компонентов казахстанской модели развития, а именно в респуб­лике стали проводиться съезды лидеров мировых и традиционных религий. Укрепилась группа региональных интеграционных объединений, в которых участвует Республика Казахстан – ЕЭП, Таможенный союз, ОДКБ, ШОС. Ре­ализована инициатива Президента Н. А. Назарбаева о созыве СВМДА. Апогеем стала реализация Казахстаном миссии председательства в ОБСЕ, проведение Саммита ОБСЕ в столице республики в декабре 2010 года и принятие Астанинской декларации.
С 2008 года вошло в практику проведение Астанинского экономического форума, на котором нередко принимаются меры противодействия возникающим международным финансово-экономическим кризисам. Следует отметить, что о наступлении сложных времен Президент Н. А. Назарбаев предупреждал еще в 2003 году, задолго до глобального кризиса, в своей книге «Критическое десятилетие». В дальнейшем детализированные мысли лидера Казахстана о противодействии кризису были изложены в статьях «Ключи от кризиса» и «Пятый путь».
Предпринятые усилия и постоянный мониторинг хода развития страны, в том числе через внедрение методов стратегического планирования, способствовали ускоренному развитию Казахстана.

Тройная модернизация
Тройная модернизация – новая национальная модель развития в эпоху глобальных инновационных изменений, основанная на построении современной рыночной экономики, проведении демократических реформ и изменении сознания людей.
В Казахстане произошел перелом общественного сознания, чему способствовало внедрение рыночных отношений и новой политической системы. К нему относятся:
– создание устойчивого среднего класса;
– формирование гражданского общества;
– изменение отношения к национальной истории, языку и культуре.
Постсоветский транзит Казахстана, а также большинства других стран на пространстве СНГ осуществляется с учетом теорий транзита и модернизации3.
Казахстан реализует шанс использовать мировой опыт для опережающего развития, заимствуя некоторые западные модели и, главное, системно решая свои внутренние проблемы.
Трудность развития заключалась в одновременном построении новой, современной рыночной экономики, проведении демократических реформ и изменении сознания людей. В таком тройном транзите и лежит основной вызов современной цивилизации. При этом имеет место диахронность развития трех этих компонентов. Прежде всего, в конфронтации демократических и рыночных преобразований.
Однако вопросы гармонизации транзита были сняты, когда в Послании 2004 года Президент РК обозначил модель реформ от экономики к политике.
В Казахстане произошел перелом сознания, чему способствовало внедрение рыночных отношений и новой политической системы.
Во-первых, кардинально изменилась идентификация населения – с показателя 86% людей, которые в 1991 году не видели себя вне СССР, на 83,5%, считающих гражданство Республики Казахстана важным критерием своей идентичности.
Во-вторых, поменялось отношение к казахскому языку и культуре.
В-третьих, в Казахстане реализована уникальная конфессиональная модель, при которой доминанта ислама никак не препятствует нормальному функционированию духовной жизни иных конфессий.
В-четвертых, доля адаптировавшихся, т. е. относящих себя к тем, кто успешно преодолел переходный период, составляет 75–76%; это – подавляющее большинство, говорящее о посттранзитном состоянии Казахстана.
В-пятых, создан устойчивый средний класс.
На это указывает уровень предпринимательской активности (число предприятий малого и среднего бизнеса составляет 245 тысяч, в секторе занята треть экономически активного населения, их доля в ВВП – 31%).
Автомобильный бум. С 1997 года количество автомобилей в стране практически утроилось – с 1,3 до 3,9 млн. единиц.
Строительный бум. С принятием в 2005 году первой Государственной программы жилищного строительства было построено 334,6 тыс. квартир. Средняя обеспеченность жильем в Казахстане за 15 лет увеличилась с 15,6 до 18,9 квад­ратных метров на человека. Число компаний, действовавших в сфере операций с недвижимым имуществом на пике жилищного строительства, достигало в отдельные годы 45 тысяч.
Образовательный бум. В казахстанское общество пришло понимание, что в образование нужно вкладывать, поскольку эти затраты носят характер инвестиций. Они возвращаются, многократно окупая все то, что вложено. Ярким примером является то, что количество дошкольных организаций возросло с 1100 в 1999 году до 7222 в 2012-ом. Численность обучающихся в них – со 124000 до 587000 детей.
Население стало иметь возможность профессионально заниматься спортом. Эффект от этого мы видим в том, что на Лондонской олимпиаде в 2012 году впервые Казахстан занял 12-е место среди 204 стран мира. В копилке национальной сборной – 7 золотых, 1 серебряная и 5 бронзовых медалей. И еще имелись резервы. Число занимающихся спортом в стране за 15 лет увеличилось примерно в 2,5 раза. Каждый пятый вовлечен в физическую культуру или спорт.
Таким образом, результатом реализации Стратегии «Казахстан-2030» является перелом общественного сознания и направление его в активное адаптационное русло. Общество изменилось вместе с экономикой и политическими реформами. Все данные процессы были синхронизированы между собой. Постсоветский транзит завершен. Казахстан обрел новый статус как состоявшееся государство с новыми целями и стратегией.

Программа «Народное IPO»
От английского Initial Public Offering – первоначальное публичное предложение акций той или иной компании для продажи. При этом слово «первоначальное» предполагает, что компания выводит свои акции на биржу впервые.
Приставка «народное» означает, что при таком IPO акции, выставляемые для продажи, предлагаются, в первую очередь, населению страны, где оперируют компании-эмитенты. Как правило, при народном IPO на продажу выставляются предприятия, в которых государство владеет полным или контрольным пакетом акций. Существует несколько причин проведения народных IPO.
Во-первых, владение акциями успешных предприятий дает гражданам возможность получать прибыль от их развития и роста. Это происходит как при увеличении цены акции, так и за счет выплаты дивидендов.
Во-вторых, народные IPO способствуют развитию фондового рынка. Предоставляя населению возможность приобретать акции ведущих предприятий, государство расширяет круг инвесторов. Увеличивающийся спрос на акции приводит к росту их ликвидности, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие фондового рынка (рынка ценных бумаг).
В-третьих, средства, привлеченные в ходе народных IPO, госкомпании могут инвестировать в свое дальнейшее развитие, приобретение активов, модернизацию и расширение производства.
Народные IPO проводились в разных экономических условиях во многих странах мира, таких как Великобритания, Польша, Россия, Бразилия, Индия и другие. Например, в Великобритании такая программа была проведена под руководством премьер-министра Маргарет Тэтчер на рубеже 80–90-х годов XX века. Тогда населению предложили акции крупнейших национальных компаний, таких как «Бритиш Петролеум», «Бритиш Стил», «Ролс Ройс», компаний электроэнергетического сектора, водной и угольной индустрии.
Народные IPO обычно проводятся в благоприятных экономических условиях. В Казахстане народное IPO проводится на волне экономического роста.
Учитывая риски волатильности, в рамках «Народного IPO» казахстанцам предлагаются акции стабильных компаний, показывающих положительные финансовые результаты. При этом мир и согласие в стране, устойчивое развитие казахстанской экономики позволяют рассчитывать на дальнейшее повышение стоимости национальных компаний, стало быть, и на хороший доход для народных инвесторов.
«Народное IPO» означает, что ценные бумаги будут предлагаться только гражданам Казахстана, целью которого является повышение прозрачности государственных предприятий и усиление общественного контроля за их деятельностью.
Для того чтобы избежать концентрации ценных бумаг в руках небольшой группы лиц, программа предполагает ограничения на максимальное количество приобретаемых акций в «одни руки», а также использование сети АО «Казпочта» для максимального охвата населения.
Впервые о программе, которая позволила бы гражданам стать совладельцами крупнейших национальных компаний, заявил Глава государства Н. А. Назарбаев, выступая в феврале 2011 года на XIII съезде партии «Нұр Отан». «Частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства. Поэтому мы должны передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства», – говорится в тексте документа4.
В дальнейшем он отметил: «Это в первую очередь распределение национального богатства в руки народа. Компанией АО «КазТрансОйл» было объявлено о размещении 28 миллиардов тенге, при этом уже сейчас заявки практически вдвое превысили предложение»5.
В июле 2011 года Совет директоров АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» одобрил Программу размещения акций дочерних и зависимых компаний на фондовом рынке.
В сентябре того же года Программа была утверждена постановлением Правительства РК, а также был определен перечень акционерных обществ, акции которых будут предлагаться на продажу поэтапно – до 2015 года.
Предприятия-участники «Народного IPO» входят в группу АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Это – АО «КазТрансОйл», АО «KEGOC», АО «Эйр Астана», АО «КазТрансГаз», АО «Самрук-Энерго», АО «НМСК «Казмортрансфлот», АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «Қазтеміртранс», АО «Казатомпром», АО «КазМунайГаз». Для участия в Программе отобраны компании, не имеющие серьезной зависимости от конъюнктуры мировых цен на сырье. Важно отметить, что государство сохраняет контроль над базовыми предприятиями, а на продажу выставляются небольшие пакеты акций.
Подготовка компаний-кандидатов к «Народному IPO» включала три главных фазы:
– предварительную подготовку, включающую аудит финансовой отчетности, диагностику и совершенствование систем корпоративного управления и управления рисками, системы внутреннего контроля и аудита;
– подготовку к размещению акций, включающую комплексную проверку («due diligence»), конечное определение андеррайтинга и стоимости услуг, юридическое сопровождение (подготовку проспекта эмиссии и других сопутствующих юридических документов), оценку бизнеса, разработку маркетинговой стратегии;
– проведение размещения акций, включая обучение инвесторов, разработку информационного и инвестиционного меморандума, PR-сопровождение, сбор заявок (публикация предварительного проспекта, проведение выездных презентаций «roadshow», анализ спроса, установление цен), мероприятия на вторичном рынке после проведения размещения (поддержание акций на организованном рынке).
Следует отметить, что аналогичная программа по размещению акций оте­чественных компаний среди населения, начиная с июля 2006 года, реализуется и в Российской Федерации. «Роснефть», «Сбербанк» и «ВТБ» после широкой рекламной кампании начали активную распродажу своих бумаг. Около полумиллиона инвесторов было вовлечено в фондовый рынок. Многие эксперты склонны полагать, что именно «народное IPO» дало толчок опережающему развитию российского рынка ценных бумаг.

ОСОБЕННОСТИ развития
инновационной экономики
Вторая половина XX века ознаменовалась глобальными преобразованиями в общественном развитии, имеющими многообразные формы реализации. В их многообразии имеются всеобщие тренды социально-экономического прогресса, ведущие к преодолению классово-антагонистических противоречий, к качественному изменению ориентиров и ценностей развития, соотношения экономических и внеэкономических слагаемых в общественных интересах. Преобразование социально-экономических отношений и становление общественной системы нового типа означает качественно новую модель хозяйствования, опирающуюся на мировые тенденции. Новообразующая модель хозяйствования представляет собой смешанную экономику. Общая линия на развитие смешанной экономической системы не означает однообразия и стандартизации. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики, которые отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т. п.
В экономической практике сложились определенные национальные модели смешанной экономики:
– англо-американская – либерально-рыночная модель, характеризующаяся преобладающей ролью частной собственности, поощрением и свободой предпринимательской деятельности и ориентацией на личный успех, опорой на рыночные механизмы, социальной и имущественной дифференциацией;
– немецкая – модель социально-рыночного хозяйства, характеризующаяся высокими социальными гарантиями и активной антимонопольной политикой государства;
– японская – модель регулируемого корпоративного капитализма, в котором ведущая роль промышленного и финансового капитала сочетается с государственным программированием экономики и довольно значительным влиянием традиционализма;
– шведская – модель рыночного хозяйства с незначительной долей государственной собственности, но высоким уровнем социальных гарантий, основанным на широком перераспределении доходов при высоком уровне налогообложения;
– китайская – модель, предполагающая использование рыночного механизма при ведущей роли государственного планирования и регулирования экономики и сохранения государственных социальных гарантий6.
Становление казахстанской модели смешанной экономики началось в условиях экономического спада, обусловленного разрывом традиционных экономических связей, либерализацией цен и прочими тенденциями. Для того чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Казахстан должен пройти длительный путь, определить свои приоритеты по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Императивами казахстанской модели смешанной экономики являются:
– реинтеграция государства и рынка;
– рекомбинация отношений собственности;
– реинтеграция государственного и частного секторов экономики;
– социальная ориентация экономики;
– интернационализация экономики.
Анализ формирования и развития смешанной экономики в Казахстане позволяет сделать следующие выводы:
– формирование смешанной экономики в Казахстане осуществляется в соответствии с закономерностями становления и развития рыночных отношений, общими тенденциями развития экономических систем;
– законодательство в целом соответствует объективным требованиям каждого этапа развития смешанной экономики;
– институциональные преобразования осуществляются постепенно и сопровождаются развитием рыночных отношений, появлением новых институтов;
– сложившаяся казахстанская модель смешанной экономики характеризуется многоукладностью, новыми экономико-правовыми формами и системой отношений собственности организационными структурами управления.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно выделить четыре этапа становления и развития смешанной экономики в Казахстане.
Первый этап охватывает период 1992–1993 годов – с момента объявления республикой суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Объективно Казахстану, как и другим странам СНГ, на первом этапе фактически были заданы целевые ориентиры западного образца рыночной модели. Республике была навязана радикально монетарная модель ускоренного, «шокового» перехода к рынку. Этот проект был жестко привязан к аргументам западного образца и не учитывал собственной специфики Казахстана. Достаточно стандартная процедура западной экономики с полной либерализацией цен и жесткой ограничительной финансово-кредитной политикой в условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры, потери управляемости национального хозяйства привели к резкому повышению цен, острому платежному и финансовому кризису на всех уровнях. Галопирующая инфляция подрывала запуск рыночных механизмов и институциональных преобразований. Кризис бюджетной сферы, неупорядоченная налоговая система, неконтролируемая утечка капиталов и обострение социальных проблем – все это усугубляло инфляцию, обесценивало накопления и оборотные средства предприятий, подрывало тем самым реальную базу для инвестиций и сбережений как факторов экономического роста. В стране сложилась явно инфляционная модель развития.
Второй этап становления смешанной экономики (1994–1998 гг.) начался с формирования самостоятельной экономической политики в стране. Курс на жесткую монетарную политику был использован в качестве приоритетной меры по стабилизации экономики. В республике проводилась последовательная жесткая денежно-кредитная и бюджетная политика, что позволило снизить инфляцию с уровня 2200% в 1993 году до 7,3% в 1998-ом. В середине 90-х годов в республике была принята комплексная антикризисная Программа по макроэкономической стабилизации. Основной упор в ней был сделан на создание конкурентной среды и ограничение монополистической деятельности, регулирование цен на услуги естественных монополистов. Вводились меры по упорядочению внешнеторговых и валютных операций, экспорта и импорта капитала. Курс на либерализацию внешнеторговой политики сопровождался стимулированием инвестиционного импорта и отменой пошлин на ввоз высокотехнологичных товаров. В эти годы были проведены реформы пенсионной системы и жилищно-коммунального хозяйства.
Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация. Наблюдается процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную, который характеризуется следующими системными преобразованиями:
– сокращение форм государственной регламентации хозяйственной жизни наряду с расширившимся использованием рыночных регуляторов социально-экономических процессов, либерализацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно стабильного валютного режима, развитием биржевой торговли; государственное регулирование по весьма ограниченному кругу продукции;
– изменение общей экономической среды, создание условий для развития рыночно ориентированных хозяйственных структур, становление и расширение основ многоукладной экономики, формирование эффективных и ответственных собственников, путем проведения широкомасштабной приватизации;
– развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, формирование среды здоровой рыночной конкуренции.
Таким образом, второй этап заложил основу для стабилизации и формирования положительных тенденций в развитии социально-экономических процессов национальной экономики. Между тем радикальные преобразования отношений собственности на основе разгосударствления и приватизации обусловили абсолютное доминирование частного сектора в экономике страны.
Третий этап экономических преобразований в Казахстане (1999–2003 гг.) характеризуется относительной стабильностью положительной динамики основных макроэкономических показателей. Система мер по макроэкономической стабилизации экономики и последовательные рыночные реформы, наложенные на благоприятные внешнеэкономические факторы, позволили Казахстану на рубеже 90-х – начале 2000-х гг. сформировать основы рыночной экономики, что привело к радикальной смене социально-экономической системы. Устойчивое, динамичное развитие экономики за последние пять лет закрепляет необратимый характер рыночных преобразований. Международные финансовые центры признали Казахстан страной рыночной экономики. В то же время мировой и российский финансовый кризис 1998–1999 гг. оказал негативное влияние на поступательное развитие экономики республики. Вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстанскую продукцию в 1999 году было отмечено снижение ВВП страны, а в 2002 году национальная валюта подверглась существенной девальвации. Со всей очевидностью проявилась зависимость экономики республики от колебаний цен на мировых товарно-сырьевых рынках и экономической ситуации в других государствах. Актуализировались проблемы развития обрабатывающей промышленности, поддержки отечественных товаропроизводителей и малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направленных на преодоление сырьевой ориентации хозяйственного комплекса. Решение данных проблем нашло свое выражение в существенном углублении институциональных преобразований. Значительно расширилась нормативно-правовая база экономических процессов, был принят ряд программных документов, способствующих развитию наиболее значимых сфер экономики, предприняты меры по приближению хозяйственной среды к стандартам развитого рынка.
В Республике Казахстан, одной из первых среди республик бывшего СССР, стали осуществляться структурные преобразования отдельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном плане, сфер экономики:
– создание принципиально новой пенсионной системы, ориентированной на персонализацию пенсионных средств граждан в системе накопительных фондов, выполняющих, кроме всего, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;
– переход на рыночные механизмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с полной оплатой потребителями стоимости услуг, наряду с совершенствованием системы государственной поддержки малообеспеченных граждан;
– внедрение рыночных механизмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах;
– совершенствование процессов приватизации и управления государственной собственностью;
– принятие комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и развитию импортозамещения, что позволило начать восстановление предприятий обрабатывающей промышленности;
– углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление отечественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения (создание фонда гарантирования вкладов в банках второго уровня, реформы на страховом рынке);
– решение о формировании Национального фонда Республики Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков;
– создание Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования инвестиционных проектов;
– принятие нового Налогового кодекса, который формирует налоговую систему, направленную на стимулирование отечественных производителей и оживление экономики.
Четвертый этап характеризуется как этап «устойчивого развития» смешанной экономики. На данном этапе определяющим является социально ориентированное развитие: приоритеты по социальной ориентированности отношений собственности, распределения доходов, партнерства и соперничества, всестороннего развития человека, гуманизации экономики, роста национального благосостояния. К экономическим приоритетам относятся повышение роли Казахстана в мировом разделении труда, индустриально-инновационное развитие, развитие корпоратизации, предпринимательства, государственно-частного рынка, формирование прогрессивной структуры общественного производства на основе преобладания сферы услуг, обеспечение экономического суверенитета и безопасности страны. Вместе с тем, негативными факторами, препятствующими устойчивому развитию экономики Казахстана, являются:
– сохранение сырьевой направленности и стагнация обрабатывающих отраслей;
– сильная уязвимость экспортоориентированных отраслей от колебаний конъюнктуры мировых цен на узкую группу товаров, являющихся основными статьями экспорта страны; растущая конкуренция со стороны производителей аналогичной продукции в сопредельных государствах;
– усиление зависимости от внешних поставок при имеющихся и потенциально возможных к реализации собственных производств – оборудования и комплектующих (технологическая зависимость), энергоносителей;
– вытеснение с внутреннего потребительского рынка товаров отечественного производства импортной продукцией;
– недобросовестная конкуренция и протекционизм на мировом рынке, приводящие к экономической дискриминации казахстанских товаропроизводителей.
Все вышеперечисленные существующие и возможные негативные факторы на пути индустриально-инновационного развития экономики республики должны были всесторонне учитываться при вступлении в ВТО, которое в настоящее время во многом будет определять стратегические направления и пределы экономических достижений прогресса национальной экономики республики. Для того чтобы завоевать позиции на мировых рынках, необходимо достичь высокой конкурентоспособности конкретных видов промышленной продукции и услуг отечественных товаропроизводителей.
В целом современная казахстанская модель смешанной экономики вполне доказала свою жизнеспособность. Бе­зусловно, важной основой для роста ВВП Казахстана послужила продуманная его лидером экономическая и социальная модель политики страны. На данный момент эта модель содержит потенциал будущего устойчивого развития при сохранении ее сути, когда для формирования сильного государства необходима стабильная рыночная и экономическая основа.

г. Москва

Высокая планка доверия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inform.kz:8080/kaz/article/2508605 (дата обращения – 27. 04. 2017 г.).
2 Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана. 19 март 2004 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-19-mart-2004-g_1342416361 (дата обращения – 27. 04. 2017 г.).\

3 Явчуновская Р. А., Яшкова Т. А. Политика модернизации в региональном измерении современного мира: монография. М.: МАКС Пресс, 2012.

4 Программа «Народное IPO» стартовала успешно – Назарбаев [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prodengi.kz/lenta/programma_narodnoe_ipo_startovala_uspeshno_nazarbaev (дата обращения – 27. 04. 2017 г.).
5 Программа «Народное IPO» стартовала успешно – Назарбаев [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prodengi.kz/lenta/programma_narodnoe_ipo_startovala_uspeshno_nazarbaev (дата обращения – 27. 04. 2017 г.).

6 Явчуновская Р. А., Яшкова Т. А. Политика модернизации в региональном измерении современного мира: монография. М.: МАКС Пресс, 2012, 183 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here