ОСНОВНОЙ ЗАКОН СОЗИДАНИЯ

0
52

Кабдулсамих АЙТХОЖИН,
доктор юридических наук, профессор,
Евразийская юридическая академия
им. Д. А. Кунаева

Программа поэтапных демократических политических преобразований и проведение соответствующих конституционных реформ (1998, 2007, 2011 и 2017 гг.), как ее важнейших составляющих, являются приоритетным вектором движения Республики Казахстан по пути демократии, вступления страны в новый качественный этап строительства демократического правового государства. Конституционная реформа 2017 года стала новым закономерным этапом на пути последовательного всестороннего преобразования общества и государства в русле Стратегии «Казахстан-2050», вхождения Казахстана в число тридцати наиболее развитых стран, венчая исполнение Пяти институциональных реформ Президента Н. А. Назарбаева [1].

10 марта 2017 г., поздравляя всех казахстанцев с принятием изменений в Основной закон, открывающих новый этап нашей суверенной политической истории, Президент Н. А. Назарбаев подчеркнул, что «Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» имеет важнейшее значение для страны. Нынешняя реформа – закономерный результат развития нашего государства. Мы молодая страна, строящая свою государственность. Нам необходимо отвечать требованиям изменяющегося мира, как в экономике, так и в политике» [2].
Главой государства в этой связи отмечается, что начатые в Казахстане масштабные преобразования в области политики и экономики «должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию – она выступит их сердцевиной» [3, с. 1]. Дело в том, что роль основы политики и экономики принадлежит не идеологии, как таковой, а ценностям, как базовым, неизменным духовным и моральным принципам, основываясь на которых, народ, общество, политические партии и иные субъекты политики могут реализовать себя имеющимися у них средствами и методами.
При этом важно учитывать, что конечная ключевая цель конституционного регулирования – благополучие и самосохранение всего общества и каждого гражданина. Конституция воздействует на государство и общество, определяя содержание базовых принципов развития общества, условия и направление поддержания правового порядка в государстве. Государство должно пониматься только как инструмент для решения задач общества и быть инструментальным по отношению к стратегическим целям демократического будущего страны.
В этой связи для осмысления современного конституционного процесса в Казахстане первостепенное значение имеет анализ роли Конституции как Основного закона в реальных политико-правовых процессах жизнедеятельности общества и государства, опыта реализации ее потенциала. Глубокое и всестороннее осмысление фундаментальных начал современного конституционализма, в свою очередь, послужит теоретико-методологической базой для научно обоснованного решения практических вопросов, связанных с дальнейшим развитием казахстанского конституционного и текущего законодательства, обеспечением эффективного управления социальными, политическими и иными процессами в обществе. Первостепенное значение приобретают также вопросы выяснения природы и содержания современного конституционного процесса, разработки полноценной научно-методологической концепции и стратегии реализации потенциала Конституции как Основного закона государства и общества.
Будучи Основным законом, Конституция отличается от других законов государства по своему содержанию, порядку принятия и изменения, особому месту, занимаемому в системе действующего права. Конституция как Основной закон закрепляет только основополагающие общественные отношения, связанные с установлением основ конституционного строя, правового статуса личности, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. Именно Конституция содержит наиболее важнейшие правовые нормы, обладающие не только высшей юридической силой, но и более высоким уровнем обобщенности правового регулирования, чем нормы других законов, как прочной опоры политической власти и самосохранения общества.
Конституция как Основной закон является также центральным источником и ядром действующего права, юридической базой текущего законодательства. В этой связи она воздействует разнообразными способами на развитие всего казахстанского права, определяя главные цели и объекты правового регулирования и устанавливая основы всей правотворческой деятельности органов государства.
Как известно, идея о Конституции как Основном законе впервые в мире была четко сформулирована немецким политическим деятелем Фердинандом Лассалем, подчеркнувшим в своей знаменитой речи «О сущности Конституции» (1862 г.): «Основной закон, как уже сам эпитет показывает, должен быть глубже всех остальных законов и должен служить остальным законам основой» [4, с. 42–43]. Именно поэтому, по его мнению, во-первых, Основной закон «является источником духа всех остальных законов» и, во-вторых, Конституция является той силой, которая направляет неослабно и непрерывно все другие законы и установления, подчиненные Конституции [4, с. 43].
Правовая категория «Основной закон» дает строго определенную характеристику предписаниям Конституции как особого юридического акта, подчеркивает их особенную нормативную правовую специфику, раскрывает их особые юридические свойства, их отличие от других правовых норм, и в частности, от обычных законов. В этой связи вопрос о Конституции как Основном юридическом законе относится, прежде всего, к самой сущности Конституции как основополагающего нормативного правового акта, ее наиболее характерных правовых черт и свойств. Поэтому, безусловно, что постановка вопроса о Конституции как Основном законе государства может способствовать более обстоятельному и четкому раскрытию сущности содержания и основных функций Конституции, ее роли и социального назначения.
Раскрывая содержание категории «Основной закон», прежде всего, следует иметь в виду, что в Конституции Республики Казахстан нашли свое юридическое закрепление правовые взгляды казахстанского народа относительно рег­ламентации основ социально-политического устройства общества и государства. В преамбуле Конституции торжественно провозглашается: «Мы, народ Казахстана, … исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию». Право народа Казахстана принимать Конституцию как особый нормативный правовой акт, учреждающий основы конституционного строя, правового положения личности и правового статуса органов государства и местного самоуправления стало высшим проявлением принадлежащей ему учредительной власти.
Именно на признании Конституции в качестве проявления учредительной власти народа Казахстана основываются все ее особые свойства, в том числе верховенство, высшая сила, прямое действие Основного закона, его высший авторитет и непререкаемость для всех учрежденных ею органов единой государственной власти. Все это определяет как социально-политическую сущность Конституции, так и ее назначение как инструмента реализации государственной воли казахстанского народа в строительстве демократического, правового государства. Именно в этом смысле Конституция и является, прежде всего, Основным законом государства.
Конституция Республики Казахстан характеризуется и тем, что она регулирует основы государственной и общественной жизни в масштабе всей страны. «Конституция – это основной закон не только государства, – пишет А. Т. Ащеулов, – но и общества в целом, который регулирует наиболее существенные стороны жизни всего общества» [5, с. 27]. Сферы нормативного воздействия Конституции на общественные отношения отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому нормативному правовому акту. Поэтому сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни государства и общества – политическую, социальную, экономическую, духовную и т. п., регулируя наиболее фундаментальные, коренные основы общественных отношений.
В этой связи академик Г. С. Сапаргалиев справедливо, на наш взгляд, отмечал, что Конституция Республики Казахстан является основным, главным нормативным актом государства и общества, она содержит в себе громадный политико-правовой заряд, который питает живительным соком все стороны общественной жизни. Конституция устанавливает государственный и общественный строй, принципы их организации и функционирования с ориентацией на перспективу. В ней закрепляется конституционный статус человека и гражданина, всего народа как источника и социальной базы государства. Конституция является источником всех отраслей национального права. Именно поэтому ей присущи такие черты, которыми не обладают другие нормативные правовые акты [6, с. 31].
Таким образом, социальное назначение Конституции как Основного закона состоит в том, что она призвана регулировать наиболее важные с точки зрения интересов народа институты общественного и государственного устройства страны. Сам перечень основных институтов общественного и государственного устройства, подлежащих конституционному регламентированию, показывает их фундаментальную значимость для общества и государства.
Именно поэтому Конституция Респуб­лики Казахстан представляет собой важнейший нормативный акт, занимающий центральное место в правовой системе государства, это – Основной юридический закон государства. Как видно из содержания Конституции, конституционное регулирование носит обобщающий характер. Ведь самое главное для Основного юридического закона – раскрыть и закрепить самое коренное и принципиальное в общественных отношениях, отразить их суть, чтобы дать направление для последующей регламентации конституционных предписаний в актах текущего законодательства. Но в любом случае, обращаясь к общественным отношениям, – как справедливо полагает известный российский государствовед С. А. Авакьян, – конституция остается Основным законом [7, с. 31].
При выяснении сущности Конституции как Основного закона возникает также вопрос, имеющий, на наш взгляд, актуальное значение. В конституционно-правовой литературе до сих пор остается традиционным мнение о том, что Конституция является только государственно-правовым актом, Основным законом именно государства. В частности, мэтр российского правоведения Б. Н. Топорнин однозначно подчеркивал: «Конституция – Основной закон государства. Выдвигавшиеся в свое время идеи трактовать Конституцию как Закон не только государства, но и всего общества не получили поддержки и в новых условиях» [8, с. 24]. Концепцию Конституции как Основного закона государства Н. А. Михалева обосновывает выводом о том, что «Конституция, как правовой акт высшей юридической силы, издается в результате правотворческой деятельности государства» [9, с. 42]. В этой связи Н. А. Михалева пишет о нецелесообразности постановки вопроса о Конституции как Основном законе не только государства, но и общества, «так как она внутренне исходит из противопоставления государства обществу и заключает в себе некоторую опасность излишней юридизации общественной жизни» [9, с. 42].
Концепция же Конституции как Основного закона государства и общества нашла всестороннее обоснование в работах видного советского ученого В. Ф. Ко­тока, по мнению которого, «конституция любой социалистической страны есть конституция общества и государства. В каждой социалистической конституции имеется, как известно, специальная глава, посвященная общественному строю, и занимает она в Основном законе ведущее место. В ней закреплены наряду с другими также общественные отношения, которые не являются государственными в собственном смысле этого слова». Более того, «единственная правовая наука, которая изучает конституцию как целое, – это наука конституционного права». Поэтому наука конституционного права не может ограничиться изучением лишь политической основы государства, иначе «пришлось бы отказаться от целостного изучения конституции, что было бы неправильно» [10, с. 46].
Аналогичные взгляды были высказаны и другими известными государствоведами. Так, О. Г. Румянцев, утверждая, что Конституция является Основным законом общества и государства, одновременно отмечает, что основы гражданского общества в Конституции Российской Федерации 1993 г. в целостном виде отсутствуют, что объясняется «партийным» характером подхода к Конституции как к закону «государства, а не общества», чреватым сведением к прерогативам государства многих сфер, не являющихся элементами государственного строя. Между тем отсутствие подобных норм препятствует формированию зрелого гражданского общества, в социальном пространстве которого только и реализуется справедливый конституционный строй [11, с. 72–78]. В этой связи представляется справедливым и вывод Г. С. Сапаргалиева о том, что «важная особенность Конституции заключается и в том, что она является Основным законом, с одной стороны, государства, а с другой – общества» [6, с. 35].
Подытоживая вышеуказанное, важно отметить, что одной из основных тенденций мирового конституционного развития новейшего времени является включение специальных разделов (глав) о гражданском обществе в конституции многих государств (Испании, Греции, Португалии, Мексики, Бразилии и др.). В этой связи говорят об известной «социализации конституционной модели», т. е. речь идет о социальной направленности конституций «второй волны», принятых во второй половине ХХ века [12, с. 46].
Советские конституции, как известно, также открывались развернутыми разделами об общественном устройстве. Так, в Конституции (Основном Законе) Казахской ССР 1937 г. имелась глава первая «Общественное устройство». Конституция (Основной Закон) Казахской ССР 1978 г. открывалась разделом «Основы общественного строя и политики Казахской ССР». Но, справедливости ради, отметим, что советский опыт имел и оборотную, негативную картину: всеобъемлющее регулирование основ общественного устройства Казахской ССР сделало конституции советского типа основным инструментом неправового воздействия КПСС и советского государства на социальные процессы. Иначе и быть не могло, ибо речь шла о полностью огосударствленном обществе, которое могло функционировать только в предписанных ему государственно-партийной властью направлениях и формах. Тоталитаризм, даже основанный на конституционных нормах об общественном устройстве государства, как показала советская политическая практика, в своей основе есть не что иное, как поглощение гражданского общества государством.
В действующей Конституции Респуб­лики Казахстан раздел, посвященный основам гражданского общества, отсутствует. Но, как и многие конституции новейшего поколения, она касается различных сторон жизни гражданского общества, хотя и в меньшем объеме, чем предыдущие отечественные конституции. Такой подход законодателя имеет весьма положительную сторону, т. к. включение в Конституцию специального раздела о гражданском обществе означало бы подчинение складывающихся в сложных условиях транзитного времени новых общественных отношений заранее нормативно регламентированной схеме. Отказавшись от такого подхода, Конституция Республики Казахстан все же закрепила в первых двух разделах «Общие положения» и «Человек и гражданин» основные предпосылки и условия, необходимые для формирования полноценного гражданского общества.
В этой связи важно отметить, что уже в преамбуле Конституции 1995 г. содержится торжественная формула о народе Казахстана как миролюбивом гражданском обществе. Поэтому, на наш взгляд, глубоко прав Г. С. Сапаргалиев, отмечая, что «Конституция является главным законом как государства, так и общества, о чем ясно говорится в Преамбуле Конституции. Содержание и смысл многих конституционных норм также показывают, что они посвящены регулированию важнейших сторон, сфер жизни общества. Именно в силу указанных причин «Республика Казахстан» в данном случае означает как государство, его органы, так и общество, его институты. Следовательно, конституционное положение об основополагающих принципах деятельности Республики Казахстан относится к государству Казахстан, его органам и казахстанскому обществу, его общественно-политическим институтам» [6, с. 21].
Необходимо также отметить, что в Конституции РК определяются основополагающие принципы деятельности республики, основы статуса человека и гражданина, взаимоотношений личности и государства, социально-экономические институты (труд, собственность, предпринимательство и др.), начала идеологического и политического многообразия, государственной поддержки семьи и др. Все это позволяет Конституции выполнять интегративную функцию, способствуя усилению социального единства, внутренней согласованности и целеустремленности в развитии как государства, так и всего общества.
Тем самым Конституция, как Основной закон, предотвращает возможности появления барьеров между государством и обществом, государством и личностью. Таким образом, одна из главных целей Конституции РК состоит в ее содействии структурированию различных общественных институтов в правовое гражданское общество. Но с другой стороны, попытка всеобъемлющего конституционного регулирования основ гражданского общества противоречила бы самой природе и социальному назначению Конституции как Основному закону государства и общества.
В пользу концепции «Конституция – Основной закон государства и общества» свидетельствует и то, что Конституция РК по своей сущности является высшим проявлением законодательной воли народа, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходя из признания высшей ценностью государства – человека. Поэтому по источнику своего происхождения Конституция Республики Казахстан предстает как Основной закон государства и общества, поскольку принята народом на республиканском референдуме, а не как закон, установленный государственным органом.
Неоднозначность позиции сторонников концепции «Конституция – Основной закон государства» объясняется, на наш взгляд, и тем, что они смешивают в единое целое такие важные составляющие Конституции, как ее сущность, содержание, форму и социальное назначение. Так, по своей юридической природе и форме Конституция действительно является основополагающим нормативным правовым актом, Основным законом государства, что и проявляется в ее особых юридических свойствах. Конечно же, «Конституция – это не общественный акт, а государственный юридический документ» [12, с. 55]. Но с другой стороны, ведь никто и не отрицает, что по своей сущности и социальному назначению Конституция является также не только правовым, но и политическим актом, и, следовательно, Основным законом не только государства, но и общества. Понимание Конституции, как Основного закона государства и общества, вытекает и из положений Послания Конституционного Совета Парламенту Республики Казахстан (2017 г.) «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан»: «Содержание Основного Закона соответствует запросам социально-экономической, политической, культурно-гуманитарной и других сфер жизнедеятельности каждого человека, общества и государства, приоритетному курсу страны».
И в этой связи, на наш взгляд, глубоко прав С. А. Авакьян, отмечая: «По форме Конституция – всегда документ государства, т. е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий, следовательно, государственно обязательную, причем высшую силу; т. е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию, конституция – конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, конституция – политический документ» [6, с. 9].
Таким образом, суммируя все сказанное, можно сделать обобщающий вывод: Конституция Республики Казахстан по своей правовой природе и форме является Основным законом государства, обладающим верховенством, высшей юридической силой, закрепляющим основополагающие, коренные начала конституционного строя государства, правового положения личности, правового статуса органов государства и местного самоуправления и рассчитанным на прямое и постоянное применение. По своей же сущности и источнику происхождения, Конституция, принимаемая, как правило, на основе социального согласия в обществе, одновременно представляет собой Основной закон и государства, и общества.

ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан». «Казахстанская правда», 20 июня 2017 года.
2. Выступление Н. А. Назарбаева на церемонии публичного подписания Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 10 марта 2017 года.
3. Назарбаев Н. А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Астана, 2017, 20 с.
4. Лассаль Ф. О сущности Конституции. Конституционное право. М.: Издательство «Юридический колледж МГУ», 1994, с. 41–52.
5. Конституционное право Республики Казахстан. Сост. д. ю. н., профессор А. Т. Ащеулов. Алматы: КазГЮА, 2001, 656 с.
6. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. Алматы: Жеті жарғы, 2002, 528 с.
7. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность.. М.: РЮИД, «Сашко», 2000, 528 с.
8. Топорнин Б. Н. Вступительная статья. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997, с. 5–88.
9. Михалева Н. А. Социалистическая конституция (проблемы теории). М.: Юридическая литература, 1981, 152 с.
10. Конституционное право социалистических стран. Под ред. В. Ф. Котока и Н. П. Фарберова. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963, 327 с.
11. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М.: Издательство «Юрист», 1994, 285 с.
12. Сравнительное конституционное право. Отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2002, 448 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here