О политической культуре молодежи

0
108

Накипбек Садвакасов,
юрист-правовед

Изучая науки, ставь перед собой ясные и благородные цели.
Абай

В фокусе террористических актов, произошедших в прошлом году в Актобе и Алматы, вопросы политической культуры молодежи как никогда актуальны. Формирование политической культуры очень важно, так как молодые люди, проходя непростую стадию становления личности, и в силу эмоционально-неустойчивых психологических особенностей переходного возраста, более восприимчивы к различным «модным веяниям», сомнительного свойства религиозных течений.

Представители молодого поколения, в зависимости от различных факторов, более подвержены негативному влиянию антисоциальных и криминальных элементов. Возрастной максимализм в суждениях, психологическая незрелость, высокая зависимость от стороннего воздействия – таковы основные причины, влияющие на скорое распространение радикальных идей среди молодежи. Лидеры экстремистских группировок различного толка вовлекают молодежь в свои «сети», обещая скорое решение ее «застарелых» проблем, и в подавляющем случае – быстрое материальное обогащение. Молодые люди, вследствие отсутствия устойчивой политической культуры и твердых позитивных убеждений, не уясняют в полной мере для себя то, что, вступая в такие авантюрного характера формирования, представляют угрозу не только для жизни невинных мирных людей, но и рискуют собственными.
Некоторые ученые отмечают, что «человек не свободен от воздействия своего окружения, и его поступки нередко обусловлены влиянием других людей. Иными словами, человеку не чуждо подражание (выделено мной. – Н. С.). И многое зависит от того, чему и кому он подражает. На склонности человека к подражанию (а это подражание есть не что иное, как заимствование социального опыта: хорошего или плохого, полезного или вредного) основано в значительной степени воспитание человека. Подражание чужим поступкам играет значительную роль в преступном поведении социально незрелых личностей» (Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предуп­реждения. М.: Политиздат, 1989, с. 243).
Таким образом, в поступках человека, особенно молодых людей, зачастую определяющую роль играет так называемый физиологический «рефлекс подражания». И часто молодые не осознают до конца пагубность такого поведения, большей частью, оно «срабатывает» подсознательно. «Анализ различных криминогенных факторов показывает, что действия преступников вовсе не являются «необъяснимыми», не связанными с социальной средой. Большинство агрессивных поступков обусловлено низким уровнем культуры, увлечения пьянством…» (там же, с. 225). «Многие принимают ошибочные решения вследствие беззаботного, легкомысленного отношения как к своему поведению, так и его оценке со стороны общества и государства. Свыше 38 процентов убийц и 47 процентов лиц, предпринявших разбойные нападения, во время совершения преступления воспринимали угрозу наказания как абстрактную, малозначительную или неосуществимую» (Дубовик О. Л. Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений. М., 1977, с. 44). Это свидетельство ошибочности не только реальной оценки правонарушителем совершаемого им правонарушения, но и серьезные упущения социальных институтов в процессе правового обучения и правового воспитания и, в конечном счете, в формировании политической культуры молодых людей.
Во время серьезных демократических преобразований молодежь вырастает в обста­новке свободы выбора политических ценностей и идеа­лов. А выбор этот сделать не очень-то просто. В связи с этим возникают вопросы: какова политическая зрелость молодежи? Каковы ее основные жизненные устремления? Почему часть молодых людей подпадает под влияние чуждых нам идеологий? Ради чего некоторые из них вступают на тропу экстремизма и терроризма? Каково соотношение политической культуры молодых людей и криминологической динамики правонарушений? Но прежде рассмотрим вопросы: что есть политическая культура? Какова характеристика ее основных признаков? Многие исследователи считают, что к политической культуре следует отнести «общее знание политики и связанных с ней фактов, их оценка, суждения по вопросам осуществления властных полномочий государства, проявление патриотических чувств, и вытекающее из этого политическое поведение».
Что интересно, слово «культура» изначально происходит от латинского слова «cultura», и под этим словом долго понималось только «возделывание земли». Однако, постепенно, к концу заката средних веков, в Европе это понятие стали применять к так называемым «избранным», высшим слоям общества. Культурным считался человек, который стремился «смирить» в себе дикие природные силы и подчинить свои поступки и поведение разуму, гуманности, моральным устоям.
Политическая культура представляет собой разновидность общественной культуры, которая непосредственно связана с политикой. Она прямо выражается в качестве и направленности политической жизни общества, господствующих в нем политических ценностей и стандартов поведения. Политическая культура представляет исторический опыт и память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики. Она включает закрепленный в обычаях и законах политический опыт общества, способность граждан дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальных действиях. Соответственно, политическая культура напрямую влияет на политическую жизнь общества в целом, охватывает сферу власти и управления, участие граждан в политике, а также соответствующий круг вопросов как взаимодействие политики с правом, экономикой и моралью.
Особо следует обратить внимание на поведенческие составляющие политической культуры. Некоторые исследователи правильно рассматривают ее как совокупность устойчивых составляющих политического сознания и поведения. Они отмечают такие характеристики политического поведения граждан, как уровень включенности в деятельность политических организаций, участие в выборах и избирательных кампаниях и т. д. При таком подходе политическая культура рассматривается как восприятие людьми политики и способ осуществления политической деятельности.
Таким образом, для полного понимания политической культуры общества важно рассмотреть ее ориентационно-поведенческую сторону. Понимание политической культуры именно как системы поведенческих ценностей раскрывает ее как совокупность наиболее устойчивых форм деятельности людей. Политическая культура – явление необособленное, поэтому, занимая соответствующую нишу общей культуры, находится в постоянной динамике.
Политическая культура, несомненно, влияет на оценку общественно значимых поступков, последствий тех или иных заметных актов человеческой деятельности. Также и политически значимые деяния создают и изменяют степень оценки, составляющие политическую культуру.
Будучи существенной составляющей общей культуры, политическая культура тесными узами связана с религией, моралью и правом. Религия играет заметную роль в формировании политической культуры. Многие ее ценности входят важным составным элементом в политическую культуру. Очень часто религиозные ценности при правильном, гуманистическом восприятии ее канонов могут сыграть роль интегрирующего фактора. Воспитывая граждан в духе уважения к законам божьим и законам государства, религия привносит стабильность в жизнь общества. Внося религиозные ценности в общество, религия влияет на формирование политического мировоззрения граждан.
Мораль, как и религия, в значительной степени влияет на правила поведения субъектов в политике. В соответствии со своими политическими интересами, гражданин делает свой моральный выбор. Большинство людей старается строго следовать требованиям моральных норм, а часть – преступает нравственные ограничения.
Политическая культура тесно связана с правом. В свою очередь и действующее законодательство оказывает значительное влияние на состояние и развитие политической культуры. Законы регулируют поведение людей в политике, взаимодействие ведущих социально-политических сил. Политическая культура, несомненно, выступает в роли ориентира развития для существующей политической системы, предлагая определенные ценности. Она задает образцы поведения субъектам политики, рамки их деятельности.
Определенные трудности переходного периода становления нашей государственности привели к развитию многообразия форм отклоняющегося поведения, снижению политической активности и политической культуры среди молодежи. Ныне становится очень важной проблема вовлечения ее в политическую жизнь. Снижение духовного потенциала молодых людей обнажает одну из серьезных социальных проблем современного общества. Усиление политической активности молодежи возможно путем приобщения их к политической культуре.
Следует особо отметить, что для государства интересы молодежи и повышение ее политической культуры являются важными направлениями созидательного процесса. Ведь сегодняшнее молодое поколение со временем встанет у руля государства, и ему решать ответственную задачу укреп­ления позиции страны в мировом пространстве.
Обращая внимание на актуальные воп­росы развития общества, Президент Н. А. Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» особо отметил, что «важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха … Образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех». Таким образом, определяющим фактором политической культуры следует признать высокую степень образованности.
В настоящее время экстремизм и терроризм представляют одну из наиболее опасных угроз в мире. Террористические угрозы тесным образом переплетаются с угрозами сепаратизма и организованной преступности. Терроризм характеризуется рядом негативных свойств, таких как беспредельная жестокость по отношению к невинным людям, искаженное восприятие реальности, деление людей только на «черных» и «белых», изворотливая двуличность, склонность к изощренному лукавству, корыстным измышлениям, коварные манипуляции понятиями и т. п. Тяжелые удары терроризм наносит также нравственной основе общества. Он оказывает отрицательное морально-психологическое воздействие на людей, вызывая панический страх, чувство постоянной тревоги, и что самое страшное – может нарушить общественный порядок, разрушить налаженные общественные отношения и т. д. По данным Генеральной прокуратуры РК, в 2016 году за совершение экстремистских и террористических преступлений осуждены 143 человека.
Политическая культура молодого человека формируется не обособленно, а находится в непосредственной зависимости от истории, культуры, экономики. Она также тесно связана с уровнем обучения и воспитания. Неслучайно многие ученые уделяют большое внимание вопросам освоения человеком основных ценностных составляющих общества, так как от них во многом зависит взаимодействие конкретного индивида с политической системой. Политическая культура, как существенная часть общественной жизни, проникает во все ее сферы и широко проявляется в многообразной жизнедеятельности человека.
Проблемы развития духовного потенциала и повышения политической культуры молодежи, управления политическим сознанием и политическим поведением граждан привели к разработке множества теорий политической культуры. Остовом, на котором держится духовный потенциал молодежи, является общественная деятельность, которая во многом зависит от уровня политической культуры молодого поколения. Определенно, что влияние политической культуры на развитие духовного потенциала молодого человека осуществляется через призму воздействия на его сознание.
В последние десятилетия чрезвычайно возросла роль средств массовой информации как одного из мощных источников формирования политической культуры молодежи. СМИ имеют широкие возможности как в снижении уровня политической активности молодых, так и в повышении его за счет интенсивности и разнообразия подачи той или иной информации. Так, исследователи отмечают, что 90 процентов молодежи получают информацию из СМИ. Следовательно, основные представления о политических процессах в мире и стране у большинства из них формируются через СМИ. Известно, что в настоящее время большинство медийных ресурсов находится в частных руках, и они стали прибыльным бизнесом. Потому и многократно снижена возможность направленного формирования с целью политической культуры у молодежи. Бизнес и духовность большей частью находятся на разных путях поступательного движения, и надо отметить, что вторая далеко отстала от первого.
Известно, что частные телекомпании находятся под прессингом сомнительных рейтингов и вездесущей рекламы. Современные программы телевидения, нацеленные в основной массе на извлечение прибыли, что нередко способствует формированию негативных воззрений молодых людей. Телепродукция авантюрного содержания нещадно эксплуатирует криминальные сюжеты и вольно или невольно пропагандирует насилие, жестокость, антисоциальное поведение. И весь этот поток несется под флагом «демократии и свободы слова». Безусловно, что это не содействует формированию у юных, неокрепших душ правильной оценки тех или иных процессов, не способствует критическому осмыслению передаваемых информаций. Ко всему прочему, в настоящее время огромно бесцеремонное напористое влияние на людей Всемирной информационной паутины. Экстремистские и террористические организации используют Интернет для заманивания новых членов с целью привлечения в криминальную деятельность.
Соответственно, общество должно неотложно ставить и решать вопросы практического характера, направленные на формирование устойчивой политической культуры молодого поколения, прежде всего, ориентированного на предельно ясное осознание понятия: «Человек – высшая ценность». Неслучайно часть 1 статьи 1 Конституции РК гласит: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Формирование нравственной и политической культуры молодежи должно осуществляться как единый процесс. В этом процессе важно существенное расширение юридического обучения, так как знание представителями подрастающего поколения своих собственных прав и свобод способствует развитию у них уважения к правам и свободам других лиц, что содействует также формированию толерантного мировоззрения, терпимого отношения к людям, вне зависимости от их национальной принадлежности, религиозного предпочтения, социального положения.
Часть 2 статьи 14 Основного закона РК определяет: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Исходя из этих принципов, необходимо выдвижение на первый план методов предупреждения, общественного воздействия, повышения культуры и сознательности молодых людей. Это поможет противодействовать различным видам религиозного, национального и социального экстремизма.
Важными задачами государственных органов, всего общества и каждой позитивно настроенной личности в отношении молодежи должны стать воспитание и формирование патриотически настроенного гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни. Словом, необходимо уделять большое внимание повышению политической культуры подрастающего поколения. Тут очень высоки возможности общеобразовательных школ. Ведь, все граждане страны проходят обучение в средней школе, и затем, по возможности, в высшей школе. Учебные заведения выступают одним из важных этапов в формировании политико-правовой культуры молодого поколения. Поэтому обучению и воспитанию политической культуры школьников и студентов необходимо уделять большое внимание.
Вся деятельность государственных структур и общественных институтов по формированию и повышению уровня политической культуры молодежи должна вестись постоянно. Современная молодежь должна уметь отстаивать свои, гарантированные Основным законом, права, а также честно и добросовестно выполнять свой гражданский долг и свои обязанности. Только на таких основаниях формируются надлежащие политические и нравственно-ценностные ориентации, правильные стандарты гражданского поведения, высокий уровень политического сознания. Должный уровень политического образования и политической культуры дает молодежи реальные возможности в осуществлении своих гражданских прав. Таких молодых людей характеризуют устойчивая позитивная цель, твердая гражданская и моральная позиция, толерантная ориентация, непримиримость к экстремистскому поведению, и агрессивному религиозному невежеству и терроризму. В своих назиданиях, в Тридцать втором Слове, Абай писал: «Чтобы достигнуть намеченной цели и быть верным своему долгу, в характере человека должны быть постоянство, решимость, сильная воля, способные сберечь трезвость рассудка и чистоту совести».

г. Астана

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ