В ПОИСКАХ ЦВЕТА РАДОСТИ

0
81

Венера Мажитова впервые выставила свои живописные работы в галерее «Duniya-art» в 2005 году на фестивале уйгурской молодежи «Традиции и современность». Тогда нас волновал один вопрос, возникший не только среди уйгурской интеллигенции, но и во всех республиках постсоветского пространства – о преемственности в искусстве.

Об этом многие годы шли разговоры разного характера. Одни говорили, что с развалом СССР в искусстве исчезла преемственность, что у нас нет последователей. Основной причиной временного культурного спада они считали отсутствие материальной поддержки. Другие же потерю духовных ценностей в обществе связывали с погоней за материальным благополучием.
У нас, у художников старшего поколения, после той памятной выставки эти сомнения начали рассеиваться как дым. Появилась надежда, что традиции в уйгурском изобразительном искусстве будут продолжены молодыми художниками. Появилось много новых имен, которые, на наш взгляд, в перспективе могли бы представлять национальное искусство. Но наши надежды опять стали рушиться из-за глобальных кризисов, которыми охвачен весь мир.
Творчество любит тишину и материальный достаток. А если оно ими не обеспечено, то для жизненных потребностей художник начинает искать другие пути.
Венера – не единственный молодой художник, который в поисках лучшей жизни оставила родные края. Она много лет жила в Турции. Училась, при этом творчески трудилась, одновременно зарабатывая. Сравнительно недавно вернулась в Алматы и создала собственную студию, где намеревается обучать детей изобразительному искусству по турецкой образовательной технологии. В этой студии она бурно развила свою творческую деятельность. За короткий срок преуспела в создании интересных работ. Когда она пригласила меня в свою студию, я вспомнил ее яркие работы, которые экспонировались на фестивале молодежи. Тогда одна из них – «Музыкальное ассорти» – запала мне в душу. Она была действительно «музыкальной». В цветовом декоративном решении картина напоминала витраж. И главное, художник показала свои способности в композиционной разработке темы. Эта работа не была похожа на работу выпускника педагогического вуза. Не секрет, что подготовка в педагогических и художественных вузах отличается, в первом – основной ориентир делается на педагогическую деятельность, во втором – на художественную.
В студии Венера развернула работы, написанные в последнее время. Я увидел «Музыкальное ассорти», которое было объединено в одну серию, хотя работы были разного характера и тематики. У меня сразу возникли ассоциации, обычно появляющиеся во время прослушивания музыки. Цвета яркие, декоративные, в органичном сочетании между собой придавали работам мелодичность, теплые линии разной тональности создавали красивый ритм. Это была современная музыка, написанная на основе национальной мелодии. Фигуры в национальных костюмах, одухотворенные лица представителей уйгурской интеллигенции, а также переплетенные с фигурами орнаменты щедро выплескивали именно такие ассоциации.
Художница, находясь за границей, изначально поставила себе цель – не сворачивать с творческого пути. Сегодня Венера вернулась как бы к исходному положению, но уже с другим мировоззрением, с иной техникой, указывающей на значительный рост художника.
Что заметно в ее работах? Это – организация композиции на основе линейных решений, в сочетании с заполненными декоративными пятнами. Иногда эти плоские пятна обретают объемный характер. В некоторых ее картинах чувствуется влияние национального декоративного искусства. У нее немало и других работ, где видно тяготение к европейским мастерам прошлого века. Это, наверное, связано с дизайнерской работой с использованием фотографий и других материалов. В эскизах костюмов и портретов мы видим отголоски течения «поп-арт».
Я заметил цикличность в творчестве Венеры Мажитовой. Это присуще только женскому характеру. Природа создала их такими. То есть физиология – это только производная, основой же является принцип ощущения мира, который влияет на характер и отражается на результатах деятельности мужчины или женщины. Самое интересное, художники делятся по половому признаку на художника или на художницу. Хотя в искусстве нет ни женской, ни мужской живописи. Нет понятия «женское творчество», как нет понятия «мужское творчество». Есть только понятие «мас­терство». Оно не имеет пола. Мастерство и творчество имеют свою планку. Кто ее достиг, тот и есть мастер-творец, будь ты мужчиной или женщиной.
В последних работах видно, что Венера поставила себе эту планку «мастерства», а какой будет уровень этой планки, покажет время. Творческий процесс по времени протекает по-разному, у одних быстро, у других медленно.
Астрологи утверждают, что имя непременно влияет на судьбу человека. Если так, то Венера – эта самая яркая звезда на небе. Может быть, в будущем и наша Венера засверкает как эта звезда? Это покажет время, а сегодня она сделала свой первый шаг к этому – у нее первая персональная выставка.

Акимжан Гулиев,
кандидат культурологических наук,
президент ОФ «Галерея современного искусства «Duniya-art»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ