Укрепляя суверенитет

0
114

Ляззат Матакбаева,
профессор кафедры международных
отношений КазНПУ им. Абая

Глобализация, как современная форма миропорядка, выставляет государству гораздо жесткие требования социоэкономической состоятельности и вписываемости в более сложные структуры международных отношений. Процесс модернизации в новообразованных государствах обусловил поиск собственных моделей развития. Существенные изменения, связанные с обретением суверенитета, привели к радикальным сдвигам в общественном сознании, разрушив многие традиционные подходы и стереотипы. 

Для Казахстана, как и для большинства постсоветских республик, источником ресурсов и генератором образцов, необходимых для глубокой ценностной трансформации и обретения новой идентичности, стали национальная традиция и традиционная геополитическая ориентация. Распад советского государства явился своего рода пусковым механизмом перехода к национально-этническим формам социальной и политической консолидации. Страны Балтии, республики Закавказья разными способами смогли найти пути к достижению этой цели и уже на этой основе выстроить свою идентичность и геополитические устремления. В Казахстане, в силу высокой включенности в советское нерыночное хозяйство и далеко зашедшей ассимиляции соответствующих этнических групп с русским этносом, процессы национальной консолидации проистекают медленно.
Мир развивается через кризисы. Кризисы заставляют искать новые сферы приложения сил, освобождаясь от малоэффективных или устаревших подходов. Новые внешние риски для развития экономики требуют новых инициатив для стимулирования деловой активности и занятости. Вопрос о том, куда мы направляемся, становится гораздо важнее того, откуда мы пришли. Однако народы и нации пытаются дать ответ на простой, казалось бы, вопрос: кто мы есть? Для этого необходимо глубоко изучать развитие международных систем, внимательно следить за окружающим нас миром, находить точки взаимодействия с ним. Приоритеты в этих поисках должны отдаваться ученым – культурологам, философам, политологам, международникам, которые способны разъяснить смысл событий, происходящих вокруг нас сегодня, сформулировать направление развития и цели общества. Сохраняя при этом осторожность в конструировании будущего на посылах из прошлого или настоящего. Международные экономические органы, движение мирового капитала, многонациональные корпорации, ядерное оружие – все это может быть предзнаменованием возникновения новых политических конфигураций.
Эффективность реализации амбициозных целей вхождения в число 30 самых развитых государств мира зависит от консолидации усилий всего казахстанского общества. Это должно стать основой национальной идеи, понятной каждому гражданину страны. Для этого необходимо планомерно объяснять каждое положение принимаемых решений, причем с точки зрения реального контекста. «Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность» [1].
Выбор внешнеполитических приоритетов для нашей страны является, в первую очередь, вопросом самолегитимации. Казахстан находится в точке пересекающихся интересов и центров тяжести мировой геополитики и вынужден маневрировать, принимая многовекторность или тактику «гибких альянсов» как возможность баланса внешних геополитических сил: не попадая в дружеские объятия одних, но и не наживая себе врагов. Одновременно создавать вокруг себя пояс региональных союзников и партнеров. Главной особенностью казахстанской внешней политики является стремление к многостороннему формату общения. Астана стремится расширить свое международное присутствие, более уверенно чувствуя себя на международных форумах или саммитах международных организаций, принимая на себя роль лидера или формируя общую точку зрения на многие вопросы. Сам по себе процесс расширения горизонтов внешнеполитической видимости, конечно, похвален. Но было бы более разумным сосредоточение на тех направлениях, откуда пойдут инвестиции и откроется доступ к современным технологиям.
Главной задачей внешней политики Республики Казахстан становятся реагирование на все происходящие в мире изменения и трансформация, влияющая на развитие страны. Политика многовекторности, как основа внешней политики нашего государства, включает в себя такие составляющие, как сбалансированность, прагматизм, твердое отстаивание национальных интересов. Непрерывный поток встреч и консультаций обеспечивает республике рост доверия и упрочивает позиции модератора в международных делах. Съезд лидеров мировых и традиционных религий, проводимый каждые три года в Астане, – это открытая площадка для встреч и обсуждения религиозных и духовных проблем. Председательство республики в ОБСЕ, ОИК, выборы в непостоянные члены Совета Безопасности дают республике возможность оформить де-юре свою активную и конструктивную роль в мировом сообществе, которую уже много лет она выполняет де-факто. Кроме того, непостоянное членство в Совете Безопасности на 2017–2018 гг. позволит продвижению интересов Центральной Азии впервые за всю историю ООН.
Реализация плана вхождения в число 30 развитых стран связана с увеличением вклада знаний и инноваций в экономический рост, доли услуг и экологизацией экономики. Это означает развитие человеческого капитала, совершенствование институциональной среды, развитие отраслей наукоемкой экономики, углубление интеграции в мировую и региональную экономику. В 2015 г. были заложены основы масштабной трансформации республики, которые ведут к коренной модернизации государственного управления, верховенству закона, диверсификации и устойчивому росту экономики, повышению под­отчетности государства и дальнейшему укреплению казахстанской идентичности. Было принято более 160 законодательных актов, в том числе 6 конституционных законов, 3 кодекса, 22 отдельных закона, 64 закона о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство и 67 законов о ратификации международных документов. Через год начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ». Вступили в силу 59 законов, которые создают принципиально новую среду для развития государства, экономики и общества. Это – Трудовой кодекс, Закон «О государственной службе», Гражданский процессуальный кодекс. Кроме того, с 1 января 2015 года начал работу Евразийский экономический союз, Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию. Это кардинальный выбор, который будет играть значительную роль в будущем развитии страны. Таким образом, глобальная экономика все больше открывается для Казахстана, и это тоже часть новой реальности, которая содержит в себе немало вызовов и возможностей для совершенствования профессионализма и деловой активности казахстанцев. Страна входит в «плотные слои атмосферы – в историческую эпоху все более жесткой экономической, научно-технической конкуренции, где нет слабых, а есть только сильные и еще более сильные и самые сильные» [2].
Во все более усложняющемся современном мире возрастает значимость интеллектуальных, научных, образовательных, духовных составляющих национальной мощи, т. е. того гигантского массива политических ресурсов, в основе которого лежат культура и моральные ценности. Активное и целенаправленное конструирование, а затем и эффективное использование которых даст возможность даже молодым государствам стать, по мнению Дж. Розенау, «…не столь малыми и слабыми, как это было когда-то».
В условиях глобализации перед страной в острой форме поднимается проблема сохранения национальной идентичности и самобытности с одновременной интеграцией в мировое пространство. На повестку дня ставится необходимость гармоничного переплетения демократических ценностей и национальной специфики. Предложенное в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Н. А. Назарбаева духовное обновление казахстанского общества является пошаговым возрождением в новых исторических условиях. В этих стратегических документах реализуется антропологический принцип, т. к. в центре внимания находится человек. Ускоренное развитие человеческого потенциала, социального капитала общества в целом стало не только приоритетом социально-экономического развития, но, в конечном счете, главной политико-идеологической задачей, стоящей перед любой нацией. Не может стать исключением и Казахстан, который не хочет выпасть из общемировых процессов развития, а, напротив, хочет органично вписаться в эту тенденцию, сохраняя свою культуру, собственный национальный код [3].
По многим прогнозам, предстоящие 15-17 лет станут «окном возможностей» для масштабного прорыва Казахстана. Новый политический курс нацелен на то, чтобы развить новые возможности – качественное образование, достойный труд и достойное будущее являются своего рода квинтэссенцией дальнейшего развития страны, основу которого обеспечит подлинный казахстанский патриотизм.
Как надо понимать казахстанский патриотизм? Современное казахстанское общество многосоставное и разновекторное по своим ценностям и идеалам. В стране пока нет ярко выраженной государственной гордости. Патриотизма не по указанию сверху, а идущего от сердца. Потребуются колоссальные усилия для того, чтобы в обществе менялись нравы и мышление. На протяжении следуюших десятилетий Казахстану предстоит переформатировать постсоветское самосознание, пространство и время в культурно-национальное. Это – задача не только власти и общества, это – задача каждого ответственного гражданина. Власть должна путем принятия законодательных актов и беспрекословным их выполнением создавать и укреплять институты гражданского общества. Они, в свою очередь, должны вырабатывать новые ценности, традиции, формировать самобытную культуру. Модернизироваться можно только сообща, только совместными усилиями. Современные казахстанцы должны быть не просто индивидуумами с набором определенных качеств и компетенций. Это должны быть граждане, которые связывают свое будущее со своим государством. Выдвинув лозунг вхождения в число 30 развитых стран мира, необходимо определиться с критериями. Страна в эпоху глобальных преобразований должна иметь единую цель, которая трансформирует те или иные ценности в стандарты, наполняя жизнь общества конкретным содержанием. Старые социальные нормы, действующие на протяжении советского периода казахской истории, будут разрушаться под воздействием успехов экономики и технологий. Общество будет «вынуждено играть в догонялки, чтобы переустроить себя в изменившихся условиях».
Казахстану как воздух будут необходимы индивидуализм, плюрализм и толерантность, встроенные в формальные институты прежней советской культуры и государственности, взрывающие их изнут­ри. В настоящей реальности мы постепенно подходим к тому, что одним из главных источников благосостояния является профессионализм. Для того чтобы стать профессионалом в наше ускоряющееся время, необходимо непрерывно продолжать самообразование, верить в свое предназначение через профессиональное самовыражение. Ведь именно оно, наряду с такими качествами, как трудолюбие, ответственность и стремление к богатству, позволяет человеку стать успешной личностью. Обозначенные тенденции говорят о том, что предстоит пересмотр и анализ огромного пласта национального законодательства в социальной сфере, в особенности, в области трудового законодательства. Это означает, во-первых, определение нового значения дефиниции «труд». Понятие и раскрытие определения «общество всеобщего труда», что есть труд в современном понимании и как можно воплотить идею общества всеобщего труда. Во-вторых, воспитание отношения к труду. Только в этом случае возможно формирование ответственного и творчески мотивированного человека труда. Именно тогда дисцип­лина, точность, краткость, повышенное чувство ответственности и, как результат, повышенное качество – будут определять казахстанцев как граждан страны «покоряющей привлекательности». Вхождение в мировой рынок требует дисциплины, верховенства закона, прозрачности и дос­тупа к информации. Эти изменения ведут к возникновению процветающего среднего класса, который является прочной основой стабильной демократии. Страны, входящие в мировую экономику, одновременно вливаются в процесс глобализации, что ведет к демократизации и выравниванию уровня экономического развития. Иначе говоря, труд экономически ответственных работников будет способствовать продвижению рынка, который, в свою очередь, составит основу благополучия и прогрессивного развития всего общества.
Таким образом, республика обретает новые формы государства, которые являются индикаторами эволюции политической системы. На данном этапе трансформации общества, образно говоря, выстроен лишь каркас демократического здания, даже не со всеми несущими опорами. Перманентной чертой этого этапа является кризис, охватывающий все стороны социального бытия, поэтому можно говорить только о наметившихся тенденциях, чем о достигнутых результатах.
Рост образованности и информированности граждан, а также усиление их восприимчивости к происходящему в других странах приводят к возрастанию требовательности по отношению к политическим институтам собственной страны. Обсуждаемые вопросы становятся все более сложными, решения связаны со скрытыми уступками и поисками компромиссных вариантов. Решающее значение приобретает способность сотрудничать и конкурировать на основе понятного для всех набора правил, иначе говоря, консолидация. Закреп­ление такой системы отношений поможет превращению в современные либеральные представительные демократии. Логика политического развития современного Казахстана такова, что по мере культурного роста происходит совершенствование государства как социального института, постоянно увеличивается объем управленческих функций и растет число лиц, занятых воспроизводством его устойчивого развития. Вполне закономерно встает вопрос о делегировании части полномочий, становящихся несвойственными государству, новым институтам гражданского общества, о расширении области самоуправления.
Таким образом, страна проходит так называемый транзитный период. Он связан со становлением качественно новой политической и экономической системы. В целом, Казахстан за 25 лет состоялся как успешное государство с неплохим реформаторским бэкграундом. Но в то же время мы не смогли найти управленческую модель, которая преодолела бы бюрократическую и коррупционную составляющую власти. Ф. Фу­­куяма, постулируя концепцию «сильного государства», отмечает, что «для будущего мирового порядка самое важное – это обучиться построению государства» [4]. И далее он констатирует: «В любом случае искусство построения государства будет ключевой составляющей национальной силы…» [5]. По оценке аналитиков, ближайшие годы станут временем глобальных испытаний, достойно пройти через этот этап смогут только сильные государства, сплоченные народы. Мир стоит на пороге новых глобальных изменений. Казахстан как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает влияние этих процессов непосредственно. Противостоять этому натиску возможно только при изменении общественного сознания, став «единой Нацией сильных и ответственных людей».

ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев Н. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. «Казахстанская правда», 13 апреля 2017 г.
2. Ударцев С. Смелый тренд XXI века. «Казахстанская правда», 16 декабря 2012 г.
3. Назарбаев Н. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. «Казахстанская правда», 13 апреля 2017 г.
4. Фукуяма Ф. Сильное государство. Управление и мировой порядок в XXI веке: [пер. с англ.]. М.: ACT; М.: Хранитель, 2006, 220 с.
5. См. там же.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here