ВАЖНА ГАРМОНИЯ В СОЮЗЕ

0
49

Собственное мнение

Ураз Баймуратов,
академик НАН РК,
директор Института социальной
экономики и финансов

В современном мире несколько различных экономических союзов. В данной статье речь пойдет о создании нового экономического союза стран тюркского мира. Тому имеются большие предпосылки. Страны тюркского мира охватывают огромные территории Азии и Европы, тюрки расселились на разных континентах. Связанные колесом истории, эти государства попутно пересекали поле времени, то перекликаясь в бурных потоках событий, то стремглав отдаляясь друг от друга. Они оказали колоссальное влияние на развитие Востока и Запада.

Трудно переоценить вклад, внесенный тюркским этносом в мировое культурное наследие, будь то рубайят Хайяма, считающийся золотым слогом Востока, или мраморные купола ослепительных дворцов, будь то кладезь житейской муд­рости, или слова назидания старших к младшему поколению. Но еще более важнее и возвышеннее, словно красной нитью связывающая тюркский мир, его духовный шатер, купол нравственности, шанырак мира и братства – его приверженность к великой религии!
На пути к экономическому процветанию, политической стабильности и духовному оздоровлению наша страна сталкивается с задачами разной конфигурации и повышенной сложности, и решение одной из них видится в создании экономического союза тюркских стран. Турция, как страна Малой Азии, как одна из главных участниц, представляет собой мост между Европой и Азией и способна оказать положительное влияние на развитие интеграционных взаимоотношений.
Для Казахстана, стремящегося к созданию деятельного Международного финансового центра и Азиатского центра исламского финансирования, весьма интересен опыт и партнерство с Турецкой Республикой.
Тема существующего Таможенного союза (ТС) – излюбленное поле сражения его сторонников и противников, последние, в свою очередь, не перестают осыпать трескучим градом аргументов «против», ставя все новые и новые вопросы. Автор же статьи попытался переосмыслить учения, дошедшие до сего дня, представив широкой аудитории новое видение общественного развития, а именно гармоничное развитие, через истинную духовность и нравственность.
…Гармония сочетает, казалось бы, несовместимое – независимость страны с интеграцией, одно без ущерба для другого. Проявлением же дисгармоний являются кризисы, конфликты, катаклизмы, которые, повторяясь и все более углубляясь, в конечном счете, чреваты исчезновением народов и их цивилизаций. Именно об этом говорят безмолвные страницы истории с древности до наших дней. Вспомним о Самуде, Гоморре и Содоме и многих других, исчезнувших с лица Земли из-за неверия в Творца, моральной деградации.
Словарный запас современного человека пополняется все новыми синонимами о грехопадничестве и злопыханиях людей. Не исчезают понятия прелюбодеяния и скотоподобия, лихоимства и взяточничества, алчности и порочности. Эти пороки, как кандалы на ногах, обездвиживают любое стремление к развитию. Ведь нельзя вести тележку боком! Урок очевиден – необходим переход на путь современной эволюции общества к Гармонии во всем от индивида до социума на основе истинной духовности и нравственности, являющихся основой всему остальному. Это новое веяние – требование времени. Гармоничная интеграция, оплотом которой является не только культурная общность, но и приверженность к истинной духовности, способна дать мощный толчок развитию всего мирового сообщества.
К примеру, одной из актуальнейших проблем нашего времени является борьба с коррупцией. Ее легче вести в условиях интеграционного объединения. Ведь усиление антикоррупционного настроения в одной стране интеграции вызывает синергию в другой стране – участнице единого экономического пространства.
Если в стране борьба с коррупцией ведется успешно, инвестиции и бизнес устремляются туда, где комфортно им, где налоги невысокие, административные барьеры отсутствуют. Подобным же образом возможно благотворное влияние демократического развития одной страны на другую внутри интеграционного объединения.
Говоря о Таможенном Союзе, нужно подчеркнуть, что это не единственное интеграционное образование. В мире их множество. Членство в ТС не исключает вхождения Казахстана в другие региональные структуры. Почему бы параллельно не создать Экономический союз с Турцией, к примеру, а также с нашими соседями – Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном (ассоциированное членство). Его можно назвать «Экономический союз тюркских стран». Объединение их имеет общую основу – генетическая общность, единая религия, языковая близость, схожесть традиций (гостеприимство, уважение к старшим, толерантность к чужим ценностям и т. д.). Недавняя инициатива Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева о переходе на латиницу – еще один фактор развития интеграции братских народов.
Общая основа интеграции – высокая духовность, без которой интеграционные объединения недолговечны, способны к быстрому распаду. Особое консолидирующее значение имеет традиционный ислам. Игнорировать это – непростительная ошибка.
Пример – бывший Советский Союз, в котором не было единого духовного базиса, более того, религия в нем начисто отрицалась. Официальной идеологией был оголтелый атеизм. Рано или поздно она должна была привести к исчезновению Союза, что и произошло после 72 лет его существования.
В наши дни мы видим неустойчивость Евросоюза, перспективы которого как в туманном Альбионе весьма неясны и вызывают большие сомнения. Из истории известно, что многие народы и цивилизации исчезли с лица земли из-за отсутствия истинной духовности. Урок для нас из прошлого и современности очевиден – устойчивое развитие народов и цивилизаций возможно лишь при наличии высокой духовности и нравственности, как основы Гармонии. Подлинная духовность может служить прочной основой благополучной социальной эволюции стран и народов, без нее погоня лишь за материальными благами является дорогой в тупик. Восточная мудрость гласит: «У каждой реки есть свой исток». У нового союза – это духовные ценности, у других союзов – это материальные блага.
Особо следует сказать о духовности, ее роли в интеграционных процессах, в частности, в развитии экономики. Здесь у Казахстана просматривается большое конкурентное преимущество. Огромный потенциал гармоничного развития содержат принципы Исламской экономики и финансов.
Из всех финансовых источников и механизмов инвестирования в реальную экономику наиболее эффективны, как показывают наши исследования, исламские инвестиции и беспроцентные кредиты. И поскольку исламские банки несут, помимо коммерческой, функцию безвозмездной поддержки своих клиентов, нуждающихся в свободных деньгах, то они выступают также надежными партнерами предпринимателей.
Исламские финансы, основанные на общечеловеческих ценностях, привлекательны для всего населения, независимо от конфессий и национальностей. Об этом говорит опыт Малайзии, где мусульмане составляют 60 процентов, а клиентами исламских банков являются также и немусульмане. Главные критерии для этих банков – честность, готовность к взаимной помощи и поддержке, справедливость и прозрачность бизнеса.
Исламская экономика, по своей сути, связана с высоким уровнем взаимного доверия между инвесторами, банками и другими финансовыми институтами и компаниями. Для компаний реального сектора она более привлекательна, гармонична, эффективна и находится вне конкуренции.
Модифицированная модель исламского финансирования «инвестиции + беспроцентные кредиты» позволяет повысить конкурентоспособность исламских краткосрочных или долгосрочных инвестиций по сравнению с традиционными финансовыми инструментами. Из них может быть сформирован единый банковский комплект финансирования реального сектора экономики и социальной сферы.
Соединить исламские инвестиции и банкинг с отечественными инновациями – это значит получить поддержку, помощь в развитии образования, науки и бизнеса, в обеспечении занятости населения, повышении его благосостояния. Основным генератором инновационно-инвестиционных проектов является бизнес, поэтому необходимо сотрудничество предпринимателей внутри нового экономического союза, налаживание диалога с подобными бизнес-ассоциациями третьих стран.
Новый союз призван наиболее полно продемонстрировать не столько высокие рекордные темпы экономического роста, сколько устойчивость и долговременность развития, духовно-нравственную чистоту бизнеса.
Для наших государств характерны исторически обусловленная конфессиональная толерантность, а также восточное дружелюбие. В новом экономическом союзе тюркских стран бизнес может преобразоваться в чистую, честную, справедливую деятельность без экономических спекуляций, игорного бизнеса, производства военных вооружений, вредных для здоровья человека и для окружающей среды продуктов. Это дало бы новому Союзу большую экономию природных, материальных и денежных ресурсов.
Применение принципов исламской экономики и финансов является тем способом, который ведет к духовному оздоровлению бизнеса и всего общества. Такое прогрессивное явление не имеет границ, оно постепенно будет распространяться на всей территории интеграционного объединения.
Там, где работает Закон социально-экономической Гармонии не бывает неравных отношений, «старших и младших братьев», там господствует равное партнерство. Чем быстрее наши страны будут продвигаться к Гармонии, тем лучше они защитят свой суверенитет, более того, станут носителями миссии по духовно-нравственному росту во всем евразийском пространстве.

Наша справка
2014 год был ознаменован выдающимся достижением казахстанской науки: открытием ранее неизвестного «Закона социально-экономической Гармонии». Российская академия естественных наук и Международная академия авторов научных открытий и изобретений признали это открытие и выдало Диплом академику НАН РК Уразу Баймуратову.
Данный Закон создан на основе Исламской доктрины, имеет общемировое значение. Он регулирует образ жизни миллиардов жителей Земли, ведет к развитию Гармонии, способствует сохранению нашей цивилизации. Важная тема ясно раскрыта в книге «Гармония экономики и общества: мировая парадигма», вышедшей на казахском, русском и английском языках (США). В книге также освещаются дуальность социума «Гармония-дуальность», парадигма социальной эволюции «D + 3D», где «D» означает демоэтическое (духовно-нравственное) развитие, «3D»-демографическое, демократическое и демоэкономическое (социально-экономическое) развитие общества.
Автор данной статьи также обнародовал в СМИ «Манифест гармоничного сознания. Кризисы, катаклизмы и конфликты: как преодолеть разрушительную синергию трех «К», вызвавший интерес в стране и за рубежом, вошедший в содержание Международного проекта «Перед лицом угрозы третьей мировой войны. Мир и разоружение из Гармонии».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here