БЕЗ ОГЛЯДКИ НА ПРОШЛОЕ

1
268

Духовный мир

Мадина Усенова,
доктор философских наук,
профессор, религиовед

Человек на небе ищет то,
чего ему не хватает на земле.
Л. Фейербах

В последние годы заметно возрос интерес общества к проблемам духовности. Многие связывают это с ростом религиозности населения, полагая, что религия является основой нравственности и духовности. Ибо верующие боятся Бога и потому не совершают преступлений. Но, к сожалению, возросшая религиозность не прибавила нам духовности и не снизила уровня преступности, что подтверждает официальная криминальная статистика.

Что такое терроризм, мы теперь знаем не понаслышке. Трагические события в Балхаше, Актау, Алматы, злодеяния террористов показывают, что радикальный ислам уже далеко не виртуальная угроза. В Послании народу Казахстана Президент Н. А. Назарбаев озвучил ключевые проблемы борьбы с этим глобальным социальным явлением. Это, прежде всего, предупреждение пропаганды радикального ислама, формирование в обществе нулевой терпимости к любым проявлениям религиозного экстремизма, усиления духовно-нравственного воспитания молодежи.
Эти программные установки Лидер нации детализирует в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Наша страна вступила в новый исторический период. Дан старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики с тем, чтобы войти в тридцатку самых развитых держав мира. А модернизация общественного сознания станет теперь сердцевиной этого процесса.
Грандиозные планы, озвученные Н. А. Назарбаевым, предстоит осуществлять гражданам нашей страны. И поэтому каждый из нас должен осмыслить, пересмотреть свои жизненные позиции, нравственные принципы, свой образ жизни в соответствии с вызовами времени.
Мы живем в светском государстве, где церковь отделена от государства, школа от церкви. Действует Конституционное право свободы совести. Пропаганда религии, миссионерская деятельность разрешены только на территории культового здания. Эти правовые нормы известны всем и каждому, но они, к сожалению, нарушаются повсеместно, и никто никакой ответственности за это не несет.
Пришло время строго ориентироваться на Конституцию и действующее законодательство, а не идти на поводу потребностей верующей части наших граждан. И это никак не ущемляет ни их чувств, ни их прав.
Казахстан – светское государство, строящее свою политику на основе научного мировоззрения. И поэтому совершенно недопустимы апологетика религии в СМИ и утверждение, что научный атеизм – безбожие, бездуховность.
Кстати сказать, научный атеизм вообще не рассматривает вопрос о Боге, есть он или его не существует. Ибо считает, что верить или не верить в Бога – личное дело каждого человека. Главное – утверждение, что человек – не раб божий, а Личность. Он – творец своего счастья, своей судьбы. Причем, здесь и сейчас, а не потом – после смерти. Главная задача общества, государства и самой личности – создать все условия – экономические, социальные и духовные – для расцвета всех талантов и способностей личности. Именно в этом – суть и содержание научного атеизма. Именно такую задачу мы решаем сегодня.
Считаю важным подчеркнуть, что вред религии не в том, что человек верит в Бога, в разные чудеса, мифы и легенды, коих немало в любой религии. Ну, какой от этого вред?! А проблема в том, что вера в сверхъе­с­тественное уводит, отвлекает человека от решения практических задач и проблем по улучшению его собственной жизни. Если все за всех решает Бог, если вся твоя судьба еще в утробе матери, еще до рождения записана на твоем лбу, зачем стараться что-то в ней изменить? Да и грех это – идти против воли Всевышнего. Разве не так?
Не в обиду верующим расскажу старый анекдот. Мужик каждый день, лежа на диване, молился и просил Бога: «Хочу выиграть большую сумму и стать богатым». Богу надоело слушать эту молитву, и он спустился на землю и сказал: «Слушай, мужик! Имей совесть, купи хоть один лотерейный билет. Иначе, как мне исполнить твою просьбу».
Стремительный рост религиозности не такая уж безобидная вещь, как может показаться на первый взгляд. Что с нами происходит? Посмотрите вокруг. С теле­экранов (ХИТ ТВ, СТВ, АСЫЛ АРНА и др.) нас призывают не обращаться к врачам – они бессильны, идите к экстрасенсам, говорят, они могут все: исцелят вас даже от рака и СПИДа, изменят вашу судьбу, из бомжа могут превратить в миллионера… И ни слова о тех огромных достижениях нашей медицины и о тех огромных суммах, которые выделяет государство на оздоровление наших граждан.
Пропаганда невежества, мракобесия, мистики, всяких шарлатанов и безграмотных «целителей»-мошенников на наших телеэкранах стала нормой. Новости посмотришь – накатывают депрессия и бессонница. Все так плохо. Безнадега. Беспредел…
Вот такая эмоционально-психологическая ситуация как раз и питает, стимулирует и воспроизводит в обществе религиозность.
В нашей жизни проблем хватает. Низкий уровень жизни большинства населения, безработица, коррупция, бюрократическая бумажная волокита, несправедливость, круговая порука, когда не к кому обратиться за помощью кроме Бога. Все это есть. И каждый на своей шкуре испытал всю эту безнадегу.
Можно добиться справедливости. Но только на это уйдут годы борьбы. Утверждаю это не понаслышке. В таких ситуациях любая маломальская поддержка – моральная, материальная – окажется той соломинкой, за которую ухватится тот, кто претерпел некую боль, обиду, несправедливость. А вербовщики умело пользуются такими обстоятельствами. Особенно, когда имеют дело с молодежью.
Отмечается тенденция роста религиозного экстремизма и терроризма. На научно-практической конференции в 2011 году политолог Ерлан Карин привел следующие цифры: в 2003 году за терроризм осуждено 16 человек, в 2006 – 33, в 2010 – 31. Все они моложе 27 лет. По данным, озвученным Государственным секретарем РК Г. Абдыкалыковой, за 6 месяцев 2016 года зарегистрировано 315 преступлений, содержащих признаки (состав) терроризма, и предотвращено 12 террористических актов.
Связь религиозности и терроризма особенно наглядно проявляется и на бытовом уровне. На улицах наших городов и сел, в офисах, госучреждениях и учебных заведениях, на рынках и в такси – везде мы встречаем бородатых мужчин в коротких штанишках и женщин, с головы до пят покрытых черным покрывалом. Девочкам родители не разрешают носить школьную форму и облачают их в хиджаб. Это грубейшее нарушение конституционных прав ребенка и даже норм Корана и Шариата. Согласно Корану, девочкам до наступления совершеннолетия запрещено носить хиджаб и паранджу.
Не случайно Президент Н. А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорит о необходимости обновления общественного самосознания, формирования научного мировоззрения, высоких нравственных принципов и активной жизненной позиции у всех граждан нашей страны. А без этого невозможно ни экономическое, ни политическое обновление.
Мы стали забывать о своих корнях, о своих национальных традициях, культуре и стали бездумно копировать чуждые нам обычаи. И Глава государства абсолютно прав. Необходимо на законодательном уровне запретить ношение паранджи, хиджаба. Ибо они в обыденном сознании олицетворяются с терроризмом и создают в обществе атмосферу тревоги.
Сегодня мир сотрясают два вида терроризма – транзитный и локальный. Боевики из-за границы к нам проникнуть не пытаются, знают, наши границы надежно защищены. У доморощенных террористов есть все – материальная база, специальная литература и грамотные вербовщики. Об этом можно судить по материалам осужденных и задержанных силовыми структурами террористов.
Что можно противопоставить этой более чем реальной угрозе? Экстремизм, терроризм можно остановить, борясь с их причинами, но никак с их последствиями, чем мы занимаемся сейчас.
Формат противодействия религиозному экстремизму и терроризму может быть силовым в момент террористической атаки или его угрозы и идейно-пропагандистским – постоянно, ежедневно.
Особое значение имеет комплексный подход с упором на максимальное сужение социальной почвы терроризма: безработицы, нищеты, коррупции, несправедливости и формирование в обществе атмосферы активного неприятия идеологии религиозного экстремизма, лишения террористов ареола «борцов за чистоту веры», разоблачение искажений содержания Корана. Необходима выработка единой технологии освещения в СМИ проблем противодействия религиозному экстремизму, тщательная регламентация порядка освещения актов терроризма. Ибо ныне информационное пространство настолько ими перенасыщено, что люди не могут избавиться от страха, а это как раз то, чего добиваются террористы.
Борьба с терроризмом должна стать действенной, а по размаху – общенациональной. Поэтому так важно, как подчеркивает Лидер нации, участие в ней всех неправительственных, общественных, партийных организаций. В этой части я искренне разделяю недоумение на грани возмущения академика НАН Д. Кшибекова, изложенное в его статье о полном пофигизме руководителей и рядовых членов партий, проявлявших безмерную активность в период выборов в Парламент и Мажилис и забывших начисто обо всем, что наобещали эти «слуги народа» своим избирателям. Ау!.. Где вы, коммунисты, где ваш вождь В. Косарев? А куда подевался эпатажный лидер патриотов Казахстана Гани Касымов, который на всю страну демонстрировал свою мощь, раздавив с экрана КТК граненый стакан? А где наши профсоюзы – защитники рабочих и крестьян? Они куда подевались? Кроме «Нур Отана», никого на политическом горизонте не видно…
Сегодня, как никогда, нужно эффективное идеологическое противодействие терроризму на государственном и межнациональном уровне. И если к этому процессу присоединятся все общественные и партийные организации, ученые, творческие работники и все слои населения, то мы сможем остановить терроризм.
Высокий уровень общественного сознания, политической культуры и образования населения, любовь к Родине плюс четко работающие властные структуры создадут в обществе атмосферу неприятия, отчуждения религиозного фанатизма, экстремизма, терроризма. В таких условиях их воспроизводство будет практически невозможным. Ибо идеология, овладевшая сознанием масс, станет величайшей материальной силой.

ЛИТЕРАТУРА
1. Арухов З. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999.
2. Арчаков М. Идеология политического экстремизма. М., 2009.
3. Бурковская В. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. М., 2005.
4. Перепись населения РК. Алматы, 2009.
5. Курганская В. Научно-исследовательский отчет «Влияние религиозных организаций на молодежь в Казахстане. Алматы, 2003.
6. Тулебаев Г. Особенность религиозной идентификации современной казахстанской молодежи. Алматы, 2009.
7. Кшибеков Д. «Мобилизующая сила идеологии». «Мысль», № 3, 2017, с. 13.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Мои стихи
    Да Ислам для души вдохновения.
    Да священная книга Коран.
    Нам ниспослана свыше единый Творец.
    Наш Аллах Милосердный.
    Да пророк наш Мухаммед.
    Да прекрасная книга Коран.
    **********************************
    Дающий нам Аллах единый.
    Учитель наш пророк Святой Мухаммед.
    Наставник наш Имам.
    Да Мусульмане братья нам.
    **********************************
    Мои стихи
    Я Верю в Истину небес как откровение.
    Как чудный дар ниспослано оно.
    О люди Верти в откровение.
    И Верти в Истину его.
    **********************************
    Стихи.ru Автор. Руслан Байрамов.
    Поддержать деньгами. Если не в тягость.
    Р.Ф Мой счет. 4276 8560 1363 9442

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ