СВЯТЫНИ ТУРГАЙСКОЙ СТЕПИ

0
2347

Сакральная география

Куаныш Урманов,
почетный профессор Актюбинского и Костанайского государственных
педагогических институтов

Могу с уверенностью сказать, что статью Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» жители Костанайской области приняли с большой теплотой. Многие говорят, что они давно ждали от Главы государства такого программного послания. Особенно в последние годы независимости вопросы повышения духовности и воспитания молодежи к любви родной земле на местах решались без особого энтузиазма. И эта работа не имела практически никаких результатов, вопросы изучения и сохранения духовных святынь в области вообще не обсуждались.

Наша Костанайская область находится с самом центре Евразийского континента. Территория области когда-то была воротами великого переселения народов. Только по нашей области могли проехать переселенцы. В то время на севере облас­ти были непроходимая тайга и болота, а на юге – безводная пустыня. Эти народы не только прошли через Тургайские степи и принесли сюда свою культуру, но и, несомненно, оставили здесь частицу своих достижений.
Президент Н. А. Назарбаев в своем труде «В потоке истории» писал: «…Сакские племена Казахстана были прямыми потомками андроновского населения – ариев, туров, дахов, данов Авесты. Этот неоспоримый вывод подтверждают археологи, проводящие прямые линии связи между андроновской и сакской культурами, а также антропологи, установившие генетическую преемственность населения сакского времени эпохи бронзы»1. В большинстве именно эти народы когда-то жили на территории современной Костанайской области. У нас до сих пор сохранилось множество памятников андроновской культуры. В этом плане, мне кажется, что наша область самая богатая в республике.
Ученые Уральского государственного университета (профессор В. Ф. Генинг, позднее эту работу продолжили челябинцы) недалеко от границы нашей области (на исконно казахской земле, когда-то здесь жили мои предки) открыли Аркаим и «Страну городов». В исследовании Аркаима и других городищ андроновской культуры приняли участие известные в России и СНГ ученые: А. Д. Таиров, А. Ф. Бушмакин, Г. Б. Зданович и другие. По результатам первых десяти лет работы на Аркаиме челябинцы здесь создали целый научный центр. И сегодня Аркаим, стал духовным центром, российской Меккой, куда ежегодно приезжают сотни тысяч паломников, туристов и ученых из разных стран мира.
Ученые России пишут: «С феноменом Аркаима связано немало глубоких, общечеловеческих тайн. Сейчас только одно можно сказать со всей определенностью: «Аркаим и «Страна городов» – величайшее открытие археологов ХХ века, не менее значимое, чем Троя или Стоунхендж»2.
В один из приездов в Аркаим я увидел там огромный плакат (растяжку) с надписью – «Здесь говорил Заратустра» (Пророк религии огнепоклонников). Так ли на самом деле, не знаю. Но всемирно известный профессор из Англии Мэри Бойс, более 30 лет занимающаяся изучением истории ариев, пишет: «Заратустра родился и вырос в Азиатских степях, восточнее Волги»3. Вот до какой высоты россияне подняли Аркаим!
В то же время на территории Денисовского района Костанайской области, недалеко от Аркаима, нетронутым до сих пор лежит городище Первомайское. Как утверждают ученые России (Г. Б. Зданович и другие), это городище в свое время было намного крупнее и значимее, чем Аркаим. Почему бы нам не открыть свой Аркаим на основе Первомайского городища?!
Как отмечают геологи, примерно 25 миллионов лет тому назад, на территорию современной Костанайской области (в девяти километрах от села Сахаровка, что в Камышинском районе, недалеко от автомобильной трассы Костанай – Актюбинск) упал довольно крупный метеорит. При падении метеорита на земле образовалась воронка (кратер) глубиной 200 метров, а диаметром на поверхности земли – один километр. На месте падения метеорита впоследствии образовалось Круглое озеро. Об этом происшествии знали многие, в том числе местные жители, но никто не обратил на это особого внимания. Нашли и начали исследовать место падения метеорита не ученые, а геологи. Вот что пишет об этом один из геологов А. Я. Брагин (Кос­танай): «Кунгуртауский «кратер» был обнаружен А. Г. Илларионовым и мною зимой 1975–1976 гг. при просмотре очередной партии высотных аэрофотоснимков мастаба 1:50000, поступивших в ПГО «Севказгеология». Впечатление было ощеломляющим, и потому 4 июня 1976 г. при проведении аэровизуальных наблюдений мы вышли на Кунгуртау. Если на поверхности трудно увидеть что-то необычное, то с воздуха «кратер» выглядит именно как снивелированный кратер – производит необычайно сильное впечатление. Мы поднялись на 500-600 метров, сделали над ним несколько кругов и сфотографировали (к сожалению, без светофильтра, из-за чего негативы получились серыми).
В 1988 г., т. е. спустя 12 лет, я снова вспомнил Кунгуртау … С этого момента поднялась новая «волна» интереса к «озеру Круглому», но теперь уже как к «астропроблеме»… Между тем я в отчете написал следующее: «…По всем данным, перед нами нерукотворный «котлован» глубиной 200 метров и диаметром около одного километра. Возникает вопрос: как же он возник?»4.
Многие геологи изучали этот феномен. Среди них Г. А. Берсенев, Н. С. Скрябин, В. А. Сахаров, В. А. Броневой и другие. В 1995 году ученые провели в небольшом объеме магнитометрические наблюдения (В. Войнов), ученые И. Г. Габриелян, Г. Т. Ситпаева, Н. И. Самсонова взяли пробы современных диатомовых водорослей из озера. И, наконец, они пришли к выводу (В. Н. Войнов и А. Я. Брагин), что она является ударной воронкой, возникшей в результате падения крупного метеорита, иными словами – астропроблемой. К этому заключению приводят данные аэрофотосъемок и геофизических работ. В особенности крупномасштабные гравиметрические съемки.
Это был 1992 год. С тех пор никто не занимался дальнейшим изучением Кунгуртауской астропроблемы. Говорят, лет семь назад, по заданию одного из департаментов США, Круглое озеро исследовали ученые Москвы и Санкт-Петербурга. Но нам, жителям области, о результатах их работы ничего неизвестно. Думаю, надо продоложить изучение Кунгуртауской астропроблемы. Там история нашей земли, нашего края. В мире не так уж много фактов, где после падения метеорита образовано такое озеро. Говорят, до начала освоения целинных и залежных земель в озере Круглое была вода. Сейчас воды нет совсем. Тысячи тонн породы, выброшеной ударной силой на поверхность, были использованы при строительстве автодороги Камысты – Талдыколь. Отдельные, обожженные при высокой температуре глыбы до сих пор валяются вдоль трассы.
Если бы начать раскопки Кунгуртау­ской астропроблемы, исследовать ее, изучать не только историю строения земли нашего края, но и растительность, накопившуюся в кратере воронки в течение миллионов лет. Загляните поглубже – а там бездна, целый мир. Настоящая Мекка для геологов, биологов, ихтиологов и многих других. Недаром американцы интересуются Кунгуртауской астропроблемой.
Рядом с озером Круглое, в десяти-пятнадцати километрах, находится цепь озер: Талдыкольское, Кулыкольское, Киндикты. Эти озера особенно весной являются настоящим птичьем базаром, куда приезжают ученые из Японии, Финляндии и многих европейских стран.
В одной из летних экспедиций, которая проходила под девизом «Ауылым алтын бесігім», на северных предгорьях Улытау, на берегу реки Караторгай, как раз на границе Карагандинской и Костанайской областей, я наткнулся (нашел) на места древнего захоронения, где до сих пор возвышаются вот эти нагробные плиты.
Удивительные каменные надгробные плиты

На лицевой стороне этих плит нет никаких надписей. Возможно, они были установлены, когда еще не существовало никакой письменности. Вместо надписей на лицевой стороне этих надгробных плит выполнены сетчатые узоры. Точнее, не узоры, а какие-то сетки. Эти сетки так прочно прикреплены к плитке, как будто выполнены современным сварочным аппаратом. Плиты изготовлены вручную. По бокам видны следы опалубки. Если это было до появления письменности, то какой техникой, точнее, какими технологиями владели наши предки, чтобы изготовить такие прочные камни с сетчатыми узорами? Если верить историкам, что первые приамиды были построены в Великой степи. Не по этой ли технологии были изготовлены огромные пирамиды Египта? Тем более наукой уже доказано, что многие аборигены современнного Египта когда-то жили в Великой степи. Интересно и то, кто лежит под этими загадочными надгробными плитами? Великаны, некогда жившие в степях Тургая, или представители белоглазой чуди? Почему бы археологам республики не приоткрыть завесу этой тайны? Может быть, там находится что-то интересное, которое удивило бы мир и определило бы идентичность Тургайской степи?
Интересными артефактами являются находящиеся на берегу реки Караторгай каменные строения «Екі дің». В своих трудах академик Алькей Маргулан писал, что каменные сооружения «Екі дің» – это сокровища наследия религии Зороастризма (Огнепоклонников). Они были построены в те далекие времена в честь определенных лиц и являлись хранителями огня. Если так, то «Екі дің» относятся к ІІІ – ІІ тысячелетию до н. э., когда все арийцы жили в средней полосе Евразийской степи, когда между арийцами не было никакого антогонизма, и они еще не заселились в долине реки Ганг, а иранцы еще не отделились от своих собратьев арийцев и еще не создали свою государственность в Мидии, затем в Иране.
Некоторые ученые утверждают, что эти строения являются географическими ориентирами в степи. Настоящим географическим ориентиром в Великой степи, как Мавзолей Козы Корпеш и Баян сулу в Восточно-Казахстанской области, была 37-метровая «Башня святого Теке» (Әулие Текенің діңі) на берегу одноименной реки (Теке), недалеко от Кызбельских гор в Жангельдинском районе нашей области. Но сегодня на месте «Башни святого Теке» одни развалины. Не выдержав бремя времени, башня, некогда возвышавшаяся над землей до 40 метров, развалилась, так как была построена из кирпича-сырца.
К сакральной истории нашей области относятся «Мықтың үйі» (Дом странника), что в Карабалыкском районе, и город Едиге кала (Едіге қала) в Мендыгаринском районе.
Над крутым каменным обрывом реки Тогузак даже сейчас возвышаются развалины старинного здания, построенного в те далекие-далекие времена. О «Мықтың үйі» писали многие ученые. Исследовали это сооружение и участники экспедиции Академии наук России (1768–1774 гг.) под руководством П. С. Палласа. Последним, кто посещал этот Дом странника (великанов), был профессор Костанайского государственного педагогического института П. Г. Пугачев. Этот археолог писал:
«Находясь в 78-ми верстах от г. Троицка и в 19-ти от озера Камышного (в современных административных границах Комсомольского района Кустанайской области), Х. Барданес в развалинах каменного храма «Моктун-Или» – «Дом странников», расположенного на каменистом берегу р. Тогузак, обнаружил оконные рамы из лиственницы…»5.
У нас в области несколько мест, связанных с именем Мыков, т. е. чудей (кто-то говорит, что чуди – великаны. Есть еще понятие «Чудь белоглазая». Надо проверить, кто жил в «Мықтың үйі», великаны или Чудь белоглазая). Это нынешнее поселение «Мүктікөль» или «Мыктыколь», что в Житикаринском районе. Где-то там, я знаю, есть развалины шахты, где когда-то добывали медную руду. Вторая шахта находится на территории Тарановского района. В шестидесятые годы вход в эту шахту был замурован.
По правой стороне автомобильной трассы Костанай – Аулиеколь, на выезде в сторону Аулиеколя, находится небольшая возвышенность под названием «Көкиық». Это – рукотворный памятник героизму нашего народа в борьбе за независимость.
В 1630 годах джунгары прошли по северу современной Костанайской области и создали на берегу Волги свое ханство. В начале 1771 года, когда началось бегство калмыков в Джунгарию под предводительством генерала Убаши, наши предки думали, что калмыки снова пройдут по нашей территории. Если так, то калмыки на обратном пути просто раздавят нас, так как они числом душ и количеством скота в несколько раз превышали. Тогда, чтобы не попасть впросак и как-то дать отпор наступающим калмыкам, наши предки начали строить такие сигнальные горки, как «Көкиық», чтобы днем дымом, а ночью – огнем давать знаки о приближении калмыков. На берегах рек Уй и Тобола они тогда вручную построили более шести-семи таких гор. До сегодняшнего дня сохранились «Көкиық», Владимирская вышка и Шишка в районе с. Садчиковка.
Особый интерес представляет «Едіге қала». Находится это городище в Мендыгаринском районе, на берегу балки «Ащы өзек», в 15 километрах от села Каменск-Уральское. В архиве областного краеведческого музея сохранились записи Зотика Петровича Толстых, где он пишет: «Много интересного тогда рассказывал мне писатель Спандияр Кубеев. Однажды он меня повел к берегу балки Ащы өзек, где лежат какие-то развалины. Здесь, сказал он, когда-то в те далекие времена был город «Едіге қала». Едіге был главным полководцем Великого Тимура. Когда Тимур-хромой решил завоевать Русь с северо-востока, он для своих воинов построил этот город, чтобы они могли здесь отдыхать, готовиться к новым сражениям и лечиться после сражений. В те времена здесь было много озер с лечебной грязью. Этот город был очень большим. Сюда могли въехать тогда в один заезд до тысячи конников, и он показал мне внешние контуры «Едіге кала». Контуры городища я переложил на бумагу».
Действительно, город был довольно большой. Как видно на схеме, длина его была – 100, а ширина – 80 метров. Если действительно «Едіге қала» связан с именем Великого Тимура, то он был построен после 1392 года. В 1400 годах навряд ли было на территории России, Средней Азии и Казахстана такое лечебное заведение? А в Европе? В мире? Если нет, то «Едіге қала» является одним из первых оздоровительных заведений в мире! Сегодня недалеко от того «Едіге қала» действует крупнейший в Казахстане санаторий-профилакторий «Сосновый бор». Если это так, то почему нам не гордиться достижениями своих предков?!
Таких сакральных мест в нашей области очень много. На территории современного Житикаринского района есть места, связанные со сражениями монголов и меркитов, монголов и кипчаков в 1216 году. Это районы рек Жарлы, Жыланды и Кумака, горы Аккарга, места, связанные с именем последнего хана казахов – Кенесары Касымова (долина Ушбурыл, гора Қаратобе, на берегу реки Бирсуат до балки Орыскескен. Правда, сейчас балка Орыскескен находится на территории России. Но они до сих пор эту историческую балку так и называют – «Балка Орыскескен»).
На территории Костанайской и Актюбинской областей находится равнина «Қара сиыр», где после поражения казахов («Ақтабан шұбырынды») казахские войска дали первое победное сражение джунгарам под предводительством батыра Тайлака, потомки которого проживают ныне в основном на территории Костанайской области (Житикаринский и Камыстинский районы). Все эти истории можно включить в «Сакральную географию Казахстана».
Местности, где жил и вырос Толеген (главный герой поэмы «Қыз Жибек») и предки Айман и Шолпан (есть такая опера), также находятся недалеко от Костанайской области. Это – Хантау, где жил отец Толегена Базарбай, и местность по правой стороне по течению реки Орал, в семи километрах от г. Магнитогорска (Маманның көңі).
Как раз посередине Костанайской области лежит огромный лесной массив «Аманкарагай», растянувшийся на десятки тысяч гектаров. Это остаток некогда сплошного леса, который когда-то занимал всю Торгайскую степь. Западная часть Аманкарагайского леса называется – Басаманский лес, там же находится Басаманский лесхоз.
Изучение возникновения этого топонима я начал с вопроса: когда появилось само название «Аманкарагай» или части этого лесного массива – «Басаман»? История свидетельствует, что жители Тургайской степи всегда боролись за свободу и независимость своего края. И первые сведения об Аманкарагае мы встречаем в исторических документах, и связаны они с именем кипчакского героя Хулусмана. Хулусман (возможно Кулоспан) – это его имя по рождению. Всему миру он известен под именем Бачман. Бачман или по-казахски – Басаман.
Историк С. М. Ахинжанов пишет: «К западу от реки Тобол, на границе Актюбинской и Оренбургской областей, на широте 52 градусов, в районе юго-восточных отрогов Уральских гор, в том месте, куда был направлен поход Мухаммеда, течет небольшая река Кумак. С северной стороны в нее впадает река Джарлы. Возможно, эти реки являются теми реками, о которых еще в XIII веке упоминал Джувайни – Кимач и Кайлы (правильно – Кумка и Жарлы). В долинах этих рек, согласно источникам, на берегу реки Джарлы в начале лета 1216 года произошло первое сражение монгольских войск с армией Хорезмшаха (кипчаки). События развивались следующим образом. Монголы под начальством Субедея и Джебе (в походе принимал участие, согласно некоторым источникам, и Джучи) за день до битвы с Хорезмшахом (они) настигли меркитов и уничтожили их. В тот день вечером к полю боя подошел султан и, узнав от раненного меркита, что монголы только недавно покинули место сражения, бросился в погоню за ним и настиг на рассвете следующего дня. Битва между монголами и хорезмийцами проходила севернее, на берегу Джарлы. В «Юаньши» сказано, что сражение между ними произошло на реке Хуйли, который И. Маркварт отождествил с Кайлы.
Бой продолжался весь день и не принес результатов ни одной из сторон. С наступлением темноты Субедей отвел войска на восточный берег реки и предварительно для маскировки, разложив костры, отступил…»6.
Это был первый приход монголов на Тургайские земли. Они были очень сильны. До этого монголы поработили многие народы Азии: Китая, Индии и Ирана, и теперь вся их военная мощь была на стороне монголов. От монголов надо было защищать родную землю. Во главе армии кипчаков стоял Хулусман, один из представителей племени знаменитого Койчу, Тутуха и Кунана, которые в начале XII века привели кипчаков на юг Уральских гор, в основном, на территорию современной Костанайской области. После чего они назвали себя «Елбори кипчаки», а Уральские горы – «горы Елбори».
После этого монголы вернулись сюда лишь в 1229 году и получили хороший отпор. Несмотря на это, они с оружием в руках не раз приходили на наши земли, и каждый раз Хулусман со своим войском выходил на защиту родной земли. Монголам любыми путями надо было пройти через Тургайские степи, которые служили тогда воротами на запад. А там лежала Русь, и вся Европа. Когда натиск монголов усилился, Хулусман совместно с башкирами организовал здесь партизанскую войну против монгол. Историк Лев Николаевич Гумилев пишет: «Осенью 1236 года монгольские войска взяли Великий Булгар, а весной 1237 года напали на алан и кипчаков. В дельте Волги погиб один из храбрейший половецких вождей – Бачман. А войска хана Котеня отступили за Дон…».7
Дальнейшая история завоевания монголами Руси и Европы нам известна. Если кипчак Бачман (Басаман) вместе с башкирами более 13 лет сдерживал натиск монголов и не пропускал их на запад, то после его гибели монголы буквально за два-три года завоевали Великую Русь и часть Европы. Таким образом, уроженеца нашего края – половецкого героя Басамана и всех кипчаков, которые сражались в его отряде, можно считать защитниками не только нашей, но и Русской земли и Европы.
Видимо, в честь этого героизма и отваги половецкого героя и в целях увековечивания его имени потомки этот огромный лесной массив, находящийся в центре Костанайской области, назвали его именем – Басаманским лесом. Будет жить лес – будет сохранено имя героя.

г. КОСТАНАЙ

ЛИТЕРАТУРА
1. Ахинжанов С. М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы: «Ғылым». 1999, с. 79.
2. Бриль Ю. Открытие Аркаима. Уральское литературное агентство. Екатеринбург. 2008.
3. Мэри Бойс. Верования и обычаи. Предисловие издания на английском языке.
4. Из материалов научно-практической конференции «Топорковские чтения» разных лет. Рудный, Костанайская область.
5. Сосновые леса Тургайской впадины. Кустанай, 1994, с. 408.
6. Ахинжанов С. М. Кипчаки и история средневекового Казахстана. Алматы: «Ғылым», 1999, с. 236-237.
7. Гумилев А. Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Изд. АСТ, 2005, с. 534.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ