СОТВОРИВШИЙ ИМЯ

0
133

Ecce homo!

Видный общественный деятель, лауреат Государственной премии КазССР, Заслуженный архитектор республики, автор Государственного Герба РК, кавалер орденов «Құрмет», «Парасат», Почетный гражданин г. Алматы, член Союза архитекторов, Союза художников, Союза дизайнеров и Союза писателей РК Шота Едрисович Валиханов родился в семье потомков казахского хана Абылая в урочище близ горы Сырымбет Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Местность эта некогда принадлежала бабушке известного казахского ученого Чокана Чингиcовича Валиханова – Айганым. 

Будущий архитектор вырос в атмосфере народных легенд и преданий о своих великих предках. «Люди не выбирают себе родителей. Они рождаются чьими-то сыновьями и дочерьми. Что касается меня, я считаю, мне повезло. Большинство моих предков, прежде всего, являлись истинными сыновьями своего народа. В меру моих сил и я стараюсь быть достойным их», – говорит Ш. Валиханов. Где бы ни находился наш соотечественник, чем бы ни была занята его неуемная творческая натура, он всегда помнит о своих могучих корнях, родном крае, верен семье, друзьям, данному слову и родному очагу.
Шота Валиханов – представитель рода торе (ветви чингизидов), может без запинки назвать своих предков не до седьмого, как принято у большинства казахов, а до тридцатого колена! Из среды этого сословия вышло немало известных государственных и общественных деятелей, в частности, князь Губайдулла, сын Жангир хана, замечательный казахский народный композитор Даулеткерей, один из основоположников партии «Алаш» общественный деятель Алихан Букейханов и другие. Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей книге «В потоке истории» пишет: «Именно представители сословия торе заложили основы Казахского государства. Высшее сословие в казахском обществе представляли султаны, т. е. потомки Чингизхана по мужской линии – чингизиды. Они были самой влиятельной силой в казахском обществе. Каждый чингизид, независимо от того, к какой именно династии потомков Чингизхана относился, мог претендовать на ханский титул в любом месте…».
Отец Шоты – Едрис, был сыном Макы, родного брата Чокана Валиханова. Около полувека учительствовал в сельских школах. Учениками Едриса были известный казахский поэт Жумагали Саин, выдающийся ученый, доктор филологических наук, член-корреспондент Академии Наук РК Есмагамбет Исмаилов. Класс, в котором учился Шота Валиханов, был очень дружным, в нем собралось много способных ребят, в их среде постоянно витал дух здорового соперничества. Позднее из их класса вышли многие видные деятели науки, культуры, искусства, известные всей стране государственный и общественный деятель, поэт и писатель Какимбек Салыков, историк Нуртас Айтпаев, химик Айша Биркенова, математик Агир Каженова, инженер Ныгметжан Уахитов, художник Еркеш Айтмагамбетов.
«На выбор моего жизненного пути повлиял мой дед Макы Валиханов и брат Турсын. Макы получил образование в Санкт-Петербурге, пробыв там 11 лет. Затем служил в разных канцеляриях Петербурга и Омска. Г. Н. Потанин в статье «В юрте последнего киргизского царевича» писал: «… из всех сыновей султана Чингиса это был самый обруселый. Мне говорили, что, когда он наезжает зимой в Кокчетав, в русском клубе его принимают, как приятного гостя, его любят там за его общительный характер и галантное обращение…». Турсын был старше меня на 6 лет и прожил недолгую жизнь. Будучи по образованию юристом, Турсын увлекался и живописью. После него остались профессионально выполненные портреты родных и друзей», – продолжает Шота Едрисович.
Позже о Турсыне в книге «Мое время» (Алматы, 2002 г.) напишет Кажахмет Балахметов, министр просвещения КазССР: «Турсын был молод, жизнерадостен и общителен. Он был отличным собеседником, хорошо владел словом, образно мыслил и прекрасно рисовал. У нас было много общих интересов, одинаковые взгляды на окружающую действительность. Друг мой был глубоко эрудирован, природа одарила его способностями и талантом, хотя ранняя смерть в 22 года не дала ему возможности широко раскрыться… Как и Чокан, он промелькнул как метеор, оставив о себе добрую память».
В школьные годы Шоты Едрисовича на художников смотрели как на людей праздных. Имея склонность к точным наукам, Валиханов собирался получить инженерное образование, хотя больше любил историю и литературу, очень увлекался рисованием. Однажды в его руках случайно оказался номер газеты «Комсомольская правда», в котором было объявление о приеме в Московский архитектурно-строительный институт. Для поступления надо было сдавать экзамены по рисунку и математике. Будущий архитектор интуитивно понял: специальность, где искусство сочетается с точной наукой, – его призвание.
До 1929 года фамилия его отца была Валиханов. Когда начались преследования по классовому признаку, он стал Макиным. Из-за изменения фамилии для оформления пенсии у отца не хватало положенного трудового стажа, Шоте закрывалась дорога учиться дальше. В отчаянии молодой человек решается на смелый поступок и отправляет телеграмму самому Сталину: «Москва. Кремль, Вождю всех народов, товарищу Сталину (лично). Я хочу быть архитектором, строить города и села. Но из-за того, что отец не получает пенсию, я не могу поехать учиться. Он 50 лет проработал в сельской школе учителем, но из-за изменения фамилии на старости лет ему отказали в пенсии, очень прошу помочь. С сыновней любовью Шота Валиханов». Через какое-то время от «вождя всех народов» пришел ответ с указанием облисполкому срочно разобраться и оказать содействие парню. В конце концов было принято положительное решение о пенсии отца, и Шота со спокойной душой, окончив с отличием Сырымбетскую среднюю школу, уехал поступать в Московский архитектурный институт.
Огромное влияние на Валиханова как профессионала оказали его старшие товарищи, известные ученые и специалисты градостроения: Т. К. Басенов, М. М. Мендикулов, Г. М. Орлов, Н. И. Рипинский, А. К. Капанов, Р. А. Сейдалин, М. В. Посохин, А. В. Пирс, Е. Н. Сталь, А. Т. Полянский и другие. Откровенный обмен мнениями, их высококвалифицированные советы помогли ему расправить крылья и уверенно двигаться вперед. Из характеристики на студента 6 курса Валиханова Ш. Е., подписанной в марте 1956 года деканом факультета гражданского строительства Московского архитектурного института, профессором Г. А. Симоновым: «…С первых дней пребывания в институте настойчиво и упорно учился и, несмотря на трудности, добился хорошей успеваемости…». Полученное в одном из лучших вузов страны образование стало трамплином для дальнейшей активной деятельности, творческих поисков.
Выпускник архитектурного, Шота Валиханов начал свою трудовую биографию в 1956 году архитектором Головного проектного института «Казгорстройпроект» (ныне Проектная академия «KAZGOR»), затем работал младшим научным сотрудником в Казахском филиале Академии строительства и архитектуры СССР, заместителем главного архитектора г. Алматы, старшим научным сотрудником ГПИ «Казпромстройниипроект», первым заместителем председателя Казахского общества охраны памятников истории и культуры. Без малого десять лет возглавлял Союз архитекторов Казахстана, был секретарем правления Союза архитекторов СССР. С 1982 по 1990 годы работал главным архитектором института «Казграждансельпроект». Затем заведовал отделом искусства и архитектуры Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова НАН РК. С 1995 года и по настоящее время – председатель общественного объединения «Казахское Общество охраны памятников истории и культуры», одновременно является президентом Международного фонда Абылай хана.
Шота Едрисович, автор и соавтор проектов многих зданий, монументов и сооружений, ныне определяющих облик разных городов по всей стране. Среди этих объектов – стадион «Динамо» (1959), магазин «Универсам» (1979), здание акимата г. Алматы (бывшее здание ЦК Компартии Казахстана) (1980), здание «Казгипрозема» (ныне Казахстанско-Немецкий университет) (1983) и другие. Он является одним из инициаторов и авторов внедрения в практику строительства сейсмостойкого монолитного и объемно-блочного домостроения. Его проекты по этой теме пользуются большим спросом не только в Казахстане, но и за его пределами.
Особо он проявил себя в области монументального искусства, как автор памятников и бюстов видным общественным, политическим, творческим деятелям Казахстана: Абаю – на родине великого поэта в селе Караул Семипалатинской области, Чокану Валиханову, Ленину в Гурьевской области, Алиби Джангильдину, Токашу Бокину, Гани Муратбаеву, бюста трижды Герою Социалистического труда Д. А. Кунаева, а также он является автором Монумента Независимости РК, бюста дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова в г. Кокшетау, Ахмета Байтурсынова в г. Костанай, Кенесары Касымова в г. Астана, Монумента жертвам ядерных испытаний «Сильнее смерти» в г. Семей.
Монумент «Сильнее Смерти», посвященный жертвам атомных испытаний не военного, а мирного времени был открыт 29 августа 2001 года в г. Семей. Отражение этой драматичной в национальном масштабе темы в монументальном искусстве Казахстана стало делом чести архитекторов и художников. Доминантой комплекса является двадцатипятиметровая каменная стела, с вырезанным в ней сквозным отверстием силуэтом «атомного взрыва». Внизу – скульптура матери, своим телом укрывающей ребенка. По задумке авторов через ее образ переданы жертвенность, любовь, самоотверженность, борьба за жизнь. Известный поэт, лидер антиядерного движения «Невада-Семей» Олжас Сулейменов в письме Шоте Едрисовичу делится своими впечатлениями: «Мне доставляет особое удовольствие напомнить автору о его последнем созданном творении – памятнике жертвам ядерных испытаний, установленном в прошлом году в Семипалатинске. Это, пожалуй, первое и единственное в мире скульптурно-архитектурное произведение на эту тему. Казахстан, переживший 40-летние испытания человека военным атомом, имеет право громко заявить об этом, и Вы прекрасно реализовали это выстраданное право».
В области мемориальной скульптуры и архитектуры им созданы памятники-бюс­ты – Жумагали Саину, Толегену Тажибаеву, Таиру Жарокову, Сырбаю Мауленову, Дине Нурпеисовой и другим известным деятелям культуры и науки.
На посту председателя правления Союза архитекторов Казахстана Ш. Валиханов приложил немало усилий установлению стабильных дружеских и творческих контактов с архитекторами союзных рес­публик и ряда зарубежных стран. Он был делегатом конгрессов Международного союза архитекторов в Мадриде, Мехико, Пекине, Берлине, Париже. В статьях и выступлениях тех лет Шота Едрисович поднимал проблемные вопросы развития мировой архитектуры и искусства, которые рассматривались им не изолированно, а как часть общечеловеческой культуры. Как председатель Общества охраны памятников истории и культуры Валиханов занимается пропагандой и популяризацией историко-культурного наследия, руководит разработкой проектов по увековечиванию памяти крупных исторических событий и выдающихся личностей.
Его работы свидетельствуют о широкой творческой палитре мастера. Глубокое знание мирового искусства и отечественной истории послужили той базой, на основе которой создавались его произведения. Творчеству Валиханова присуще глубокое понимание синтеза искусств, ведь любое произведение основано на умелом соединении разных самостоятельных видов творчества: скульптуры, архитектуры и строительного искусства. Шота Едрисович известен, прежде всего, как автор Государственного герба РК, ставшего не только знаком, олицетворяющим нашу страну, но и национальным символом, питающим патриотические чувства казахстанцев. Герб образно передает историю и судьбу его родного народа, его представления о мире, человеке и обществе. В нем достигнут художественный уровень, возникший в результате применения большого опыта работы в сфере геральдики, знания ее законов и принципов. Казахстанский герб обладает особым сочетанием – выражением исторического контекста нашей страны и символического художественного обобщения. Гербом зодчий начал заниматься задолго до провозглашения независимости страны, история его создания глубоко символична.
В Советском Союзе у всех космонавтов были эмблемы государства. И когда 2 октября 1991 года в космос полетел Токтар Аубакиров, архитектор передал ему памятный знак, где был изображен шанырак – символ отчего дома, обрамленный крыльями. Изображение крыльев не было случайным – это символ вечной мечты человечества о полете, а кроме того, они посвящались двум казахским космонавтам – Токтару Аубакирову и Талгату Мусабаеву. На одном крыле было написано «Токтар», на другом – «Талгат». Здесь отразилась и особенность казахской ономастики, народный принцип именования людей – лучших сынов народа. Проясняя авторский замысел, Валиханов передал с памятным знаком записку, выразив уверенность в том, что эти сыны – крылья казахского народа. Легенда советской космонавтики Алексей Леонов посоветовал Аубакирову использовать знак как эмблему родного Казахстана. На левый рукав скафандра прикрепили Герб СССР, на правый – новорожденную космическую эмблему РК. Именно ее надо считать первой версией будущего герба Казахстана. То есть прообраз Государственного Герба нашей страны возник еще до появления на карте мира суверенного и независимого Казахстана. Первоначальная идея герба Шоты Едрисовича была опубликована в газетах «Қазақ әдебиеті», «Ана тілі», «Экспресс-К», «Советы Казахстана» еще в 1991 году, а в 1992-ом был объявлен конкурс на создание нового Государственного Герба независимого Казахстана, в котором приняли участие 245 проектов и 67 описаний будущего государственного символа лучших сил творческой и научной интеллигенции. Каждый знает, что Государственный Герб РК двух цветов: золотого и сине-голубого, представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней (тулпаров). В нижней части герба – надпись «Қазақстан». Венчает герб путеводная звезда – символ высокой цели, поставленной государством. Образ шанырака (верхней сводчатой куполообразной части юрты) – это образ общего дома всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков (опор). Шанырак – сердце Герба – по форме напоминает небесный купол, а по отражению в сознании людей является одним из важных элементов жизнеустройства. Шанырак – символ отчего дома, а в более широком понимании и мира. Изображение коней на Гербе Казахстана – следование великим традициям конно-кочевой цивилизации степи. Ведь конь является у казахов важным атрибутом национального образа мира, за ним издавна закрепились такие характеристики, как храбрость и преданность, мощь и независимость, сила и воля к победе. Издревле говорят: «Қазақ жылқы міңезді» (буквально «казах по своему характеру похож на коня»). Этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть их природы. Крылато-рогатые кони были использованы на головном уборе известного всему миру Золотого сакского воина из Иссыкского захоронения. Так как древние саки являются предтечей казахов, то вполне объяснимо использование символики крылатых коней в Гербе самоопределившихся потомков. Крылья символизируют мечту о построении сильного, процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией.
Вскоре Ш. Е. Валиханов получит от Президента Казахстана письмо следующего содержания: «Уважаемый Шот-Аман Ыдырысұлы! Ваше имя как автора Герба независимого государства навечно останется в сердце нашего народа. Успехов Вам, будьте всегда здоровы! Н.Назарбаев. 18.01.1993».
В тот же период, вместе с другими архитекторами Ш. Е. Валиханов создает личный штандарт Президента РК, утвержденный Указом Главы государства 29 декабря 1995 года. Шота Едрисович является автором эмблем Казахского общества охраны памятников истории и культуры Казахстана, Национальной академии наук Республики Казахстан, международного фонда Абылай хана, а также проектов эмблем «города Алматы», орденов «Отан», «Алтын қыран», «Парасат», «Құрмет», «Данқ», «Герба г. Астана». За серию работ по Государственной символике РК Союз архитекторов Казахстана в 1996 году наградил Валиханова дипломом и золотой медалью.
Крупным явлением в архитектуре г. Алматы стало сооружение Монумента Независимости на площади Республики, ставшего со временем символом страны, независимости, метафорой единства прошлого, настоящего и будущего казахской истории, культуры и государственности. Трудно представить, что так много, достаточно емких мыслей можно внести в одно произведение, заключить в один художественный образ. Но в этом и отличие, как данного жанра искусства, так и авторской индивидуальности Ш. Валиханова, возглавившего творческий коллектив. Его создание и проектирование было нелегким делом. Понадобились огромное терпение и титанические усилия, чтобы возвести это сооружение. Коллектив под руководством Валиханова постарался вложить в него все знания как кардинальных основ, так и тончайших деталей традиционной казахской культуры и истории. Нужно отметить и тот знаменательный факт, что инициатором и вдохновителем создания данного Монумента стал Глава нашего государства, Первый Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев.
Архитектурно-скульптурный комплекс – масштабный, монументальный и в то же время синкретичный художественный жанр. Точное понимание его законов вкупе с присущим руководителю творческой группы Ш. Валиханову умением синтезировать идеи, способностью органично увязать чисто традиционные национальные элементы с достижениями мировой эстетической и градостроительной мысли, помогли в итоге создать грандиозный по замыслу и воплощению монумент. Связь современности с национальной историей – красная нить Монумента. В рельефах и кулпытасах, окружающих стелу ведется последовательный скульптурный рассказ о нашей истории, славных победах и горьких временах, величии и героизме казахского народа, годах великих бедствий, национально-освободительных движениях, войнах, победах, событиях декабря 1986 года и долгожданном провозглашении Независимости.
Валихановым разработан ряд интереснейших проектов, ждущих своей реализации: «Монумент Тысячелетия и ХХ века» в контексте истории Казахстана, «Евразийский монумент», символизирующий единение двух континентов и их народов, «Пантеон Славы» для увековечивания памяти великих сыновей Казахстана, принесших свою жизнь на алтарь свободы Родины, «Монумент Родины-Матери» – «Ана-Жер-Ана» – символ благородства и человечности, свободы и независимости, верности и бескорыстной любви, Дворец «Мир народов Казахстана» и др. Интересы и сфера деятельности Ш. Е. Валиханова разнообразны и обширны, он не только талантливый зодчий, но то же время – поэт, писатель, драматург, ученый, автор ряда научных трудов и сотен интереснейших аналитических статей по архитектуре, искусству, истории и культуре Казахстана. Недаром, гениальный французский архитектор Ле Корбузье считал, что «подлинный архитектор – это не только инженер, строитель, но и врач, психолог и обязательно художник и поэт».
Кроме всего прочего, Шота Едрисович – академик Академии социальных наук Казахстана, профессор Казахской государственной архитектурно-строительной академии, академик Международной академии архитектуры стран Востока, лауреат Независимой премии «Тарлан» за вклад в изобразительное искусство Казахстана, Международной академии архитектуры и обладатель множества других престижных званий и наград. Его жизненное кредо: трудолюбие и настойчивость. Личность многогранная, разносторонняя, он пишет стихи и драмы. И творчество, несомненно, дает ему прилив свежих сил и дум. В далеком 1965 году была издана его повесть «Симфония, написанная в камне». На сценах республиканских и местных театров были поставлены его произведения: «Чокан Валиханов», «Ақнұр», «Тағдыр». Он – автор пьес «Судьба», «Клятва Чокана», «Белые ночи Чокана», пьесы «Безвинно пролитая кровь», посвященной жертвам сталинских репрессий.
Из записной книжки архитектора: «Есть люди, которые своим глубоким интеллектом, человеческим обаянием и высокой порядочностью становятся тебе близкими, родными и дорогими», «Дружба – основа нравственного бытия человека». Шота Едрисович на протяжении всей жизни остается неизменно предан своим старым и верным друзьям, с которыми общается и по сей день. Кропотливо работая, реализовав не один проект, зодчий Валиханов убежден, что приносить пользу обществу, служить своей Родине, любить свой народ – это и есть наивысшее счастье. С уверенностью можно сказать: Шота Валиханов – счастливый человек, который нашел свое призвание и свой смысл жизни. У него крепкий тыл в лице верной и отзывчивой супруги, доброй и скромной Зинаиды Каримовны, детей и внуков. А ведь и вправду, за успехами практически любого видного деятеля в тени почти всегда остается его вторая половина. Зинаида Каримовна более 40 лет проработала в КазНУ им. аль-Фараби. Ее неутомимая деятельность отмечена высокими наградами: званием «Қазақстанның еңбек сінірген қайраткері» (Заслуженный деятель РК), медалью «Ерен еңбегі үшін» и другими.
Чета Валихановых вырастила достойных дочерей: Гульнат, как и папа, архитектор, кандидат философских наук, младшая Баян окончила философский факультет КазНУ им. аль-Фараби. Их радуют успехи внуков: Айдара, Зарины, Гаухар, Меруерт, Дианы, Окжетпеса. Подрастают правнучки – Миа, Амина и Адия.
Эмоциональный, упорный, вдумчивый в работе, честный, открытый, мастер своего дела – таков он, и мы по праву гордимся им. Во время приездов на малую Родину Шота Едрисович спешит в Сырымбет и обязательно посещает Кокшетау, Петропавловск, Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей, резиденцию Абылай хана, знакомится с новыми архитектурными композициями города и области. И 85-летие архитектора – замечательный повод выразить ему огромную признательность за шедевры, в которые он вложил всю душу, пожелать ему здоровья и творческого долголетия.
Вклад Ш. Е. Валиханова в культуру, искусство и архитектуру Казахстана несоизмерим и бесценен, его уникальная, разносторонне одаренная личность – вдохновляющий пример для отечественной и мировой общественности.

Олжас МУКАНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here